Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности проявления агрессии у беременных женщин.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как отечественные, так и зарубежные исследователи рассматривают беременность как кризис развития, который ознаменован целым рядом изменений на соматическом, нейропсихологическом, социальном и непосредственно психологическом уровнях [5, 34, 142 и др.]. Эти изменения, согласно подходу Л.С. Выготского, осуществляются в условиях протекания особого кризиса развития, возникшего вследствие наступления беременности [69, 104, 123, 129, 142]. Этот кризис связан с изменением социальной ситуации развития, т.е. происходит переход женщиной от ее существования в качестве отдельного индивида к сосуществованию в бесповоротных диадных отношениях «мать–дитя» [3, 5, 17]. Изучению психологического состояния женщин в период беременности были посвящены работы Г.Г. Филипповой, А.Я. Варга, В.И. Брутман, в которых отмечается наличие специфических периодов, в которые происходит активная перестройка всей психики, и, следовательно, в эти периоды наблюдаются обострения определенных психологических противоречий [34, 143]. Так в первом триместре актуализируются переживания привязанности к матери, повышается нервная возбудимость, появляется раздражительность, тревожность, эмоциональность беременной женщины. Во втором и третьем триместре, как правило, происходит снижение возникшей тревоги и женщина стремиться избегать негативных переживаний. В начале третьего триместра усиливается психическая направленность женщины на решение проблем, связанных с ожиданием ребенка, возникает стремление упорядочить пространство и те проблемы, которые являются неразрешимыми для женщины. Именно такие изменения в психике женщины отражают благоприятную динамику протекания беременности и определяют формирование оптимального типа ПГДБ [161]. В процессе развития любой (даже осмысленной и благополучной во всех отношениях) беременности имеются некоторые факторы, которые детерминируют возникновение негативных изменений в эмоциональной сфере беременной женщины. Так на физиологическом уровне эти изменения происходят из-за эндокринно-соматических и психофизиологических преобразований в организме беременной женщины [144, с. 134]. Согласно Л.С.Выгодскому, амбивалентный комплекс переживаемых беременной женщиной эмоций формирует «бинарный аффект», проявляющийся в остром одновременном переживании разнополюсных эмоций гнева и радости, отчаяния и счастья, любви и ненависти и т.д. [47, с. 213]. Важно так же отметить, что подобные эмоциональные состояния для беременных женщин являются нормой, а вне беременности относятся к пограничному состоянию. Но длительное, острое переживание «бинарного аффекта», не имеющее тенденций к его разрешению, может спровоцировать ряд негативных последствий, как для матери, так и для будущего ребенка. Исследованиям эмоциональной сферы были посвящены работы Ж. Цареградской, М. Оден, С. Абрамовой, Е. Скрипкиной и др. Особое значение для понимания особенностей эмоциональных проявлений в период беременности имеет положение о том, что любая переживаемая беременной женщиной эмоция всегда вызывает определенные и весьма значительные физиологические изменения в организме [155, с. 45]. В работах Г.А. Ароновой, Е.Б. Айвазян, Г.Н. Вараксиной так же отмечается, что длительное переживание беременной женщиной стресса, тревоги, неудовлетворенности, психоэмоционального напряжения приводит в 83% случаев к возникновению симптомов угрозы прерывания беременности [3, с. 13]. Так же важно отметить, что длительные негативные переживания, описанные выше, встречались у беременных женщин, имеющих характерологические особенности, проявляющиеся в возбудимой, тревожной, эмотивной и циклотимической акцентуациях характера [5, с.122; 93]. О.А. Беляевой отмечается важность проведения мониторинга психо-эмоционального состояния беременной, поскольку оценка тревожности является основной характеристикой не только самого процесса протекания беременности но и восприятия самой беременности, особенностей реагирования на изменения социальной ситуации и развитие эмоциональной сферы беременной женщины. Автором выявлены повышенный уровень тревожности у беременных женщин в возрасте 18-25 лет. Так же проведенное автором исследование проявления агрессивности на выборке будущих мам в возрасте 18-33 лет показало преобладание среднего уровня агрессии, при этом полученные показатели характеризуют нормальное течение беременности, при котором женщины вполне адекватно реагирует на фрустрирующие факторы [18]. Однако, как уже было отмечено выше, при ненормальном течении беременности или в случае наступления ранней беременности, девушкам свойственны проявления выраженной тревожности и агрессивности, которые выражаются в виде неуверенности или враждебности и формируют особый эмоциональный фон, который детерминирует не только отношения в системе мать-дитя, но и психическое развитие ребенка после рождения. В исследованиях Л.Л. Баз, В.И. Брутмана, И.