Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтернативный подходы к пониманию преступности.

Поиск

Альтернативный подходы к пониманию преступности.

- социологический подход, не совокупность всех преступлений, а объективно присущий свойством самого общества, порождению опасного деяния, которое и обуславливает введение уг – пр запретов.

- девеантологический (наука о соц отклонениях): преступность рассматривается на ряду с алкоголизмом, проституцией и др. – одна из соц девиаций. Ни одно из деяний не является преступлением само по себе, и зависит от реакции общества, исходя из ценностей ориентаций, менталитета, религиозных представлений, традиций, исторического и социально экономического развития конкретного общества.

- антропологическое направление: преступность не порождение общества или культуры, а представляющее собой биологический результат вырождения, дегенерации отдельных индивидуумов в следствии их физ – псих аномалий.

- теологический подход: отверн от бога, оказавшиеся во власти дьявола.

 

6. Официальная и латентная преступность. Причины существования латентной преступности

Существенной особенностью преступности является то обстоятельство, что официальные статистические показатели не полностью отражают фактическое положение вещей. Преступность существует как бы в двух измерениях: реальном и фиксируемом. Даже при самой совершенной работе органов, ведущих борьбу с преступностью, наши знания о ней носят поверхностный и приблизительный характер. В итоге преступность состоит из двух частей – известной, которая отражена в уголовной статистике, и неизвестной – это и есть латентная преступность.

Латентная преступность - это совокупность преступлений, не включенных при анализе преступности в статистические данные вследствие отсутствия о них к определенному моменту официальной информации.

В 1975 году на Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращения с правонарушителями в Женеве было высказано мнение, что латентная преступность чрезвычайно велика, и зарегистрированные преступления составляют лишь 10–15% от общего числа преступлений.

Степень латентности конкретных преступлений различна. Например, убийства и тяжкие телесные повреждения характеризуются низкой латентностью, а взяточничество – чрезвычайно высокой (до 95%). Отечественные криминологи отмечают высокую латентность хозяйственно-корыстной и должностной преступности, а также преступности, связанной с половой жизнью и наркотиками.

В латентной преступности выделяют три части:

1) скрытая преступность, т.е. преступления, оставшиеся неизвестными правоохранительным органам, не выявленные ими:

- в силу специфики самих преступлений;

- недостатков в деятельности контрольно-ревизионных служб;

- социально-правовой пассивности части населения и т.д.

Это так называемая естественная латентность;

2) скрываемая преступность, т.е. преступления, ставшие известными правоохранительным органам, но скрытые от учета отдельными должностными лицами по тем или иным мотивам (искусственная латентность);

3) пограничные ситуации, охватывающие все остальные фактически имевшие место преступления, не получившие отражения в уголовной статистике вследствие существующей системы учета.

Выделяют следующие причины латентности преступности:

1) отсутствие потерпевших и свидетелей (взяточничество, криминальный аборт и т.п.);

2) отсутствие у потерпевших желания сообщить о преступлении (изнасилование, телесные повреждения от родственников, обман покупателя, мошенничество). Умолчание объясняется тем, что потерпевший считает преступление незначительным, опасается мести, извиняет обидчика, последний обещает жениться: при сексуальных преступлениях; ущерб от преступления минимален (обвес на несколько граммов); нет желания тратить свое время на уголовный процесс; не желает участвовать в самом уголовном деле; опасается моральной компрометации; отрицательно относится к правоохранительным органам; не верит в эффективность деятельности правоохранительных органов; полагается на самосуд, и т.п.;

3) умолчание свидетелей;

4) высокий "профессионализм" у преступников;

5) отсутствие профессионализма у работников органов юстиции;

6) сознательная деятельность работников правоохранительных органов по сокрытию преступности;

7) загруженность милиции;

8) стремление создать мнимое благополучие;

9) слабое материально-техническое обеспечение, низкая заработная плата и т.д.

 

Теория «множественности факторов» – Вопрос 13.

16. Эндокринная и конституциональная теории. Хромосомная теория. Психологическая теория

Начало XX века ознаменовалось бурным развитием физиологии вообще и эндокринологии в частности. Ученые выяснили, что от работы желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, паращитовидной, зобной и половых желез) в значительной мере зависят и внешность, и самоощущение человека. А, следовательно, его поведенческие реакции в определенной мере связаны с химическими процессами, происходящими внутри организма.

