Особенности проявления агрессии у беременных женщин. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проявления агрессии у беременных женщин.



Как отечественные, так и зарубежные исследователи рассматривают беременность как кризис развития, который ознаменован целым рядом изменений на соматическом, нейропсихологическом, социальном и непосредственно психологическом уровнях [5, 34, 142 и др.]. Эти изменения, согласно подходу Л.С. Выготского, осуществляются в условиях протекания особого кризиса развития, возникшего вследствие наступления беременности [69, 104, 123, 129, 142]. Этот кризис связан с изменением социальной ситуации развития, т.е. происходит переход женщиной от ее существования в качестве отдельного индивида к сосуществованию в бесповоротных диадных отношениях «мать–дитя» [3, 5, 17].

Изучению психологического состояния женщин в период беременности были посвящены работы Г.Г. Филипповой, А.Я. Варга, В.И. Брутман, в которых отмечается наличие специфических периодов, в которые происходит активная перестройка всей психики, и, следовательно, в эти периоды наблюдаются обострения определенных психологических противоречий [34, 143]. Так в первом триместре актуализируются переживания привязанности к матери, повышается нервная возбудимость, появляется раздражительность, тревожность, эмоциональность беременной женщины. Во втором и третьем триместре, как правило, происходит снижение возникшей тревоги и женщина стремиться избегать негативных переживаний. В начале третьего триместра усиливается психическая направленность женщины на решение проблем, связанных с ожиданием ребенка, возникает стремление упорядочить пространство и те проблемы, которые являются неразрешимыми для женщины. Именно такие изменения в психике женщины отражают благоприятную динамику протекания беременности и определяют формирование оптимального типа ПГДБ [161].

В процессе развития любой (даже осмысленной и благополучной во всех отношениях) беременности имеются некоторые факторы, которые детерминируют возникновение негативных изменений в эмоциональной сфере беременной женщины. Так на физиологическом уровне эти изменения происходят из-за эндокринно-соматических и психофизиологических преобразований в организме беременной женщины [144, с. 134].

Согласно Л.С.Выгодскому, амбивалентный комплекс переживаемых беременной женщиной эмоций формирует «бинарный аффект», проявляющийся в остром одновременном переживании разнополюсных эмоций гнева и радости, отчаяния и счастья, любви и ненависти и т.д. [47, с. 213]. Важно так же отметить, что подобные эмоциональные состояния для беременных женщин являются нормой, а вне беременности относятся к пограничному состоянию. Но длительное, острое переживание «бинарного аффекта», не имеющее тенденций к его разрешению, может спровоцировать ряд негативных последствий, как для матери, так и для будущего ребенка.

Исследованиям эмоциональной сферы были посвящены работы Ж. Цареградской, М. Оден, С. Абрамовой, Е. Скрипкиной и др. Особое значение для понимания особенностей эмоциональных проявлений в период беременности имеет положение о том, что любая переживаемая беременной женщиной эмоция всегда вызывает определенные и весьма значительные физиологические изменения в организме [155, с. 45]. В работах Г.А. Ароновой, Е.Б. Айвазян, Г.Н. Вараксиной так же отмечается, что длительное переживание беременной женщиной стресса, тревоги, неудовлетворенности, психоэмоционального напряжения приводит в 83% случаев к возникновению симптомов угрозы прерывания беременности [3, с. 13]. Так же важно отметить, что длительные негативные переживания, описанные выше, встречались у беременных женщин, имеющих характерологические особенности, проявляющиеся в возбудимой, тревожной, эмотивной и циклотимической акцентуациях характера [5, с.122; 93].

О.А. Беляевой отмечается важность проведения мониторинга психо-эмоционального состояния беременной, поскольку оценка тревожности является основной характеристикой не только самого процесса протекания беременности но и восприятия самой беременности, особенностей реагирования на изменения социальной ситуации и развитие эмоциональной сферы беременной женщины. Автором выявлены повышенный уровень тревожности у беременных женщин в возрасте 18-25 лет. Так же проведенное автором исследование проявления агрессивности на выборке будущих мам в возрасте 18-33 лет показало преобладание среднего уровня агрессии, при этом полученные показатели характеризуют нормальное течение беременности, при котором женщины вполне адекватно реагирует на фрустрирующие факторы [18].