В. Добрякова отмечается существенный рост случаев формирования неоптимальных типов ПГДБ (тревожного, депрессивного, гипогестогнозического или эйфорического), которые проявляются не только в деформации ценностного отношения к развивающемуся ребенку, но и в хаотичной активности матери, которая направлена на решение внешних, не связанных с рождением ребенка проблем [15, 30, 57]. У женщин при неблагоприятной динамике переживания беременности и ценности ребенка исследователями наблюдается переживание собственной некомпетентности и неясности жизненной перспективы, ощущение одиночества, отрицание женщиной существующих проблем или их преувеличение и глобальное их переживание [15, с. 42]. В описываемых Г.Г. Филипповой случаях, у беременных женщин наблюдается неустойчивость, повышается тревога, наблюдаются неконтролируемые аффективные вспышки гнева, раздражения, брутальное агрессивное поведение [144, с. 135]. Женщина чувствует себя несчастной, испытывает разочарование, которое может проявляться в форме отрицания существующих проблем (гипогнозия), в форме утраты активности и мотивации (депрессивность), в форме раздражения и агрессии (тревожность) [30, с. 613-614]. Таким образом, все исследователи сходятся во мнении о недостаточном благополучии эмоционального состояния женщин в период беременности, что обуславливает необходимость проведения психопрофилактических мероприятий с беременными по созданию благополучного эмоционального фона. 2.3. Тренинговые группы как метод коррекции агрессивного поведения. На сегодняшний день наблюдается бурное развитие тренинговых технологий, в результате которого происходит развитие классических групп и формирование новых видов тренинговой работы. Однако, наиболее точную характеристику дает подход Ж.Годфруа, которых разделил все формы группового тренинга на интрапсихический и поведенческие (цит. по [39, с.59]). В основе интрапсихического подхода лежит понимание детерминированности поведения, чувств, мыслей, побуждений и потребностей человека неадекватной интерпретацией, которая подлежит анализу. Поведенческий подход в организации групповых тренингов основан на бихевиористском подходе, согласно которому поведение человека является приобретенным, поэтому при помощи определенных методов мы можем его корректировать (цит. по [там же, с. 61]). В.П. Захаров выделяет несколько видов тренинговых групп на основе целей: социально-психологический тренинг, тренинг развития навыков, бизнес тренинг, психотерапевтический тренинг, тренинг личностного роста, коррекционно-развивающий тренинг, демонстрационный тренинг и т.д. [108, с.34]. Н.В. Вачков предлагает классификацию тренинговых групп, основанную на подходах научной школы: психоаналитические группы, психодраматические группы, группы гештальт-подхода, группы транзактного анализа, группы НЛП подхода, группы интегративного подхода и т.д. [39, с.67]. Кроме представленных классификаций, Г.Э. Бреслав предложил деление групп по возрастному признаку (подростковый тренинг, детско-родительский тренинг, тренинг для студентов и т.д.), по профессиональному признаку (педагогический тренинг, тренинг менеджеров, директорский тренинг и т.д.), по получаемым навыкам, по половому составу [28]. В основе создания тренинговых групп как метода психологического воздействия лежит наблюдение К. Левина, согласно которому люди, находящиеся в группе, постоянно воздействуют друг на друга. Первоначально группы создавались как учебные, в которых активно работал принцип взаимообучения базовым умениям руководить, основным законам межличностного общения, умению принимать решения в трудных ситуациях. Эти группы не были ориентированы на терапию. Данный метод быстро стал приобретать популярность, и группы дифферецировались по целевому назначению: образовывались группы умений, группы сензитивности, группы межличностных отношений. Тем не менее, еще долгое время акцент в тренинговых группах делался на обучении здоровых людей различным ролевым функциям. Основными принципами тренинговых групп как обучающего метода обозначили применение психологии в обычной жизни, способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи и ориентация на демократические методы обучения. По мнению В.Т. Кондрашенко, в тренинговых группах представлены анаогичные обыденной жизни проблемы поведения, межличностных отношений, принятия решений и т.д. Но в рамках тренинговой группы каждый участник приобретает возможность экспериментировать в решении проблем, находя решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни [88, с. 297]. А.А. Осипова, характеризуя психокоррекционные тренинговые группы, выделяет такие основные цели работы группы, как обучение навыкам межличностного общения, самосовершенствование личности и психическое выздоровление участников [106, с. 317]. Декларация таких разнонаправленных целей отражает главных психологический механизм, работающий в тренинговых группах – повышение сензитивности участников к чужим чувствам и потребностям. Этот механизм в сочетании с использованием рефлексии позволяют более глубоко осознать себя, свое поведение. К.