В 1924 году американский исследователь Макс Шлапп опубликовал небольшую статью, в которой обнародовал результаты изучения эндокринной системы преступников.

По его данным, почти 1/3 всех заключенных страдает эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции.

Чуть позже в Нью-Йорке Макс Шлапп в соавторстве с Эдвардом Смитом опубликовал книгу "Новая криминология". Авторы одну из главных ролей в механизме преступного поведения отводили различным эндокринным расстройствам. При этом они указали, что внешними признаками данных расстройств наряду с другими являются и особенности телосложения.

Эти исследования стимулировали поиск физических признаков опасного состояния, который привел криминологов к гипотезе о связи строения тела, типа телесной конституции с предрасположенностью к преступному поведению.

Родоначальником конституциональной психологии был немецкий психиатр и психолог Эрнест Кречмер. Наиболее масштабные исследования в этой области осуществил профессор Гарвардского университета Эрнест Хуттон, который более пятнадцати лет проводил обширное антропологическое изучение преступников.

Он измерил рост, вес, объем грудной клетки, размеры черепа и величину отдельных органов более чем у 13 тысяч заключенных. Эти данные он сопоставил с результатами обследования 3208 законопослушных граждан.

В 1939 году он опубликовал книгу "Американский преступник". Э. Хуттон пришел к следующим выводам: существование типа прирожденного преступника – это реальный факт. Он отмечал, что преступники уступают непреступникам почти во всех измерениях.

Аналогичные исследования проводил профессор Колумбийского университета Уильям Шелдон и др.

Большой вклад в развитие данного направления биологической школы сделали супруги Шел и Элеонора Глюк. В основу своих исследований они положили метод длительных наблюдений. Ученые установили, что конституция большинства подростков-правонарушителей относится к мезоморфному типу (т.е. мускулистые, энергичные, с развитым скелетом). Их доля среди правонарушителей составляет 60%, в то время как среди правопослушных – лишь 30%. Этот тип требует особого внимания, так как наиболее чувствителен к неблагоприятному влиянию со стороны семьи и ближайшего окружения.

Практика показала, что данный метод прогнозирования является достаточно эффективным. В 1970 году Арнольд Хацнекер, врач президента Никсона, заинтересовался прогностической методикой супругов Глюк и предложил обследовать всех детей в возрасте от 6 до 15 лет для выявления среди них склонных к преступлениям. Всех выявленных потенциальных преступников предполагалось помещать в специальные лагеря для привития общественно полезных норм поведения. Однако эта программа, став достоянием широкой общественности, была подвергнута критике, и Хацнекер отказался от ее реализации.

 

Психологическая теория.

Психологическая теория. Представителями этой теории были Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, У. Уайт и др.

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский врач-психопатолог разработал структуру личности, состоящую из "Я", "Оно" и "Сверх‑Я" (по латинской терминологии: "Ид", "Эго", "Супер-Эго").

"Я" – сознательная часть психики, которая контролируется человеком и господствует над его побуждениями. От "Я" исходит инициатива по вытеснению из сознания человека следов от психотравмирующих обстоятельств.

"Оно" – сосредоточивает два основных врожденных, инстинктивных побуждения: "Эрос" (секс) и "Танатос" (инстинкт смерти, разрушения). "Я" лишь поверхностно охватывает "Оно".

"Я" олицетворяет разум и рассудительность. В противоположность ему "Оно" представляет страсти. Таким образом, "Я" и "Оно" могут противоречить.

"Сверх‑Я" – сфера внутренних нравственных норм, запретов, предписаний, социального чувства.

Между "Оно" и "Сверх‑Я" существует непримиримое противоречие, поскольку "Оно" требует немедленного удовлетворения потребностей, а "Сверх‑Я" является препятствием, затрудняющим полное удовлетворение этих потребностей, выступая внутренним "контролером" поведения. Поэтому между ними чаще всего существует конфликт.

Конфликты порождают у человека чувство вины и состояние напряжения. Проявляются они вовне в форме замещающего поведения, которое разряжает внутриличностное напряжение. Психоаналитики, изучающие преступность, исходят из одного общего положения: преступное поведение носит замещающий характер, символизируя вытесненные в подсознание конфликты. Так, кража – это подсознательное стремление к наказанию, позволяющее освободиться от чувства вины. Вот почему, утверждают сторонники психологической теории, многие преступники действуют так опрометчиво, не скрывая следов, как будто хотят, чтобы их поймали и наказали.

