Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория социальной дезорганизации (аномии).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория "Социальной дезорганизации". Теория "Социальной дезорганизации (аномии)" была раскрыта французским социологом и психологом Эмилем Дюркгеймом (1858 – 1917). В своих работах, из которых основными были "О разделении общественного труда" (1893) и "Самоубийство" (1897), Э. Дюркгейм заявил, что преступность – это нормальный фактор социальной жизни. Он утверждал, что уровень преступности соответствует тому или иному виду общества. Преступность нормальна, пока не достигла чрезмерного роста, т.е. когда коэффициент преступности приблизительно одинаков в большинстве стран. Системой воздействия на преступность не должны быть насильственные методы. Насилие – не единственный источник порядка. Социальное воздействие может быть настолько органичным, что подчас сам индивид и не воспринимает его как принуждение, поскольку иного образа действий и не может помыслить. Преступность необходима для нормальной эволюции самого общества, его морали и права. Чтобы был возможен прогресс, человек должен иметь возможность выразить свою индивидуальность, в том числе и индивидуальность преступника. Коллективное чувство, которое присуще обществу и лежит в основе нравственности, не должно сверхсильно подавлять нравственные отклонения. Э. Дюркгейм говорил, что Сократ был признан преступником за свободу мыслей, но благодаря этому его страна впоследствии прославилась демократией. Состояние пониженной социальной сплоченности Э. Дюркгейм назвал социальной аномией, где "аномия" переводится как "безнормативность". В период общественной стабильности общественный порядок в большей степени основывается на: - устоявшейся иерархии социальных ценностей, понятии о добре и зле, справедливости и несправедливости, о том, что можно делать и чего нельзя; - оценке людьми существующего порядка в обществе как справедливого; - религиозных стереотипах сознания и поведения; - семейных связях; - социальных традициях и привычках, системе авторитетов. Э. Дюркгейм утверждал, что общественный порядок во многом основывается на авторитете традиций. Аномия характерна для переходного периода от одного типа общественной формации к другому (например, от социализма к капитализму). Аномия возникает вследствие противоречия между потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения – с другой. Аномия проявляется: - в частичном или полном отсутствии нормативного регулирования в кризисных и переходных социальных ситуациях, когда прежняя система норм и ценностей разрушена, а новая еще не утвердилась; - низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения; - отсутствие должной поддержки праву со стороны коллективных чувств; - расплывчатость, противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций (например, противоречие между нормами, устанавливающими цели, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей). В таком обществе одни люди быстро возвышаются, другие теряют свое положение. А, как следствие этого, множество людей начинают проявлять девиантное поведение. Растет количество наркоманов, алкоголиков и проституток и т.п. Ученый пытался разработать концепцию справедливого неравенства. По мысли автора, все должно быть справедливо распределено, и это распределение должно быть известно всем. Все должны иметь равные стартовые возможности. Тогда результат зависит от индивидуальных особенностей и усилий каждого.
Теория дифференциальной ассоциации. Теория "Дифференциальной ассоциации" была сформулирована профессором Эдвин Сазерлендом. В 1939 году Э. Сазерленд (1883–1950) стал известным криминологом благодаря изучению им так называемой "беловортничковой преступности". Его исследования пошатнули веру в теорию факторного анализа, которая связывала наличие преступности с такими обстоятельствами, как нищета, низкие умственные способности, психические расстройства. Он объяснял преступность исключительно на основе факторов социальной жизни: - человек становится преступником лишь в силу своей способности к обучению; - преступное обучение включает восприятие криминогенных взглядов, привычек и умений; - человек обучается преступному поведению не потому, что имеет к этому особые преступные задатки, а потому, что криминальные образцы поведения чаще попадаются ему на глаза. А, как следствие этого, у него устанавливается более тесная связь с людьми, у которых можно перенять криминогенные взгляды и умения. Если в сознании человека преобладают понятия, оценки, способствующие нарушению законов, то он легко преступает через закон. Однако в обществе существуют взгляды и ценности, которые противодействуют преступлениям. Человек находится под влиянием и тех и других, поскольку то, что воспринимается человеком в связи с преступным поведением, находится в противоречии с тем, что воспринимается в связи с неприступным образом поведения и формирует у него дифференциальные ассоциации. Э. Сазерленд указывает, что преступные взгляды, ориентации и умения усваиваются в группе при личном и неформальном общении. Средства массовой коммуникации и другие группы (формальные) играют в процессе передачи и усвоения преступных образцов второстепенную роль.
