Специфика агрессивного поведения в подростковом возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика агрессивного поведения в подростковом возрасте.



Безответственная деятельность СМИ, а так же широкий поток видео продукции, насыщенной сценами насилия, жестокости, порнографии, обмана и противозаконными действиями вызывают серьезный социокультурный кризис, и как следствие - падение нравов, изменение ценностей и идеалов. Подобная демонстрация антиидеологических сцен, согласно последним исследованиям, научает подобным агрессивным действиям, которые становятся в сознании людей нормой жизни [22, 40, 56, 81, 101].

Параллельно качественным изменениям макросреды, происходит деформация семьи[10, с. 25-37]. Семья перестает выполнять такие важные для личностного развития ребенка функции, как формирование чувства ответственности, пси­хического комфорта и защищенности [48, с. 98-101;]. Зачастую в семьях встречается жестокое обращение с детьми, проявляющееся в насилии и наказаниях. А.В. Петровский связывает это с деградацией взаимоотношений в семье. Часть родителей, по его мнению, принуждают детей к безоговорочному послушанию, подавляя их инициативу. Другая часть - не интересуется интересами и потребностями своего ребенка, третья – игнорирует возрастные особенности и переоценивает самостоятельность ребенка, делегируя непомерную ответственность [106, с. 22-26].

В результате в обществе появляется категория людей с неразвитыми нравственными представлениями, потребительской ориентацией, эмоциональной грубостью, невротизацией, агрессивным способом самоутверждения [55].

Формирование агрессивного поведения - достаточно сложный процесс, испытывающий влияние многих факторов. Агрессивное поведение может определяться влияниями семьи и сверстников, как посредством прямых подкреплений такого поведения, так и через викарное научение.

В подростковый период во многих случаях ребенок становится более вспыльчивым, агрессивным, перестает учитывать мнение взрослых, воспринимая их как врагов [105, с. 96]. У подростков появляется тенденция сознательного причинения боли другому человеку. Поскольку для ребёнка роль группы сверстников существенно возрастает, подросток стремиться всеми возможными средствами заслужить их уважение. А.В. Никитина определяет наиболее типичные и самые легкие способы самоутверждения, которые выражаются в агрессии по отношению к аутсайдерам, насилии к людям из другой подростковой группировки [100, с. 175-177].

Рядом исследователей были выделены основные черты характера, детерминированные особенностями ВНД и темперамента, у подростков, проявляющих склонность к агрессивному поведению: повышенная тревожность, конформность и боязнь общественного мнения, подозрительность, раздражительность, замкнутость и склонность испытывать стыд, вместо чувства вины [8, 56, 66, 70].

В целом, в современном обществе ощущается серьезный дефицит позитивных, социально одобряемых способов проявления своей индивидуальности и способов коммуникации.

Для многих подростков типично подра­жание определенным манерам не только стереотипов, но и конкретных людей. Поэтому «копирование» героев «боевиков» и «детективов» в определенной степени провоцирует агрессивные действия, являясь внешней атрибутивной стороной взрослости в собственном восприятии как средства демонстрации собственной значимости. Это объясняется желанием за­нять определенное место в социуме, самоутвердиться, осознать себя необходимым, значимым человеком. Дисгармония в отношениях юных и взрослых обу­словливает возникновение отчужденности, грубости, не­приязни, негативизма, стремления «делать все назло», во­преки воле окружающих, что создает предпосылки демонстративного неповиновения, агрессии, разрушитель­ных действий [1, с.126-128].

Интенсивное развитие в подростничестве критического мышления и самосознания приводит к пониманию подростком весомых несоответствий между тем «как есть» и тем «как должно быть», которые проявляются не только в мире, но и внутри собственного пред­ставления о себе. Такие противоречия становятся импульсом для координальных перестроек в ценностной, эмоциональной, мотивационной сферах и определяют изменения эмоционально-ценностного отноше­ния к себе, что лежит в основе формирования идентичности [12, с.27-31]. Это проявляется в резком всплеске недоволь­ства собой [54]. Непонимание в семье, эмоциональное непринятие ребёнка, оскорбления, излишняя избалованность ребёнка наряду с гиперопекой, отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях создают почву для агрессивного поведения.

