Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Желтая» пресса США, бульварная пресса Европы: особенности и значение для журналистики. Понятие «качественной» журналистики.

Поиск

Джозеф Пулитцер, один из многочисленных эмигрантов, которые помогали в строительстве новой Америки в период после Гражданской войны. Имя Пулитцера носит высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения, удовлетворение любознательности.

Пулитцер является основоположником «желтой» прессы (журналистики) в Америке. Этот ее цветовой атрибут первоначально имел буквальное значение, ибо желтый цвет явился действительно первым цветом на страницах черно-белой газеты. Кстати, «Нью-Йорк уорлд» стала первой американской газетой, использовавшей цветные приложения и комиксы в цветах.

Сам термин «желтая журналистика» обязан своим происхождением одному из новшеств, введенному Пулитцером. Начиная с 1889 года на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу «желтый парень». Этот «желтый парень», появляясь в газете «Нью-Йорк уорлд» из номера в номер, забавлял читателей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрическими поступками.

Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Пулитцер («The New York World») и Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

Желтая пресса (США)= бульварная(Франция)= таблоид(Англия)

Признаки: аршинные заголовки, провокационные материалы, резкие нападки на личность.

Желтая пресса в Европе всегда была антироссийской.

По образу и подобию американской развивалась «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail» и «Daily Mirror». В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.

Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно».

Главное содержание качественных газет – развернутая информация, редакционные статьи, аналитические комментарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный людям с высшим образованием.

 

«Массовые» издания. Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Она унаследовала многое из того, что было присуще ее предшественнику – «пенни» – прессе. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Их издатели максимально использовали характеристики, присущие новым слоям читательской аудитории, для привлечения внимания к своим изданиям. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того, чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы с присущей ей предрассудками, инстинктивными побуждениями. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации.

Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для создания эффекта сенсации допускалось искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использования домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста.

«Массовой» прессе была свойственна тенденция к упрощению, примитивизации: издания зачастую избегали полутонов в передаче событий и оценке поступков людей, приучая читателя к однолинейному ограниченному взгляду на мир. Стиль изложения при внешней его пестроте также был примитивным.

Пулитцер и Херст использовали для привлечения читателей броское оформление своих газет. Нередко на их первых полосах красовались кричащие крупные заголовки: именно «массовые» издания положили начало использованию газетных «шапок».

Широко использовались иллюстрации, комиксы. Персонаж комиксов, публиковавшихся на страницах «New YorkWorld» и «New York Journal» – «желтый парень» – стал символом этих и подобных им изданий, которые получили наименование «желтой» прессы.

В борьбе за аудиторию, за завоевание доверия массового читателя, газеты, действовавшие в духе «нового журнализма», стремились создать себе образ изданий, заботящихся о благе простого человека. С этой целью редакции организовывали кампании («крестовые походы») в защиту прав потребителей, за улучшение санитарного состояния городских кварталов и пр., сопровождая эти кампании саморекламой. Растущая популярность «желтой» прессы обеспечивала рост доходов от публикации на ее страницах рекламы товаров массового спроса. Публикуя огромный массив коммерческой рекламы, «желтая» пресса оказала существенное влияние на формирование потребительски ориентированного общества.

Датский журналист X. Кавлинг, с восторгом воспринявший американский «новый журнализм» образца 1880–1890-х гг. и желавший распространить этот стиль в Дании, писал: «Газеты делаются не эстетами и не политиками, а журналистами, они написаны для низших классов, чтобы помочь им, информировать их и бороться против коррупции ради них... Репортеры и интервью – в центре внимания здешней прессы... Это идеальная журналистика». Однако, если учитывать всю совокупность характеристик «желтой» прессы, подобная ее оценка выглядит более чем лестной. Главной же действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

«Качественная» пресса. Непосредственными продолжателями традиций элитарной печати в период, когда печать превратилась в средство массовой информации, стали так называемые «качественные» издания. Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения сложности хозяйственного механизма и системы управления экономикой возникла потребность в создании газет, которые предназначались бы для определенной элитной аудитории, включающей в себя представителей финансовых кругов, биржевиков, промышленников, управленцев банковской сферы и страхового бизнеса. Именно для этой категории читателей была предназначена созданная в Лондоне в 1888 г. газета «Financial Times», специализирующаяся на освещении финансово-экономических вопросов и поддерживающая тесные контакты с деловыми кругами лондонского Сити. В следующем году в Нью-Йорке под руководством Ч. Доу и Э. Джонса была учреждена родственная по типу газета –«Wall Street Journal», которая стала надежным источником информирования американских управляющих и финансистов.