Теория Стигмы. Теория "стигматизации". Теория стигматизации в отличие от предыдущих делала попытку объяснить не причины и условия преступного поведения, а ответить на вопрос: почему человек не перестает совершать преступления? Она раскрывала механизм криминального рецидива. Данная теория была разработана Эдвином Лемертом (в 1951 г.). Название теории происходит от термина "стигма", т.е. клеймо. Все предыдущие теории касались причин первичной девиации, т.е. того, какие факторы побуждают индивида совершить преступление. Установление причин первичной девиации Э. Лемерт считает задачей второго плана, поскольку реально меняет статус и психическую структуру индивида, превращая "нормального" человека в девианта, не сам факт кражи, пьянства, гомосексуальных отношений либо употребления наркотиков, а процесс стигматизации. Именно в результате этого процесса индивид начинает входить в предписанную ему роль. Стигматизация начинается с момента социальной реакции на девиантное поведение. В случае совершения преступления она начинается с момента возбуждения уголовного дела против виновного и достигает апогея в ходе судебного разбирательства, когда происходит публичное объявление человека преступником, отщепенцем. В период отбывания наказания осужденный подвергается воздействию, направленному на его "деградацию": специальная стрижка, специальная одежда и т.д. Такая реакция общества на факт девиации приводит к тому, что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которую им определило общество. Человек, злоупотребляющий алкоголем, публично объявленный алкоголиком, начинает вести себя как алкоголик. У людей, переживающих процесс стигматизации, создается негативное представление о себе, которое может существенно повлиять на их поведение в будущем. Клеймение со стороны общества выражается в отрицательном, недоверчивом отношении окружающих к ранее судимому, а со стороны индивида – во внутреннем усвоении роли преступника. Э. Лемерт утверждает: - не существует абсолютных признаков преступления. Определение того или иного деяния в качестве преступного зависит исключительно от реакции людей; - преступники практически ничем не отличаются от непреступников; - воздействие судебной системы и карательного аппарата на преступность носит скорее негативный, нежели позитивный характер. Оно причиняет обществу больше вреда, чем пользы; - важна не кара, а меры, которые могли бы удержать человека от преступления. Он предлагал следующие меры воздействия на преступность: - расширение некарательных мер ответственности; - поиск и внедрение карательных мер, исключающих стигму; - отказ от ряда карательных мер (например, краткосрочное тюремное заключение); - возможность ресоциализации преступников; - лояльное отношение к наркоманам, гомосексуалистам и т.д.
