Основные этапы, процедуры и методы проведения исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы, процедуры и методы проведения исследования.



На основании проведенного нами теоретико-методологического анализа проблемы агрессивного поведения беременных девушек-подростков было разработано исследование возможности коррекции агрессивного поведения в рамках тренинга у несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Проведение исследования представляет собой сложную процедуру, состоящую из трех этапов: констатирующего эксперимента, коррекционно-развивающего эксперимента и процедуры контроля результатов исследования.

1. Проведение констатирующего эксперимента имеет своей целью выявление психологических особенностей агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Полученные нами первичные данные позволят, во-первых, выявить специфику проявления агрессии и агрессивного поведения у беременных девушек-подростков в отличие от фоновой группы небеременных девушек-подростков; во-вторых, анализ этих данных позволит раскрыть специфику проявления агрессии с учетом возрастных, социальных и физиологических особенностей девушек.

Решение данной цели осуществляется через реализацию следующих задач: 1. Провести формирование выборки исследования;

2. Подобрать комплекс психодиагностических методов и провести процедуру первичной диагностики;

3. Обработать полученные данные и провести их качественный и количественный анализ, сравнение данных с фоновой группой, используя методы математической статистики;

4. Представить и интерпретировать результаты исследования;

Для проведения первого этапа исследования нами была сформирована выборка девушек-подростков в возрасте 14-17 лет, оказавшиеся в сложной социальной ситуации. Сложная жизненная ситуация понимается нами как сочетание ряда неблагоприятных социальных факторов: незаконченное среднее образование, неблагополучные отношения в родительской семье, отсутствие жилищных условий, отсутствие материального дохода, наступление ранней беременности. Исследование проводилось на базе центров социальной помощи «Радуга», «Голубка», Общественной организации «Семья и дети». г. Новосибирска, а так же на базе женской консультации городской поликлиники №1 г. Новосибирска и опиралось на ранние наши исследования [148, 149].

В исследовании приняли участие 74 несовершеннолетние беременные девушки в возрасте 14-17 лет на сроках беременности от 10 до 36 недель. Из них в возрасте 14 лет - двое девушек (3%), тринадцать 15-ти летних девушек (19%), тридцать шесть девушек в возрасте 16 лет (49%) и 17-ти летних двадцать одна девушка (29%). Данные, характеризующие выборку, представлены в таблице 1.

Таблица 1- Данные по возрастной и перинатальной характеристике выборки несовершеннолетних беременных девушек, участвующих в исследовании.

  Возраст Срок беременности
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет I триместр II триместр III триместр
Кол-во человек              
Кол-во человек, %              

Кроме этого, на ранних сроках беременности участвовали трое девушек (4%), у пятидесяти двух девушек срок беременности соответствовал II триместру (70%), у девятнадцати девушек беременность соответствовала III триместру(26%).

Данные фоновой группы нами были взяты из работы Н.А. Яниной, Н.И. Волчковой, М.В. Федяевой [164].

Для проведения исследования особенностей агрессии и агрессивного поведения мы использовали следующие методики:

1. Опросник «Басса-Дарки» предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций, определения уровня деструктивных тенденций. Опросник адаптирован С.Н. Ениколоповым на российской выборке подростков в 1989г. Источник: Ениколопов, С. Н. Опросник Баса–Дарки / Практикум по психодиагностике // С. Н. Ениколопов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 6–11 [61].

2. Торонтская шкала алекситимии (TAS) Г. Тэйлора, адаптирована в институте В.М. Бехтерева. Методика направлена на изучение алекситимии как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний. Источник: Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. / Пособие для психологов и врачей. Сост. Ересько Д.Б., Б.Д. Карвасарский, Э.Б. Карпова и др. СПб. – 2005 // [Электронный ресурс]. Код: HTL: http://bekhterev.ru/content/42/2005_aleksitim.pdf (дата обращения 19.05.2013) [62].

3. Тест «Отношения к беременности» И.В.Добрякова, позволяющая исследовать отношение к материнству беременной. Источник: Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005. — С. 93–102 [57].

4. Фрайбургский многофакторный личностный опросник FPI (форма В) предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения Источник: Вотчин И.С. Психология личности: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003. – 116 с. [45].

5. Рисуночный тест «Я и мой будущий ребенок» Г.Г.Филиповой, предназначенная для выявления особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, динамики этих особенностей в беременности и после родов. Источник: Филиппова Г.Г. «Психология материнства (сравнительно-психологический анализ)». Дисс. Докт. психол. наук. М., 2000 [138].

Подробное описание методик представлено в приложении А.

При проведении диагностики в подростковом возрасте допускается использование фронтальных форм проведения диагностики, поскольку в подростковом возрасте когнитивные процессы сформированы, эмоционально-волевая сфера достаточно устойчивая, навыки письменной речи сформированы, присутствует рефлексия [35, 37, 147]. Испытуемым раздавался комплект бланков методик, содержащий стандартную инструкцию, стандартный текст вопросов, бланк для ответов и лист формата А4 для проведения проективной методики.

Перед началом тестирования испытуемым давалась инструкция. Вопросы диагностических методик зачитывались вслух. На выполнение представленных методик испытуемым отводилось 50-60 минут. В ходе выполнения испытуемыми диагностики мы использовали метод свободного наблюдения для дополнительного сбора информации, записывая ее в общий протокол.

