Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в теорию массовых информационных процессовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ССМК-1 («Карнавал») К конкретным проявлениям этой системы можно отнести такие зрелища, как карнавалы, массовые народные гуляния, разного рода шествия и т.п. события. Факторы - обезличенные отношения участников. Основные элементы:
Здесь нет разделения функций: все они выполняются непосредственными участниками действия. Все адресанты и адресаты одновременно. Программа этой системы - внутренняя замкнутая, она служит скреплению ойкумены общины и отделению ее от других общин. Заповедью было: не переступать ойкумены (обитаемый мир)общины ни делом, ни мыслью. ССМК-2 («Собрание») первый революционизирующий момент в развитии системы средств массовой коммуникации, в развитии таких систем вообще. Конкретные примеры подобной коммуникации – всякого рода собрания: урок, лекция, театр современного типа, заседания, спортивные зрелища – везде, где есть собственно участники и пассивная аудитория. Внутренняя программа действия разрывается, но еще в пределах «моей общины», и в акте коммуникации появляются зачатки индивидуального творчества, отчуждения творчества от других элементов системы СМК. Это уже действие-зрелище «по заказу некоторых и специально для некоторых из моей общины». ССМК-3 («Книга») Второй революционизирующий шаг в развитии систем СМК связан с появлением материально закрепленного текста. «Именно фиксация текста, его материальное закрепление расчленили словесно-художественное творчество на две великие ветви — устное творчество и письменную литературу». Конкретные виды зрелищ, относящиеся к этому типу СМК: библиотека, выставка, музей, внешняя реклама, архитектура, скульптура и т.п. Принципиальное положение теории заключается в том, что на этой стадии развития ССМК можно говорить о разделении систем общения на два типа: естественные и технические коммуникации (два вида коммуникаций). ССМК-4 («Фильм») Окончательная трансформация естественной системы средств массовой коммуникации в полную техническую систему СМК (ССМК-4) происходит в эпоху господства современных классовых обществ в новое и новейшее время, и эта технизация является третьей революцией в развитии системы СМК. Традиционно она делится на три блока элементов: «адресант (А) — текст (Т) - адресат (В)». Участниками подготовки и «выдачи» текста в такой системе СМК являются немногие, в то время как сама программа, будучи внешней, произведенной на сбыт», оказывается заданно всеобщим и одновременным достоянием, хотя адресаты полностью отчуждены от участия в ней, от ее подготовки и даже друг от друга.
Наиболее эффективно комплексное использование всех типов ССМК. Не каждое государство, однако, в состоянии реализовать такое использование систем. ССМК-5 («Сеть»)
ССМК-5 имеет функцию скорее разобщения и десоциализации индивидов. Сетевые общественные структуры – а суть их в том, что они объединяются как относительно самостоятельные организации, действующие без единого координирующего центра – носят, по мнению многих современных исследователей, исключительно разрушительный характер (например, тайные общества, террористические организации, организованные преступные группировки, мафии, тоталитарные секты и т.п.). Для обеспечения деятельности подобных структур возникает тип коммуникации «Сеть». Это такая система связей коллективов и отдельных личностей, при которой каждый субъект общения является самостоятельным, независимым, полифункциональным и безответственным. Пространственных и общественных границ для сетевого общения в принципе нет. Телефонная сеть, радиосеть, сотовая связь, Интернет. По своим основным характеристикам ССМК-5 соответствует характеристикам ССМК-1, «Карнавалу»: полифункционализм участников, всеохватность действия-зрелища, обратные связи. Но существенное различие – это, во-первых, смешанный тип связи (как технические, так и живые), и, во-вторых, что самое главное – анонимность участников зрелища. Таким образом, ССМК-1 и ССМК-5 являются противоположностями и находятся на полюсах эволюционной общественной лестницы.
