Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы, процедуры и методы проведения исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На основании проведенного нами теоретико-методологического анализа проблемы агрессивного поведения беременных девушек-подростков было разработано исследование возможности коррекции агрессивного поведения в рамках тренинга у несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Проведение исследования представляет собой сложную процедуру, состоящую из трех этапов: констатирующего эксперимента, коррекционно-развивающего эксперимента и процедуры контроля результатов исследования. 1. Проведение констатирующего эксперимента имеет своей целью выявление психологических особенностей агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Полученные нами первичные данные позволят, во-первых, выявить специфику проявления агрессии и агрессивного поведения у беременных девушек-подростков в отличие от фоновой группы небеременных девушек-подростков; во-вторых, анализ этих данных позволит раскрыть специфику проявления агрессии с учетом возрастных, социальных и физиологических особенностей девушек. Решение данной цели осуществляется через реализацию следующих задач: 1. Провести формирование выборки исследования; 2. Подобрать комплекс психодиагностических методов и провести процедуру первичной диагностики; 3. Обработать полученные данные и провести их качественный и количественный анализ, сравнение данных с фоновой группой, используя методы математической статистики; 4. Представить и интерпретировать результаты исследования; Для проведения первого этапа исследования нами была сформирована выборка девушек-подростков в возрасте 14-17 лет, оказавшиеся в сложной социальной ситуации. Сложная жизненная ситуация понимается нами как сочетание ряда неблагоприятных социальных факторов: незаконченное среднее образование, неблагополучные отношения в родительской семье, отсутствие жилищных условий, отсутствие материального дохода, наступление ранней беременности. Исследование проводилось на базе центров социальной помощи «Радуга», «Голубка», Общественной организации «Семья и дети». г. Новосибирска, а так же на базе женской консультации городской поликлиники №1 г. Новосибирска и опиралось на ранние наши исследования [148, 149]. В исследовании приняли участие 74 несовершеннолетние беременные девушки в возрасте 14-17 лет на сроках беременности от 10 до 36 недель. Из них в возрасте 14 лет - двое девушек (3%), тринадцать 15-ти летних девушек (19%), тридцать шесть девушек в возрасте 16 лет (49%) и 17-ти летних двадцать одна девушка (29%). Данные, характеризующие выборку, представлены в таблице 1. Таблица 1- Данные по возрастной и перинатальной характеристике выборки несовершеннолетних беременных девушек, участвующих в исследовании.
Кроме этого, на ранних сроках беременности участвовали трое девушек (4%), у пятидесяти двух девушек срок беременности соответствовал II триместру (70%), у девятнадцати девушек беременность соответствовала III триместру(26%). Данные фоновой группы нами были взяты из работы Н.А. Яниной, Н.И. Волчковой, М.В. Федяевой [164]. Для проведения исследования особенностей агрессии и агрессивного поведения мы использовали следующие методики: 1. Опросник «Басса-Дарки» предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций, определения уровня деструктивных тенденций. Опросник адаптирован С.Н. Ениколоповым на российской выборке подростков в 1989г. Источник: Ениколопов, С. Н. Опросник Баса–Дарки / Практикум по психодиагностике // С. Н. Ениколопов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 6–11 [61]. 2. Торонтская шкала алекситимии (TAS) Г. Тэйлора, адаптирована в институте В.М. Бехтерева. Методика направлена на изучение алекситимии как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний. Источник: Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. / Пособие для психологов и врачей. Сост. Ересько Д.Б., Б.Д. Карвасарский, Э.Б. Карпова и др. СПб. – 2005 // [Электронный ресурс]. Код: HTL: http://bekhterev.ru/content/42/2005_aleksitim.pdf (дата обращения 19.05.2013) [62]. 3. Тест «Отношения к беременности» И.В.Добрякова, позволяющая исследовать отношение к материнству беременной. Источник: Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005. — С. 93–102 [57]. 4. Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI (форма В) предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения Источник: Вотчин И.С. Психология личности: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. – 116 с. [45]. 5. Рисуночный тест «Я и мой будущий ребенок» Г.Г.Филиповой, предназначенная для выявления особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, динамики этих особенностей в беременности и после родов. Источник: Филиппова Г.Г. «Психология материнства (сравнительно-психологический анализ)». Дисс. Докт. психол. наук. М., 2000 [138]. Подробное описание методик представлено в приложении А. При проведении диагностики в подростковом возрасте допускается использование фронтальных форм проведения диагностики, поскольку в подростковом возрасте когнитивные процессы сформированы, эмоционально-волевая сфера достаточно устойчивая, навыки письменной речи сформированы, присутствует рефлексия [35, 37, 147]. Испытуемым раздавался комплект бланков методик, содержащий стандартную инструкцию, стандартный текст вопросов, бланк для ответов и лист формата А4 для проведения проективной методики. Перед началом тестирования испытуемым давалась инструкция. Вопросы диагностических методик зачитывались вслух. На выполнение представленных методик испытуемым отводилось 50-60 минут. В ходе выполнения испытуемыми диагностики мы использовали метод свободного наблюдения для дополнительного сбора информации, записывая ее в общий протокол. Для дальнейшего анализа данных мы обработали полученные ответы в соответствии с ключами методик, сырые баллы были переведены в Т-баллы и внесены в единую таблицу, содержащую результаты первичного тестирования. Полученные в ходе исследования данные были подвергнуты качественному и количественному анализу при помощи методов описательной статистики и методов математической статистики. Для сравнения уровня агрессии в фоновой группе и в исследуемой выборке мы использовали критерий Колмагорова-Смирнова для определения нормальности распределения данных. Для выявления различий между этими группами в проявлении различных форм агрессии нами использовались критерий Манна-Уитни, поскольку данные по фоновой группе имеют ненормальное распределение. Для выявления особенностей проявления агрессии и агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек мы использовали критерий метод корреляции Пирсона, факторный анализ, используя пакет статистических программ SPSS 17.0 [94, 95, 100]. Расчеты и интерпретация результатов представлены в п.3.2. (ссылка на подраздел 3.2.). Исходя из полученных данных при помощи общенаучных методов анализа, синтеза, индукции и дедукции мы провели интерпретацию данных и представили результаты в виде таблиц и рисунков, отражающие специфику состояния агрессии, провели описание полученных данных. 