Однако, как уже было отмечено выше, при ненормальном течении беременности или в случае наступления ранней беременности, девушкам свойственны проявления выраженной тревожности и агрессивности, которые выражаются в виде неуверенности или враждебности и формируют особый эмоциональный фон, который детерминирует не только отношения в системе мать-дитя, но и психическое развитие ребенка после рождения. В исследованиях Л.Л. Баз, В.И. Брутмана, И.В. Добрякова отмечается существенный рост случаев формирования неоптимальных типов ПГДБ (тревожного, депрессивного, гипогестогнозического или эйфорического), которые проявляются не только в деформации ценностного отношения к развивающемуся ребенку, но и в хаотичной активности матери, которая направлена на решение внешних, не связанных с рождением ребенка проблем [15, 30, 57].

У женщин при неблагоприятной динамике переживания беременности и ценности ребенка исследователями наблюдается переживание собственной некомпетентности и неясности жизненной перспективы, ощущение одиночества, отрицание женщиной существующих проблем или их преувеличение и глобальное их переживание [15, с. 42]. В описываемых Г.Г. Филипповой случаях, у беременных женщин наблюдается неустойчивость, повышается тревога, наблюдаются неконтролируемые аффективные вспышки гнева, раздражения, брутальное агрессивное поведение [144, с. 135]. Женщина чувствует себя несчастной, испытывает разочарование, которое может проявляться в форме отрицания существующих проблем (гипогнозия), в форме утраты активности и мотивации (депрессивность), в форме раздражения и агрессии (тревожность) [30, с. 613-614].

Таким образом, все исследователи сходятся во мнении о недостаточном благополучии эмоционального состояния женщин в период беременности, что обуславливает необходимость проведения психопрофилактических мероприятий с беременными по созданию благополучного эмоционального фона.

2.3. Тренинговые группы как метод коррекции агрессивного поведения.

На сегодняшний день наблюдается бурное развитие тренинговых технологий, в результате которого происходит развитие классических групп и формирование новых видов тренинговой работы. Однако, наиболее точную характеристику дает подход Ж.Годфруа, которых разделил все формы группового тренинга на интрапсихический и поведенческие (цит. по [39, с.59]). В основе интрапсихического подхода лежит понимание детерминированности поведения, чувств, мыслей, побуждений и потребностей человека неадекватной интерпретацией, которая подлежит анализу. Поведенческий подход в организации групповых тренингов основан на бихевиористском подходе, согласно которому поведение человека является приобретенным, поэтому при помощи определенных методов мы можем его корректировать (цит. по [там же, с. 61]).

В.П. Захаров выделяет несколько видов тренинговых групп на основе целей: социально-психологический тренинг, тренинг развития навыков, бизнес тренинг, психотерапевтический тренинг, тренинг личностного роста, коррекционно-развивающий тренинг, демонстрационный тренинг и т.д. [108, с.34].

Н.В. Вачков предлагает классификацию тренинговых групп, основанную на подходах научной школы: психоаналитические группы, психодраматические группы, группы гештальт-подхода, группы транзактного анализа, группы НЛП подхода, группы интегративного подхода и т.д. [39, с.67].

Кроме представленных классификаций, Г.Э. Бреслав предложил деление групп по возрастному признаку (подростковый тренинг, детско-родительский тренинг, тренинг для студентов и т.д.), по профессиональному признаку (педагогический тренинг, тренинг менеджеров, директорский тренинг и т.д.), по получаемым навыкам, по половому составу [28].

В основе создания тренинговых групп как метода психологического воздействия лежит наблюдение К. Левина, согласно которому люди, находящиеся в группе, постоянно воздействуют друг на друга. Первоначально группы создавались как учебные, в которых активно работал принцип взаимообучения базовым умениям руководить, основ­ным законам межличностного общения, умению принимать решения в трудных ситуациях. Эти группы не были ориентированы на терапию.

Данный метод быстро стал приобретать популярность, и группы дифферецировались по целевому назначению: образовывались группы умений, группы сензитивности, группы межличностных отношений. Тем не менее, еще долгое время акцент в тренинговых группах делался на обучении здоровых людей различным ролевым функциям. Основными принципами тренинговых групп как обучающего метода обозначили применение психологии в обычной жизни, способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи и ориентация на демократические методы обучения.

По мнению В.Т. Кондрашенко, в тренинговых группах представлены анаогичные обыденной жизни проблемы поведения, межличностных отношений, принятия решений и т.д. Но в рамках тренинговой группы каждый участник приобретает возможность экспериментировать в решении проблем, находя решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни [88, с. 297].