Суть теории Бориса Федоровича Поршнева заключается в понятии антропогенеза (процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи). Речь – главный инструмент приспособления человека к природе. Суггестия – исходная форма обращения человека к животному. Контрсуггестия, контрконтрсуггестия Поршнев реконструирует три ступени развития нейросигнального дистантного взаимодействия: интердикция I (на пороге дивергенции, описана выше), интердикция II (разгар дивергенции, торможение интердикции I, или "самооборона") и интердикция III, или "суггестия" (перенесение отношений дивергенции в мир самих неоантропов). Суггестия – это уже порог собственно человеческой речи. "Полная зрелость суггестии", – пишет Поршнев, – "отвечает завершению дивергенции". Соотношение между тремя этими ступенями – поясняет Поршнев – можно условно сравнить с соотношением "нельзя" – "можно" – "должно".
Переход со ступени на ступень происходил, естественно, не без естественного отбора из многочисленных мутаций, масштаб и разнообразие которых были спровоцированы кризисом, а значит, и не без множества неустойчивых переходных форм. И только у одной из мутаций – неоантропа третья ступень (суггестия) этим отбором была надежно и навсегда закреплена. Выше было показано, что от такого закрепления биологическую пользу извлек вначале вовсе не сам неоантроп. Последнему еще много предстояло потрудиться для того, чтобы обернуть вредное приобретение себе на пользу.
Первыми шагами такого развития, выходящими за рамки биологической эволюции, то есть не требовавшими уже изменения анатомии и физиологии нового животного, стало возникновение "контрсуггестии" – инструмента сопротивления суггестии – и "контрконтрсуггестии" инструмента подавления, преодоления этого сопротивления. В свою очередь, возникновение пары "контрсуггестия контрконтрсуггестия", с одной стороны, выталкивало неоантропа в бесконечный процесс усовершенствования форм того и другого, а с другой, делало возможной и необходимой интериоризацию внешнего взаимодействия во внутренний диалог. Существует 3 способа воздействия (по Поршневу): насилие, внушение (вера), доказательства. Внеречевое воздействие – заражение (самое сильное), подражание Речевое воздействие – внушение, доказательства (самое слабое).
«В расширительном смысле под словом надо подразумевать всякое самодеятельное проявление нашего существа вовне (курсив мой – М.П.), - пишет Флоренский, - поскольку целью такого проявления мы считаем не внешне учитываемые энергии, физические, оккультные и прочие, а смысл, их посредством входящий в мир транссубъективный. Он указывает, что такое расширительное понятие о слове не ново: в лингвистике различают разные виды языков, язык жестов, язык знаков, язык музыкальных сигнализаций и т.д. и т.п., причём цель всех рассматриваемых нами деятельностей есть выражение смысла, по единству же этой цели, деятельности, по-видимому, весьма различные, объединяются все-таки, - под одним общим наименованием языка». Флоренский считает, что произнесённое слово разрешает познавательный процесс. Сам же процесс познания он определяет как синергию, т.е. соединение энергий познаваемого объекта и познающего субъекта. Философ выделяет следующие структурно образующие компоненты слова: костяк, сдерживающий тело слова и придающий ему форму; прочие ткани, дающие жизнь слову-телу. Эти элементы можно уподобить внешней форме слова. Говоря лингвистическим языком, речь идет о фонеме и морфеме слова. Морфема в свою очередь является соединительным звеном между фонемой и семемой, составляющей внутреннюю форму слова. Строение слова 1 - фонема 2 - морфема 3 - семема
«Фонема есть костяк слова... Морфема - тело слова, а семема - душа его» Фонема-Как внешний процесс мира физического слово, прежде всего, есть звук... Но этот звук возникает не чисто физически, а физиологически и психофизиологически. Он неотделим от артикуляционных усилий, его производящих, и слуховых усилий, его воспринимающих; а усилия эти неотделимы от первичных психических элементов, мотивирующих самое усилие. Итак, некоторое ощущение, чувствование, волнение плюс усилие артикуляции и слуха, плюс звук – все это вместе образует один состав психофизического костяка слова – фонемы. Морфема- По Флоренскому, это – плоть слова как телесного организма. В сложном организме слова морфема находится между фонемой и семемой, является соединительным звеном между этими уровнями. Именно морфема удерживает слово, обеспечивая его целостность. В другом месте Флоренский называет морфему грамматическими и логическими характеристиками слова, его «паспортом», по которому слово только и опознаётся.