Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика агрессивного поведения в подростковом возрасте.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Безответственная деятельность СМИ, а так же широкий поток видео продукции, насыщенной сценами насилия, жестокости, порнографии, обмана и противозаконными действиями вызывают серьезный социокультурный кризис, и как следствие - падение нравов, изменение ценностей и идеалов. Подобная демонстрация антиидеологических сцен, согласно последним исследованиям, научает подобным агрессивным действиям, которые становятся в сознании людей нормой жизни [22, 40, 56, 81, 101]. Параллельно качественным изменениям макросреды, происходит деформация семьи[10, с. 25-37]. Семья перестает выполнять такие важные для личностного развития ребенка функции, как формирование чувства ответственности, психического комфорта и защищенности [48, с. 98-101;]. Зачастую в семьях встречается жестокое обращение с детьми, проявляющееся в насилии и наказаниях. А.В. Петровский связывает это с деградацией взаимоотношений в семье. Часть родителей, по его мнению, принуждают детей к безоговорочному послушанию, подавляя их инициативу. Другая часть - не интересуется интересами и потребностями своего ребенка, третья – игнорирует возрастные особенности и переоценивает самостоятельность ребенка, делегируя непомерную ответственность [106, с. 22-26]. В результате в обществе появляется категория людей с неразвитыми нравственными представлениями, потребительской ориентацией, эмоциональной грубостью, невротизацией, агрессивным способом самоутверждения [55]. Формирование агрессивного поведения - достаточно сложный процесс, испытывающий влияние многих факторов. Агрессивное поведение может определяться влияниями семьи и сверстников, как посредством прямых подкреплений такого поведения, так и через викарное научение. В подростковый период во многих случаях ребенок становится более вспыльчивым, агрессивным, перестает учитывать мнение взрослых, воспринимая их как врагов [105, с. 96]. У подростков появляется тенденция сознательного причинения боли другому человеку. Поскольку для ребёнка роль группы сверстников существенно возрастает, подросток стремиться всеми возможными средствами заслужить их уважение. А.В. Никитина определяет наиболее типичные и самые легкие способы самоутверждения, которые выражаются в агрессии по отношению к аутсайдерам, насилии к людям из другой подростковой группировки [100, с. 175-177]. Рядом исследователей были выделены основные черты характера, детерминированные особенностями ВНД и темперамента, у подростков, проявляющих склонность к агрессивному поведению: повышенная тревожность, конформность и боязнь общественного мнения, подозрительность, раздражительность, замкнутость и склонность испытывать стыд, вместо чувства вины [8, 56, 66, 70]. В целом, в современном обществе ощущается серьезный дефицит позитивных, социально одобряемых способов проявления своей индивидуальности и способов коммуникации. Для многих подростков типично подражание определенным манерам не только стереотипов, но и конкретных людей. Поэтому «копирование» героев «боевиков» и «детективов» в определенной степени провоцирует агрессивные действия, являясь внешней атрибутивной стороной взрослости в собственном восприятии как средства демонстрации собственной значимости. Это объясняется желанием занять определенное место в социуме, самоутвердиться, осознать себя необходимым, значимым человеком. Дисгармония в отношениях юных и взрослых обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни, негативизма, стремления «делать все назло», вопреки воле окружающих, что создает предпосылки демонстративного неповиновения, агрессии, разрушительных действий [1, с.126-128]. Интенсивное развитие в подростничестве критического мышления и самосознания приводит к пониманию подростком весомых несоответствий между тем «как есть» и тем «как должно быть», которые проявляются не только в мире, но и внутри собственного представления о себе. Такие противоречия становятся импульсом для координальных перестроек в ценностной, эмоциональной, мотивационной сферах и определяют изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, что лежит в основе формирования идентичности [12, с.27-31]. Это проявляется в резком всплеске недовольства собой [54]. Непонимание в семье, эмоциональное непринятие ребёнка, оскорбления, излишняя избалованность ребёнка наряду с гиперопекой, отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях создают почву для агрессивного поведения. Современный молодой человек живет в мире, содержащем сложные иерархические связи, что существенно расширяет внутреннее содержание происходящих технико-технологических, социально-культурных преобразований. На подростка влияют сложившиеся экологические и экономические кризисы. На появление агрессии влияет и специфичность окружающей среды: повышенный уровень шумов и радиации, переизбыток информации, напряженное состояние самого общества, экономические кризисы, неблагоприятная экология. Существующие в обществе законы «двойной морали» вызывают ощущением раздражения и безнадёжности, и способны у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии. Подростки в силу своей психической незащищенности, согласно исследованиям Л.