Методы прямого шкалирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы прямого шкалирования.



Стивенс разработал группу методов (методы прямого шкалирования), которая позволяет получить оценку величины ощущения на шкале интервалов или отношений как непосредственный результат измерительной процедуры. Стивенс утверждал, что возможна непосредственная оценка ощущений, для этого лишь нужно использовать определенные методы, позволяющие наблюдателям «переводить» свои ощущения на язык чисел. Используя подобные методы шкалирования, Стивенс и его последователи нашли уравнение, описывающее связь между величиной сигнала и величиной вызываемого им ощущения, названное степенным законом. В соответствии с этим законом величина сенсорного ощущения возрастает пропорционально физической интенсивности сигнала, возведенной в степень.

Методы:

- метод оценки отношений: предлагалось объяснить, во сколько раз предлагаемое ощущение больше-меньше предыдущего (испытуемому предъявляется 2 (или более) стимула и он должен оценить отношение между стимулами по заданному параметру и выразить это в числовом порядке);

- метод установления отношений: предлагалось к эталонному стимулу подобрать такой, который больше-меньшее оного в определенное количество раз (фракционирование - деление или мультипликация умножение).

- метод оценки величины: предлагалось оценить величину ощущения в единицах эталона (имеется эталон (он имеет численное значение, например, это 1), потом в случайном порядке предъявляется стимул, который надо оценить в соответствии с эталоном. Испытуемый должен приписать числа последовательности стимулов (пример: оценка эмоций));

- метод установления величин: предлагалось подобрать ощущение, равное определенному количеству единиц эталона (обратный по процедуре методу оценки величины). Здесь экспериментатор называет величины (числа) и просит испытуемого расположить ряд стимулов в соответствии с предъявленной численной осью.

 

Прямые методы, приводящие к интервальной шкале (методы, основанные на построении шкал равных расстояний, шкалы интервалов):

· Метод равных сенсорных расстояний. Имеется ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на некотором континууме.

Первый из них «деление интервала пополам». Плато в 1850г. просил художников воссоздать серый тон, который является средним между черным и белым. Субъективное расстояние между белым и серым было таким же, как между черным и серым. Основной целью была проверка справедливости закона Фехнера. Если бы средняя точка совпадала со средним геометрическим не средним арифметическим, то Фехнер оказалсябы прав. Иногда точка приходилась на одно среднее,иногда на другое; случалось и так, что она оказывалась где-то между ними. Понятно, что этот метод подвержен тем же ошибкам, что и метод фракционирования. В самом деле, метод деле­ния интервала пополам очень похож на метод деле­ния пополам величины. Единственным различием является то, что метод деления пополам может да­вать истинный нуль для шкалы.

Эксперимент Сенфорда. Конечно, нет причины ограничивать эксперименты делением пополам. Мож­но раздробить субъективное расстояние на любое количество равных интервалов. В эксперименте по взвешиванию Сенфорда 108 пакетов, ранжирован­ных от 5 до 100 г, раскладываются на пять кучек с приблизительно равными сенсорными расстояния­ми между ними. Если среднее от всех весов, поме­щенных в каждую кучку, нанести на ординату в ло­гарифмическом масштабе, а субъективные величи­ны в линейном масштабе - на абсциссу, то по зако­ну Фехнера точки должны лечь на прямой линии.

· Метод категориального шкалирования.

Испытуемому предъявляется множество стимулов и предлагается соотнести их все с определенным числом категорий. От 3 до 20 категорий. В качестве категорий обычно используются числи или прилагательные. Одна из простых процедур категориального шкалирования – метод кажущихся равными интервалов. Предполагается, что когда человек приписывает стимулы к категориям, он способен учитывать интервалы между границами используемых категорий. На основании этого экспериментатор рассматривает категории как значения на шкале интервалов. Для получения надежных данных нужно усреднение большого количества суждений. В современной практике для каждой числовой категории часто используются словесные метки, обозначающие степень выраженности измеряемого признака. Эти метки помогают испытуемому выносить более точные и согласованные суждения о величине стимула. Велико влияние контекста – величин других стимулов.

