ТОП 10:

Замок, копье и традиции, или О паладинах, рыцарях и о том, что для пропаганды можно использовать даже романтику



Ах, какие фигурки! Еще и женскую – для красы!

Набросать сотню правил, дабы было им что

нарушить.

Каждому – чуткую совесть – невидимые весы:

Есть на чем взвешивать вечную боль —

бессмертные души.

Дина Баймухаметова. «XIII век»

Для того чтобы как следует управлять орденом, магистру нужны были «паладины-войсководители» и верные рыцари – хранители идеи. Те, за кем пойдет орденское войско, кому подчинится храмовая стража, чьи приказы о казни или помиловании беспрекословно будут выполнять палачи. И таких было немало. Другое дело, что на их свидетельские показания рассчитывать нельзя: большинство ведущих руководителей ордена скрылись, некоторые погибли, и в руках союзников-победителей оказалась лишь многотысячная армия функционеров среднего звена и исполнителей, носивших, естественно, черную форму и пресловутую кокарду-череп, но не отдававших приказы, не определявших идеологию. Верных рыцарей ордена, знавших о нем только то, что им позволено было знать. Говоря о годах своей службы в СС, они со спокойной душой заявляли, что выполняли приказы ныне покойного Гиммлера и ключевых решений не принимали.

С одной стороны, это действительно было так: большинство членов ордена были лишь исполнителями, орденскими чиновниками, всецело подчиненными воле руководства, слепо следовавшими приказам. С другой – орденом управлял не один только Гиммлер. Начать следует с того, что власть в организации он делил с двенадцатью «паладинами» – по примеру короля Артура, принимавшего решения в согласии со своими рыцарями Круглого стола. Именно для них был оборудован зал с круглым столом на двенадцать персон в орденском замке Вевельсбург в Вестфалии. Вевельсбург заслуживает отдельного отступления. Все-таки далеко не каждому юному романтику, грезившему в юности подвигами Ланселота и Гавейна, удается, став взрослым, воплотить свою мечту и стать хозяином настоящего рыцарского замка.

Мысль о том, что это мало того что в принципе возможно, но и может послужить целям созданной им организации, как говорят, возникла у Гиммлера во время предвыборной кампании в январе 1933 года. Он в то время участвовал в пропагандистском туре по Вестфалии и, естественно, осматривал местные достопримечательности. Одной из них был замок Гревенбург – постройка, как будто сошедшая со страниц книги Томаса Мэлори. Гиммлер был поражен его красотой и окружавшим замок романтическим ореолом. Главе ордена захотелось получить во владение нечто подобное. Всего через несколько месяцев Гиммлер с членами Личной комиссии посетил замок Вевельсбург близ Падеборна и принял решение приобрести его для СС. Правда, выкупить его, сделать собственностью ордена не позволяли законы, но аренда Вевельсбурга обходилась руководству СС в одну марку в год.

Как и большинство германских замков, этот был связан с множеством легенд, отчасти подтвержденных историческими фактами. Так, считалось, что он был заложен во времена нашествия гуннов, рассказывали о давшем замку имя рыцаре-разбойнике Вевеле фон Бюрене, о падеборнских епископах, скрывавшихся за крепостными стенами во время средневековых усобиц. Главная же легенда была, судя по всему, выдумана либо самим Гиммлером, либо кем-то из его советников – пророчество о том, что во время нового нашествия гуннов с Востока именно Вевельсбургу суждено выстоять и стать бастионом, о который разобьются волны нападающих. Справедливости ради нужно признать, что у этой легенды была своего рода литературная подоплека – старая вестфальская легенда, пересказанная в поэме XIX века. В ней описывалось видение старого пастуха о «битве у березы», в которой огромная армия с Востока будет окончательно разбита Западом. Естественно, великий магистр не мог пройти мимо такой находки и использовал романтическую балладу в своих целях.

Замку предстояло стать духовным центром организации, Камелотом Черного ордена. Сначала, правда, Гиммлер намеревался открыть там имперскую школу для офицеров СС в рамках Главного управления расы и переселения – РУСХА, но потом романтик в его душе взял верх над прагматиком и он оставил замок за собой, решив сделать его местом проведения всех значимых орденских ритуалов. Один из высших офицеров СС Карл Вольф вспоминал, что Гиммлер был очень доволен приобретением Вевельсбурга: обладание замком льстило его самолюбию, совпадало с его собственным представлением о будущей роли СС как защитника цивилизованного мира в грядущей конфронтации Запада и Востока. Естественно, что эта задумка требовала солидных денежных вливаний (на модернизацию Вевельсбурга было потрачено 13 млн марок) и серьезной работы по перестройке помещений, их оформлению, разработке новых ритуалов и пр. Поэтому в штабе рейхсфюрера было образовано ведомство «Вевельсбург», отвечавшее за все, что касалось замка.

По легенде, Вевельсбургу предстояло стать оплотом противостояния новому нашествию гуннов

Вольф Карл Фридрих Отто (1900–1984) – оберстгруппенфюрер СС, генерал-полковник войск СС. Участник Первой мировой. Член НСДАП с 1931 г. С июня 1933 г. адъютант Генриха Гиммлера. С ноября 1936 г. начальник штаба рейхсфюрера СС, наиболее доверенное лицо Гиммлера.

В результате старинная фортеция превратилась в своего рода Диснейленд для эсэсовцев – место, отрешенное от реалий царившего за его стенами ХХ века настолько, насколько это было возможно, стала «филиалом литературного Средневековья». Под сводом северной башни – «Баронский зал» – огромная круглая комната для собраний великого магистра и двенадцати его паладинов, тридцати пяти метров в длину и пятнадцати в ширину, с круглым дубовым столом посередине и огромными, обитыми свиной кожей креслами, украшенными гербами «баронов». Под ней – зал обергруппенфюреров СС для повседневных церемоний. Над гигантским залом южного крыла – столовой – были устроены личные покои самого рейхсфюрера СС, в том числе оружейный зал с коллекцией редкого оружия и огромная библиотека – несколько тысяч томов. Рядом – зал заседаний и судебный зал. В том же южном крыле архитектор разместил апартаменты Гитлера. В крыльях – учебные комнаты, названные в честь любимых исторических персонажей Гиммлера и оформленные в стиле их эпох: зал Видукинда, короля Генриха Птицелова, Карла Великого, короля Артура. Нашлось применение и обширнейшему подвалу замка. Там был оборудован Зал Высших начальников, в котором в случае смерти членов высшего руководства ордена должна была проходить церемония сожжения их гербов. Другим, не менее важным помещением замка был музей арийской культуры, в котором предполагалось собрать все возможные реликвии, на базе которых можно было бы строить пропагандистскую работу, демонстрируя свидетельства величия предков. Кстати, с одной из таких реликвий связана настолько загадочная, почти детективная история, что она заслуживает отдельного «лирического отступления».







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.004 с.)