Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кросс-культурные исследования восприятия.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Были проведены эксперименты с категоризацией цветов, участия в которых принимали люди, начиная от малообразованных женщин-ичкарок и заканчивая студентками педагогического техникума. Результаты классификации цветов показали, что женщины-ичкарки используют преимущественно наглядно-образные, а не категориальные принципы группировки цветов. Данная им инструкция разбить цвета на категории вызвала недоумение и непонимание, что необходимо делать. Результаты по категоризации геометрических фигур доказали гипотезу Лурия о том, что этот процесс в значительной степени зависит от характера практики испытуемого. Полученные данные обнаружили, что только студентки пед.техникума могли называть геометрические фигуры соответствующими категориальными названиями. Другие результаты были получены от женщин-ичкарок, которые не дали ни одного категориального обозначения геометрических фигур: круг – ведро, часы и т.д. Имеется подверженность геометрической иллюзии Эббингауза и Мюллера-Лайера у всех групп испытуемых. Вывод: восприятие цветовых оттенков и геометрических форм зависит от характера практики субъекта и от его культурного уровня.
параметра стимуляции, эти различия лежат в области интерпретации воспринимаемой информации.
НЕТ В ВОПРОСАХ, НО ЕСТЬ В ПРОГРАММЕ Восприятие времени. Определенная специфика восприятия времени заключается в том, что не существует особой стимульной энергии, воздействующей на соответствующий рецепторный аппарат и создающий, таким образом, сенсорную основу для временной перцепции. Вместе с тем мы, безусловно, умеем измерять физическое время и у нас нет основания сомневаться в том, что его течение каким-то образом фиксируется нашим восприятием. Из того, что данный перцептивный процесс не связан прямо с какой-либо конкретной сенсорной репрезентацией, никоим образом не следует, что у субъекта не складывается полноценный образ изменения физического времени, поскольку построение перцептивного образа может носить весьма опосредствованный, косвенный характер.
Таким образом, сознавание смены является условием для сознавания течения времени, и нет никаких оснований предполагать, что течение абсолютно пустого времени достаточно, чтобы породить в нас сознание смены». Многочисленные опыты с многочасовой или многосуточной сенсорной изоляцией и депривацией, которые проводились в нашей стране и США при подготовке первых космонавтов, показали, что снижение притока внешних раздражителей приводит к различным нарушениям в точности оценки и воспроизведения временных интервалов как в сторону удлинения, так и укорочения субъективного времени. Время включает по меньшей мере два перцептивных качества, которые не могут быть сведены к каким-либо простым физическим характеристикам, — это переживание настоящего момента и чувство течения времени. Известный исследователь восприятия времени Дж. Мичо обозначил эти чувства понятиями «сейчас» и «течением времени». О понятии «сейчас» писал еще У. Джеймс в «Принципах психологии» как о куполе времени определенной величины, внутри которого мы сидим и из которого мы смотрим в оба направления внутри самого времени, иногда его называют субъективным настоящим, говоря о нескольких мгновениях нашего текущего содержания сознания, понимая, что все вне его — это прошлое или будущее. Хотя чувство «течения времени» — это такой же фундаментальный перцептивный атрибут времени, его можно разделить на несколько аспектов, представленных субъекту дифференцированно в плане образа. Во-первых, это то, что называют оценкой времени, или осознанное чувство протяженности времени от одного события до другого. Для описания своего чувственного опыта мы используем физические меры времени — секунды, минуты, часы. Во-вторых, мы воспринимаем последовательность событий, с помощью которой мы можем определить, что было раньше, а что — позже. Особый случай восприятия последовательности событий — это восприятие их одновременности. В-третьих, это нечто в меньшей степени воспринимаемое, но также требующее оценки времени — это предвосхищение наступающего события еще до того, как оно наступит. Многие авторы указывают на имеющиеся индивидуальные различия в восприятии времени. Так, дети по сравнению со взрослыми склонны сильно переоценивать временные промежутки. Направленные тренировки увеличивают точность оценки и воспроизведения временных интервалов. По-видимому, исходя из общепсихологических закономерностей развития восприятия, можно говорить о формировании особого рода сенсорных эталонов, хранящихся в памяти и опосредствующих процесс временной перцепции. С. Л. Рубинштейн особо подчеркивает роль обучения и знакового опосредствования в восприятии времени. Таким образом, можно говорить о форми-руемости временной перцепции в процессе индивидуального развития человека. Целый ряд исследований обнаружил разнообразные индивидуальные различия в восприятии времени: установок, мотивационно-потребностной сферы, индивидуально-личностных особенностей субъекта, особенностей его профессиональной деятельности и др. При рассмотрении механизмов восприятия времени в современной психологии выделяют два подхода, или две теории, которые касаются вопроса о том, как мы отслеживаем течение времени. Первый подход включает представление о биологических часах, основанное на том, что восприятие времени имеет свою биологическую, или физиологическую, основу. Во втором — в той или иной мере присутствует представление о когнитивных часах, время рассматривается как чисто субъективный, когнитивный процесс, никак не связанный с объективным отсчетом времени, а основанный на процессах переработки информации.
