Политическое и социально-экономическое развитие объединения Германии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое и социально-экономическое развитие объединения Германии.



Значительные успехи, достигнутые на посту канцлера и лидера современной западногерманской христианской демократии, политическое долголетие, сравнимое с карьерой К.Аденауэра, огромный авторитет в своей стране и за рубежом были достаточны для того, чтобы имя Гельмута Коля прочно вошло в историю Германии. Однако подлинным венцом его политической биографии следует считать объединение германского государства. Предпосылкой для этого события стал фатальный кризис социалистической модели в Восточной Германии.

ГДР оставалась в 80-е годы оплотом социалистического лагеря в Европе и его образцовой витриной. Но за фасадом благополучия скрывались кризисные процессы. Неуклонное снижение эффективности экономической системы, ее истощение в попытках обеспечить завышенный уровень жизни, рост социальной апатии и глухого гражданского недовольства заставляли правительство Хонеккера все в большей степени прибегать к политической демагогии и террору. С особой жестокостью карались попытки граждан ГДР бежать на Запад. Спецслужбы штази создавали режим тотальной слежки. При численности населения ГДР в 8,4 млн чел. личный состав министерства государственной безопасности насчитывал в эти годы более 100 тыс. чел., и еще столько же было вовлечено в агентурную сеть штази (при этом следует учесть, что более 2 млн чел. были членами СЕПГ, а свыше 5 млн состояли в Обществе германо-советской дружбы). И тем не менее социалистический режим приближался к своему краху. Его предвестником стал поток беженцев, устремившийся в Австрию и ФРГ в 1989 г. через открытую границу с Чехословакией. После визита М.С.Горбачева в ГДР 6 октября 1989 г. инициативу в свои руки взяла внутрипартийная оппозиция СЕПГ под руководством Эгона Кренца. 18 октября 1989 г. на IX пленуме СЕПГ Э.Хонеккер был смещен с занимаемых постов.

История «восточногерманской перестройки» оказалась чрезвычайно кратковременной. Уже 3 декабря 1989 г. новое руководство СЕПГ во главе с Э.Кренцем, потерявшее контроль над положением в стране, было вынуждено уйти в отставку. Ни образование коалиционного правительства, ни открытие границы с ФРГ, ни разоблачение злоупотреблений прежнего режима не изменили ситуацию. Разрушение Берлинской стены, обломки которой превратились в сувениры, стало символом нового этапа в истории немецкого народа. Вопрос о судьбе ГДР должны были решить выборы в Народную палату, назначенные на 18 марта 1990 г. В оставшиеся до них месяцы в стране произошли большие политические изменения. Правительство возглавил Ханс Модров, первый секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ, известный партийный оппозиционер. В конституции была ликвидирована статья о руководящей роли СЕПГ, а после Чрезвычайного съезда в декабре 1989 г. сама партия была преобразована в Партию демократического социализма. Бывшие союзники СЕПГ — Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия, Национально-демократическая партия, Демократическая крестьянская партия — вышли из блока с коммунистами. В стране создавались и новые политические движения — «Новый форум», «Демократический прорыв», «Зеленая партия» и другие. Большое влияние на этот процесс оказывали политические партии и правительственные круги ФРГ. Единым лозунгом оппозиции стало объединение двух германских государств. Победа на выборах ХДС (40,9 %) и СДПГ (21,8 %) превратила этот процесс в дело времени.

Окончательное решение вопроса об объединении Германии требовало и международного урегулирования. Эта проблема стала предметом переговоров по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР и держав-победительниц во второй мировой войне — США, СССР, Великобритании, Франции), проходивших в 1990 г. Несмотря на сдержанную позицию английского и французского руководства, в ходе переговоров было подтверждено право немецкого народа на самоопределение. Важную роль сыграло решение президента СССР М.С.Горбачева передать на усмотрение руководства объединенной Германии вопрос о принадлежности страны к военным и экономическим блокам, ускорить вывод советской группы войск из ГДР. Подписанный участниками переговоров Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии завершил послевоенную правовую реабилитацию Германии и восстановил ее полный государственный суверенитет.

Образованное после победы на выборах блока ХДС восточногерманское правительство под руководством Л.де Мезьера поддержало проект объединения двух стран на основании статьи 23 конституции ФРГ, что означало ликвидацию государственного устройства ГДР и распространение на ее территорию законодательства Западной Германии. На этих принципах 31 августа 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. Он вступил в силу 3 октября 1990 г. В этот день ГДР перестала существовать.

Сторонники единства Германии полагали, что экономическая мощь и внутриполитическая стабильность ФРГ сделает процесс объединения безболезненным и быстрым. Однако эти прогнозы оказались слишком упрощенными. Объединение политических и экономических систем проводилось без стратегического планирования, путем проб и ошибок. Большинство восточных и западных немцев психологически оказались не готовы к этим изменениям.

Разрушение прежней экономической инфраструктуры социалистического содружества и начало структурной перестройки привели к глубокому падению производства в «новых землях». Более 50 % рабочих мест здесь было ликвидировано. Уровень безработицы, с учетом ее скрытых форм, составил около 30 %. Приватизация восточногерманских предприятий не дала реального экономического эффекта. Все это заставило правительство ФРГ сохранить на длительный срок действие федеральных программ по модернизации восточных земель. Расходы на них в целом составили до 5 % валового национального продукта в год. Даже для процветающей экономики ФРГ это стало серьезным бременем. Правительству пришлось пойти на беспрецедентное повышение налогов, составивших в середине 90-х годов более половины общего заработка. Тем не менее даже при сохранении такого высокого уровня расходов экономическая интеграция восточных земель затянется, по прогнозам специалистов, на два десятилетия.

Не менее сложные проблемы породил и процесс психологической адаптации немцев к реалиям новой Германии. Десятилетия жизни при разных общественных системах, активная деятельность официальной пропаганды тех лет, создававшей из соседнего государства образ врага, ориентация на разные модели социального поведения и системы жизненных ценностей, исторически сложившиеся психологические особенности — все это существенно затруднило складывание подлинной единой немецкой нации. Вслед за эйфорией объединения пришли взаимная настороженность, раздражение, практика скрытой дискриминации восточных немцев со стороны западногерманских предпринимательских и политических кругов. Из прежних элитарных групп населения ГДР (военнослужащих, спортсменов, деятелей культуры, преподавателей) лишь единицы сохранили достойную работу. И, наоборот, практически вся новая деловая и административная элита восточных земель оказалась составлена выходцами с бывшей территории ФРГ. Комплекс социально-психологических и экономических проблем, порожденных объединением страны, сказался и в политической сфере. Выборы в бундестаг осенью 1994 г. выявили растущее влияние ДДС в восточных землях и падение популярности здесь традиционных партий. При этом электорат правящей коалиции ХДС/ХСС и СвДП уменьшился на 6,4 % в масштабах всей Германии. Особенно сложным оказалось положение в Свободной демократической партии, руководство которой не смогло выдвинуть оригинальную программу, отвечающую новым реалиям. В результате председатель партии К.Кинкель лишился своего поста, от активной политической деятельности отошел и Г.-Д.Геншер. Таким образом, реальной основой правительственной коалиции остался лишь блок ХДС/ХСС. Бесспорный авторитет Г.Коля стал гарантией прочности его позиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.006 с.)