ТОП 10:

Общая характеристика субъектов предупредительной деятельности.



Существенной особенностью предупредительной деятельности является множественность ее субъектов, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности. В первую очередь, это обусловлено тем, что детерминанты преступности сохраняются в самых различных сферах общественной жизни, на различных уровнях социальных связей и отношений.

Под субъектами предупреждения преступности понимаются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений.

Среди этих субъектов выделяют как специально созданные для предупреждения преступности, так и те в компетенцию которых наряду с другими полномочиями входит обязанность осуществления в определенных рамках профилактической деятельности.

Таким образом, субъектов криминологической профилактики можно разделить на следующие группы:

- специализированные государственные органы (МВД, Прокуратура, Суд, Комитет государственной безопасности и т.п.);

- специализированные государственно-общественные органы (комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии и т.п.);

- специализированные общественные органы (добровольные дружины и др.);

- неспециализированные государственные, общественные органы и организации (министерства и ведомства, региональная администрация, трудовые коллективы, профсоюзы, родительские патрули и т.п.).

Классификацию субъектов предупредительной деятельности можно провести и по другим основаниям, например:

- субъекты, непосредственно ведущие индивидуальную профилактику;

- субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения контрольных и правоохранительных функций;

- субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступности.

При этом субъекты профилактики всегда взаимодействуют друг с другом. Такое взаимодействие может происходить как по вертикали, так и по горизонтали.

К числу субъектов, осуществляющих непосредственную индивидуальную профилактику преступлений, относятся: семья, трудовые и учебные коллективы, органы общественной самодеятельности, а также организационные структуры раннего и непосредственного предупреждения преступлений в правоохранительных органах.

Правоохранительные органы в пределах своей компетенции также обязаны вести непосредственное предупреждение преступности. Это, как правило, выявление лиц, относящихся к так называемым "социальным группам риска", т.е. от которых, судя по фактам их противоправного или иного антиобщественного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и применение в отношении таких лиц мер воспитательного и иного воздействия с целью недопущения с их стороны уголовно наказуемых деяний.

Главной особенностью данной профилактической деятельности является непосредственное воздействие на человека, условия его жизни и воспитания, вследствие чего:

- нейтрализуются криминогенные ситуации, их причины и условия;

- предотвращаются преступления;

- пресекается перерастание антиобщественных действий в общественно опасные деяния;

- предупреждается рецидив преступлений.

 

Работа следователя по предупреждению преступлений.

Вся деятельность следователя, в конечном счете, направлена на предупреждение преступлений. Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение неотвратимости ответственности - все это, способствует предупреждению преступлений.

"Предупреждение возможных в будущем преступлений путем полного раскрытия совершенных преступлений - главный метод профилактической работы следователя и всего следственного аппарата".

Меры к предотвращению или пресечению преступления следователь должен принимать уже в стадии возбуждения уголовного дела одновременно с его возбуждением, либо при направлении заявления или сообщения по последственности или подсудности. В ходе расследования подлежат выявлению обстоятельства, способствующие совершению преступления. При установлении указанных обстоятельств следователь обращает внимание как на те из них, которые лежали в основе преступного поведения, так и на обстоятельства, облегчившие совершение преступления, к которым относятся недостатки учета и охраны, бездеятельность органов профилактики. В случае выявления обстоятельств, могущих способствовать совершению другого преступления, эти сведения должны быть переданы в соответствующие компетентные органы.

При расследовании средством предупреждения преступления может служить отстранение обвиняемого от должности. В частности, когда есть основание полагать, что оставление обвиняемого в должности может быть использовано им для совершения нового преступления или продолжения преступной деятельности, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство об отстранении обвиняемого от должности.

При наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый будет заниматься преступной деятельностью, следователь вправе применить к нему одну из мер пресечения.

 

Предупредительная деятельность суда.

Деятельность суда во многом направлена на предупреждение преступлений. Она может быть представлена двумя направлениями.

Первое направление – деятельность суда по рассмотрению уголовного дела.

По уголовным делам суд в соответствии со своими задачами и с помощью уголовно-процессуальных средств доказывания выясняет обстоятельства, приведшие к совершению преступления. Проведение открытого судебного заседания оказывает воспитательное воздействие как на самого подсудимого, так и на присутствующих в зале заседания.

При этом суд достигнет целей уголовной ответственности (исправление осужденного, частной и общей превенции), если приговор будет законным, обоснованным и справедливым. Суд не должен безосновательно применять, например, осуждение с отсрочкой исполнения наказания или с его условным неприменением, а также суду не следует осуществлять просто карательный подход в назначении наказания.

При рассмотрении уголовного дела суд должен глубоко исследовать все фактические обстоятельства и личность подсудимого и на основании этого решать вопрос о виновности лица.

К сожалению, из всех видов наказания судебная практика отдает предпочтение наиболее репрессивному и малоэффективному виду – лишению свободы. Такой подход по-прежнему будет порождать рост рецидивной преступности. За рубежом данная закономерность учтена, поэтому суды все чаще применяют наказания, не связанные с лишением свободы, например, штраф и т.п.

Второе направление – предупредительная деятельность суда, не связанная с рассмотрением уголовного дела.

Сюда можно отнести рассмотрение дел об административных правонарушениях, выявление вызвавших их причин и условий, рассмотрение дел по лишению родительских прав и признанию гражданина ограниченно дееспособным и т.д.

Помимо этого, суды решают вопросы о применении мер специального предупреждения преступлений, т.е. о направлении лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией в специальные лечебные заведения, а несовершеннолетних правонарушителей – в специальные школы и ПТУ.

К предупредительной деятельности суда можно отнести и работу, направленную на обобщение судебной практики, а также принятие Пленумом Верховного Суда постановлений, в которых излагаются рекомендации по правоприменительной деятельности, что повышает уровень и качество деятельности судов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.008 с.)