Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория перцептивного цикла НайсераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
· Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятия этой информации, когда она оказывается доступной. Восприятие является процессом непрерывного обследования окружения и сбора информации, циклическим процессом одновременного анализа и синтеза информации. · Когнитивная схема – психическая структура, активизирующая сбор информации об объекте, предвосхищающая ее, выступающая планом перцептивных действий, постоянно модифицирующимся в процессе восприятия. · Перцептивный цикл – развернутый во времени процесс внутреннего ментального действия воприятия. Когнитивные схемы: Если рассматривать схему как систему приема информации, то ее можно назвать форматом (как рамки в ЭВМ). Также Перцептивные схемы – это планы сбора информации об объектах и событиях, получения новой информации для заполнения формата (направление исследовательских движений головы и глаз). Любая информация воспринимается только тогда, когда имеется формат, готовый к ее приему. Восприятие определяется схемами так же, как наблюдаемые свойства организма определяются соответствующими генами. Они не имеют модального характера, это скорее обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Схемы являются продуктом индивидуального жизненного пути. Схемы изменяясь при сборе информации, также удерживают информацию о событиях, имевших место в прошлом. Функции когнитивных схем: · Предвосхищение (если идем по лесу, то скорее увидим грибы, а не урну). · Избирательность (исполняя задачу, активизируются определенные схемы, то есть то, что в данный момент необходимо). · Активность (не зависят от внешней ситуации, активизируются самим субъектом). Направляет движения и исследовательскую активность. Свойства когнитивных схем: · Непрерывность во времени · Многоуровневая структура · Параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем. Схема перцептивного цикла КОГНИТИВНАЯ СХЕМА à направляет à ИССЛЕДОВАНИЕ à выбирает à ОБЪЕКТ à модифицирует à КОГНИТИВНУЮ СМЕХУ à … Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. План:
ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО Природа познавательных процессов: Нативизим – Декарт, Кант, У. Найсер, Ж.Пиаже, Н.Хомский (дано при рождении) Эмпиризм - Локк, Беркли, Гельмгольц, Вундт, Титченер (утверждали, что мы учимся воспринимать, это научение проходит всю жизнь, существование сензитивных периодов). Современные представления о развитии перцептивных способностей. Некоторые формы перцептивных способностей являются врожденным, а некоторые приобретаются вскоре после рождения. Опыт модифицирует и стабилизирует генетически унаследованные сенсорные механизмы. Группа экспериментальных данных по исследованию различия перцептивных способностей:
Новорожденные младенцы Движение глаз как показатель восприятия формы (Фанц) Младенец лежал на удобной кроватке в специальной камере. К потолку камеры были прикреплены специальные объекты: справа и слева. Предъявляли в течение короткого периода. Через небольшое отверстие в потолке можно было увидеть отражение объектов в глазах детеныша, какой объект отражается на этот объект и смотрит малыш. Результаты: некоторые объекты чаще отражались в глазах детеныша, чем другие. Вывод: врожденная способность различать предметы. Эксперимент с лицами (Р. Фанц): Гипотеза: фигура, похожая на человеческое лицо будет привлекать внимание ребенка, если он вообще способен к избирательному восприятию. Были проведены опыты с тремя плоскими объектами: все сходны по величине и форме с головой человека: 1) на одном из них было изображено черной краской правильные черты лица человека, 2) на втором эти черты были разбросаны в беспорядке, 3) на третьем сплошь закрасили черной краской верхний участок, равный по площади всем чертам лица. Три объекта предъявляли во всех возможных парных сочетаниях. Возраст: от 4 дней до 6 месяцев. Результаты: дети всех возрастов чаще смотрели на настоящее лицо, несколько реже на фигуру с беспорядочно разбросанными чертами лица и почти не обращали на третью фигуру. Вывод: Восприятие формы присуще детям. Эксперимент с шарами и плоскими фигурами : Маленьким детям предлагали выбор между шаром и плоским диском. Результаты: при наличии заметного различия в виде шара и плоской фигуры дети с большим интересом смотрели на шар. Вывод: это свидетельствует о восприятии глубины. Значение формы и яркости: Гипотеза: форма и структура имеют большую привлекательность, нежели цвет и яркость. Грудным детям предъявляли 6 тестовых объектов – плоских дисков диаметром 15 см. 3 из 6 дисков были с изображением лиц, концентрических кругов и печатного текста. Другие 3 диска были однородными – красный, белый и желтый. Все диски предъявляли на однородном голубом фоне. Отмечали длительность фиксации ребенка на объектах при беспорядочном предъявлении. Результаты: самые интересные – изображения лица, далее печатный текст и концентрические круги, однородные диски оказались позади и ни в одном случае не заняли первое место. Увеличение объекта(Т. Бауэр): Вопрос: младенцы реагируют на приближающийся объект или просто на его увеличение? Один объект был маленьким (куб, сторона 20 см) на расстоянии 8 см. Второй объект большой (куб, сторона 50 см) на расстоянии 20 см. Их проекции на сетчатку были идентичны. Первый объект приближался к отметке 8 см, а второй к отметке 20 см, и если бы младенцы отвечали бы на увеличение ретинального изображения, то должны были бы реагировать на два объекта равнозначно. Результаты: наблюдался выраженный ответ на маленький объект, более близкий при полном отсутствии реакции на большой, удаленный объект. Вывод: младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности. Эксперимент с кубами (на констанстность): Исследования константности восприятия размера у младенцев 3-х недельного возраста. Использовалась методика оперантного обуславливания. Стимулом являлся куб размером 30*30*30 см, расположенный на расстоянии на 1 м. Смотрящий на куб ребенок получил положительное подкрепление (Ку-Ку). Затем куб предъявлялся на разных расстояниях с кубами других размеров. Проксимальный размер кубов был одинаковым. В каждой серии подсчитывалась частота поворота головы ребенка. Результат: Ребенок реагировал на физический, а не проксимальный размер. Вывод: младенцы реагируют на константность видимого размера. Данные Гибсон. Исследования восприятие глубины в ситуациях зрительного обрыва (ползающие младенцы воспринимают глубину – через градиент плотности текстуры поверхности). Выводы по детям: Врожденным или приобретенным в очень короткий промежуток времени является: 1) восприятие сложных паттернов 2) восприятие константности размеров 3) восприятие лица человека 4) восприятие глубины.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.006 с.) |