Современный молодой человек живет в мире, содержащем слож­ные иерархические связи, что существенно расширяет внутреннее содержание происходящих технико-технологических, социально-культурных преобразований. На подростка влияют сложившиеся экологические и экономические кризисы. На появление агрессии влияет и специфичность окружающей среды: повышенный уровень шумов и радиации, переизбыток информации, напряженное состояние самого общества, экономические кризисы, неблагоприятная экология. Существующие в обществе законы «двойной морали» вызывают ощущением раздражения и безнадёжности, и способны у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии.

Подростки в силу своей психической незащищенности, согласно исследованиям Л.М. Чепелевой, в более всего невротизированы вследствие неста­бильности экономической, социальной и моральной об­становки в стране, поскольку не получают необходимую ориентацию для самоопределения в ценностях и идеалах [121]. Широкий неконтролируемый поток видео, аудио продукции, насыщенной сценами насилия, жесто­кости, порнографии, обмана и противозаконными дейст­виями, разрушающе воздействующий на неустойчи­вую психику растущего человека, способствует усилению агрессии. Подобная демонстра­ция антиидеологических сцен, как отмечает П.А. Ковалев, учит человека агрессивным действиям, которые становятся в сознании «взрослого ребенка» нормой жизни [74].

На сложном пути обретения собственной социальной и культурной идентичности подросток встречается с проблемой ресентиментности. Данный феномен является малоизученным и вызывает глубокий интерес у отечественных психологов [13, 36, 63]. Понятие ресентимент (фр. ressentiment – «злопамятность, злоба, зависть, вражда, ненависть, обида, неприязнь») разрабатывалось Ф.Ницше в его работе «К генеалогии морали» [129].

Данный философский термин означает чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач. Рессентимент понимается так же как чувство слабости или неполноценности вследствие интроекции субъетом агрессии окружающего мира [13].

Е.Ф. Быковская рассматривает ресентимент как «…чувство внутренней ярости, не получившей в свое время выхода и разрушающей человека изнутри» [35]. Острота и длительность «ломки» прежнего миропо­нимания и отношения к миру и к самому себе у подростков приобре­тают форму затянутого психического кризиса, который обостряется кризисом в системе воспитания. Расхожде­ния между стремлениями растущего человека, связанные с пониманием своих возможностей и положением ребен­ка, зависимого от воли взрослого, еще более усугубляет психический кризис самооценки.

Выводы к главе 1.

Основной проблемой в рассмотренных подходах, по нашему мнению, является проблема многозначности и противоречивости категорий агрессии и агрессивности, а так же проблема соотношения таких категорий, как агрессия, агрессивность и агрессивное действие или поведение.

Анализ подходов к изучению агрессивного поведения убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленные разрушительные действия, противоречащие нормам взаимодействия и сосуществования людей в обществе, приносящих ущерб и наносящих вред. Агрессивность как психическое состояние имеет качественные характеристики и характеризуется широким спектром переживаний и проявлений: злостью, озлобленностью, фрустрированностью, острым проявлением гнева, импульсивной беспорядочной аффективной активностью, злостностью, грубостью и т.д.

Агрессивное поведение может выступать в качестве способа психической разрядки, средства достижения какой-либо значимой цели (инструментальная агрессия), удовлетворения потребностей или переключение деятельности, а так же способа удовлетворения потребностей личности в самореализации и самоутверждении. Агрессивное поведение не является врожденной биологической реакцией, но это одна из форм девиантного поведения, обусловленная социальными отношениями.

Агрессия имеет сложную природу, она обусловлена не только биологическими, но и сложными многоуровневыми социальными факторами.

Подростковый возраст является периодом, когда растущий ребенок в силу своих возрастных особенностей наиболее восприимчив к противоречиям мира и более всего нуждается в понимании и принятии. Внешние и внутренние противоречия развития подростка способствует усилению агрессии, которая в переходный период приобретает специфичное содержание и выражение.

На наш взгляд, особое значение имеет нормативный подход в понимании агрессии, который позволяет выделять решающее место в определении поведения как агрессивного понятию нормы, на основе которого формируется контроль допустимых действий.


Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ БЕРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.006 с.)