23. Понятие детерминации и причинности преступности Проблема причин и условий преступности является центральной проблемой криминологической науки. Во всех сферах природы, общества, человеческой деятельности существует и действует категория причинности. Понятие детерминации отражает одну из существенных особенностей бытия, а именно: всеобщую связь, взаимозависимость и взаимообусловленность предметов, явлений и процессов. В систему детерминации входят причинные, статистические, функциональные, корреляционные и т. п. связи. Причинность в криминологии является одной из форм взаимодействия явлений, определяющих генетическую, производящую связь. Это объективная связь между явлениями, одно из которых (причина) порождает другое (следствие). Процесс причинности последовательно развивается во времени, и причина всегда предшествует следствию. В общественной жизни причинные связи обладают определенной спецификой. Во-первых, здесь действуют главным образом статистические закономерности, при которых необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Во-вторых, общество – это исторически изменяющаяся система, и поэтому причинные объяснения, верные для одного времени, могут быть ошибочными для другого. В-третьих, в обществе через причинные связи передаются не материя или энергия, как это имеет место в неживой природе, а информация. Причинные взаимосвязи здесь всегда проходят через сознание людей, что ведет к усложнению, а то и искажению, преобразованию. Сведения о нормах поведения, системе ценностей, о текущей действительности устанавливаются лицами через различные источники и каналы информации, формируя мировоззрение и психологию общества, групп и личности. Существуют различные подходы в понимании причинности. Для зарубежной криминологии характерна концепция, согласно которой не причины и условия порождают преступность, а различные по характеру факторы. Так называемый кондиционалистский подход. При этом предпочтение может отдаваться как однородным факторам (либо биологическим, либо социальным), так и определенному сочетанию между ними, под воздействием которого и происходит возникновение и развитие преступности. В отечественной литературе данный подход подвергается критике. И главным недостатком называется отсутствие такого понятия, как механизм взаимодействия факторов, порождающих преступность. Однако несмотря на это объективность многих зарубежных теорий причинности подтверждается самой жизнью современного общества. Следует отметить, что в отечественной криминологии также нет единства в понимании таких терминов, как причинная связь, причина и условие преступления. Так, одни авторы четко дифференцируют, с одной стороны, причины и условия преступности, а с другой – процесс детерминации. Так называемый традиционно-диалектический подход, где причина – это все то, что порождает данное следствие. Представителями данного подхода являются Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Стручков и др. Другие авторы придерживаются интеракционистского подхода в трактовке причин преступности. Данная концепция абсолютизирует причинность, указывая, что причинное взаимодействие и есть причина. Подводя итог, следует отметить, что причинность представляет собой одну из форм детерминации. Комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствия (преступление и преступность), называются криминогенными детерминантами, а сами причины и условия преступности – это система негативных явлений общественной жизни, детерминирующих преступность.
24. Понятие причин преступности. Классификация причин и условий Причины и условия по происхождению и сущности социальны. Они всегда включены в систему социальных противоречий общества. По содержанию они всегда негативны и противоречат интересам общества, государства. Причина действует лишь при наличии определенных условий. Когда есть достаточные условия и имеется причина, следствие наступает неизбежно. Иными словами, причина порождает следствие, а условие этому лишь способствует. Между причинами и условиями преступности тесное взаимодействие, наличие которого и позволяет использовать обобщенное понятие "криминогенные детерминанты", охватывающее и те, и другие. Условия сами не могут породить преступление и преступность. Однако без них причина не может реализоваться. Условия преступности подразделяются на три основные группы: - сопутствующие – обстоятельства места и времени, образующие общий фон событий и явлений; - необходимые – без таких условий событие могло бы не наступить (например, сторож ушел домой); - достаточные – совокупность всех необходимых условий. Многообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общественной жизни обусловливают необходимость классификации ее причин. Классификация может проводиться по различным основаниям, в частности: по их социальной природе, происхождению, по источнику воздействия, по содержанию, направленности и механизму действия, по уровню функционирования и т.д. По механизму действия негативные социальные процессы, детерминирующие преступность, подразделяются на: - причины; - условия; - криминогенные факторы. По уровню функционирования криминогенные детерминанты классифицируются на причины и условия: - преступности в целом (общие причины); - видов (категорий, групп) преступлений; - отдельных преступлений. Встречается и несколько иная классификация по уровню функционирования, а именно: - детерминанты, определяющие преступность на общегосударственном уровне; - на уровне отдельных регионов; - на уровне отдельного индивида. По социальной природе выделяют: - коренные причины – это социальные явления и процессы, отражающие природу конкретной общественной формации и по своей сущности адекватные преступности, а поэтому порождающие ее с неизбежностью; - некоренные причины – это явления и процессы, напрямую не связанные с природой данной формации, носящие временный характер и оказывающие на преступность косвенное, опосредованное влияние. По содержанию криминогенные детерминанты подразделяются на: - социально-экономические; - политические; - социально-психологические; - идеологические; - воспитательные; - правовые; - организационно-управленческие и др. По природе возникновения выделяют следующие детерминанты преступности: - объективные; - объективно-субъективные; - субъективные. Субъективные детерминанты зависят от целенаправленной деятельности людей и представляют собой, как правило, результаты недостатков этой деятельности, ошибок и упущений. Большинство криминогенных детерминант носит объективно-субъективный характер с преобладанием объективного или субъективного.