В отличие от Ч. Ломброзо З. Фрейд видел враждебные инстинкты в каждом человеке.

Американский ученый-фрейдист У. Уайт указывал на то, что человек рождается преступником, а его последующая жизнь – процесс подавления разрушительных инстинктов, заложенных в "Оно". Преступления совершаются тогда, когда "Оно" выходит из-под контроля "Сверх‑Я".

Особенностью личности преступника является неспособность его психики сформировать полноценную контролирующую инстанцию "Сверх‑Я". Большинство мотивов преступного поведения во многом совпадают с желаниями и устремлениями типичного обывателя.

 

Хромосомная теория.

Хромосомная теория. В 20–30-х годах XX века при изучении влияния наследственности была выдвинута гипотеза генетической обусловленности преступного поведения. Она была разработана на основе открытия, сделанного в 1911 году американским ученым Морганом, который и сформулировал хромосомную теорию.

Первым, кто применил теорию о хромосомах к преступному поведению человека, был немецкий психиатр Йоханес Ланге. Он провел исследования, используя близнецовый метод, который заключался в сопоставлении поведения близнецов, развивающихся из одной яйцеклетки, а, соответственно, имевших одинаковый набор генов, с поведением разнояйцовых близнецов.

В 77% случаев у однояйцовых близнецов, если преступление совершал один, то и второй оказывался преступником. У разнояйцовых близнецов случаи, когда второй близнец тоже оказывался преступником, составляли лишь 11%. Й. Ланге делает вывод: гены являются решающим фактором преступного поведения.

Однако важнейшими недостатками в данных исследованиях были:

1) малый объем исследуемых пар (всего 30 пар близнецов);

2) близнецы в своем развитии не были изолированы от влияния окружающей среды.

Датский криминолог Карл-Отто Кристиансен проанализировал жизнь 6 тысяч пар близнецов. По его данным, совпадение случаев совершения преступлений у однояйцовых близнецов составляет только 35%, а у двуяйцовых лишь 12%. А, следовательно, – делает вывод ученый, – именно условия жизни оказывают большее влияние на социальное поведение человека, чем наследственность.

В 1965 году П. Джекобс установила, что среди преступников доля лиц с хромосомной аномалией типа "ХУУ" многократно больше, чем среди правопослушных граждан, и, кроме того, лица с дополнительной У‑хромосомой отличаются агрессивностью, аффективностью, непостоянством и т.п. Уверенности в таких выводах добавляли и раскрытые в США и Франции преступления, совершенные серийными убийцам, генотип которых был "ХУУ".

Однако дальнейшие исследования, проводившиеся в Англии, Франции и США, не подтвердили данных, полученных П. Джекобс. В 1975 году на процент лиц, имеющих хромосомные отклонения, среди правонарушителей практически такой же, что и среди всего населения в целом. Причем среди преступников, имеющих хромосомную комбинацию "ХУУ", лишь 9% осуждены за насильственные преступления. Таким образом, называть У‑хромосому носителем агрессивности просто некорректно.

 

19. Марксистская теория генезиса преступности.

Основоположники Марки и Энгельс, глубоко проанализировали преступность и причины в капиталистическом мире. Основные факторы:

- социальное неравенство

- эксплуатация труда, последствия безработицы, нищета и низкий уровень образования.

Особо пагубное влияние оказывает нищета, которая размывает все нравственные запреты. В результате, рабочие находятся в депрессии, что ослабевает их самоконтроль. Особо негативное влияние оказывает безработица, которая оказывает влияние на психику трудящихся.

 

Теория Стигмы.

Теория "стигматизации". Теория стигматизации в отличие от предыдущих делала попытку объяснить не причины и условия преступного поведения, а ответить на вопрос: почему человек не перестает совершать преступления? Она раскрывала механизм криминального рецидива.

Данная теория была разработана Эдвином Лемертом (в 1951 г.). Название теории происходит от термина "стигма", т.е. клеймо.

Все предыдущие теории касались причин первичной девиации, т.е. того, какие факторы побуждают индивида совершить преступление. Установление причин первичной девиации Э. Лемерт считает задачей второго плана, поскольку реально меняет статус и психическую структуру индивида, превращая "нормального" человека в девианта, не сам факт кражи, пьянства, гомосексуальных отношений либо употребления наркотиков, а процесс стигматизации. Именно в результате этого процесса индивид начинает входить в предписанную ему роль.