Морфема – это «буква», надпись, закреплённая в грубом материале (камень, папирус, пергамент, бумага и т.д.) видимая внешняя форма слова. В отличие от фонемы – живого мимолётного звука, физиологического проявления говорящего, морфема – статична, неподвижна и мертва. Семема-актуальный смысл (в отличие от «значения» т.е. закреплённого, например, в словаре, общеупотребительного понимания слова), то есть тот, который ему придаётся говорящим в данной ситуации, в данном контексте. Семема является составным компонентом внутренней оболочки формы слова, не имеющим определенного, точного, значения. Оно может существенно меняться в пределах одной речи. Например, когда мы употребляем слова в переносном смысле, придаем им соответствующую окраску, саркастическую, ироническую и др. Флоренский сравнивает семему с драмой, которую невозможно исполнить одинаково несколько раз. Слово неповторимо. Произнесенное в очередной раз, оно будет обладать уже иной семемой. Чтец выполняет сразу три задания: он должен, во-первых, увидеть и распознать буквы (морфему)- сложить их в единое слово и узнать его. Во-вторых, правильно произнести получившийся звук (фонему). В-третьих – ухватить и передать тот единственный в данном контексте смысл (семему), выбрав его из всего многообразия присущих этой словоформе словарных значений. Поэтому для хорошего освоения текста нужно многократное его прочтение, по крайней мере, трижды: первый – для обозрения текста (морфология), второй – для понимания его звучания (фонетика) и третий – обращая внимание на связь слов и предложений между собою и открывающийся тогда смысл слов, расставляя интонационные ударения (синтаксис). Магичность слова-Магия, по определению Флоренского, есть живое, жизненное (одухотворенное) общение живого человека с живой природой. Или: воздействие человека на живую природу. Понятие «магия» - ключевое для теории массовой коммуникации. Слово одного смыслового ряда со словами «могучий», «маг» (отсюда – «магистр»). Функция магии – влияние на природу, животных, людей для достижения каких-то целей. Основным инструментом магии является слово (заговор, заклинание и т.п.).
Двойственная природа человека позволяет нам утверждать, что общение у нас тоже имеет две стороны: более древнее - доречевое (то есть с помощью простейших средств – звуков, телодвижений, мимики и т.п.) и собственное речевое общение – есть с использованием знаковых (семиотических) систем. Как доречевые, так и речевые средства неразрывно связаны в едином потоке нашего поведения. Хотя в каждом случае степень «живости», (эмоциональности) речи и степень её осмысленности, (рациональности) бывают разными. Разумная речь всегда наполнена живым чувством, обращена и к рассудку и к сердцу одновременно. Внимательное рассмотрение человеческой речи приводит нас к пониманию её многоуровневости. Выдающийся русский учёный Флоренский подчёркивает неоднократно, что человек «говорит всем телом». Доречевая составляющая речи имеет, предположительно, два уровня: заражение и подражание. Заражение Первый – это энергетическое взаимодействие на межклеточном уровне, когда энергии одного живого существа непосредственно передаются клеткам другого, так называемое «заражение» (инфлюация). Это давно известное явление было подтверждено в 1972 Академиком Казначеевым. На этом уровне происходит информационное взаимодействие в живой природе, между растениями, животными, между животными и людьми и, конечно, между людьми тоже. Самый простой пример – заразительность смеха или зевания. Явление заражения по-иному проявляется среди людей как «со-чувствование», «со-переживание», «со-болезнование», когда радость или боль другого человека странным образом ощущается нами как наша собственная. На научном языке оно получило название «эмпатия». Эти издревле известные учёным факты создали представление о глубоком единстве всего сущего, всего живого, взаимосвязи между миром природой и обществом, об их взаимовлиянии. Иммунитет к эмоциональному заражению у всех разный и зависит, например, от степени усталости, от воздействия алкоголя или от других причин, ослабляющих волю. Подражание Второй уровень доречевого воздействия (или взаимодействия) – подражание. Всегда есть тот, кому подражают и тот (или те), кто подражает. Простейшие формы подражания трудно отделить от заражения – они действуют неразрывно, между ними нет и не может быть чётко проведённой границы. Можно сказать, что заражение, в основном, передаётся через настроение, а подражание – через внешнее поведение, через имитацию. Через подражание происходит формирование практических навыков. Упражнение помогает закреплению навыков, доведению каких-то действий до автоматизма. Тот, кто действительно желает кого-то научить, не станет много рассказывать, а даст показательный пример действия. