Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободными искусствами необходимо было овладеть всем свободным людям, не рабам. Тех из свободных, кто не владел ими, называли идиотами.

Поиск
  1. Софисты как предшественники журналистов. Протагор и Горгий как теоретики и практики риторики. Критика софистики Сократом и Аристотелем.

Риторика–основной предмет журналистики – она поясняет стадии: сбор информации, запись, украш, произнесение материала. Риторика – востребованная дисциплина, являющаяся во многих учебных заведениях обязательной. Для журналиста риторика – сущность его деятельности. «Софисты (от греч. sophistes - умелец, изобретатель, мудрец, лжемудрец), термин, которым в древнегреческой литературе обозначали: 1) умных, изобретательных, искусных, знающих людей, иногда людей специальной профессии; 2) в узком смысле - учителей мудрости и красноречия, философов 2-й половины 5-1-й половины 4 вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за деньги.» Именно деятельность софистов связана с разработкой риторики –«науки о грамотной речи», речи продуманной или до произнесения записанной. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Софисты призывали изучать самого человека и его субъективные особенности, часто доходя при этом до релятивизма и субъективизма. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Они противопоставляли прежнему мировоззрению, основанному на мифологических верованиях, смелый субъективизм. Тезис самого старшего из софистов Протагора («Человек мера всех вещей: существующие – что они существуют, несуществующих – что они не существуют») переродился в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Он сознательно отделил природу от человека. Его теория опирается на утверждение превосходства культуры над природой. «Наиболее известным постулатом софистики является формула Протагора: «О любом предмете можно высказать два суждения, противоположных друг другу»». Согласно традиции Протагор, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название «софизмов» - «преднамеренно ложный вывод в противоположность непреднамеренному ложному выводу». Он же ввел в практику «двойные речи» (явление, когда практиковалось умение говорить «за» и «против» одного и того же тезиса). Он же сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Он впервые заговорил о грамотном выражении мысли. Кроме того, он открыл части речи, упорядочил родовые окончания имен, ввел мужской, женский, средний род, деление глаголов на четыре наклонения.

Горгий (предположительно 483-375 до н.э.) в сочинении "О несуществующем, или о природе" пошел дальше Протагора, объявив, что "вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. Горгий, прибыв в Аттику в 427 г. до н.э. в качестве посла Леонтины, приводил в восторг публику искусными рифмованными созвучиями слов. Спустя некоторое время, он переселяется в Афины и открывает свою школу красноречия. Привлекательность речей Горгия для современников «заключалась в умении использовать звуковую, музыкальную сторону речи…. Горгий … внимательно анализирует звуковую организацию словесных приемов, которые используются в заговорах, молитвах и переносит их в свою речь». Он вводит ряд средств, которые известны сейчас как «горгианские фигуры». Их было три: «антитеза…-сочетание членов фразы, находящихся между собой в отношении противоположности…, равночленность, созвучие окончаний». Горгий вызывал восторг как мастер торжественного красноречия. Его главным умением было хвалить. Приемы похвалы превращались в стереотипы и применялись и в судебном красноречии, поэзии и т.д. До нас дошли два сочинения Горгия: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда». Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства (риторики), заложили основы науки о языке, теории прозы и поэзии.