М. Чепелевой, в более всего невротизированы вследствие нестабильности экономической, социальной и моральной обстановки в стране, поскольку не получают необходимую ориентацию для самоопределения в ценностях и идеалах [121]. Широкий неконтролируемый поток видео, аудио продукции, насыщенной сценами насилия, жестокости, порнографии, обмана и противозаконными действиями, разрушающе воздействующий на неустойчивую психику растущего человека, способствует усилению агрессии. Подобная демонстрация антиидеологических сцен, как отмечает П.А. Ковалев, учит человека агрессивным действиям, которые становятся в сознании «взрослого ребенка» нормой жизни [74]. На сложном пути обретения собственной социальной и культурной идентичности подросток встречается с проблемой ресентиментности. Данный феномен является малоизученным и вызывает глубокий интерес у отечественных психологов [13, 36, 63]. Понятие ресентимент (фр. ressentiment – «злопамятность, злоба, зависть, вражда, ненависть, обида, неприязнь») разрабатывалось Ф.Ницше в его работе «К генеалогии морали» [129]. Данный философский термин означает чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач. Рессентимент понимается так же как чувство слабости или неполноценности вследствие интроекции субъетом агрессии окружающего мира [13]. Е.Ф. Быковская рассматривает ресентимент как «…чувство внутренней ярости, не получившей в свое время выхода и разрушающей человека изнутри» [35]. Острота и длительность «ломки» прежнего миропонимания и отношения к миру и к самому себе у подростков приобретают форму затянутого психического кризиса, который обостряется кризисом в системе воспитания. Расхождения между стремлениями растущего человека, связанные с пониманием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, еще более усугубляет психический кризис самооценки. Выводы к главе 1. Основной проблемой в рассмотренных подходах, по нашему мнению, является проблема многозначности и противоречивости категорий агрессии и агрессивности, а так же проблема соотношения таких категорий, как агрессия, агрессивность и агрессивное действие или поведение. Анализ подходов к изучению агрессивного поведения убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленные разрушительные действия, противоречащие нормам взаимодействия и сосуществования людей в обществе, приносящих ущерб и наносящих вред. Агрессивность как психическое состояние имеет качественные характеристики и характеризуется широким спектром переживаний и проявлений: злостью, озлобленностью, фрустрированностью, острым проявлением гнева, импульсивной беспорядочной аффективной активностью, злостностью, грубостью и т.д. Агрессивное поведение может выступать в качестве способа психической разрядки, средства достижения какой-либо значимой цели (инструментальная агрессия), удовлетворения потребностей или переключение деятельности, а так же способа удовлетворения потребностей личности в самореализации и самоутверждении. Агрессивное поведение не является врожденной биологической реакцией, но это одна из форм девиантного поведения, обусловленная социальными отношениями. Агрессия имеет сложную природу, она обусловлена не только биологическими, но и сложными многоуровневыми социальными факторами. Подростковый возраст является периодом, когда растущий ребенок в силу своих возрастных особенностей наиболее восприимчив к противоречиям мира и более всего нуждается в понимании и принятии. Внешние и внутренние противоречия развития подростка способствует усилению агрессии, которая в переходный период приобретает специфичное содержание и выражение. На наш взгляд, особое значение имеет нормативный подход в понимании агрессии, который позволяет выделять решающее место в определении поведения как агрессивного понятию нормы, на основе которого формируется контроль допустимых действий. Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ БЕРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.01 с.) |