Метод кроссмодальных сравнений.

Для более развернутой проверки степенного закона были проведены эксперименты с кроссмодальным сравнением раздражителей. Задача испытуемого в эксперименте состояла в том, чтобы уравнять по интенсивности ощущения разных модальностей. Например, он должен был уравнять силу ощущения от вибрационного датчика размещенного на пальце и громкость звука. После некоторой адаптации испытуемых к ситуации эксперимента их становятся достаточно стабильными.

Если степенной закон действительно верен, то между стимулами и ощущениями должны существовать отношения:

Пусть существуют две сенсорные модальности: Sn и Sm, связанные с соответствующими стимулами In и Im степенными зависимостями:

S1= I1 ^n S2= I2 ^m

Если учесть, что испытуемый уравнивает интенсивности S1 и S2:

I1 ^n = I2 ^m

Критерий равенства означает: стимулы равны, поскольку приводят к одинаковым по интенсивности сенсорным результатам. К тому при логарифмировании интенсивности стимула связаны линейной зависимостью, а значит это подтверждает степенной закон (tgL=m/n, где L –угол между прямой и осью абсцисс).

Косвенное шкалирование.

Три метода измерения порогов Фехнера:

1 ) Метод границ (минимальных изменений): какие минимальные изменения стимула вызывают различие в ощущениях.

При определении абсолютного порога стандартный стимул испытуемому не предъявляется и его задача состоит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул или. Здесь определяются 2 величины: величина раздражителя, впервые ощущаемая испытуемым при применении ряда раздражителей возрастающей интенсивности, и величина раздражителя, впервые им не ощущаемая при убывающем по интенсивности порядке раздражителей. За абсолютный порог принимается среднее значение величины абсолютных порогов каждого столбца.

Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящих рядах и ответ «нет» в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения имеет противоположный характер. Связана с ожиданием перемены – сменой ответа на противоположный.

При определении разностного порога экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать <, = или > переменный стимул по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула, соответствующее смене категории ответа. Для определения значений L рекомендуется в нисходящем ряду учитывать только 1ый переход от + к = (L+, верхний разностный порог) и 1ый переход от = к – (L-, нижний разностный порог). В восходящем ряду учитывается 1ый переход от – к = и 1ый переход от = к +. Интервал неопределенности (ИН) – где чаще всего встречаются оценки =. ИН охватывает зону величиной в 2 разностных порога или е.з.р.: от – до = и от = до +. Разностный порог = ИН/2.

2) Метод установки (средней ошибки): стимул подравнивается до тех пор, пока он не будет субъективно соответствовать эталону.

При определении разностного порога испытуемый, как правило, сам подстраивает сравниваемый стимул, который может непрерывно изменяться, к стандарту, т.е. устанавливает такое значение переменного стимула, при котором он кажется равным стандарту. Эта процедура повторяется несколько раз, а затем вычисляется среднее значение и вариабельность установок испытуемого. Среднее значений подравниваний (установок) является прямым показателем ТСР (точки субъективного равенства), а вариабельность подравниваний, допускаемая испытуемым, м.б. использована для вычисления разностного порога.

При определении абсолютного порога испытуемый неоднократно устанавливает такое значение переменного стимула, которое, по его мнению, является самым низким среди обнаруживаемых им стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.

Разность между ТСР и установкой наблюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой (ПО), которая измеряется по среднему квадратичному отклонению.

3) Метод констант (сравнение пар стимулов, один из которых является постоянным для всех пар).

Метод состоит в следующем. Раздражители различной интенсивности предъявляются испытуемому в беспорядочной последовательности. Если речь идет об определении разностного порога, раздражители предъявляются, чередуясь с нормальным. От испытуемого требуется оценить, кажется ли ему переменный раздражитель больше или меньше нормального (в некоторых экспериментах возможет ответ «равен»). В случае определения абсолютного порога испытуемый просто должен говорить, ощущает он или не ощущает предъявляемое ему раздражение.

Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Заметим, что значение стимула, соответствующее 50%, в переходной зоне абсолютного порога соответствует точке субъективного равенства в переходной зоне разностного порога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.012 с.)