Стигматизация начинается с момента социальной реакции на девиантное поведение.

В случае совершения преступления она начинается с момента возбуждения уголовного дела против виновного и достигает апогея в ходе судебного разбирательства, когда происходит публичное объявление человека преступником, отщепенцем.

В период отбывания наказания осужденный подвергается воздействию, направленному на его "деградацию": специальная стрижка, специальная одежда и т.д.

Такая реакция общества на факт девиации приводит к тому, что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которую им определило общество. Человек, злоупотребляющий алкоголем, публично объявленный алкоголиком, начинает вести себя как алкоголик.

У людей, переживающих процесс стигматизации, создается негативное представление о себе, которое может существенно повлиять на их поведение в будущем. Клеймение со стороны общества выражается в отрицательном, недоверчивом отношении окружающих к ранее судимому, а со стороны индивида – во внутреннем усвоении роли преступника.

Э. Лемерт утверждает:

- не существует абсолютных признаков преступления. Определение того или иного деяния в качестве преступного зависит исключительно от реакции людей;

- преступники практически ничем не отличаются от непреступников;

- воздействие судебной системы и карательного аппарата на преступность носит скорее негативный, нежели позитивный характер. Оно причиняет обществу больше вреда, чем пользы;

- важна не кара, а меры, которые могли бы удержать человека от преступления.

Он предлагал следующие меры воздействия на преступность:

- расширение некарательных мер ответственности;

- поиск и внедрение карательных мер, исключающих стигму;

- отказ от ряда карательных мер (например, краткосрочное тюремное заключение);

- возможность ресоциализации преступников;

- лояльное отношение к наркоманам, гомосексуалистам и т.д.

 

23. Понятие детерминации и причинности преступности

Проблема причин и условий преступности является центральной проблемой криминологической науки.

Во всех сферах природы, общества, человеческой деятельности существует и действует категория причинности.

Понятие детерминации отражает одну из существенных особенностей бытия, а именно: всеобщую связь, взаимозависимость и взаимообусловленность предметов, явлений и процессов.

В систему детерминации входят причинные, статистические, функциональные, корреляционные и т. п. связи.

Причинность в криминологии является одной из форм взаимодействия явлений, определяющих генетическую, производящую связь. Это объективная связь между явлениями, одно из которых (причина) порождает другое (следствие). Процесс причинности последовательно развивается во времени, и причина всегда предшествует следствию.

В общественной жизни причинные связи обладают определенной спецификой. Во-первых, здесь действуют главным образом статистические закономерности, при которых необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Во-вторых, общество – это исторически изменяющаяся система, и поэтому причинные объяснения, верные для одного времени, могут быть ошибочными для другого. В-третьих, в обществе через причинные связи передаются не материя или энергия, как это имеет место в неживой природе, а информация. Причинные взаимосвязи здесь всегда проходят через сознание людей, что ведет к усложнению, а то и искажению, преобразованию. Сведения о нормах поведения, системе ценностей, о текущей действительности устанавливаются лицами через различные источники и каналы информации, формируя мировоззрение и психологию общества, групп и личности.

Существуют различные подходы в понимании причинности.

Для зарубежной криминологии характерна концепция, согласно которой не причины и условия порождают преступность, а различные по характеру факторы. Так называемый кондиционалистский подход. При этом предпочтение может отдаваться как однородным факторам (либо биологическим, либо социальным), так и определенному сочетанию между ними, под воздействием которого и происходит возникновение и развитие преступности.

В отечественной литературе данный подход подвергается критике. И главным недостатком называется отсутствие такого понятия, как механизм взаимодействия факторов, порождающих преступность. Однако несмотря на это объективность многих зарубежных теорий причинности подтверждается самой жизнью современного общества.

Следует отметить, что в отечественной криминологии также нет единства в понимании таких терминов, как причинная связь, причина и условие преступления. Так, одни авторы четко дифференцируют, с одной стороны, причины и условия преступности, а с другой – процесс детерминации. Так называемый традиционно-диалектический подход, где причина – это все то, что порождает данное следствие. Представителями данного подхода являются Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Стручков и др.

Другие авторы придерживаются интеракционистского подхода в трактовке причин преступности. Данная концепция абсолютизирует причинность, указывая, что причинное взаимодействие и есть причина. Подводя итог, следует отметить, что причинность представляет собой одну из форм детерминации. Комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствия (преступление и преступность), называются криминогенными детерминантами, а сами причины и условия преступности – это система негативных явлений общественной жизни, детерминирующих преступность.