25. Причины и условия преступности в Республике Беларусь. Проблема причин и условий преступности в современном обществе позволяет прийти к выводу, что они коренятся в существующих противоречиях социального развития, в недостатках в сфере экономических и иных отношений. Выделяют социально-экономические и социально-нравственные причины преступности. Социально-экономические причины. Противоречия и недостатки в сфере экономических отношений чаще всего проявляются в сфере организации производства, обмена и распределения. Эти противоречия приобретают определяющее значение, поскольку экономика занимает приоритетное место в человеческой деятельности. Возросла безработица среди молодежи. Наблюдается перепроизводство специалистов по ряду профессий. Так, достаточно высока доля безработных среди юристов, экономистов и т.д. Это объясняется тем, что данные профессии считаются престижными и высокооплачиваемыми среди молодых людей. Поэтому вузы, особенно коммерческие, набирая студентов, не ориентируются на спрос по данным профессиям в обществе. Похожая картина наблюдается и среди выпускников профессионально-технических училищ. Молодые специалисты, закончившие столичные и областные вузы, не стремятся распределяться в районные центры, городские поселки, сельскую местность и т.п. Это объясняется, прежде всего, бытовой неустроенностью в регионах. Наличие семейно-бытовых проблем в современном обществе, с трудом решаемые проблемы молодежи также детерминируют преступность. Так, разрушена советская система бесплатных детско-школьных образовательных и спортивных организаций. Многие подростки проводят свой досуг в бесцельном времяпрепровождении на улице и возле телевизора. Посещение театра, цирка и т.п. требует от родителей больших материальных затрат, а, следовательно, и позволить себе это может не каждая семья. Социально-нравственные причины. На сегодняшний день устоявшиеся в советские времена многие нравственные и духовные ценности потеряли свою значимость. Новая система ценностных установок только проходит этап становления. А, как следствие этого, растут пьянство, наркомания и преступность. Невысокий жизненный уровень, недостаток жилья, просчеты в организации системы здравоохранения и системы образования порождают неудовлетворенность жизнью. Новая рыночная экономика заставила людей пересмотреть свою жизненную позицию. Изменилась и система ценностных ориентаций. Часть населения, особенно люди зрелого и пожилого возраста, не смогли привыкнуть к таким радикальным изменениям. Это сказывается на психологии данных социальных групп. Люди теряют уверенность в завтрашнем дне, что неблагоприятно отражается на поведении отдельных граждан и в конечном счете приводит к правонарушениям. Достаточно остро стоит проблема качества материалов и программ в средствах массовой информации. В детское вечернее время демонстрируются фильмы с элементами жестокости и насилия. Уменьшилось количество детской и подростковой кино- и видео- продукции. Особенностью нашего государства является его транзитное географическое положение, когда причинами преступности становится неконтролируемая миграция граждан других государств, контрабанда наркотиков и оружия. Условиями, способствующими действию причин преступности, являются противоречия и недостатки организационно-управленческого характера, вызванные принятием неэффективных, а порой и противоречивых законов, отсутствием налаженного механизма их исполнения, упущениями правоприменительной деятельности правоохранительных органов и т.д. Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий обзор причинного комплекса преступности в Республике Беларусь. 26. Понятие индивидуального преступного поведения его элементы. Преступное поведение человека представляет собой процесс, который развертывается как в пространстве, так и во времени включает не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические процессы, которые и определяют генезис противоправного поведения. При выяснении обстоятельств, в силу которых было совершено преступление, выделяют два уровня в исследовании взаимодействия личности и среды: - условия формирования личности; - конкретная жизненная ситуация. На первом уровне создаются психологические предпосылки совершения преступления данным лицом. На втором – "задуманное" лицом реализуется в действительность. Как правило, при наличии данных двух уровней возможно совершение конкретного преступления. Значительная часть криминологов считает, что нет нравственного различия между личностью преступника и личностью непреступника. Проблема личности преступника – во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения – это проблема происхождения такого поведения, так как преступное поведение всегда обусловлено теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность. Доминирующим в механизме совершения преступления являются не отрицательные свойства личности, а социальные условия, которые эти свойства вызвали. Поэтому под механизмом индивидуального преступного поведения понимается взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение. Наиболее полно механизм преступного поведения проявляется в группе умышленных преступлений, т.