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Речевое воздействие И тут тоже можно увидеть два уровня поведения. Первый – более древний – «суггестия» (по Поршневу), или внушение (свойство речи прямо побуждать кого-то к действию, командовать), и более поздний – доказательство - умение доказывать что-то кому-то, воздействуя на критическое мышление. Внушение Внушение - целенаправленное воздействие на личность или группу (массовое внушение), воспринимаемое на уровне подсознания и приводящее либо к появлению определенного состояния духа, чувства, отношения, либо к совершению определенных поступков. Исследуя проблему происхождения речи, Б.Ф.Поршнев приходит к выводу, что речь возникла не как инструмент «коммуникации», а как орудие воздействия на животных и по началу не имела никакой «содержательной» или рациональной составляющей. Суггестия как социально-психологический феномен тождественна полному доверию к внушаемому содержанию. Другими словами, при этом отключён «фильтр недоверия», всякое критическое мышление. Суггестивное воздействие – явление повседневной жизни. Человек, находясь среди своих, кому он доверяет полностью, практически всю информацию воспринимает как данность. Но иная картина – если человек в незнакомой среде, окружён чужими незнакомыми или подозрительными людьми, - в мегаполисе, за границей, в иной культурной обстановке. Здесь включается защитный механизм контрсуггестии или «фильтр недоверия», критическое мышление. Сломать психическую защиту легче всего через постоянное повторение, навязывание нужных суггестору идей. Реклама сильна своей вездесущностью, она преследует нас и, в конце концов, рекламные образы и лозунги внушаются нам против нашей воли. Капля камень точит, как известно. Доказательство Доказательство - в широком смысле - установление, обоснование истинности суждения при помощи логических рассуждений и эмпирических данных. Внушение и доказательство являются противоположностями: одно основано на вере, другое – на разуме. Само по себе доказательство не имеет абсолютной силы. Оно может быть основано на ложных аргументах и неверной демонстрации. С античных времён накоплено громадное количество примеров софизмов, парадоксов, соритов – внешне соблюдающих правила логики, но построенных, например, на ложных основаниях или содержащих ошибку в рассуждениях. Итак, в распоряжении коммуникатора есть в пределе четыре основных метода информационного воздействия: заражение, подражание, внушение и доказательство. В действительности они не существуют друг без друга, но в каждом отдельном случае можно говорить о преобладающем методе. Например, в тесной компании, в неорганизованной толпе господствует механизм заражения – импульсы передаются непосредственно от человека к человеку, создаётся коллективный организм, живущий одним настроением, как стадо или стая. В толпе неразрывно с методом заражения действует и механизм подражания, когда люди следуют примеру вожака. Подражание возможно и вне толпы – например, ребёнка родителям, телезрителя – диктору, ученика учителю и т.п. Суггестия, или внушение, по преимуществу действует при общении людей, взаимно доверяющих друг другу. Особенно мощно этот механизм информационного воздействия проявляется в современной рекламе. Эти глупые тексты, сходя с рекламных плакатов, становятся обыденными оборотами речи: «сникерсни», «возьми от жизни всё», «правильное пиво» и т.п. И, наконец, доказательство, убеждение - предпочтительно в научном сообществе, в практике юридических процессов, во всевозможных дискуссиях и парламентских дебатах. Факторы эффективности информационных воздействий. Что способствует эффективности информационного воздействия. Очевидно, что для каждого метода – свои особые факторы.