 

24. Понятие причин преступности. Классификация причин и условий

Причины и условия по происхождению и сущности социальны. Они всегда включены в систему социальных противоречий общества. По содержанию они всегда негативны и противоречат интересам общества, государства.

Причина действует лишь при наличии определенных условий. Когда есть достаточные условия и имеется причина, следствие наступает неизбежно.

Иными словами, причина порождает следствие, а условие этому лишь способствует. Между причинами и условиями преступности тесное взаимодействие, наличие которого и позволяет использовать обобщенное понятие "криминогенные детерминанты", охватывающее и те, и другие. Условия сами не могут породить преступление и преступность. Однако без них причина не может реализоваться.

Условия преступности подразделяются на три основные группы:

- сопутствующие – обстоятельства места и времени, образующие общий фон событий и явлений;

- необходимые – без таких условий событие могло бы не наступить (например, сторож ушел домой);

- достаточные – совокупность всех необходимых условий.

Многообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общественной жизни обусловливают необходимость классификации ее причин. Классификация может проводиться по различным основаниям, в частности: по их социальной природе, происхождению, по источнику воздействия, по содержанию, направленности и механизму действия, по уровню функционирования и т.д.

По механизму действия негативные социальные процессы, детерминирующие преступность, подразделяются на:

- причины;

- условия;

- криминогенные факторы.

По уровню функционирования криминогенные детерминанты классифицируются на причины и условия:

- преступности в целом (общие причины);

- видов (категорий, групп) преступлений;

- отдельных преступлений.

Встречается и несколько иная классификация по уровню функционирования, а именно:

- детерминанты, определяющие преступность на общегосударственном уровне;

- на уровне отдельных регионов;

- на уровне отдельного индивида.

По социальной природе выделяют:

- коренные причины – это социальные явления и процессы, отражающие природу конкретной общественной формации и по своей сущности адекватные преступности, а поэтому порождающие ее с неизбежностью;

- некоренные причины – это явления и процессы, напрямую не связанные с природой данной формации, носящие временный характер и оказывающие на преступность косвенное, опосредованное влияние.

По содержанию криминогенные детерминанты подразделяются на:

- социально-экономические;

- политические;

- социально-психологические;

- идеологические;

- воспитательные;

- правовые;

- организационно-управленческие и др.

По природе возникновения выделяют следующие детерминанты преступности:

- объективные;

- объективно-субъективные;

- субъективные.

Субъективные детерминанты зависят от целенаправленной деятельности людей и представляют собой, как правило, результаты недостатков этой деятельности, ошибок и упущений.

Большинство криминогенных детерминант носит объективно-субъективный характер с преобладанием объективного или субъективного.

 

25. Причины и условия преступности в Республике Беларусь.

Проблема причин и условий преступности в современном обществе позволяет прийти к выводу, что они коренятся в существующих противоречиях социального развития, в недостатках в сфере экономических и иных отношений.

Выделяют социально-экономические и социально-нравственные причины преступности.

Социально-экономические причины. Противоречия и недостатки в сфере экономических отношений чаще всего проявляются в сфере организации производства, обмена и распределения. Эти противоречия приобретают определяющее значение, поскольку экономика занимает приоритетное место в человеческой деятельности.

Возросла безработица среди молодежи. Наблюдается перепроизводство специалистов по ряду профессий. Так, достаточно высока доля безработных среди юристов, экономистов и т.д. Это объясняется тем, что данные профессии считаются престижными и высокооплачиваемыми среди молодых людей. Поэтому вузы, особенно коммерческие, набирая студентов, не ориентируются на спрос по данным профессиям в обществе. Похожая картина наблюдается и среди выпускников профессионально-технических училищ.

Молодые специалисты, закончившие столичные и областные вузы, не стремятся распределяться в районные центры, городские поселки, сельскую местность и т.п. Это объясняется, прежде всего, бытовой неустроенностью в регионах.

Наличие семейно-бытовых проблем в современном обществе, с трудом решаемые проблемы молодежи также детерминируют преступность. Так, разрушена советская система бесплатных детско-школьных образовательных и спортивных организаций. Многие подростки проводят свой досуг в бесцельном времяпрепровождении на улице и возле телевизора. Посещение театра, цирка и т.п. требует от родителей больших материальных затрат, а, следовательно, и позволить себе это может не каждая семья.