е. тех, совершение которых сознательно планировалось субъектом еще до наступления ситуации, в которой осуществилось его преступное намерение. Механизм умышленного преступления включает в себя три основных этапа: 1. Мотивацию преступления, т.е. потребности личности, ее планы, интересы, ценностные ориентации. Мотив – внутреннее побуждение к действию. Потребность сама по себе нейтральна. Есть и жить хотят все. Но один способен убить ближнего ради куска хлеба, а другой – нет. Внешний окружающий нас мир предлагает выбор способов удовлетворения потребностей, но выбор способа осуществляется благодаря ценностным ориентациям личности. 2. Планирование преступных действий, когда субъект определяет непосредственные цели и объекты своих действий, а также средства, место и время совершения преступления, принимая соответствующее решение. На этом этапе влияние внешних факторов довольно сильное. Они могут изменить намерения человека, заставить отказаться от преступления. 3. Непосредственное совершение преступления. Данный этап охватывает как преступные действия или бездействие субъекта, так и наступление преступного результата. Здесь преступное поведение совпадает с преступлением как внешним фактом общественно опасного и противоправного действия. На всех этих этапах преступного поведения личность взаимодействует с социальной средой.
27. Неблагоприятные условия нравственного формирования личности преступника Антиобщественные взгляды, установки, социально неодобряемые потребности, интересы личности, а также многие другие качества, которые играют важную роль в преступном поведении, по своей природе социальны. Они усвоены личностью в процессе ее развития и контактов и обусловлены спецификой связей с окружающим миром. Среда, общество не только регулируют удовлетворение тех или иных потребностей, интересов личности, но и формируют их. В процессе своей жизнедеятельности любой человек, в том числе и преступник, взаимодействует с окружающим миром. Это происходит как на макроуровне (экономические, политические, организационно-управленческие, идеологические и др. отношения), так и на микроуровне (семья, друзья, коллеги по работе и т.д.). Различия между макро- и микросредой относительны. То, что для одного является выходящим за рамки его повседневной, обыденной жизни, для другого составляет ее неотъемлемую часть. В формировании личности микросредовым воздействиям принадлежит особая роль. Влияние широкой среды на личность опосредуется ею. Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает макросреду: опыт и знания предшествующих людей и современного поколения. Не будучи замкнутой, микросреда способна сохранять и воспроизводить отрицательные традиции, нравы и обычаи, формировать искаженные представления о ценностях. Ближайшее окружение, демонстрируя образцы антиобщественного поведения, впоследствии может перерасти в криминогенную среду, оказывающую на личность чрезвычайно существенное влияние. Семья – один из приоритетных источников нравственного формирования личности. Она воздействует на личность с первых дней жизни. Господствующая в семье система ценностей, стереотипов поведения прочно усваивается ее членами в силу постоянных взаимных контактов, особого эмоционального характера внутрисемейных отношений. В качестве обстоятельств, способствующих деформации личности в раннем детском и юношеском возрасте можно выделить: - проявление социально-негативных форм и норм поведения родителей (т.е. "дурной пример"); - отсутствие эмоционального контакта между детьми и родителями, разлад между родителями; - отсутствие одного из родителей в семье; - безнадзорность детей; - потакание родителями детям во всем, т.е. воспитание у детей эгоизма и т.д. Лица, совершающие преступления, значительно меньше, чем другие граждане, уделяют времени повышению уровня своего образования, культуры, развития своей личности. Их жизнь – это бесцельное время-препровождение, сопровождающееся азартными играми, употреблением спиртных напитков и т.п. Любой человек нуждается в воспитании. Воспитание всегда социально. Помимо индивидуального воспитания, которое осуществляется родителями, выделяют еще и общественное воспитание, т.е. целенаправленное педагогическое воздействие на личность вне семейной среды. Оно проводится дошкольными учреждениями (детскими садами), школами, профессиональными училищами и т.