В. Сельченок отмечает важность механизма самоосознания, через который участники группы получают возможность повысить самооценку, достроить чувство базовой безопасности и доверие к миру, укрепить уважение к окружающим и повысить свою коммуникабельность, выстраивать адекватные межличностные отношения [125, с. 544-545]. Занятие в группе, согласно К. Фопель, проходят в специально созданных условиях, гарантирующих физическую и психологическую безопасность участникам тренинга. В ходе работы группы участники вовлекаются в общий процесс, создавая общий групповой результат, имеющий личностный смысл для каждого участника [там же, с.547]. В процессе получения личностно значимого опыта каждый учстник проходит этап презентации себя, этап обратной связи и этап экспериментирования. В.Т. Кондрашенко определяет этап представления самого себя как процесс самораскрытия, имеющий свою динамику. Обратная связь осуществляется в тех случаях, когда участникам группы необходим отзыв или поддержка в ответ на определенную деятельность. Обратная связь в условиях искренности дает возможность уменьшить зону «слепых пятен» и увеличить зону «арены», формирует доверие и сплоченность группы. Экспериментирование в группе основано на активизации творческого, спонтанного поведения и активном поиске наиболее адекватных способов поведения, при установленной обратной связи. Важным условием работы группы является применение принципа «здесь и теперь», суть которого заключается в том, что все реакции происходят из конкретной ситуации, сложившейся в процессе работы группы [80, с.298]. Роль руководителя (тренера группы), по мнению А.Г. Лидерс, направлена на активизацию и вовлечению участников в совместную работу по экспериментированию, так же на организацию группового процесса. Наиболее продуктивной формой взаимодействия тренера с группой принято считать сотрудничество; директивное руководство «только мешает группе реализовать свои резервные возможности». Руководителю рекомендуют избегать очевидного руководства группой, направляя групповой процесс в зону актуальных противоречий. При ведении кратковременных групп руководитель берет на себя более активную роль, стимулируя работу и обеспечивая обратную связь. Конечной целью тренинговой группы является умение применять полученные на занятиях навыки и знания в реальной жизни [94, с.28-34]. Согласно Осиповой АА, в широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается «практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом используются своеобразные формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции» [9, c. 390]. СПТ направлен, согласно В.Ю. Большакову, на овладение определенными социально-психологическими знаниями, способности анализировать ситуацию, состояние членов группы и их поведение, на развитие коммуникативных способностей и рефлексивных навыков, на развитие умения адекватно воспринимать себя и окружающих. Целью работы группы является развитие и коррекция личностного поведения и межличностного взаимодействия в соответствии с нормой, а также развитие адаптивности, гибкости и сензитивности, толерантности и устойчивости в различных условиях и разных группах [118, с. 112]. Для проведения тренинга, согласно Кондрашенко В.Т., группы могут быть сформированы из участников, как специально подобранных на основе психодиагностики, так и с реально существующими группами, а также в семьях. Состав и условия подбора тренинговой рруппы определяется целями и направленностью работы в соответствии с методологическими принципами. В первом случае ставятся психокоррекционные и развивающие цели, во втором – работа направлена на улучшение социально-психологического климата в коллективе [80, с.376]. Н.В. Кюева выделяет пять основных типов задач тренинговых групп, определяющих направленность и содержание тренинга, а так же выбор методов и упражнений: 1. Приобретение психологических знаний относительно личности, поведения, процесса взаимодействия людей, приемов эффективного общения, психологических школ и концепций и т.д. 2. Выработка адекватного восприятие себя и других в ситуациях общения. 3. Коррекция коммуникативных установок и выработка индивидуальных стратегий эффективного взаимодействия. 4. Приобретение умений и навыков коммуникации в диалоге, в составе группы, и на широкой аудитории. 5. Развитие и коррекция личностных особенностей, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем [73, с 34-38]. В ходе тренинга при помощи базовых принципов групповой работы создается атмосфера психологической безопасности и комфорта [151], которая, по мнению К.В. Сельченок, позволяет участникам проявить комплекс когнитивных установок, поведенческих и эмоциональных стереотипов, получить обратную связь от группы, провести рефлексию и осознать неэффективность поведения, выработать новые и более продуктивные навыки взаимодействия [124, с. 624]. Продолжительность зависит от характера решаемых в ходе тренинга кратковременных групп не превышает 8 часов, а долгосрочные группы могут длиться до 700 часов, как правило, средняя продолжительность тренинговой работы колеблется в пределах 30—50 часов. Занятия, как правило, проводятся с интервалами в 1—3 дня при средней продолжительности 3 часа. Но, согласно Э.