Биологические механизмы восприятия времени Наши физиологические процессы имеют циклическую природу. В рамках комплексных исследований биологических ритмов в области космической медицины были хорошо изучены суточные, или циркадианные, ритмы ряда базовых физиологических процессов человеческого организма. Суточная цикличность во многом зависит от изменения внешней освещенности, установлено, что продукция гормона мелатонина обусловлена изменением светового режима, а он, в свою очередь, оказывает регулирующее воздействие на ряд важных биохимических процессов. Исследования психологов обнаружили и более короткие циклы, связанные с поведенческой активностью человека, которые имеют продолжительность 90—100 мин и накладываются на циркадианные ритмы. При этом было установлено, что не все процессы имеют эндогенную природу, многие четко заданы сугубо внешними причинами — движениями Земли, Луны и Солнца. Таким образом, результаты многих исследований показали, что важнейшие биологические процессы проходят строго циклически, и поэтому было сформулировано общее представление о биологических часах. Основываясь на идее о биологических часах, исследователи обратили свое внимание на изучение кванта психологического времени — того минимально воспринимаемого промежутка времени, который разделяет одновременные и последовательные события. канадские психологи С. Корен, Л. Вард и Дж. Эннс полагают, что в зависимости от выполняемой задачи минимально воспринимаемый квант времени, отсчитываемый биологическими часами, находится в пределах 25 — 150 мс. Собственно на идее биологических часов и строятся некоторые теории восприятия времени человеком, в которых предполагается, что работает некий биологический механизм или механизмы, отсчитывающие кванты времени. Из этого прямо следует, что ускорение или замедление биологических процессов, отсчитывающих время, должно соответствующим образом отражаться в восприятии времени человеком. Начиная с работы американского психолога Г. Хогланда во многих исследованиях было установлено, что при повышении температуры тела происходит укорочение субъективной минуты, и поэтому сделано предположение, что ускорение процессов метаболизма в организме определяет скорость течения субъективного времени. Схема подобных исследований довольно проста: в моменты повышения или понижения температуры тела испытуемые выполняют тест «субъективная минута». Так, недавние исследования американского психолога А. Бэрдели показали, что повышение температуры тела вызывает переоценку времени, а понижение, наоборот, — недооценку. Отечественный исследователь В. А. Москвин предполагает, что пере- и недооценка временных интервалов обусловлена повышением активации симпатического или парасимпатического отделов нервной системы, активность которых, в свою очередь, обусловлена специфическим контролем правого или левого полушарий. Гипотезу о влиянии биологических часов на оценку временных интервалов подтверждают и многочисленные работы с использованием фармакологических препаратов — амфетамина, кофеина и др. Общий вывод, который можно сделать из результатов этих исследований, заключается в том, что препараты, усиливающие процессы метаболизма в организме, приводят к так называемой переоценке времени, т. е. восприятие времени человеком ускоряется.
Когнитивные теории восприятия времени временная перцепция есть продукт сложной познавательной активности, связанной с процессами переработки информации за определенный промежуток времени. Таким образом, по-другому решается вопрос, в каких единицах измеряется психологическое время. Метафора когнитивных часов предполагает, что время не воспринимается прямо, оно скорее «строится» или «выводится», а скорость «тикания» когнитивных часов зависит от переработки информации. Среди основных переменных, ускоряющих течение субъективного времени, отмечают следующие: 1) увеличение числа событий, происходящих в единицу времени; 2) возрастание сложности стимулов; 3) рост усилия, необходимого для переработки информации; 4) усиление внимания, направляемого на оценку течения времени.