Политические и деловые круги США нуждались в осведомленном, влиятельном органе прессы наподобие английской «The Times», который освещал бы не только вопросы экономики и финансов, но и вооружал элитного читателя достаточно полной и объективной информацией о состоянии дел в сфере внутренней и внешней политики, общественной и культурной жизни – информацией, необходимой для ориентации в непрерывно меняющейся обстановке и для принятия обоснованных управленческих решений. Честолюбивый провинциальный издатель А. Окс, выявивший эту потребность, в 1896 г. купил газету «New York Times», чтобы превратить ее в независимый от правительства источник основательной, систематичной информации о положении дел в стране и на международной арене.

В программном заявлении, опубликованном в «New York Times», Окс заявил, что газета будет предлагать все достойные опубликования новости и излагать их в беспристрастной манере «невзирая на партии, секты или интересы каких-либо групп...» Одним из фундаментальных принципов издания было провозглашено четкое разделение новостей и их комментирования.

Газета должна была превратиться в своего рода энциклопедию новостей, сообщающую обо всех значимых (с точки зрения редакции) событиях, вооружающую солидного читателя объективными фактами и документами. Окс нацеливал сотрудников редакции на сбор такой информации, которая игнорировалась другими изданиями, но была способна привлечь к газете внимание представителей деловых кругов, государственной администрации, верхушки интеллигенции. Стремление выпускать «энциклопедию новостей» обусловило появление объемной, весьма содержательной газеты, которая не опасалась оттолкнуть от себя аудиторию обилием цифр, документов, статистических данных. В огромной массе сведений, помещенных в многостраничном номере «New York Times», был способен ориентироваться лишь образованный, хорошо подготовленный читатель – представитель элиты.

Газета завоевала репутацию хорошо информированного, респектабельного органа информации, посвященного в хитросплетения политических и экономических проблем. К мнениям и оценкам, высказываемым в редакционных статьях и других публикациях «New York Times», были вынуждены прислушиваться американские и зарубежные политики, представители деловых кругов. Оценивая общественно-политическую роль этой газеты, американский исследователь и критик прессы Н. Хомски назвал ее нью-йоркской «Правдой».

Новая «качественная» газета не была чужда новшеств. Так, стремление обеспечить фактическую точность публикуемых сообщений заставило редакцию завести развитую, систематически организованную службу документации –своего рода прообраз современного банка данных, откуда журналисты могли оперативно получить необходимый им справочный материал и документы (например, биографические сведения о политиках и бизнесменах, экономическую и политическую статистику, тематические подборки газетных вырезок и фотоиллюстраций). Впоследствии наличие этой службы помогло редакции неоднократно опережать конкурентов в оперативности и полноте информирования. И в наши дни «New York Times» продолжает быть газетой, подготовленной к сверхоперативному отражению мировых событий. К примеру, служба документации редакции имеет заранее заготовленные некрологи на всех крупнейших политиков и выдающихся людей современного мира с обстоятельным перечислением основных этапов их биографии и свершений. В случае смерти такого человека подготовка некролога к опубликованию занимает считанные минуты.

Газета «New York Times» располагала (и располагает сейчас) хорошо организованной рекламной службой, которая превратила это издание в высокодоходное предприятие. В последние десятилетия, когда «New York Times» стала доминирующим изданием среди ежедневных газет мегаполиса Нью-Йорка, ее содержание и методы подачи информации претерпели трансформацию. Чтобы сохранить сегодня свое монопольное положение на многообразном и чрезвычайно богатом нью-йоркском рынке газетной рекламы, она обязана сочетать в своей деятельности признаки «качественного» и «массового» издания.

38. Процессы монополизации прессы конца XIX - начала XX вв. (на примере США и Великобритании). Значение движения «разгребателей грязи».

