Общие и специальные меры предупреждения коррупции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие и специальные меры предупреждения коррупции.



Борьба с коррупцией не может быть сведена только к выявлению и наказанию лиц, совершивших коррупционные преступления. Необходимо наряду с этим разработать и осуществить систему мер предупредительного характера, направленных на предотвращение проникновения коррупции в структуры управления и предупреждения коррупции как бы на дальних подступах.

Меры предупреждения коррупции можно подразделить на 2 группы – общесоциальные и специальные.

1. Общесоциальные меры:

а) усиление социальной направленности экономических реформ;

б) совершенствование налогового законодательства;

в) обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней, повышение нравственного и культурного уровня населения;

г) привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, большое внимание уделяя воспитанию правосознания у граждан, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).

2. Специальные меры:

а) законодательное определение перечня коррупционных преступлений, которое создает необходимые правовые предпосылки налаживания системы официального мониторинга данной группы преступлений;

б) законодательное определение субъекта коррупционного преступления как лица, уполномоченного на осуществление публичных функций, которое бы охватывало не только должностных лиц органов государственной власти и управления, но и лиц, выполняющих управленческие функции на государственных унитарных предприятиях в иных коммерческих организациях, управляемых при участии государства или выполняющих государственные заказы;

в) проведение экспертизы действующего законодательства для выявления неопределенностей способствующих росту коррупции среди государственных служащих;

г) разграничение дисциплинарно, административно и уголовно наказуемых коррупционных правонарушений.

Исключительно важным представляется совершенствование института государственной службы, максимально эффективная организация работы управленческого аппарата. Должны быть исключены дублирование и параллелизм в решении различных вопросов. Функции и пределы полномочий каждого служащего необходимо определить четко и максимально конкретно.

Необходимо также четко определить виды деятельности, несовместимые с выполнением государственных функций: ограничения на работу по совместительству, запрет на занятие предпринимательской деятельностью, обязанность передачи в доверительное управление государству на время выполнения государственных функций ценных бумаг, имущества, вкладов в предприятия и иных ценностей, использование которых влечет за собой получение доходов. Невыполнение этих требований должно повлечь за собой в обязательном порядке увольнение с государственной службы.

В обязательном порядке должны быть предусмотрены и реализованы достаточно жесткие меры финансового контроля. Сюда можно отнести представление при поступлении на службу сведений о доходах (личных и супруга), недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумаг, обязательствах финансового характера, в том числе и за пределами Республики Беларусь, о своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или совладельца оффшорных, других компаний, фондов с указанием доли собственности.

 

83. Понятие неосторожной преступности, ее социальная и правовая оценка. Классификация и виды неосторожной преступности.

Неосторожная преступность как относительно массовое явление сложилась в середине XX века, в период научно-технической революции. Число таких преступлений и особенно масштабы причиняемого ими вреда имеют тенденции к постоянному росту. Человеку все труднее становится управлять созданными им техническими средствами, особенно относящимися к источникам повышенной опасности, и поддерживать их в безопасном состоянии.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Все неосторожные преступления можно разделить на четыре группы:

- преступления, совершаемые по неосторожности в быту (без использования технических средств);

- преступления, совершаемые по неосторожности в сфере взаимодействия человека с техникой;

- преступления, совершаемые по неосторожности в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;

- преступления, совершаемые по неосторожности в сфере осуществления должностных (управленческих) функций.

Статистический анализ неосторожных преступлений затруднен, так как, во-первых, они "разбросаны" по различным главам Особенной части Уголовного кодекса; во-вторых, нередко включаются в состав разных классификационных групп (в преступления против личности, против собственности, экологические и др.), а в-третьих, отдельно не выделяются и учитываются в разряде "прочих".

 

84. Основные криминологические показатели неосторожной преступности.

Средний показатель удельного веса неосторожных преступлений в общей структуре преступности составляет около 10–13%. Кроме этого, отмечается довольно высокий уровень латентности этих преступлений.

По статистическим данным Республики Беларусь, наибольший удельный вес в структуре неосторожной преступности, как и в мире в целом, занимают автотранспортные преступления.

Наибольший ущерб причиняют неосторожные преступления, относящиеся к разряду техногенных катастроф (авария на Чернобыльской АЭС, аварии на электростанциях, взрывы и пожары на складах взрывоопасных и токсичных веществ и т.п.). Некоторые из них по масштабам отрицательных последствий сопоставимы со стихийными бедствиями.

 

85. Криминологическая характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления.

Личность неосторожного преступника менее общественно опасна, чем лица, совершившего преступление умышленно. У нее значительно слабее, чем у умышленных преступников, выражены или вообще отсутствуют антисоциальные установки.

Женщин среди совершивших неосторожные преступления в 5,5 раза меньше, чем мужчин. Проявления невнимательности и преступной небрежности у первых исключительно редки, чаще встречается недостаточная профессиональная квалификация.