А.А. Осипова, характеризуя психокоррекционные тренинговые группы, выделяет такие основ­ные цели работы группы, как обучение навыкам межличностного общения, самосовершенствование личности и психическое выздоровление участников [106, с. 317]. Декларация таких разнонаправленных целей отражает главных психологический механизм, работающий в тренинговых группах – повышение сензитивности участников к чужим чувствам и потребностям. Этот механизм в сочетании с использованием рефлексии позволяют более глубоко осознать себя, свое поведение. К.В. Сельченок отмечает важность механизма самоосознания, через который участники группы получают возможность повысить самооценку, достроить чувство базовой безопасности и доверие к миру, укре­пить уважение к окружающим и повысить свою коммуникабельность, выстраивать адекватные межличностные отношения [125, с. 544-545].

Занятие в группе, согласно К. Фопель, проходят в специально созданных условиях, гарантирующих физическую и психологическую безопасность участникам тренинга. В ходе работы группы участники вовлекаются в общий процесс, создавая общий групповой результат, имеющий личностный смысл для каждого участника [там же, с.547].

В процессе получения личностно значимого опыта каждый учстник проходит этап презентации себя, этап обратной связи и этап экспериментирования. В.Т. Кондрашенко определяет этап представления самого себя как процесс самораскрытия, имеющий свою динамику. Обратная связь осуществляется в тех случаях, когда участникам группы необходим отзыв или поддержка в ответ на определенную деятельность. Обратная связь в условиях искренности дает возможность уменьшить зону «слепых пятен» и увеличить зону «арены», формирует доверие и сплоченность группы. Экспериментирование в группе основано на активизации творческого, спонтанного поведения и активном поиске наиболее адекватных способов поведения, при установленной обратной связи. Важным условием работы группы является применение принципа «здесь и теперь», суть которого заключается в том, что все реакции происходят из конкретной ситуации, сложившейся в процессе работы группы [80, с.298].

Роль руководителя (тренера группы), по мнению А.Г. Лидерс, направлена на активизацию и вовлечению участников в совместную работу по экспериментированию, так же на организацию группового процесса. Наиболее продуктивной формой взаимодействия тренера с группой принято считать сотрудничество; директивное руководство «только мешает группе реализовать свои резервные возможности». Руководителю рекомендуют избегать очевидного руковод­ства группой, направляя групповой процесс в зону актуальных противоречий. При ведении кратковременных групп руководитель берет на себя более активную роль, стимулируя работу и обеспечивая обратную связь. Конечной целью тренинговой группы является умение применять полученные на занятиях навыки и знания в реальной жизни [94, с.28-34].

Согласно Осиповой АА, в широком смысле слова под социально-психологичес­ким тренингом (СПТ) понимается «практика психологичес­кого воздействия, основанная на активных методах группо­вой работы. При этом используются свое­образные формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и кор­рекции» [9, c. 390].

СПТ направлен, согласно В.Ю. Большакову, на овладение определенными социаль­но-психологическими знаниями, спо­собности анализировать ситуацию, состояние членов группы и их поведение, на развитие коммуникатив­ных способностей и рефлексивных навыков, на развитие умения адекватно воспринимать себя и окружающих. Целью работы группы является развитие и коррекция личностного поведения и межличностного взаимодействия в соответствии с нормой, а также развитие адаптивности, гибкости и сензитивности, толерантности и устойчивости в различных условиях и разных группах [118, с. 112].

Для проведения тренинга, согласно Кондрашенко В.Т., группы могут быть сформированы из участников, как специально подобранных на основе психодиагностики, так и с реально существующими группами, а также в семьях. Состав и условия подбора тренинговой рруппы определяется целями и направленностью работы в соответствии с методологическими принципами. В первом случае ставятся психокоррекционные и развивающие цели, во втором – работа направлена на улучшение социально-психологического климата в коллективе [80, с.376].

Н.В. Кюева выделяет пять основных типов задач тренинговых групп, определяющих направленность и содержание тренинга, а так же выбор методов и упражнений:

1. Приобретение психологических знаний относительно личности, поведения, про­цесса взаимодействия людей, приемов эффективного общения, психологических школ и концепций и т.д.

2. Выработка адекватного восприятие себя и других в ситуациях общения.

3. Коррекция коммуникативных установок и выработка индивидуальных стратегий эффективного взаимодействия.

4. Приобретение умений и навыков коммуникации в диалоге, в составе группы, и на широкой аудитории.

5. Развитие и коррекция личностных особенностей, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем [73, с 34-38].

В ходе тренинга при помощи базовых принципов групповой работы создается атмосфера пси­хологической безопасности и комфорта [151], которая, по мнению К.В. Сельченок, позволяет участникам проявить комплекс когнитивных установок, поведен­ческих и эмоциональных стереотипов, получить обратную связь от группы, провести рефлексию и осознать неэффективность поведения, выработать новые и более про­дуктивные навы­ки взаимодействия [124, с. 624].