Пропаганда – распространение в массах путем настойчивого разъяснения каких-либо воззрений, идей, учений. В международной информационной деятельности заметна тенденция возрастания пропагандистских элементов. С окончанием холодной войны в западной и российской журналистике стали реже использоваться пропагандистские клише-стереотипы (образ врага). Но эйфория, связанная с окончанием холодной войны и ослаблением страха перед ядерной войной, уступила место новым критическим выпадам. В условиях глобализации лидерство США в мировой политике, экономике, в сфере информации приобрело более заметные масштабы. В США сосредоточен самый крупный рынок капиталов, там центры наиболее крупных транснациональных корпораций, в том числе коммуникационных и информационных олигополий. Однополярный мир не миф, а реальность. Многие страны хотят претворять в жизнь свои национальные интересы. 90-е годы и наше время – много региональных и местных конфликтов, которые переросли в международные: «Буря в пустыне», косовский конфликт, интервенция в Ирак. Усиление пропаганды - стремление получить политическую выгоду от этих конфликтов и утвердить свои интересы. Пропага́нда propaganda — подлежащее распространению) — распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию.Пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т.д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации. Преднамеренное искажение и фильтрация информации отличает пропаганду от образования. Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей. Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами в интересах узкой группы лиц Пропаганда – целенаправленное распространение текстов. Производит новых людей – субъекты общественной деятельности. Впервые возникла в Ватикане.Элементы пропагандистских процессов: коллектив – личность – канал – текст. Цель пропаганды: новое состояние объекта Субъект пропаганда: личность или коллектив Средства пропаганды: канал, текст Объект пропаганды: личности, коллектив
Февральская рев-я 17г. привела к падению рос. самодержавия, а вместе с ним и к прекращению выпуска монархической прессы. Пришедшее к власти временное правит-во провозгласило свободу слова, печати, декларировала другие проявления демократии. Ситуацией, сложившейся после победы Февр. рев-ии воспользовались все социалистические партии, и в первую очередь большивики, также получившие возможность легально работать. 5 марта 1914г. возобновилось издание «Правды», закрытой царским прав-вом в 1914г Окт. революции 1917 г. и приход больш-ов к власти в корне перекроили рус. печать. Декрет о печати требовал закрывать органы прессы, призывающие к опер, сопротивл. рабоче-крестьянскому правительству. Декрет о введении государственной монополии на объявления подорвал финан. основы негосударственных изданий, т.к. их доход - от публикаций рекл. плат, объявлений. Запрещ.инностр. финансирование. Революционный трибунал печати 1918 г., довершил разгром бурж., эсеро-меньшевистской прессы и изданий других партий (закрыто 170 буржуазных газет и журналов и167 партийных изданий). 1911-1914 ленинский период. В статьях Ленин разработал нов. модель и теорию социал. прессы, кот превращалась из органа сообщения полит.новостей в орган экон. воспитания масс (вопросы труда). Гл. принципы: партийность, народность и массовость печати. Осн. функциями – агитация, пропаганда и организация масс. Пресса д.б. доступной, дифференц-на по регионам, городам. Газ. «Правда» + журн. «Большевик» (орган больш-в), г. «Известия» (орган ВЦИК), г. «Беднота», «Жизнь национальностей», «Экон.