На стыке XIX-XX веков и в канун Первой мировой войны Соединенные Штаты Америки переживали бурный промышленный рост. По объему выпускаемой промышленной и сельскохозяйственной продукции США обогнали все остальные страны. Это быстрое развитие сопровождалось усилением концентрации промышленности и централизации банковского капитала, что неизбежно вело к усилению внешнеполитической и экономической экспансии, стремлению к переделу уже поделенного «старыми хищниками» мира. Именно президент Теодор Рузвельт стал воплощением устремлений американского империализма.

Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли. Монополизация экономики является серьезным препятствием развития рынка, для которого более характерной является моноподиетическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции.

В США, например, первые моно-полистические

газетные объединения – так называемые цепи – появились в начале ХХ в. Их

появление связано с именами Херста и Скриппса-Говарда. Эти издатели стремились

установить контроль над возможно большим числом газет, а также захватить

производство бумаги. Комиссия по вопросам свободы печати в своем докладе Конгрессу

США в 1947 г. отмечала постоянное уменьшение количества газет с 1909 г., несмотря на

рост населения. Более половины принадлежала крупным концернам. Во второй

половине ХХ в. этот процесс углубился. В большинстве стран развернулась так

называемая «комплексная» монополизация СМИ, вопреки антитрестовскому

законодательству, когда крупные газетные концерны становятся владельцами радио- и

телестанций.

В 1920-е годы лорд Нортклифф контролировал крупнейшие и влиятельные британские газеты Times, Daily Mail, WeeklyDispatch, Evening News, его брат лорд Ротемир владел газетами Daily Mirror, Sunday Pictorial, Daily Record, Sunday Mail. Общий тираж этих изданий превышал 6 млн. экз.

Историю «прогрессивного» десятилетия американской журналистики нередко определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»). Считают, что сам этот термин впервые употребил в своей речи 14 апреля 1906 года. Теодор Рузвельт, хотя еще раньше, а именно 10 февраля того же года, это слово появилось в заголовке журнала «Колльерс».

Резкие статьи о трестах, финансовой элите, недоброкачественных продуктах и злоупотреблениях железнодорожных компаний появлялись в ежедневных газетах и массовых журналах, таких как «Макклюрс» и «Колльерс». «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, ставивших своей задачей привлечь внимание американского общества к различного рода злоупотреблениям и коррупции во всех сферах общественной жизни США и ратовавших за проведение ряда демократических реформ».

Это своеобразное течение в американской журналистике, которое было направлено против принявшей огромные масштабы в Америке эпидемии коррупции, взяточничества и разложения в среде богатых и власть имущих, не вылилось ни в движение, ни в создание какой-либо организации. Участников этой оппозиции (интеллигенцию, представителей мелкой и средней буржуазии) объединяла, пожалуй, лишь вера в возможность «исправления дурных нравов» и демократических реформ в условиях позднего капитализма.

Среди прогрессивистов выделялись «макрекеры», активно разоблачавшие несправедливости этого мира. Хотя Теодор Рузвельт в своей борьбе против монополий и опирался на новую агрессивную журналистику, но он считал, что в своих выступлениях журналисты идут дальше положенного, выгребая слишком много грязи и навоза. Об этом он открыто заявил в своей «речи не для печати», произнесенной в 1906 году в Газетном клубе в Вашингтоне.

В целом «макрекерство», по Гарри Стейну[6], имеет следующие характеристики:

§ делает явной скрытую ситуацию;

§ показывает перспективы развития ситуации;

§ контролирует ситуацию;

§ указывает основное направление действий;

§ подстрекает ответ аудитории;

§ поддерживает независимость автора.

Для лучших произведений «разгребателей грязи» была характерна тщательная работа над фактической основой разоблачений. Скрупулезный поиск, анализ и проверка, документирование фактов были обязательными – и это связывалось не только с подготовкой к возможному отстаиванию своей правоты в суде в ответ на обвинения в клевете. Макрейкеры стремились утверждать своим творчеством строгие этические нормы в журналистике, подчеркнуто дистанцируясь от беспринципной практики «желтого журнализма».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.013 с.)