2. На следующем этапе мы провели коррекционно-развивающий эксперимент, целью которого стало выявление возможностей группового тренинга в коррекции агрессивного поведения у беременных девушек, не достигших совершеннолетнего возраста. Коррекционные мероприятия направлены на формирование образа позитивного материнства, снижение уровня тревожности, изменение агрессивного поведения. Данные мероприятия являются важными для профилактики раннего социального сиротства и позволяют минимизировать негативные последствия раннего материнства. Реализация цели достигается посредством выполнения следующих задач: 1. Сформировать контрольную и экспериментальную группы (КГ и ЭГ) из выборки несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, установить эквивалентность групп и начальный уровень интересующих нас признаков. 2. Разработать программу тренинга по коррекции агрессивного поведения у беременных девушек, не достигших совершеннолетнего возраста и находящихся в сложной жизненной ситуации и реализовать ее в ЭГ. 3. Провести повторное исследование в КГ и в ЭГ; 4. Осуществить качественный и количественный анализ результатов при помощи методов описательной статистики, провести интерпретацию и представить в виде выводов. Процедура коррекционно-развивающего эксперимента состояла из четырех этапов. На начальном этапе из первоначальной выборки мы исключили результаты диагностики беременных девушек-подростков в возрасте 14 лет. Таким образом, объем выборки составил 72 несовершеннолетние беременные девушки в возрасте 15-17 лет. Далее мы сформировали контрольную и экспериментальную группы, для этого мы случайным образом разделили выборку несовершеннолетних беременных девушек, которые участвовали в констатирующем эксперименте, на две группы — КГ и ЭГ по 36 человек в каждой. Данные, характеризующие группы, представлены в таблице 2. Таблица 2 – Данные, характеризующие возрастной и перинатальный состав КГ и ЭГ.
В составе КГ было семь девушек в возрасте 15-ти лет (19%), восемнадцать девушек в возрасте 16 лет (50%), одиннадцать девушек в возрасте 17 лет (31%). При этом у большинства девушек (26 человек, 72%) беременность соответствовала II триместру, у восьми девушек (23%) беременность соответствовала III триместру, и только у двух девушек (5%) – I триместру. Девушки проходили исследование на базе женской консультации городской поликлиники №1 г. Новосибирска и Общественной организации «Семья и дети». Испытуемые ЭГ находились в центрах социальной помощи «Радуга» и «Голубка», а так же в Общественной организации «Семья и дети». В ЭГ было шесть девушек в возрасте15 лет (17%), двадцать девушек в возрасте 16 лет (53%) и десять девушек в возрасте 17 лет (30%). У большинства девушек (21 человек, 59%) так же беременность соответствовала II триместру, у четырнадцати девушек (38%) беременность соответствовала III триместру, и только у одной девушки (3%) – III триместру. Для определения нормальности распределения мы использовали критерий Колмагорова-Смирнова. Что бы определить эквивалентность КГ и ЭГ мы использовали t-критерий Стьюдента. Расчеты и интерпретация результатов представлены в п.3.3. (ссылка на подраздел 3.3.). На следующем этапе коррекционно-развивающего эксперимента мы разработали программу тренинга, направленного на коррекцию агрессивного поведения посредствам работы с выделенным симптомокомплексом ресентиментности у несовершеннолетних беременных девушек, находящихся в сложной жизненной ситуации. При разработке программы в выборе конкретных техник мы базировались на интегративных и трансметодических моделях, в которых представлен широкий диапазон различных тренинговых упражнений, используя различные подходы и методические рекомендации [7, 21, 27, 67, 80, 82 и др.]. Применение данных упражнений нами осуществлялось согласно авторским программам коррекционной работы с агрессивностью в подростковом возрасте МКУ «Центр Родник» и программой работы с беременными женщинами в Общественной организации «Семья и дети». Подробное описание программы, ее содержание вынесено в приложение Б. Разработанная нами программа была реализована в ЭГ в течение 10 недель. В программе предусмотрено 20 занятий, продолжительностью 80-90 минут, которые проходили два раза в неделю. После окончания цикла тренинговых занятий мы провели повторную диагностику в КГ и ЭГ. Полученные данные также были собраны в сводную таблицу, содержащую результаты повторного тестирования, которые мы подвергли анализу при помощи методов математической статистики. Для определения нормальности распределения мы использовали критерий Колмагорова-Смирнова. Для проведения статистического анализа нами использовались методы математической статистики: качественный анализ (проективный, структурный), t-критерий Стюдента, критерий знаков и серийный критерий. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и SPSS.17. Расчеты и интерпретация результатов представлены в п. 3.3. (ссылка на подраздел 3.3.). 3. На этапе контроля результатов эмпирического исследования перед нами стояла цель – осуществить качественный анализ результатов эмпирического исследования. Мы провели анализ и интерпретацию результатов, полученных на первом и втором этапах, осуществили сопоставление данных первичной диагностики с данными повторной диагностики, на основании которого мы смогли определить возможности разработанной нами программы в коррекции агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек. Содержательная интерпретация результатов представлена в п. 3.3. (ссылка на подраздел 3.3.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.007 с.) |