Г. Эйдемиллеру, больший эффект дают занятия, организованные в форме «марафона», когда тренинговые занятия продолжаются в течение недели по 8—10 часов непрерывной работы [113, с. 24-25]. В процессе тренинговых занятий применяются методические приемы, включающие кейс-технологии, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, упражнения-разминки, фасилитации и т.д. Результативность тренинговой работы зависит от целей и направленности тренинга, адекватности выбора методов и соблюдения принципов работы в группе. Многие авторы (А.Г. Грецов, И.В. Дубровина, А.П. Ситников, О.В. Хухлаева, И.Ялом) выделяют разные базовые принципы групповой работы, но их анализ позволяет выделить принципы, встречающиеся во многих подходах: принцип активности на занятиях, принцип доверительности, принцип открытости, принцип безопасности, принцип поддержки, принцип добровольности и конфиденциальности, принцип открытой обратной связи, принцип «здесь и теперь» [49, 103, 113, 138, 154]. А.Г. Грецов предлагает организовывать тренинговые занятия в несколько этапов: 1 этап - вводный, предполагает создание единого психологического пространства, установление контракта, определения целей и ожиданий, получение обратной связи. 2 этап – «Обнажение» конфликтов, противоречий, в ходе которого проводятся деловые и ролевые игры, дискуссии, мозговой штурм, полилог и другие методы для создания ситуаций рефлексии. 3 этап – принятие решений, когда происходит осознание проблемы и принимается решение по ее изменению. 4 этап – релаксационный, направленный на восстановление чувства безопасности, комфорта и снятия психологической напряженности, а так же для подведения итогов занятия [54, с. 215-217]. Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие фазы: - определение темы дискуссии и целей, характера проблемы; - сбор информации, мнений по обсуждаемой проблеме; - упорядочение информации, ее анализ и обсуждение; - подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование [там же, с. 219]. Все методы тренинговых занятий ориентируются, по мнению А.А. Осиповой, на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элемента сотворческого поиска, широкого применения различных видов моделирования. Групповая дискуссия используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Психотехнические игры, цель которых заключается в снятии психической напряженности, развитие внутренних психических сил. Среди всего многообразия психотехнических игр можно выделить игры-релаксации, игры-коммуникации, игры-формулы, позиционные игры, игры-защиты от манипулирования, адаптационные и развивающие игры, игры-освобождения [102, с. 401-403]. Поскольку агрессивное поведение, то это не просто биологически обусловленная реакция, а одна из форм девиантного поведения, обусловленная социальными отношениями и подкрепленная множественными факторами, то мы полагаем, что оно поддается коррекции в рамках тренинговой работы. Выводы к главе 2. Беременность как физиологическое состояние в работах исследователей рассматривается как сложный анатомо-физиологический процесс, как преобразование нейро-психологических процессов, как процесс распада старой социальной ситуации развития и возникновение новой, в рамках которой вновь появляются новые психологические новообразования. Теоретический анализ проблемы изучения ювенальной беременности позволяет отметить перемену социальной ситуации развития, что может привести к значимым личностным изменениям. Психологические особенности беременных девушек-подростков проявляют себя в специфике развития личностных структур, эмоционально-волевой, поведенческой сфер, развитие которых детерминировано не только возрастными особенностями, но и социальной ситуацией развития девушек. Важным фактором становится так же и субъективное отношение к материнству как особое многоуровневое психологическое образование. Беременность у девочек-подростков (14-17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирование полового и материнского поведения что, в свою очередь, нарушает формирование адекватной психологической гестационной доминанты беременности. Психологические особенности беременных девушек-подростков проявляют себя в специфике развития личностных структур, эмоционально-волевой, поведенческой сфер, развитие которых детерминировано не только возрастными особенностями, но и социальной ситуацией развития девушек. Важным фактором становится так же неадекватное отношение к материнству, характеризующее отсутствие готовности психики девушек к родам, принятию ребенка и обеспечению его эмоционального благополучия, а также зрелость женского «Я» личности матери. Глава 3. ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ БЕРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК, ОКАЗАВШИХСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.016 с.) |