Восприятие продолжительности времени и количество познавательной активности Одна из первых когнитивных теорий изложена в книге Р. Орнштейна «О переживании времени» [189]. Основная идея этого автора заключается в том, что воспринимаемая продолжительность временного отрезка зависит от количества воспринятой в этот период и сохраненной в памяти информации: чем больше объем сохраняемой в памяти информации, чем сложнее у нее структура, тем более продолжительным нам кажется прошедший промежуток времени. Из этого следует, что не только количество воспринятых событий определяет оценку временного интервала, но и сложность ее переработки с помощью когнитивных структур человека. С.Л.Рубинштейн, обобщая подобные наблюдения, назвал эту закономерность законом заполненного временного отрезка. Эксперименты, проведенные Р. Орнштейном, были достаточно просты: испытуемых просили оценить длительность опыта, в котором им предъявлялись звуки, следовавшие с различной частотой — 40, 80 или 120 стимулов в мин. Как и ожидалось, самым продолжительным оказался опыт с высокой частотой предъявления стимулов — 120 в мин, т. е. с максимальной информационной нагрузкой. Весьма надежные результаты, подтверждающие теорию Р. Орнштейна, получены в экспериментах с оценкой длительности «заполненных» и «незаполненных» временных интервалов. Заполненными промежутками называются такие, которые содержат определенное стимульное наполнение, например звуковой сигнал 1 000 Гц в отличие от двух щелчков, обозначающих начало и конец оцениваемого интервала, или свечение светового пятна на экране монитора в отличие от двух коротких вспышек света, и т. п. В подобных опытах установлено, что заполненные интервалы оцениваются как более продолжительные по сравнению с «пустыми»1. Наполненность временного интервала может быть и совершенно другого рода, например напряженное или тягостное ожидание чего-либо. Это тот случай, когда в процессе ожидания нам кажется, что время тянется особенно медленно. На первый взгляд мы имеем дело с «незаполненным» ничем интервалом ожидания, который должен оцениваться как менее продолжительный, ведь мы только ждем и ничего не делаем, но наполненность внешними событиями в данном случае компенсируется излишним переполнением напряженными эмоциональными переживаниями. С.Л.Рубинштейн зафиксировал данный феномен как закон эмоционально детерминированной оценки времени. Как правило, время, заполненное эмоционально положительными событиями, в наших переживаниях сокращается, а эмоционально негативных — удлиняется. Экспериментальные результаты по оценке 20-секундного временного интервала в условиях кратковременной невесомости показали, что те испытуемые, кто хорошо переносил невесомость, как правило, недооценивали интервал времени, а испытуемые, испытывавшие неприятные ощущения тошноты и головокружения, в 3 — 4 раза его переоценивали. Таким образом, пере- или недооценка «пустого» интервала времени зависит от специфики той ситуации, в которой находится человек, а информационная наполненность/ пустота временного интервала может быть по-разному связана со сложностью и спецификой тех когнитивных и эмоциональных процессов, которые проходят в этот период. Исследования показали связь количества информации, сохраненной в памяти, и оценкой длительности запомненных событий. Например, неприятные стимулы запоминаются хуже и воспринимаются как более быстротечные, а приятные и запоминаются лучше и оцениваются как более длительные. Эффект незаконченного действия, открытый Б. В. Зейгарник, — классический пример лучшего запоминания незаконченного действия; незаконченные задания испытуемые оценивали как более продолжительные. Рассматриваемая теория подтверждается рядом исследований восприятия времени в условиях сенсорной изоляции и сенсорной депривации. Так, французские спелеологи М. Скифр и Ж. Мэре-те, находившиеся в одиночестве в пещере на дне пропасти Ска-рассон, сообщили о значительных нарушениях чувства времени. Результаты уникальных экспериментов Л. П. Гримака, проведенных с испытуемыми, которым внушался ускоренный или замедленный в 5 раз ход времени, показали, что их ощущения собственной познавательной активности ускорялись или замедлялись в соответствии с характером сделанного в состоянии гипноза внушения. Таким образом, и теория Р. Орнштейна, и разного рода модели когнитивного усилия или объема сохраненной в памяти информации — все они основываются на допущении о том, что частота тиканья гипотетических когнитивных часов зависит от количества когнитивной активности, включенной в процесс переработки информации.