Сократа он восхищался знаниями знаменитых софистов, их желание обучать тому, что знали сами. Ведь они давали слушателям тот объем знаний, который впоследствии лег в основу программы обучения в школах. Все софисты учили ловко говорить. Со времен Платона и Аристотеля софистикой стали называть кажущую мудрость, а софистом – стяжателя посредством кажущейся мудрости, а не действительной. Воззрение Сократа, Аристотеля, Платона на деятельность софистов стало историческим, и перечеркивало их положительные стороны. На первый план выдвигались их нравственная беспринципность, формализм слов без содержания. Как на отрицательную сторону деятельности софистов Сократ смотрел и на то, что софисты брали плату за уроки. Кроме того, софисты провозглашали относительность нравственных норм, отрицали эталоны этики. При этом общей чертой их учений был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора («человек — мера всех вещей») - в интерпретации Платона это означало отказ от критериев истинности, абсолютизацию любого частного мнения и оправдание интеллектуального произвола. Упрочению представления об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей способствовал широко применявшийся софистами метод сопоставления противоречивых гражданских норм и религиозных обрядов, господствовавших у различных народов. Важнейшую роль играло противопоставление природы и закона, где природа выполняла функцию элемента объективного и постоянного, а закон, установленный произволом людей, находящихся у власти, — элемента изменчивого и произвольного. Сократ не принимал умение софистики красноречием убеждать людей в чем угодно. Он считал, что нет для человека опаснее зла, чем ложное мнение, поэтому софистика – наука не на пользу, а во вред. Платон считал, что софистом быть стыдно. Интересно то, что исследователи, сравнивая мышление софистов и их критиков, приходят общности тех и других. Так Б. С. Чернышев упоминает это сходство, говоря, что учение Сократа – «всерьез повернутая софистика». Но, Сократ видит необходимость найти руководящую мысль для правильного решения проблемы. В таком случае можно уже говорить о том, что критики, указывая на недостатки софистов, совершенствуют ими созданную риторическую систему. Значит, являются неотъемлемой частью, того периода и явления. И вот уже Аристотель подводит итог развитию классического красноречия в трактате «Об искусстве риторики» или «Риторика». Софистику он считает пройденным, но очень значимым этапом.

Аристотель (преподавал в школе платона) критиковал софистов за нарушение логики. Он написал «О софистических опровержениях”(дает классификация – неправильное рассждение, уловка - ложное основание, внушения, омонмия); сократ критиковал за отсутствие истины

  1. Классический риторический канон. Его значение для производства журналистских текстов.

Классический риторический канон – правила порождения речи. Развивается поэтапно:

1. Нахождение (поиск информации)

2. Расположение (компиляция)

3. Украшение (стиль)

4. Запоминание (приемы запоминания, фиксирования текста)

5. Произнесение (выступление, передача аудитории и др.)

Про первое (нахождение) Аристотель говорил, что есть 2 источника поиска информации: внешний (свидетели, документы) и внутренний (рассуждения, индукция, дедукция). Опрос свидетелей – интервью.

Второе. Несколько видов расположения: правильная пирамида, перевернутая пирамида, классическая 5 частная драма, композиция очерка и 7 частная композиция судебной речи – по Аристотелю. В последнее входят

· Выступление /тезис/

· Рассказ /главные моменты/

· Разделение /суть/

· Доказательства

· Опровержение /опровержение контр.тезиса/

· Отступление /обсуждение сопутствующей темы/

· Заключение

Третье. Способы записывания. Стилистика языка. Современные журналистские формальные требования больше схожи с Западной школой.

· Деление на абзац

· Принцип краткости /примерно 15-17 слов в предложении/

· Объем текста 400-500 слов

· Визуализация текста. Восприятие в первую очередь визуальное. /структурирование, картинки, заголовки, списки, цвет/

· Требования к языку – еще у Теофраста (4 в.). Речь должна быть правильная /без варваризмов/; ясная /отсутствие противоречий/; уместная /тема=аудитория/.

Четвертое. Мемория. По Корнеги 3 закона запоминания:

· Повторение

· Ассоциация

· впечатление

Пятое. Произнесение. Поведение оратора. Учение о выразительных средствах оратора: текст, речь, контакт, мимика, жест.

Содержание: тезис, 3 типа аргументов (ссылка на общественное мнение, ссылка на мнение др. людей, вещественные доказательства), логика.

Актуальность в журналистике. Канон очень актуально говорит об основных функциях журналистского коллектива.

Сбор информации //исследователь

Упорядочивание // писатель

Перевод на язык // стилист

Фиксация в материале // техническая часть

Вещание, распространение // диктор

  1. Типология эристических диалогов: спор, полемика, диспут и дискуссия.

Эристика – наука о споре (основатель Исократ, греческий оратор, ученик Протагора, этому учили софисты).

Эристический диалог – это диалог, в котором сталкиваются противоположные точки зрения, мнения.

Есть четыре разновидности диалога: (теория латвийского ученого Буша).

1. спор (цель – выяснить истинной тезис, истину), это диалог, в котором отстаиваются преимущественно противоположные мнения. Но для оппонентов главное не победа друг над другом, а выяснение истинности или ошибочности противоположных мнений, их полезности или бесполезности. Стороны допускают возможность собственной неправоты, уважительно относятся к мнению противника.