п. Криминологическое значение недостатков их деятельности состоит в том, что, будучи специально предназначенными для выполнения функций воспитания несовершеннолетних и молодежи, они неполно реализуют либо не оказывают воздействия, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным влияниям в микросреде. В этой сфере можно выделить следующие криминологически значимые недостатки: - отсутствие индивидуального подхода к воспитанию субъекта; - педагогические ошибки в воспитании; - неумение помочь детям из трудных неблагополучных семей найти общий язык со своими сверстниками, перестать быть изгоями; - недостатки в работе с семьей; - отсутствие полной информации о правонарушающем поведении воспитуемых; - неумение преодолеть нигилизм подростков и т.п. Это не исчерпывающий перечень обстоятельств, оказывающих неблагоприятное воздействие на формирование личности. Звеном, опосредующим связь личности с обществом, является трудовой коллектив. Он не только играет важную роль в формировании отношения его членов к труду, в нем личность удовлетворяет потребность в общении, признании, уважении, самореализуется в процессе трудовой деятельности. Конечно, не стоит забывать и о влиянии на личность причин общего характера, действующих на макроуровне. Это и средства массовой информации, художественные и документальные фильмы и т.п.
28. Понятие и криминологическая роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения Конкретная жизненная ситуация – это совокупность внешних обстоятельств, имеющих место непосредственно перед совершением преступления и влияющих во взаимодействии с личностными особенностями на совершение данным субъектом преступного деяния. В отличие от условий формирования личности, которые могут оказывать влияние как в прошлом, так и в настоящем, жизненная ситуация взаимодействует с личностью непосредственно в момент, предшествующий совершению преступления. Следует отметить, что одни и те же внешние обстоятельства могут трактоваться различными людьми по-разному, в том числе и полярно. Решающее значение в механизме преступного поведения остается за личностью, а не за ситуацией. Интересной представляется роль жизненной ситуации при совершении преступлений по неосторожности. Так, ряд авторов в своих работах рассматривают неосторожного преступника как "жертву" обстоятельств. Они считают, что к лицам, совершившим преступления по неосторожности или в силу особого стечения обстоятельств (случайные или ситуативные преступники), вообще не применимо понятие общественной опасности личности, поскольку по соответствующим характеристикам они ничем не отличаются от законопослушных граждан. Однако следует отметить, что при совершении преступления по неосторожности роль жизненной ситуации не приобретает решающего значения, хотя и имеет большее значение, чем при совершении умышленных преступлений. Преступное легкомыслие и небрежность есть выражение таких отрицательных качеств личности, как беспечность, лихачество, чрезмерная самоуверенность и т.п. С позиции криминологических исследований, из всех конкретных жизненных ситуаций наибольшее внимание заслуживают криминогенные ситуации, которые как бы провоцируют субъекта к совершению противоправного поступка. Однако реализация такой возможности, как уже ранее отмечалось, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от качеств и свойств личности. Дифференцируя криминогенные ситуации по содержанию, выделяют: - проблемные ситуации возникают, когда человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели; - конфликтные ситуации связаны с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных или общественных органов (семейный или производственный конфликт, ссора и т.п.). По характеру воздействия на виновного можно выделить следующие виды криминогенных ситуаций: - экстремальная ситуация – необычная, исключительная для данного лица, оказывающая на него особо сильное воздействие (превышение пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения); - провоцирующая ситуация – побуждающая к совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже, открытая сумка для вора и т.п.); - разряжающая ситуация – вызывающая разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление сотрудника милиции, появившегося сразу после семейной ссоры); По масштабам действий ситуация может распространяться на большую территорию (неурожай в стране) либо существовать на ограниченном пространстве (квартирный конфликт). По объему своего действия ситуация может быть локальной, затрагивающей только данное лицо или узкий круг лиц, а может касаться многих и т.д. Среди ситуаций, связанных с действиями иных, кроме виновного, лиц, особого внимания заслуживают ситуации, созданные потерпевшими. Такие ситуации называются виктимогенными. Следует отметить, что если ситуация не оставляет варианты поведения и субъект оказывается в условиях, диктующих однозначное решение, – ответственность исключается (физическое принуждение, непреодолимая сила и т.п.).