жизнь». В 1918 г. насчитывалось 114 газеты и 753 журнала. В гг гражданской войны также радио выполняло немаловажные ф-ции в системе совет. ж-ки: оно становилось важнейшим структурным звеном передачи операвтиной I. Это явилось решающей предпосылкой организации в стране регулярного массовго р/вещания. Значит. роль в развитии СМИ Совет. гос-ва сыграло Российское телеграфное агентство РОСТА. Оно обеспечивало периодич. печать, партийные и советские органы опретивной I.. Телеграфному агентству удалось довольно быстро создать широкую корреспондентскую сеть, к концу 19г. их было 42. Конец 20-х – 30-е гг. - правление Сталина – ген. секрет. партии. Система печати развивается, дифференцируется. Экон. Индустр. развитие сказалось на разв, жур-ки (30гг. - пер.рассвета). Улучшается техн.база (бумажн. комбинаты). Изд. дет., уч. лит-pa, полит, военная пресса. Газеты - районные (сельск). столичные, областные, краевые). Круп.газ. «Правда», «Известия», «Социалистич.земледелие». журн. «Большевик», «Моск.правда». Созд-ся централизованная sys. доставки прессы Развив. киноискусство, радиовещ-е (в Москве радиост-я Коминтерна; «Голос Москвы» на англ, франц. нем. языках). Проведены и созданы системы междунар. коммунистич. печати (печать Коминтерна и радио Коминтерна; «Голос Москвы» на англ, франц. нем. языках), централизована система хранения I (ТАСС) Получив всю полноту власти в свои руки, Сталин, опираясь на ленинские идеи социалист. строительства в СССР выдвинул собственную модель строительства социализма. И советская ж-ка принимала активное участие в создании культа личности Ст. Печать стала орудием административно-командной системы. Во время полит. процессов 30хгг. тон всей совет. ж-ки задавала «Правда». Она занимала непримиримую позицию по отношению к тем, кого обвиняли во вражеской деят-ти. Начавшаяся ВОВ потребовала перестройки печати на военный лад. Стал функционировать авторитетный правительств. информ. орган Совинформбюро, в короткие сроки была создана система фронтовой печати, к-я по своему хар-ру был многонациональной. Центральными темами были: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии, мужество советских людей на фронте и в тылу. Публицистика периода ВОВ не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели, публицисты, поэты, ж-ты, драматурги встали со всем советск. народом на защиту своего Отечества. Вся пресса в гг войны подчинялась лозунгу «все для фронта, все для победы». 1945-I953. После войны разрушена топографическая база, нехватка журн. кадров. Постепенно восстанавливаете» sys печати (обучение, привлечение корреспондентов из народа - рабселькоров). В нач. 40-х развив. радиовещ-е, многотиражн. печать (дифференцированная). Осн. цель – идеологич. пропаганда, и в районы Прибалтики, Украины, Беларуси, кот-е наход. в оккупации и в кот. были сильны бурж. идеи. 1953-1964. 53 г. – г. смерть Сталина, начало хрущевской «оттепели», ликыидации sys ГУЛАГА. К 60-м советские СМИ насчитывали 14 всесоюзных, 600 респуб. краевых и областных, свыше 4,5 тыс. город. и районных, свыше 2 тыс. многотиражн. газет, а также свыше 630 журналов. Газ.«Сов. Россия» (орган партии», «Индустриальная газета» (для рабочих), журн. «Рабоче-крестьянский корресп-т» (для внештатн. корр-ов) Центр. Телевидение свыше 70 телецентров. Цель: формирование маркс.- ленинского мировоззрения и коммунист. морали, пропаганда решений партийных съездов. Вместо Совинформбюро созд. «Аг-во печать новости». Созд. факультеты радиотехники, журн-ки. 1964-1982. Эпоха Брежнева Резкий упадок экон. по сравн. с др. странами из-за значит. затрат на ВПК. При этом в СМИ еще более заметна парадность, некритич. отражение действ-ти. Развитие прессы неоднородное. Попул. газ «Комсом. правда», «Правда», «Известия», «Труд». «Социалистич.Россия». 