2. полемика (от греч. «полемос» - война, цель спорщика - победить, отстоять свое мнение во чтобы то ни стало), полемика является противоположностью спора, тут истина не так важна. Партнеры принципиально отрицают возможность и целесообразность компромиссных решений.

3. диспут (имеет значение «военный конфликт»). Это спор, в котором есть третейский судья, в роли судьи может выступать аудитория. Он принимает решение, кто прав, а кто нет, например, заседание суда. Задача - убедить публику,

4. дискуссия (цель - достичь соглашения, например, торговля на базаре).

Дискуссия – диалог, в котором стороны стремятся выработать единое мнение, достигнуть соглашения по обсуждаемому вопросу. «Если единогласие достигнуто, дискуссия оканчивается».

Дискуссия в общепринятом смысле (от латинского discussio – рассмотрение, исследование) – это обсуждение какого-либо вопроса в собрании, «думанье сообща». Разговор двух или более человек всегда имеет что-то от дискуссии: разногласий, противоречий не может не быть у людей. Мы высказываемся, спорим, уступаем или стоим на своем до конца, идём на соглашение или на разрыв.

Дискуссия включает в себя и спор и полемику и диспут. Это достаточно широкое явление. Дискуссия – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива. Часто её отождествляют со спором, но это ошибка. Спор не ведется с целью объединения во мнениях, а для установления истинности одного из представленных суждений; это скорее разъединяющая, чем объединяющая оппонентов процедура. В её ходе могут возникнуть споры, полемика, но цель не может состоять в победе над противником. Дискуссия возникает тогда, когда в обществе возникают противоречия. Это способ их решения. Например, международные переговоры проходят в виде дискуссий. В ходе дискуссии должна быть достигнута договоренность. Кроме того, целью дискуссии м.б.:

*определение меры ценности истинности,

*определение новых свойств и отношений дискуссионного предмета,

*нахождение оптимального решения проблемы,

*выработка адекватной формулировки проблемы,

*генерирование новых идей.

Формы закрытых дискуссий: свободный обмен мнениями, управляемая дискуссия, заседание комиссии и др.

Чтобы дискуссия была успешной – нужен хороший председатель = драматург, составитель сценария дискуссии. Дискуссии противоположен круглый стол, который никем не управляется.

Драматургия дискуссии: (коммуникативные цели)

1. слово председателя (экспозиция)

2. демонстрация тезисов (завязка)

3. аргументация (развитие действия) – сам > по t, труднее всего управляется

4. проект решения (кульминация)

5. принятие решения (развязка)

Дискуссия, видимо, древнейший жанр общения. Генетически он предшествует всем прочим жанрам. И монолог, и диалог – производные моменты дискуссии, взятые в отрыве от целого многоголосия шумящего моря человеческого общения. Бахтин говорил, что всякое высказывание можно представлять как реплику в большом, в пределе мировом, диалоге, дискуссии. Границы дискуссии м.б. четко определены в пространстве и времени, а могут отсутствовать как таковые. Вопросы могут решаться быстро, а могут не иметь решения и длиться неопределенно долго.

Теорией дискуссии люди занимаются издавна. Очевиден тот факт, что интерес к подобным вопросам наблюдается в обществе, где обостряются противоречия, прежде всего классовые. И, наоборот, где государственное устройство незыблемо, неизбежно угасание дискуссий.

Во всем мире сейчас наблюдается рост интереса к проблемам аргументации, выходят работы по теории и практике дискуссии.

В технических СМК (в газетах, на радио, телевидении) по традиции долгое время дискуссионный элемент был слаб: преобладали монологические жанры, т.е. созданные одним человеком, выражающие одну, авторскую идею, одну точку зрения (заметка, корреспонденция, репортаж и т.п.) Сейчас жанр дискуссии становится преобладающим в СМИ. Столкновение мнений (со-мнения) представляет предмет интереса аудитории. На экранах мы всё чаще наблюдаем не монологи, произносимые авторитетным тоном, не спокойных, заранее сговорившихся собеседников, а увлеченных, торжествующих или испуганных и сконфузившихся людей, отстаивающих свои мнения.

