Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функционирования западной периодической печати накануне и в годы первой мировой войны.



Начало ХХ в. характеризуется развитой системой СМИ в большинстве промышленных стран. Уже произошло разделение газет на качественные и массовые издания. Технические достижения сделали прессу достаточно оперативной, она активно влияет на политическую жизнь стран, на их деловую активность, на экономику. Сформировалась развитая сеть изданий политических партий и профсоюзов, религиозных организаций. Часть изданий выходила нелегально. Периодическая печать стандартизировалась и специализировалась. Многочисленные информационные агентства, крупные издательские и типографские комплексы позволили поставить производство газет на поток, образование крупных издательских групп, широкое распространение рекламы в средствах массовой информации удешевили газеты и журналы, сделали их доступными практически всем слоям населения. В большинстве стран было принято законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Большая часть газет и журналов были частными, но ряд из них являлись официальными рупорами правительственных кругов, имели проправительственную ориентацию. Характерной чертой буржуазной демократической журналистики этого времени было наличие оппозиционных газет.

Газеты и журналы с первых дней своего существования выполняли идеологические функции – выражали и оценивали существующие общественные отношения, отстаивали определенные пути общественного развития. Это справедливо и по отношению к буржуазным СМИ. Монополизация производства, создание крупных промышленных монополий вызвали процесс концентрации прессы в руках монополистических дельцов, которые через СМИ влияли на политику и экономику, на сознание людей, на общественное мнение, пропагандировали свои ценности.

Несмотря на это, важнейшим принципом западной журналистики ХХ в. является принцип свободы печати, право журналистов вмешиваться в дела государства, быть «четвертой властью». Можно считать, что ХХ в. стал временем постоянной успешной борьбы прессы запада за расширение своей свободы, за право быть важной политической силой.

Во время первой мировой войны потребности ведения пропаганды дали мощный толчок развитию интервью в Европе.

США. Херст и Пулитцер показали силу и могущество общественного мнения в подготовке и оправдании военных действий армии США против других государств.

Переломным периодом в выработке методов ведения внешнеполитической пропаганды и управления информационными потоками внутри страны стала Первая мировая война. Когда началась Первая мировая война, Соединенные Штаты декларировали политику нейтралитета. Вопрос об участии страны в войне вызвал самое резкое столкновение мнений и позиций в американском общественном мнении. По данным Ф. Мотта, в начале Первой мировой войны 240 ежедневных газет США занимали нейтральную позицию по отношению к воюющим сторонам и только 20 выражали прогерманскую позицию. Изоляционистскую позицию занимали «Вашингтон пост», «Чикаго трибюн», «Лос-Анджелес тайме», «Сан-Франциско кроникл». Откровенно прогерманской ориентации придерживалась херстовская «Нью-Йорк джорнел», занимавшаяся непосредственной пропагандой в пользу Германии. С вступлением Соединенных Штатов в мировую войну на стороне Антанты (апрель 1917 года) резко усилилась антигерманская пропагандистская деятельность американского правительства. Это было в русле подходов к информации со стороны других стран – участниц Антанты, которые придавали этому направлению своей деятельности исключительно большое внимание.

Были созданы специальные правительственные органы по управлению прессой. Комитет общественной информации (Си-Пи-Ай) при правительстве США.

Правительство США оказывало и прямое давление в нужном ему направлении на журналистику внутри страны. И хотя в принципе идея цензуры глубоко чужда американской журналистской традиции, а сборники основ­ных американских законов не содержат этого слова вообще, американское правительство пошло в годы Первой мировой войны на введение прямой официальной цензуры. Под особо жесткий цензурный контроль были поставлены любая информация военного характера и все ее источники, включая солдатские письма. Военное министерство регулировало все вопросы, связанные с деятельностью военных корреспондентов, хотя за ними в принципе сохранялось право «правдиво» информировать народ о фактах, касающихся операций армии, но категорически запрещалось выдавать врагу «сведения».

Возникновение и развитие системы СМИ стран Запада в период между первой и второй мировыми войнами: причины, особенности, значение.

Франция

В межвоенное двадцатилетие большим успехом пользовались политические еженедельники, выходившие до 1914г. малыми тиражами, но в условиях упадка ежедневной «прессы общественного мнения» после первой мировой войны заявившие о себе с новой силой. Умножившиеся политические еженедельники: «Жён Репюблик», «Тан презан» («Наше время»), «Же сюи парту», «Регар» — больше связывали себя с определенными политическими тенденциями, чем с отдельными политическими партиями. Положение в ежедневной прессе межвоенного двадцатилетия характеризовалось уменьшением общего числа ежедневных газет и в Париже (с 40 до 32), и в провинции (с 220 до 175) и повышением продажной газетной цены. В обстановке всеобщей и чрезвычайно острой политизации, охватившей всю систему французской журналистики рассматриваемого периода, ежедневные газеты в своем подавляющем большинстве были политически четко ангажированными вправо либо влево. Из ведущих газет, связанных с некоммунистическими левыми, необходимо назвать крупнейший орган левой прессы газету «Котидьен» («Ежедневная газета»), 1923; основным читательским адресатом этой «честной газеты для честных людей» были учительство, мелкая буржуазия радикал-социалистской и социалистической ориентации (350 тыс.экз). Важнейшими органами радикализма и радикал-социализма являлись «Эвр» («Творчество») Гюстава Тери, также имевшая 350-тысячный тираж, тесно связанная с Эдуардом Эррио «Эр нувель» («Новая эра») и «Репюблик», за которой стоял Эдуард Даладье. Радикалы и радикал-социалисты могли также рассчитывать на влиятельную «Прогре де Лион» (ォПрогресс Лионаサ).Однако связываемый с 1930-ми годами Ренессанс французской прессы соотносят прежде всего с вечерней парижской газетой «Пари-суар» Жана Пруво («Парижский вечер»), которой французская пресса обязана глубоким качественным преобразованием самого типа ежедневного печатного издания. Первый номер «Пари-суар» вышел в свет 2 мая 1931 г. С подзаголовком «Большая ежедневная газета иллюстрированной информации». В нем поражали количество и разнообразие шрифтов, огромные шапки и аншлаги, множество иллюстраций (лишь на одной первой полосе было помещено 9 фотоснимков). В редакции «Пари-суар» работали знаменитые тогда репортеры Жером и Жан Таро, Раймон Маневи, Пьер Лазарев, Жорж Сименон, среди сотрудников этой газеты были А.де Сент-Экзюпери, А. Моруа, М.ПревоВ 1935 г. Национальный союз журналистов Франции, основанный в 1918 г., добился принятия парламентом страны закона о статусе профессиональных журналистов. Важнейшим событием в истории французских средств массовой информации межвоенного двадцатилетия, несомненно, стало возникновение радиовещания. Первая радиогазета была передана во Франции в 1925 г., а уже в 1939 г. во Франции насчитывалось 5,2 млн. радиоприемников. «Разговорные газеты», «разговорная журналистика» здесь, как и в других западных странах, не сразу получили нужные возможности для беспрепятственного развития. Хозяева французской периодической печати, сразу же увидевшие в радио опаснейшего конкурента прессы, предпринимали попытки если не запретить вообще «разговорную прессу», то, по крайней мере, затормозить ее развитие. И это им частично удавалось: давление со стороны печати временно ограничивало эффективность радиовещания. Появлялись одни за другим иллюстрированные журналы радиопрограмм, которые имели большой успех.

США



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.004 с.)