Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория перцептивного цикла Найсера

Поиск

· Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятия этой информации, когда она оказывается доступной. Восприятие является процессом непрерывного обследования окружения и сбора информации, циклическим процессом одновременного анализа и синтеза информации.

· Когнитивная схема – психическая структура, активизирующая сбор информации об объекте, предвосхищающая ее, выступающая планом перцептивных действий, постоянно модифицирующимся в процессе восприятия.

· Перцептивный цикл – развернутый во времени процесс внутреннего ментального действия воприятия.

Когнитивные схемы:

Если рассматривать схему как систему приема информации, то ее можно назвать форматом (как рамки в ЭВМ). Также Перцептивные схемы – это планы сбора информации об объектах и событиях, получения новой информации для заполнения формата (направление исследовательских движений головы и глаз). Любая информация воспринимается только тогда, когда имеется формат, готовый к ее приему.

Восприятие определяется схемами так же, как наблюдаемые свойства организма определяются соответствующими генами.

Они не имеют модального характера, это скорее обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Схемы являются продуктом индивидуального жизненного пути. Схемы изменяясь при сборе информации, также удерживают информацию о событиях, имевших место в прошлом.

Функции когнитивных схем:

· Предвосхищение (если идем по лесу, то скорее увидим грибы, а не урну).

· Избирательность (исполняя задачу, активизируются определенные схемы, то есть то, что в данный момент необходимо).

· Активность (не зависят от внешней ситуации, активизируются самим субъектом). Направляет движения и исследовательскую активность.

Свойства когнитивных схем:

· Непрерывность во времени

· Многоуровневая структура

· Параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем.

Схема перцептивного цикла

КОГНИТИВНАЯ СХЕМА à направляет à ИССЛЕДОВАНИЕ à выбирает à ОБЪЕКТ à модифицирует à КОГНИТИВНУЮ СМЕХУ à …

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения.

План:

  1. Природа познавательных процессов. Проблема врожденного и приобретенного.
  2. Экспериментальные исследования
    • Новорожденные младенцы
    • Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции
    • Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и деривации. Новорожденные животные
    • Влияние культуры на развитие восприятия
  3. Теория перцептивного научения
    • Процессы обогащения и дифференциации
    • Роль активности субъекта
    • Этапы формирования перцептивных действий

ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО

Природа познавательных процессов:

Нативизим – Декарт, Кант, У. Найсер, Ж.Пиаже, Н.Хомский (дано при рождении)

Эмпиризм - Локк, Беркли, Гельмгольц, Вундт, Титченер (утверждали, что мы учимся воспринимать, это научение проходит всю жизнь, существование сензитивных периодов).

Современные представления о развитии перцептивных способностей. Некоторые формы перцептивных способностей являются врожденным, а некоторые приобретаются вскоре после рождения. Опыт модифицирует и стабилизирует генетически унаследованные сенсорные механизмы.

Группа экспериментальных данных по исследованию различия перцептивных способностей:

  • Новорожденные младенцы
  • Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции
  • Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и деривации. Новорожденные животные
  • Влияние культуры на развитие восприятия.
  Младенцы Животные Прозревшие слепорожденные Кросс-культурные исследования
Конфигурация (форма) Врожд. Врожд. Врожд. Врожд.
Глубина   Врожд. Врожд. ? ?
Константность   ? Приобрет. Приобрет, Приобрет.

 

Новорожденные младенцы

Движение глаз как показатель восприятия формы (Фанц)

Младенец лежал на удобной кроватке в специальной камере. К потолку камеры были прикреплены специальные объекты: справа и слева. Предъявляли в течение короткого периода. Через небольшое отверстие в потолке можно было увидеть отражение объектов в глазах детеныша, какой объект отражается на этот объект и смотрит малыш.

Результаты: некоторые объекты чаще отражались в глазах детеныша, чем другие.

Вывод: врожденная способность различать предметы.

Эксперимент с лицами (Р. Фанц):

Гипотеза: фигура, похожая на человеческое лицо будет привлекать внимание ребенка, если он вообще способен к избирательному восприятию.

Были проведены опыты с тремя плоскими объектами: все сходны по величине и форме с головой человека:

1) на одном из них было изображено черной краской правильные черты лица человека,

2) на втором эти черты были разбросаны в беспорядке,

3) на третьем сплошь закрасили черной краской верхний участок, равный по площади всем чертам лица.

Три объекта предъявляли во всех возможных парных сочетаниях. Возраст: от 4 дней до 6 месяцев.

Результаты: дети всех возрастов чаще смотрели на настоящее лицо, несколько реже на фигуру с беспорядочно разбросанными чертами лица и почти не обращали на третью фигуру.

Вывод: Восприятие формы присуще детям.

Эксперимент с шарами и плоскими фигурами :

Маленьким детям предлагали выбор между шаром и плоским диском.

Результаты: при наличии заметного различия в виде шара и плоской фигуры дети с большим интересом смотрели на шар.

Вывод: это свидетельствует о восприятии глубины.

Значение формы и яркости:

Гипотеза: форма и структура имеют большую привлекательность, нежели цвет и яркость.

Грудным детям предъявляли 6 тестовых объектов – плоских дисков диаметром 15 см. 3 из 6 дисков были с изображением лиц, концентрических кругов и печатного текста. Другие 3 диска были однородными – красный, белый и желтый. Все диски предъявляли на однородном голубом фоне. Отмечали длительность фиксации ребенка на объектах при беспорядочном предъявлении.

Результаты: самые интересные – изображения лица, далее печатный текст и концентрические круги, однородные диски оказались позади и ни в одном случае не заняли первое место.

Увеличение объекта(Т. Бауэр):

Вопрос: младенцы реагируют на приближающийся объект или просто на его увеличение?

Один объект был маленьким (куб, сторона 20 см) на расстоянии 8 см. Второй объект большой (куб, сторона 50 см) на расстоянии 20 см. Их проекции на сетчатку были идентичны.

Первый объект приближался к отметке 8 см, а второй к отметке 20 см, и если бы младенцы отвечали бы на увеличение ретинального изображения, то должны были бы реагировать на два объекта равнозначно.

Результаты: наблюдался выраженный ответ на маленький объект, более близкий при полном отсутствии реакции на большой, удаленный объект.

Вывод: младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности.

Эксперимент с кубами (на констанстность):

Исследования константности восприятия размера у младенцев 3-х недельного возраста. Использовалась методика оперантного обуславливания. Стимулом являлся куб размером 30*30*30 см, расположенный на расстоянии на 1 м. Смотрящий на куб ребенок получил положительное подкрепление (Ку-Ку). Затем куб предъявлялся на разных расстояниях с кубами других размеров. Проксимальный размер кубов был одинаковым. В каждой серии подсчитывалась частота поворота головы ребенка.

Результат: Ребенок реагировал на физический, а не проксимальный размер.

Вывод: младенцы реагируют на константность видимого размера.

Данные Гибсон. Исследования восприятие глубины в ситуациях зрительного обрыва (ползающие младенцы воспринимают глубину – через градиент плотности текстуры поверхности).

Выводы по детям:

Врожденным или приобретенным в очень короткий промежуток времени является:

1) восприятие сложных паттернов

2) восприятие константности размеров

3) восприятие лица человека

4) восприятие глубины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.006 с.)