Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномены восприятия (по Ф.Х. Олпорту)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Сенсорные качества – количественная представленность в виде простейших ощущений; ощущение цвета, ощущение размера, ощущение вкуса, тактильное ощущение и т.д. Критерии: · Должны быть элементарны. · Уникальны и отличаются по критерию несводимости (ощущение цвета не похоже на ощущения размера). · Имеют отрицательные последовательные образы. · Наличие специального рецептора, раздражение которого приводит к сенсорному переживанию. 2. Конфигурация. Воспринимаются не отдельные качества, а нечто целостное. А именно Восприятие – это пространственная организация в Фигуру и Фон. Восприятие – временная организация отдельных элементов, которая несводима к простой сумме элементов (биологическое явление – движение организма). Восприятие свойств объектов зависит от контекста (иллюзия Мюллера – Лайера). 3. Константность – это свойство воспринимать неизменными качества объектов при изменении условий наблюдения. Она характеризует восприятие как активный психический процесс, процесс построения перцептивного образа, а не пассивного отображения отдельных сенсорных качеств раздражителя. Нет однозначного соответствия между дистальным (реальными физическими параметрами объекта) и проксимальным (отображение дистального стимула на рецепторную поверхность) стимулами при разных условиях наблюдения. Проблема константности восприятия: как на основе не адекватного проксимального стимула формируются адекватный перцептивный образ. 4. Субъективные шкалы – свойство воспринимающей системы оценивать степень выраженности какого-либо свойства объекта. Оценочные суждения зависят от сформулированной ранее системы эталонов. Сильно зависят от контекста. Пример: восприятие роста, возраста и т.п. Г.Хелсон – уровень адаптации: значения стимулов, расположенных выше, воспринимаются как большие, тяжелые или громкие. А.В.Запорожец: сенсорные эталоны – выработанная общественной практикой система чувственных качеств предметов, которую ребенок усваивает, а затем использует в качестве средств построения перцептивного образа. 5. Предметность – мы воспринимаем не набор сенсорных качеств, а предметность значения воспринимаемого объекта: 1) набор действий, которые можно произвести с данным объектом; 2) культурно- историческая значимость (пример: белый снег для кубинки был знаком траура). · Реальность – человек уверен в существовании того предмета. · Объективированность – человек переживает этот образ как вынесенный вовне. · Означенность (узнавание объекта) · Константность – сохранение свойств предмета при изменении условий восприятия. · Полимодальность – органическое единство всех данных, получаемое от рецепторов разной модальности. 6. Феномен доминирующей установки, избирательность. · Мотивация – воспринимаем то, что хотим воспринимать (прим.: идем по улице, очень хочется кушать, большие объявления об одежде, но видим маленькое объявление о еде). · Контекст – воспринимаем то, что согласовано с ближайшим окружением (прим.: буква «В» или цифра «13») · Ожидание – воспринимаем то, что ежедневно видим/слышим вокруг себя · Настроение – воспринимаем то, что соответствует нашему настроению · Культура – воспринимаем то, что общепринято в социуме.
Двойственность стимулов соответствует двойственности чувственных образов. Титченер: чувственная основа и воспринимаемый смысл. Гельмгольц: первичные образы (непосредственные чувственные данные) и образы восприятия. Гибсон: восприятие видимого мира (обычное восприятие, «предметное содержание») и восприятия видимого поля (владеющие навыками интроспекции, метод «образа») А.Н.Леонтьев: чувственная ткань (придает чувство реальности мира, переживание объективности, представленность объекта восприятия вовне) и предметное содержание (значение). При переходе от дистального стимула к проксимальному часть информации о дистальном стимуле теряется, однако, в предметном образе это информация вновь восстанавливается (проксимальный стимул двумерен, однако предметный образ трехмерен, как и дистальный стимул); при изменении условий восприятия проксимальный стимул меняется, а дистальный нет, тем не менее предметное содержание образа остается относительно постоянным.
Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов. Образ – обобщающий термин для осознанных представлений, имеющих квазисенсорный, но не перцептивный характер (Хольт). Образ – это чувственная форма психических явлений, однако их содержание может иметь не только чувственную основу. Перцептивный образ – образ, формирующийся под действием реально присутствующего объекта. Виды образных явлений (Хольт). Образы, классифицирующиеся по яркости. · Галлюцинации обладают всеми свойствами перцептивного образа, у них нет лишь одного – реальной сенсорной основы. · Псевдогаллюцинации отличаются от галлюцинаций тем, что субъект понимает, что все это происходит у него в сознании, но реагирует на них эмоционально так, как будто они есть на самом деле. · Мысленные образы – образы памяти и воображения. · Бессознательные образы – был осознанным, но вытеснился.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.006 с.) |