Традиционно выделяют два типа личности неосторожных преступников: у одних в поведенческих решениях превалирует легкомыслие, у других – небрежность. Первому типу присущи такие личностные свойства, как авторитарность, самоуверенность, безапелляционность, бравада. У лиц, совершающих неосторожные преступления по небрежности, одно из ведущих свойств – стремление минимизировать интеллектуальные, волевые и физические усилия в соответствующем виде деятельности (интеллектуальная, эмоциональная и физическая лень).

Отличительной чертой личности неосторожного преступника являются неумение прогнозировать возможные отрицательные последствия своих действий, отсутствие жизненного и профессионального опыта.

Распространенность пьянства и наркомании в среде неосторожных преступников примерно соответствует величине аналогичного показателя для преступности в целом.

В целом, характеризуя личность неосторожного преступника, следует отметить, что около 80–85% этих лиц имеют положительную трудовую и бытовую характеристику, и искажение ценностных ориентаций в отличие от личности умышленных преступников никогда не достигает уровня и интенсивности, свойственных глобальной криминальной направленности.

 

86. Причины и условия совершения неосторожных преступлений

Но нельзя сводить характеристику причинного комплекса неосторожных преступлений к ситуативности. В 1/2 – 3/5 случаев преступных ошибок ведущую роль играют свойства личности, взаимодействующие с опасной ситуацией. Причем и она более чем в 1/2 изученных случаев преобразовалась из обычной в опасную именно действиями преступника. Однако следует помнить и то, что, создавая такую ситуацию или не препятствуя ее возникновению от действий других лиц, он не осознает общественно опасных последствий или легкомысленно рассчитывает их избежать.

На уровне всего общества криминогенное значение имеют усилившиеся элементы социальной дезорганизации, общее падение дисциплины. В условиях остановок производства, морального и технического старения технологических линий, оборудования, транспортных средств, а также экономической несостоятельности ряда предприятий участились случаи использования заведомо неисправной техники, что нередко оборачивается авариями, катастрофами, происшествиями. Применительно к дорожно-транспортным происшествиям усиливается негативное действие такого традиционного для республики фактора, как плохое качество дорог.

Многие предприятия не имеют возможности финансировать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.

Можно также констатировать ослабление внешнего контроля за ситуациями, чреватыми угрозами совершения неосторожных преступлений. На производстве, особенно в негосударственном секторе, это проявляется в снижении "планки" требований, касающихся обеспечения безопасности труда: ненадлежащий контроль за психофизиологическим состоянием лиц, обслуживающих источники повышенной опасности и другие механизмы (имеется в виду утомление, болезненное состояние и др., от чего зависят работоспособность и принятие быстрых и правильных решений в экстремальной ситуации); безнаказанность лиц, допустивших нарушения правил безопасности ведения работ или бесконтрольность по этим вопросам, что отрицательно сказывается на дисциплине труда и порождает безответственность, расхлябанность и беспечность в работе; виктимное поведение потерпевших, создающих своими неправильными действиями непредвиденную или сложную ситуацию.

В правоохранительной практике в условиях роста организованной, рецидивной преступности, коррупции и других видов особо опасных преступлений, в первую очередь волнующих общественное мнение, проблема предупреждения неосторожных преступлений стала недооцениваться и постепенно отходит на второй план.

 

87. Предупреждение неосторожных преступлений

Профилактика неосторожных преступлений предполагает использование общесоциальных, специально-криминологических и индивидуальных мер.

Среди общесоциальных мер первостепенное значение имеют: повышение общей и технической культуры всех членов общества, улучшение профессиональной ориентации, наведение порядка, укрепление дисциплины на производстве, транспорте, во всех системах взаимодействия человека с техникой.

Специально-криминологические меры индивидуальной превенции преследуют цель устранить и нейтрализовать конкретные криминогенные факторы. Они применяются в следующих направлениях.

- Повышение профессиональной квалификации, профессионального отбора и диагностики лиц, обслуживающих источники повышенной опасности, сложные технические системы.

- Совершенствование работы контрольных и правоохранительных органов по эффективному предотвращению, раскрытию и расследованию неосторожных преступлений, по справедливому наказанию виновных лиц. Неотвратимость административных и дисциплинарных санкций за нарушения правил безопасности на производстве и в быту позволяют осуществить раннюю, допреступную профилактику, которая способна блокировать перерастание многих правонарушений (например, связанных с пьянством) в преступления.

- Техническое перевооружение, механизация и автоматизация производства, разработка и внедрение эффективных средств безопасности труда.

- Развитие сервисных служб, обеспечивающих не на кустарном, как нередко это бывает сейчас, а на профессиональном уровне установку и контроль за эксплуатацией бытовой техники.

- Воспитательно-профилактическая работа среди как возможных субъектов этих преступлений, так и потенциальных их жертв.

Для предупреждения неосторожных преступлений большое значение имеет борьба с пьянством на производстве, транспорте, в быту.

Для предупреждения служебной халатности, других криминальных проявлений неосторожности со стороны должностных лиц большое значение имеет четкая регламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и вневедомственный контроль.

Большое значение для предупреждения автотранспортных преступлений имеет модернизация, улучшение качества дорог, надзор за их состоянием и неукоснительным соблюдением правил эксплуатации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 5171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.114 (0.012 с.)