Восприятие продолжительности времени и сфокусированность внимания Ряд современных моделей прямо связывает наши переживания течения времени с направленностью фокуса внимания. В соответствии с ресурсным подходом Д.Канемана в них предполагается, что наше внимание распределяется между двумя различными процессами: 1) процесс обработки информации, не связанный со временем; 2) так называемый когнитивный таймер, обрабатывающий информацию о времени. В типичной задаче на оценку времени внимание испытуемого распределяется между процессами, связанными с выполняемой задачей (например, воспринимать и запоминать зрительные стимулы) и процессом переработки информации, необходимой собственно для оценки временного интервала. В условиях ограниченного ресурса внимания точность оценки времени будет зависеть от того, какая часть этого ресурса отдается каждому из конкурирующих процессов. Так, если временным требованиям выполнения задачи уделяется больше внимания, чем ее когнитивным аспектам, то для испытуемого время течет быстрее. В типичных экспериментах, проводившихся в рамках данной модели, одну группу испытуемых предупреждали заранее о том, что кроме выполнения основной задачи от них потребуется оценить время выполнения задачи, а для другой группы это требование было неожиданным. Результаты показали, что в первой группе средние оценки времени выполнения тестовой задачи были выше, чем во второй. Таким образом, наше восприятие времени прямо зависит от внимания, сфокусированного на течении времени.
Восприятие времени и пространственное окружение А. Делонг сформулировал гипотезу об экспериментальной относительности пространства и времени. Он предположил, что в эмпирических исследованиях восприятие времени зависит от размеров того пространства, в котором организована деятельность испытуемого. В экспериментах Д. Бобко три группы испытуемых играли в компьютерную игру на мониторах трех разных размеров — 0,13, 0,28 и 0,58 м по диагонали. Оказалось, что та группа, которая играла на самом маленьком мониторе, максимально переоценила реальное время (в 2,3 раза), подтвердив основную гипотезу: чем меньше размер видимого пространства, тем медленнее воспринимается течение времени. В работах американского психолога Дж. Коэна установлен эффект зависимости восприятия времени от видимого расстояния — так называемый каппа-эффект. Было обнаружено, что если последовательно зажигать три расположенные друг за другом лампочки (А, В и С), то на восприятие временных интервалов А— В и В — С влияет линейное расстояние между ними: чем больше расстояние, тем более длительным оценивается временной интервал. Исследуя проблемы психологической относительности восприятия пространства и времени, выдающийся американский психолог Г. Хелсон обнаружил обратный описанному выше эффекту — тау-эффект: если на предплечье испытуемого расположить в виде треугольника три маленьких вибратора и ими последовательно стимулировать кожу (А — В — С), то при неравенстве временных интервалов А— В и В — С, испытуемый воспринимает расстояния А— В и В — С как неравные. Аналогичные эффекты были получены в зрении и слухе [164].
Психофизические закономерности восприятия времени В рамках психофизической парадигмы исследования получен ряд надежных эмпирических данных о порогах различения временных интервалов и точности их субъективной оценки. Установлено, что точность данного различения зависит от их длительности. Точность максимальна для не очень коротких и не очень длинных интервалов. Точность различения длительностей звуковых тонов и световых импульсов приблизительно одинакова, причем точность сравнительных оценок не зависит от того, заполненные или незаполненные временные интервалы сравнивает испытуемый. Как и в случае различения, точность воспроизведения временных интервалов будет больше для коротких интервалов, чем для длительных. Максимальная точность воспроизведения — отклонение порядка 8 %, наблюдается для интервалов длительностью 0,2 – 2 с. При длительностях от 4 до 30с ошибка возрастает вдвое. В целом короткие интервалы переоцениваются, а длительные – недооцениваются. Особый интерес исследователей связан с проблемой порогов восприятия длительности стимула, а именно: если короткий стимул воспринимается как моментальный или мгновенный, то он лишен качества длительности. Если последовательно предъявляются два коротких стимула, воспринимаемых как мгновенные, то возникает еще одна проблема — различение двойного стимула или единичного. Еще в исследованиях В. Вундта установлены те длительности, ниже которых восприятие двух последовательных стимулов сливается в одно, а выше которых они воспринимаются раздельно. Другая проблема связана с максимальной длительностью временного промежутка, в пределах которого человек воспринимает некоторые стимулы, как совершающиеся в настоящий момент времени (а не до того или после того). Это так называемые пороги нерасчлененной длительности. В классической психологии сознания это время называли временной продолжительностью внимания — то физическое время, в течение которого может быть предъявлено некоторое количество стимулов, которые воспринимаются как некая целостность. Понятно, что порог нерасчлененной длительности зависит от природы стимулов, заполняющий данный отрезок времени, и проблема заключается в самом слове «целостность».
ВРОДЕ НЕ НУЖНО, НО ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ, МОЖНО ПОЧИТАТЬ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.018 с.) |