Социально-нравственные причины. На сегодняшний день устоявшиеся в советские времена многие нравственные и духовные ценности потеряли свою значимость. Новая система ценностных установок только проходит этап становления. А, как следствие этого, растут пьянство, наркомания и преступность.

Невысокий жизненный уровень, недостаток жилья, просчеты в организации системы здравоохранения и системы образования порождают неудовлетворенность жизнью. Новая рыночная экономика заставила людей пересмотреть свою жизненную позицию. Изменилась и система ценностных ориентаций. Часть населения, особенно люди зрелого и пожилого возраста, не смогли привыкнуть к таким радикальным изменениям. Это сказывается на психологии данных социальных групп. Люди теряют уверенность в завтрашнем дне, что неблагоприятно отражается на поведении отдельных граждан и в конечном счете приводит к правонарушениям.

Достаточно остро стоит проблема качества материалов и программ в средствах массовой информации. В детское вечернее время демонстрируются фильмы с элементами жестокости и насилия. Уменьшилось количество детской и подростковой кино- и видео- продукции.

Особенностью нашего государства является его транзитное географическое положение, когда причинами преступности становится неконтролируемая миграция граждан других государств, контрабанда наркотиков и оружия.

Условиями, способствующими действию причин преступности, являются противоречия и недостатки организационно-управленческого характера, вызванные принятием неэффективных, а порой и противоречивых законов, отсутствием налаженного механизма их исполнения, упущениями правоприменительной деятельности правоохранительных органов и т.д.

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий обзор причинного комплекса преступности в Республике Беларусь.

26. Понятие индивидуального преступного поведения его элементы.

Преступное поведение человека представляет собой процесс, который развертывается как в пространстве, так и во времени включает не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические процессы, которые и определяют генезис противоправного поведения. При выяснении обстоятельств, в силу которых было совершено преступление, выделяют два уровня в исследовании взаимодействия личности и среды:

- условия формирования личности;

- конкретная жизненная ситуация.

На первом уровне создаются психологические предпосылки совершения преступления данным лицом. На втором – "задуманное" лицом реализуется в действительность.

Как правило, при наличии данных двух уровней возможно совершение конкретного преступления.

Значительная часть криминологов считает, что нет нравственного различия между личностью преступника и личностью непреступника. Проблема личности преступника – во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения – это проблема происхождения такого поведения, так как преступное поведение всегда обусловлено теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность.

Доминирующим в механизме совершения преступления являются не отрицательные свойства личности, а социальные условия, которые эти свойства вызвали.

Поэтому под механизмом индивидуального преступного поведения понимается взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.

Наиболее полно механизм преступного поведения проявляется в группе умышленных преступлений, т.е. тех, совершение которых сознательно планировалось субъектом еще до наступления ситуации, в которой осуществилось его преступное намерение.

Механизм умышленного преступления включает в себя три основных этапа:

1. Мотивацию преступления, т.е. потребности личности, ее планы, интересы, ценностные ориентации. Мотив – внутреннее побуждение к действию. Потребность сама по себе нейтральна. Есть и жить хотят все. Но один способен убить ближнего ради куска хлеба, а другой – нет. Внешний окружающий нас мир предлагает выбор способов удовлетворения потребностей, но выбор способа осуществляется благодаря ценностным ориентациям личности.

2. Планирование преступных действий, когда субъект определяет непосредственные цели и объекты своих действий, а также средства, место и время совершения преступления, принимая соответствующее решение. На этом этапе влияние внешних факторов довольно сильное. Они могут изменить намерения человека, заставить отказаться от преступления.

3. Непосредственное совершение преступления. Данный этап охватывает как преступные действия или бездействие субъекта, так и наступление преступного результата. Здесь преступное поведение совпадает с преступлением как внешним фактом общественно опасного и противоправного действия.

На всех этих этапах преступного поведения личность взаимодействует с социальной средой.

 

27. Неблагоприятные условия нравственного формирования личности преступника

Антиобщественные взгляды, установки, социально неодобряемые потребности, интересы личности, а также многие другие качества, которые играют важную роль в преступном поведении, по своей природе социальны. Они усвоены личностью в процессе ее развития и контактов и обусловлены спецификой связей с окружающим миром. Среда, общество не только регулируют удовлетворение тех или иных потребностей, интересов личности, но и формируют их.

