![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория перцептивного цикла НайсераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
· Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятия этой информации, когда она оказывается доступной. Восприятие является процессом непрерывного обследования окружения и сбора информации, циклическим процессом одновременного анализа и синтеза информации. · Когнитивная схема – психическая структура, активизирующая сбор информации об объекте, предвосхищающая ее, выступающая планом перцептивных действий, постоянно модифицирующимся в процессе восприятия. · Перцептивный цикл – развернутый во времени процесс внутреннего ментального действия воприятия. Когнитивные схемы: Если рассматривать схему как систему приема информации, то ее можно назвать форматом (как рамки в ЭВМ). Также Перцептивные схемы – это планы сбора информации об объектах и событиях, получения новой информации для заполнения формата (направление исследовательских движений головы и глаз). Любая информация воспринимается только тогда, когда имеется формат, готовый к ее приему. Восприятие определяется схемами так же, как наблюдаемые свойства организма определяются соответствующими генами. Они не имеют модального характера, это скорее обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Схемы являются продуктом индивидуального жизненного пути. Схемы изменяясь при сборе информации, также удерживают информацию о событиях, имевших место в прошлом. Функции когнитивных схем: · Предвосхищение (если идем по лесу, то скорее увидим грибы, а не урну). · Избирательность (исполняя задачу, активизируются определенные схемы, то есть то, что в данный момент необходимо). · Активность (не зависят от внешней ситуации, активизируются самим субъектом). Направляет движения и исследовательскую активность. Свойства когнитивных схем: · Непрерывность во времени · Многоуровневая структура · Параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем. Схема перцептивного цикла КОГНИТИВНАЯ СХЕМА à направляет à ИССЛЕДОВАНИЕ à выбирает à ОБЪЕКТ à модифицирует à КОГНИТИВНУЮ СМЕХУ à … Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения.
План:
ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО Природа познавательных процессов: Нативизим – Декарт, Кант, У. Найсер, Ж.Пиаже, Н.Хомский (дано при рождении) Эмпиризм - Локк, Беркли, Гельмгольц, Вундт, Титченер (утверждали, что мы учимся воспринимать, это научение проходит всю жизнь, существование сензитивных периодов). Современные представления о развитии перцептивных способностей. Некоторые формы перцептивных способностей являются врожденным, а некоторые приобретаются вскоре после рождения. Опыт модифицирует и стабилизирует генетически унаследованные сенсорные механизмы. Группа экспериментальных данных по исследованию различия перцептивных способностей:
Новорожденные младенцы Движение глаз как показатель восприятия формы (Фанц) Младенец лежал на удобной кроватке в специальной камере. К потолку камеры были прикреплены специальные объекты: справа и слева. Предъявляли в течение короткого периода. Через небольшое отверстие в потолке можно было увидеть отражение объектов в глазах детеныша, какой объект отражается на этот объект и смотрит малыш. Результаты: некоторые объекты чаще отражались в глазах детеныша, чем другие.
Вывод: врожденная способность различать предметы. Эксперимент с лицами (Р. Фанц): Гипотеза: фигура, похожая на человеческое лицо будет привлекать внимание ребенка, если он вообще способен к избирательному восприятию. Были проведены опыты с тремя плоскими объектами: все сходны по величине и форме с головой человека: 1) на одном из них было изображено черной краской правильные черты лица человека, 2) на втором эти черты были разбросаны в беспорядке, 3) на третьем сплошь закрасили черной краской верхний участок, равный по площади всем чертам лица. Три объекта предъявляли во всех возможных парных сочетаниях. Возраст: от 4 дней до 6 месяцев. Результаты: дети всех возрастов чаще смотрели на настоящее лицо, несколько реже на фигуру с беспорядочно разбросанными чертами лица и почти не обращали на третью фигуру. Вывод: Восприятие формы присуще детям. Эксперимент с шарами и плоскими фигурами : Маленьким детям предлагали выбор между шаром и плоским диском. Результаты: при наличии заметного различия в виде шара и плоской фигуры дети с большим интересом смотрели на шар. Вывод: это свидетельствует о восприятии глубины. Значение формы и яркости: Гипотеза: форма и структура имеют большую привлекательность, нежели цвет и яркость. Грудным детям предъявляли 6 тестовых объектов – плоских дисков диаметром 15 см. 3 из 6 дисков были с изображением лиц, концентрических кругов и печатного текста. Другие 3 диска были однородными – красный, белый и желтый. Все диски предъявляли на однородном голубом фоне. Отмечали длительность фиксации ребенка на объектах при беспорядочном предъявлении. Результаты: самые интересные – изображения лица, далее печатный текст и концентрические круги, однородные диски оказались позади и ни в одном случае не заняли первое место. Увеличение объекта(Т. Бауэр): Вопрос: младенцы реагируют на приближающийся объект или просто на его увеличение? Один объект был маленьким (куб, сторона 20 см) на расстоянии 8 см. Второй объект большой (куб, сторона 50 см) на расстоянии 20 см. Их проекции на сетчатку были идентичны. Первый объект приближался к отметке 8 см, а второй к отметке 20 см, и если бы младенцы отвечали бы на увеличение ретинального изображения, то должны были бы реагировать на два объекта равнозначно. Результаты: наблюдался выраженный ответ на маленький объект, более близкий при полном отсутствии реакции на большой, удаленный объект. Вывод: младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности. Эксперимент с кубами (на констанстность): Исследования константности восприятия размера у младенцев 3-х недельного возраста. Использовалась методика оперантного обуславливания. Стимулом являлся куб размером 30*30*30 см, расположенный на расстоянии на 1 м. Смотрящий на куб ребенок получил положительное подкрепление (Ку-Ку). Затем куб предъявлялся на разных расстояниях с кубами других размеров. Проксимальный размер кубов был одинаковым. В каждой серии подсчитывалась частота поворота головы ребенка. Результат: Ребенок реагировал на физический, а не проксимальный размер. Вывод: младенцы реагируют на константность видимого размера. Данные Гибсон. Исследования восприятие глубины в ситуациях зрительного обрыва (ползающие младенцы воспринимают глубину – через градиент плотности текстуры поверхности).
Выводы по детям: Врожденным или приобретенным в очень короткий промежуток времени является: 1) восприятие сложных паттернов 2) восприятие константности размеров 3) восприятие лица человека 4) восприятие глубины.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.123 (0.008 с.) |