В такие эпохи, как наша, дискуссия обретает огромное значение. Когда идет борьба противоположных интересов, общество объективно стремится к объединению, к некоторому спасательному общему знаменателю. Там, где теряется необходимое взаимопонимание, люди садятся за стол переговоров, идут на собрания, выясняют причины противоречий, устремляются к тому, что может их снова сблизить – к выработке единого мнения.

  1. Применение принципа «золотого сечения» при анализе и составлении текстов.

С применением «золотого сечения» эффективность короткого письменного обращения возрастает в пять-шесть раз.

Правило «Золотого сечения» требует определенной пропорции в композиции основных элементов рекламного текста, которое улучшает внешний вид и эстетическое восприятие печатной информации.

Золотое сечение как таковое является мощным маркетинговым орудием влияния на подсознательное читающего, которым мало кто пользуется, да и вообще знает о нем..

«Золотое сечение» встречается в архитектуре, в живописи и в музыке. Известно, что великие пирамиды Гизы построены именно с использованием этого соотношения. Оно часто встречается у ацтеков; Микеланджело положил его в основу «Давида», своей известнейшей скульптуры, а Леонардо да Винчи, автор термина «золотое сечение», применял его в своих самых знаменитых работах, называя его «божественной пропорцией».

Правило «золотого сечения» требует, чтобы главные элементы текста все располагались перед глазами читающего. Для этого они должны располагаться на одном листе не более формата А4, находиться друг от друга в строго определенных пропорциях. Считается, что расположение элементов текста в соответствии с правилом «золотого сечения» позволяет воздействовать на читателя на более глубоком подсознательном уровне, задерживает его внимание на тексте дольше.

Некоторые утверждают, что золотое сечение – это выдумка. Но то, что оно повышает эстетическое удовлетворение и восприятие, – факт, а значит, им стоит пользоваться независимо от того, существует ли у золотого сечения научное обоснование или нет.

Если вы никогда не писали рекламных текстов, то следуйте этой модели на первых порах, и ваши тексты всегда будут выглядеть профессионально в печатных изданиях, листовках, письмах, факсах.«Золотое сечение» - 0,62:0,38. Термин ввел Леонардо да Винчи. Широко распространено в природе и культуре.

В хорошем художественном произведении в точке ЗС – кульминация. Интуитивно Эзинштейн в точке ЗС в чб «Броненосце Потемкине» расположил единственный цветной кадр – красный флаг.

  1. Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов.

Классическая пятичастная драма: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Нахождение материала – раздел разработанный античной риторикой. Материал красноречия разделяется на 2 большие категории: 1. конкретные дела, которые могут быть сведены к общему вопросу посредством отвлечения от конкретных обстоятельств: места, времени, участников; 2. общие вопросы, могут быть двух родов: теоретические и практические. Их основным предметом является спорный пункт – то положение, которое утверждается одной стороной и отрицательно другою.

Расположение материала опиралось на твердую схему строения речи. Речь разделялась на 4 основные части:

1. Вступление к речи. Его цель – добиться от слушателей понимания дела, внимания сочувствия.

2. Изложение – последовательный рассказ о предмете разбирательства в освещении говорящей стороны. Требования к изложению: ясность, краткость, правдоподобие.

3. Разработка – делилась на доказательство, опровержение доказательств противника и отступление, представлявшее собой подробное описание, похвалу или порицание какого-нибудь предмета, связанного с основной частью речи.

4. Заключение имело целью возбудить эмоциональное отношение слушателей и судей к разбираемому делу. Это делалось в 3 приема – суммировались основные положения сказанного, амплификация – распространение и эмоциональное усиление этих положений, возбуждение сострадания или негодования, как самая ответственная часть речи.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Классическая пятичастная драма: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Композиция в рассуждении состоит из 8 частей: приступ, парафразис (экспозиция), причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.

Классическая риторическая композиция судебной речи:

Вступление,

Рассказ,

Разделение

Доказательство,

Опровержение,

Отступление,

7 заключение.

Существуют и смешанные типы композиции.

Типы введения: естественное, искусственное, внезапное. Выдвижение тезиса.

Требования к рассказу: ясность, краткость, правдоподобность. Порядок изложения в рассказе: хронологический, от общего к частному, от знакомого к незнакомому.

Разделение: вычленение из общей картины деталей для обсуждения. Сосредоточение на отдельных пунктах.