29. Понятие личности преступника, ее общественная опасность Проблема личности – одна из центральных и наиболее сложных криминологических проблем. Ее изучение – существенная предпосылка успешной разработки теории предупреждения преступлений, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Понятие "личность" представляет собой характеристику человека, фиксирующую специфические общественные, а не биологические качества и признаки, но это не значит, что последние не влияют на первые. Личностные свойства определяют отношение человека к другим людям, к обществу в целом, а также определяют место и роль человека в системе социальных отношений. Изучение личности преступника должно базироваться на твердой правовой основе, т.е. необходимо изучать личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, подтвержденного судебным приговором, и до момента снятия или погашения судимости, а не до момента констатации исправления. Реальное исправление, если под этим понимать положительную перестройку нравственно-психологической системы личности, ведение социально-одобряемого образа жизни может произойти во время или после отбытия наказания, а может вообще не наступить. В последнем случае нужно говорить не о личности преступника, а о личности, представляющей общественную опасность. Поэтому предметом криминологического изучения является система личностных характеристик, закономерно участвующих в порождении преступного поведения. Наличие отличительных черт личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. У многих лиц, совершивших неосторожные преступления, могут отсутствовать черты, типичные для преступников. Однако основная масса преступников отличается определенными особенностями. Изучение личности преступника предполагает исследование видов социальных характеристик, которые помогают выяснить все ее структурообразующие элементы. Система этих социальных характеристик включает: - социально-демографические и уголовно-правовые признаки; - социальные проявления в различных сферах общественной жизни; - нравственные свойства; - психологические особенности. Уголовно-правовые признаки. Она основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид, характер и степень тяжести совершенного преступления, соучастие, совершение преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, рецидив, объект преступного посягательства, форма вины, вид и размер назначенного наказания. В последнее время наряду с традиционными признаками стали выделять некоторые новые черты личности преступника, например, указывающие на принадлежность к группировкам воров в законе, лидерам и активным участникам преступных сообществ, к числу профессионально действующих преступников и др. Социально-демографические признаки. Их значение для криминологических исследований связано с той социальной нагрузкой, которая им присуща, так как положение человека в обществе во многом зависит от возраста, пола, рода занятий и т.д. Социальные проявления в различных сферах общественной жизни. Эта сторона личности преступника характеризуется преобладанием пассивно-равнодушного отношения к общественной жизни, к политическим процессам, к участию в общественных организациях. Поведение преступника, как правило, не оправдывает обращенные к нему ожидания. Нравственные свойства. Движущей силой человеческого поведения наряду с силой обстоятельств является сила нравственных принципов. Нравственное сознание и нравственное отношение формируется: - в детском возрасте – на уровне представлений и суждений; - в юношеском возрасте – на уровне убеждений; - в зрелости – на уровне мировоззрения. Криминологические исследования зафиксировали не отсутствие нравственного сознания у лиц, совершающих преступления, а существенные пробелы, искажения и деформации в нем. Преступник стремится оправдаться в своих глазах и в глазах окружающих и делает это при помощи несложных софизмов ("так поступают многие, а не только я"). Действуя противоправно, преступник неизбежно деформирует ценностную структуру своей личности, искажает понимание общепринятых норм нравственности. Поэтому многие преступники расценивают свои действия как правомерные. Дефекты нравственного сознания подтверждают мысль об индивидуализме преступника, чуждости его стремлений целям общества, большинства людей. Индивидуализм, выражая пренебрежение к интересам общества, демонстрирует ослабление связей человека с другими людьми и, прежде всего, нравственных и моральных связей. Индивидуалистической направленности формирования личности чужды такие нравственные понятия, как: долг перед людьми; чувство совести; чувство сопричастности общему делу и т.п. А это, в свою очередь, проявляется в структуре потребностей и интересов личности, например: - общая бедность потребностей и интересов; - нарушение равновесия между потребностями, выражающееся в преобладании п
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 3783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.012 с.) |