1985-1991. Горбачев, объявив предыдущие десятилетия застоем, провозгласил перестройку, гласность. Резким переходом от отеч. авторитарного подхода в руководстве СМИ к западному он поставил под удар критики демокр-х, прозападно настроенных журналистов весь предыдущий образ жизни сов. общества, его историю, партию. Народ, узнавал из СМИ о своем «непредсказуемом прошлом», разочаровался во власти, и когда она зашаталась, не пытался спасти ее. Своб. СМИ дискредитировали в глазах населения и самого перестройщика. В 1990-1991 СМИ активно формирует общ. мнение о необходимости перехода к рынку (коммерциализация печати, реклама, фин. независ-ть новых изданий от гос-ва). Нов. закон «О печати и других средствах массовой информации». Отражение проблем перестройки, соц-ные, демократич. пробл. Популярность исторической проблематики, возвращение имен, реабилитация, публикация архивных материалов «закрытых тем» (дедовщина, проституции наркомания, льготы партработникам). Попул. передачи Центрального телевидения «Прожектор перестройки», «Взгляд». Цикл – «ВИД». Роспуск ЦК КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Отражение в СМИ проблем развития республик, укрепления их суверенитета. Развитие печати в 1917 году Отражение послереволюционной обстановки в прессе. Особенности печати - публикация резолюций собраний, митингов, коллективных писем, обилие политической информации. Орган партии кадетов, газета "Речь", о политических партиях, независимом государстве, сохранении свободы и завоеваний революции. Особенности газеты эсеров и меньшевиков "Известия". Ежедневная газета меньшевиков-интернационалистов "Новая жизнь". Публикации Горького А. М. под рубрикой "Несвоевременные мысли". Июньский и июльский кризисы, конец периода мирного развития революции. Новые задачи печати. Репрессии Временного правительства против большевистской прессы. Закрытие газет "Правда" и "Солдатская правда". Журналистика на фронте, работа типографий, книжных складов. Возобновление выхода Центрального органа партии большевиков под старым названием "Правда". Курс на создание советского государства, провозглашенный большевиками. Журналистика советского государства Образование трех групп прессы: большевистская, революционного направления; печать контрреволюционного содержания; пресса демократического направления. Первые документы Советского правительства о регулировании деятельности прессы: Декрет о печати, Декрет о революционном трибунале печати. Деятельность центрального органа Советского правительства - газеты "Известия". Тематика "Правды". Изменение типа, характера, задач, форм и методов работы печати в условиях диктатуры пролетариата. Центральные, губернские, уездные газеты, издания на национальных языках. Освещение в них первых мероприятий новой власти, нечеткость, разброд мнений, отраженных на газетной полосе. Преемственность и новые темы профсоюзной прессы. Газета "Труд". Отражение неоднозначного восприятия Октября в прессе антибольшевистской направленности. Печать партии социалистов-революционеров в России: газета "Дело народа", журнал "Партийные известия". Крупнейший эмигрантский журнал "Современные записки" (1920-1940гг.). Антисоветское издание - журнал В.Чернова "Революционная Россия" (1920-1931гг.). Влиятельная газета "Воля России" (Прага). А.Ф.Керенский - редактор-издатель газеты "Дни". Свержение Советской власти любыми средствами - главная тема партии конституционных демократов послеоктябрьского периода. Журнал "Вестник партии народной свободы". Газеты кадетов - "Русские ведомости", "Речь" ("Наш век"). Издания партии кадетов за границей. "Последние новости" (1920-1940гг.). Меньшевистская периодика. Газета "Единство" (1917-1918гг.). Газета "Новая жизнь" (1917-1918гг.). Издания меньшевиков за границей. Журнал "Социалистический вестник" (1921-1940гг.). Газета "Социал-демократ", журнал "Заря". Восприятие Октября в публицистике И.А.