Продолжительность зависит от характера решаемых в ходе тренинга кратковременных групп не превышает 8 часов, а долгосрочные группы могут длиться до 700 часов, как правило, средняя продолжительность тренинговой работы колеблется в пределах 30—50 часов. Занятия, как правило, проводятся с интервалами в 1—3 дня при средней продолжительности 3 часа. Но, согласно Э.Г. Эйдемиллеру, больший эффект дают занятия, организованные в форме «мара­фона», когда тренинговые занятия продолжаются в течение недели по 8—10 часов непрерывной работы [113, с. 24-25].

В процессе тренинговых занятий применяются методические приемы, включающие кейс-технологии, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, упражнения-разминки, фасилитации и т.д. Результативность тренинговой работы зависит от целей и направленности тренинга, адекватности выбора методов и соблюдения принципов работы в группе. Многие авторы (А.Г. Грецов, И.В. Дубровина, А.П. Ситников, О.В. Хухлаева, И.Ялом) выделяют разные базовые принципы групповой работы, но их анализ позволяет выделить принципы, встречающиеся во многих подходах: принцип активности на занятиях, принцип доверительности, принцип открытости, принцип безопасности, принцип поддержки, принцип добровольности и конфиденциальности, принцип открытой обратной связи, принцип «здесь и теперь» [49, 103, 113, 138, 154].

А.Г. Грецов предлагает организовывать тренинговые занятия в несколько этапов:

1 этап - вводный, предполагает создание единого психологического пространства, установление контракта, определения целей и ожиданий, получение обратной связи.

2 этап – «Обнажение» конфликтов, противоречий, в ходе которого проводятся деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговой штурм, полилог и другие методы для создания ситуаций рефлексии.

3 этап – принятие решений, когда происходит осознание проблемы и принимается решение по ее изменению.

4 этап – релаксационный, направленный на восстановление чувства безопасности, комфорта и снятия психологической напряженности, а так же для подведения итогов занятия [54, с. 215-217].

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответству­ющие фазы:

- определение темы дискуссии и целей, характера про­блемы;

- сбор информации, мнений по обсуждаемой проблеме;

- упорядочение информации, ее анализ и обсуждение;

- подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование [там же, с. 219].

Все методы тренинговых занятий ориентируются, по мнению А.А. Осиповой, на широкое использо­вание обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элемента сотворческого по­иска, широкого применения различных видов моделирования. Групповая дискуссия используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового само­анализа. Психотехнические игры, цель которых заключается в снятии пси­хической напряженности, развитие внутренних психичес­ких сил. Среди всего многообразия психотехнических игр можно выделить игры-релаксации, игры-коммуникации, игры-формулы, позиционные игры, игры-защиты от манипулирования, адаптационные и развивающие игры, игры-освобождения [102, с. 401-403].

Поскольку агрессивное поведение, то это не просто биологически обусловленная реакция, а одна из форм девиантного поведения, обусловленная социальными отношениями и подкрепленная множественными факторами, то мы полагаем, что оно поддается коррекции в рамках тренинговой работы.

Выводы к главе 2.

Беременность как физиологическое состояние в работах исследователей рассматривается как сложный анатомо-физиологический процесс, как преобразование нейро-психологических процессов, как процесс распада старой социальной ситуации развития и возникновение новой, в рамках которой вновь появляются новые психологические новообразования. Теоретический анализ проблемы изучения ювенальной беременности позволяет отметить перемену социальной ситуации развития, что может привести к значимым личностным изменениям.

Психологические особенности беременных девушек-подростков проявляют себя в специфике развития личностных структур, эмоционально-волевой, поведенческой сфер, развитие которых детерминировано не только возрастными особенностями, но и социальной ситуацией развития девушек. Важным фактором становится так же и субъективное отношение к материнству как особое многоуровневое психологическое образование.

Беременность у девочек-подростков (14-17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирование полового и материнского поведения что, в свою очередь, нарушает формирование адекватной психологической гестационной доминанты беременности.

Психологические особенности беременных девушек-подростков проявляют себя в специфике развития личностных структур, эмоционально-волевой, поведенческой сфер, развитие которых детерминировано не только возрастными особенностями, но и социальной ситуацией развития девушек. Важным фактором становится так же неадекватное отношение к материнству, характеризующее отсутствие готовности психики девушек к родам, принятию ребенка и обеспечению его эмоционального благополучия, а также зрелость женского «Я» личности матери.


Глава 3. ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ БЕРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК, ОКАЗАВШИХСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.137 (0.019 с.)