Доказательство: индуктивное, дедуктивное, силлогизмы в доказательстве. Закон достаточного основания. Полная и неполная индукция. Выбор типа демонстрации примеров в зависимости от настроения публики (при благорасположенности - от сильных к слабым аргументам, при враждебности - от слабых к сильным).

Опровержение: апелляция к логике, апелляция к чувствам, высмеивание оппонента или его аргументов.

Отступление - необязательная часть, в которой оратор говорит о проблемах, в той или иной степени связанных с предметом его речи (например, об общественном политическом климате, порождающем обсуждаемые проблемы).

Заключение как важнейшая часть выступления. Аристотель о функциях заключения:

внушить публике благоприятного к себе и неблагоприятного к оппоненту отношения,

подчеркнуть силу своей и слабость позиции оппонента,

возбудить в аудитории нужные страсти,

кратко повторить основные факты и аргументы.

Композиция по функциональным частям текста: информационная, объясняющая, оценивающая, предсказывающая и побуждающая.

Логика изложения фактов: индукция (от перечисления к обобщению), дедукция (от тезиса к его проверке и подтверждению примерами).

6 Классическая пятичастная драма и её применение при анализе и составлении текстов. Классическая пятичастная драма: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Нахождение материала – раздел разработанный античной риторикой. Материал красноречия разделяется на 2 большие категории: 1. конкретные дела, которые могут быть сведены к общему вопросу посредством отвлечения от конкретных обстоятельств: места, времени, участников; 2. общие вопросы, могут быть двух родов: теоретические и практические. Их основным предметом является спорный пункт – то положение, которое утверждается одной стороной и отрицательно другою.

Расположение материала опиралось на твердую схему строения речи. Речь разделялась на 4 основные части:

1. Вступление к речи. Его цель – добиться от слушателей понимания дела, внимания сочувствия.

2. Изложение – последовательный рассказ о предмете разбирательства в освещении говорящей стороны. Требования к изложению: ясность, краткость, правдоподобие.

3. Разработка – делилась на доказательство, опровержение доказательств противника и отступление, представлявшее собой подробное описание, похвалу или порицание какого-нибудь предмета, связанного с основной частью речи.

4. Заключение имело целью возбудить эмоциональное отношение слушателей и судей к разбираемому делу. Это делалось в 3 приема – суммировались основные положения сказанного, амплификация – распространение и эмоциональное усиление этих положений, возбуждение сострадания или негодования, как самая ответственная часть речи.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Классическая пятичастная драма: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Композиция в рассуждении состоит из 8 частей: приступ, парафразис (экспозиция), причина, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.

Классическая риторическая композиция судебной речи:

Вступление,

Рассказ,

Разделение

Доказательство,

Опровержение,

Отступление,

7 заключение.

Существуют и смешанные типы композиции.

Типы введения: естественное, искусственное, внезапное. Выдвижение тезиса.

Требования к рассказу: ясность, краткость, правдоподобность. Порядок изложения в рассказе: хронологический, от общего к частному, от знакомого к незнакомому.

Разделение: вычленение из общей картины деталей для обсуждения. Сосредоточение на отдельных пунктах.

Доказательство: индуктивное, дедуктивное, силлогизмы в доказательстве. Закон достаточного основания. Полная и неполная индукция. Выбор типа демонстрации примеров в зависимости от настроения публики (при благорасположенности - от сильных к слабым аргументам, при враждебности - от слабых к сильным).

Опровержение: апелляция к логике, апелляция к чувствам, высмеивание оппонента или его аргументов.

Отступление - необязательная часть, в которой оратор говорит о проблемах, в той или иной степени связанных с предметом его речи (например, об общественном политическом климате, порождающем обсуждаемые проблемы).

Заключение как важнейшая часть выступления. Аристотель о функциях заключения:

внушить публике благоприятного к себе и неблагоприятного к оппоненту отношения,

подчеркнуть силу своей и слабость позиции оппонента,

возбудить в аудитории нужные страсти,

кратко повторить основные факты и аргументы.

Композиция по функциональным частям текста: информационная, объясняющая, оценивающая, предсказывающая и побуждающая.

Логика изложения фактов: индукция (от перечисления к обобщению), дедукция (от тезиса к его проверке и подтверждению примерами).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.161 (0.012 с.)