Бунина "Окаянные дни". Мероприятия по улучшению печати. Деятельность Революционного трибунала печати. Новая тематика в печати: пропаганда советского патриотизма, политическое воспитание трудящихся, разоблачение врагов революции. Создание печати вооруженных сил. Выпуск периодических изданий в действующей армии, в тылу. Разработка и реализация программы радиостроительства. Создание Российского телеграфного агентства. Особенности публицистики Рейснер Л. М. Работа в военных отделах газет Серафимовича А. Деятельность в печати Маяковского В. В. Басни и стихотворные фельетоны Бедного Д. Фельетоны Булгакова М. А. Публицистика Брюсова В. Я. Эволюция взглядов Шагинян Ш. С. на развитие революции. СМИ в период перестройки общества (апрель 1985-1991гг.) Система средств массовой информации на этапе перестройки как единый информационно-пропагандистский комплекс. Курс на обновление страны и задачи журналистики. Партийное руководство средствами информации. Активизация работы социологических служб редакций - анализ читательской почты, выявление предпочтений радиослушателей и телезрителей, учет и прогнозирование общественного мнения, выработка рекомендаций для работы редакции. Развитие жанров: расцвет жанра политического портрета, трансформация жанра передовой статьи, видоизменение жанра очерка. Отражение в СМИ проблем перестройки. Проблемы совершенствования механизма хозяйствования и управления экономикой, ускорения научно-технического прогресса. Освещение социальных проблем. Проблемы демократии. Отмена 6-ой статьи Конституции СССР. Образование партий. Популярность исторической проблематики: возвращение имен, реабилитация. Комплексное освещение "белых пятен" истории, публикация архивных материалов. Тема наследия сталинизма. Историзм и объективность против стереотипов. Обсуждение в СМИ ранее "закрытых" тем (дедовщина, проституция, наркомания, льготы партработникам). Проблемы экологии. СМИ о демократизации, совершенствовании политической системы, развитии гласности, усилении борьбы с бюрократизмом. Особенности деятельности СМИ на этапе перестройки: гласность, плюрализм мнений, острота постановки проблем и конструктивная критика недостатков, показ жизни с ее достижениями и противоречиями. Публицистика в условиях перестройки. Анализ очерков Васильева И., Черниченко Ю., Стреляного А., Рубинова А., Лихачева Д. С. Отражение в СМИ изменений духовной атмосферы в стране, в отношениях государства и церкви. Новые формы работы СМИ: прямые линии "Комсомольской правды"; "Прямая речь" "Советской культуры"; возобновление "Дискуссионных листков" во всех типах печати; телемарафоны; организация изданиями совместных "круглых столов" по актуальным проблемам науки, производства, культуры; теле- и радиомосты; совместные рейды газеты "Сельская жизнь" и Всесоюзное радио; "Правдинские пятницы", публикация исторических материалов; субботние диалоги "Труда"; "Письма не для печати" в газете "Известия". Координация деятельности СМИ: совместные совещания и координация планов работы редакций районных, городских газет, районного и городского радио; обмен информацией между редакциями; объединенные выпуски, обменные полосы; совместное проведение пропагандистских акций; перепечатки наиболее интересных материалов; стажировки; выездные редакции. Популярные передачи Центрального телевидения "Прожектор перестройки", "Взгляд", цикл "ВИД", "До и после полуночи", "Поле чудес", "600 секунд" (Ленинградское ТВ): положительное и отрицательное. Освещение противоборства сил демократии и реакции. Противоречия в социально-политических и национальных отношениях. Роспуск ЦК КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Отражение в СМИ проблем развития республик, укрепления их суверенитета.
Интервью (от англ. Interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Кл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.20.148 (0.015 с.) |