В процессе своей жизнедеятельности любой человек, в том числе и преступник, взаимодействует с окружающим миром. Это происходит как на макроуровне (экономические, политические, организационно-управленческие, идеологические и др. отношения), так и на микроуровне (семья, друзья, коллеги по работе и т.д.). Различия между макро- и микросредой относительны. То, что для одного является выходящим за рамки его повседневной, обыденной жизни, для другого составляет ее неотъемлемую часть.

В формировании личности микросредовым воздействиям принадлежит особая роль. Влияние широкой среды на личность опосредуется ею. Через микросреду и ее особенности каждый из нас осваивает макросреду: опыт и знания предшествующих людей и современного поколения.

Не будучи замкнутой, микросреда способна сохранять и воспроизводить отрицательные традиции, нравы и обычаи, формировать искаженные представления о ценностях. Ближайшее окружение, демонстрируя образцы антиобщественного поведения, впоследствии может перерасти в криминогенную среду, оказывающую на личность чрезвычайно существенное влияние.

Семья – один из приоритетных источников нравственного формирования личности. Она воздействует на личность с первых дней жизни. Господствующая в семье система ценностей, стереотипов поведения прочно усваивается ее членами в силу постоянных взаимных контактов, особого эмоционального характера внутрисемейных отношений.

В качестве обстоятельств, способствующих деформации личности в раннем детском и юношеском возрасте можно выделить:

- проявление социально-негативных форм и норм поведения родителей (т.е. "дурной пример");

- отсутствие эмоционального контакта между детьми и родителями, разлад между родителями;

- отсутствие одного из родителей в семье;

- безнадзорность детей;

- потакание родителями детям во всем, т.е. воспитание у детей эгоизма и т.д.

Лица, совершающие преступления, значительно меньше, чем другие граждане, уделяют времени повышению уровня своего образования, культуры, развития своей личности. Их жизнь – это бесцельное время-препровождение, сопровождающееся азартными играми, употреблением спиртных напитков и т.п.

Любой человек нуждается в воспитании. Воспитание всегда социально. Помимо индивидуального воспитания, которое осуществляется родителями, выделяют еще и общественное воспитание, т.е. целенаправленное педагогическое воздействие на личность вне семейной среды. Оно проводится дошкольными учреждениями (детскими садами), школами, профессиональными училищами и т.п. Криминологическое значение недостатков их деятельности состоит в том, что, будучи специально предназначенными для выполнения функций воспитания несовершеннолетних и молодежи, они неполно реализуют либо не оказывают воздействия, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным влияниям в микросреде.

В этой сфере можно выделить следующие криминологически значимые недостатки:

- отсутствие индивидуального подхода к воспитанию субъекта;

- педагогические ошибки в воспитании;

- неумение помочь детям из трудных неблагополучных семей найти общий язык со своими сверстниками, перестать быть изгоями;

- недостатки в работе с семьей;

- отсутствие полной информации о правонарушающем поведении воспитуемых;

- неумение преодолеть нигилизм подростков и т.п.

Это не исчерпывающий перечень обстоятельств, оказывающих неблагоприятное воздействие на формирование личности. Звеном, опосредующим связь личности с обществом, является трудовой коллектив. Он не только играет важную роль в формировании отношения его членов к труду, в нем личность удовлетворяет потребность в общении, признании, уважении, самореализуется в процессе трудовой деятельности.

Конечно, не стоит забывать и о влиянии на личность причин общего характера, действующих на макроуровне. Это и средства массовой информации, художественные и документальные фильмы и т.п.

 

28. Понятие и криминологическая роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения

Конкретная жизненная ситуация – это совокупность внешних обстоятельств, имеющих место непосредственно перед совершением преступления и влияющих во взаимодействии с личностными особенностями на совершение данным субъектом преступного деяния.

В отличие от условий формирования личности, которые могут оказывать влияние как в прошлом, так и в настоящем, жизненная ситуация взаимодействует с личностью непосредственно в момент, предшествующий совершению преступления.

Следует отметить, что одни и те же внешние обстоятельства могут трактоваться различными людьми по-разному, в том числе и полярно. Решающее значение в механизме преступного поведения остается за личностью, а не за ситуацией.

Интересной представляется роль жизненной ситуации при совер<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.201 (0.014 с.)