Для дальнейшего анализа данных мы обработали полученные ответы в соответствии с ключами методик, сырые баллы были переведены в Т-баллы и внесены в единую таблицу, содержащую результаты первичного тестирования. Полученные в ходе исследования данные были подвергнуты качественному и количественному анализу при помощи методов описательной статистики и методов математической статистики.

Для сравнения уровня агрессии в фоновой группе и в исследуемой выборке мы использовали критерий Колмагорова-Смирнова для определения нормальности распределения данных. Для выявления различий между этими группами в проявлении различных форм агрессии нами использовались критерий Манна-Уитни, поскольку данные по фоновой группе имеют ненормальное распределение. Для выявления особенностей проявления агрессии и агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек мы использовали критерий метод корреляции Пирсона, факторный анализ, используя пакет статистических программ SPSS 17.0 [94, 95, 100]. Расчеты и интерпретация результатов представлены в п.3.2. (ссылка на подраздел 3.2.).

Исходя из полученных данных при помощи общенаучных методов анализа, синтеза, индукции и дедукции мы провели интерпретацию данных и представили результаты в виде таблиц и рисунков, отражающие специфику состояния агрессии, провели описание полученных данных.

2. На следующем этапе мы провели коррекционно-развивающий эксперимент, целью которого стало выявление возможностей группового тренинга в коррекции агрессивного поведения у беременных девушек, не достигших совершеннолетнего возраста. Коррекционные мероприятия направлены на формирование образа позитивного материнства, снижение уровня тревожности, изменение агрессивного поведения. Данные мероприятия являются важными для профилактики раннего социального сиротства и позволяют минимизировать негативные последствия раннего материнства.

Реализация цели достигается посредством выполнения следующих задач: 1. Сформировать контрольную и экспериментальную группы (КГ и ЭГ) из выборки несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, установить эквивалентность групп и начальный уровень интересующих нас признаков.

2. Разработать программу тренинга по коррекции агрессивного поведения у беременных девушек, не достигших совершеннолетнего возраста и находящихся в сложной жизненной ситуации и реализовать ее в ЭГ.

3. Провести повторное исследование в КГ и в ЭГ;

4. Осуществить качественный и количественный анализ результатов при помощи методов описательной статистики, провести интерпретацию и представить в виде выводов.

Процедура коррекционно-развивающего эксперимента состояла из четырех этапов. На начальном этапе из первоначальной выборки мы исключили результаты диагностики беременных девушек-подростков в возрасте 14 лет. Таким образом, объем выборки составил 72 несовершеннолетние беременные девушки в возрасте 15-17 лет. Далее мы сформировали контрольную и экспериментальную группы, для этого мы случайным образом разделили выборку несовершеннолетних беременных девушек, которые участвовали в констатирующем эксперименте, на две группы — КГ и ЭГ по 36 человек в каждой. Данные, характеризующие группы, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Данные, характеризующие возрастной и перинатальный состав КГ и ЭГ.

  Возраст Срок беременности
15 лет 16 лет 17 лет I триместр II триместр III триместр  
КГ 7 (19%) 18 (50%) 11 (31%) 2 (5%) 26 (72%) 8 (23%)  
ЭГ 6 (17%) 20 (53%) 10 (30%) 1 (3%) 21 (59%) 14 (38%)  

В составе КГ было семь девушек в возрасте 15-ти лет (19%), восемнадцать девушек в возрасте 16 лет (50%), одиннадцать девушек в возрасте 17 лет (31%). При этом у большинства девушек (26 человек, 72%) беременность соответствовала II триместру, у восьми девушек (23%) беременность соответствовала III триместру, и только у двух девушек (5%) – I триместру. Девушки проходили исследование на базе женской консультации городской поликлиники №1 г. Новосибирска и Общественной организации «Семья и дети».

Испытуемые ЭГ находились в центрах социальной помощи «Радуга» и «Голубка», а так же в Общественной организации «Семья и дети». В ЭГ было шесть девушек в возрасте15 лет (17%), двадцать девушек в возрасте 16 лет (53%) и десять девушек в возрасте 17 лет (30%). У большинства девушек (21 человек, 59%) так же беременность соответствовала II триместру, у четырнадцати девушек (38%) беременность соответствовала III триместру, и только у одной девушки (3%) – III триместру.

Для определения нормальности распределения мы использовали критерий Колмагорова-Смирнова. Что бы определить эквивалентность КГ и ЭГ мы использовали t-критерий Стьюдента. Расчеты и интерпретация результатов представлены в п.3.3. (ссылка на подраздел 3.3.).

На следующем этапе коррекционно-развивающего эксперимента мы разработали программу тренинга, направленного на коррекцию агрессивного поведения посредствам работы с выделенным симптомокомплексом ресентиментности у несовершеннолетних беременных девушек, находящихся в сложной жизненной ситуации. При разработке программы в выборе конкретных техник мы базировались на интегративных и трансметодических моделях, в которых представлен широкий диапазон различных тренинговых упражнений, используя различные подходы и методические рекомендации [7, 21, 27, 67, 80, 82 и др.]. Применение данных упражнений нами осуществлялось согласно авторским программам коррекционной работы с агрессивностью в подростковом возрасте МКУ «Центр Родник» и программой работы с беременными женщинами в Общественной организации «Семья и дети». Подробное описание программы, ее содержание вынесено в приложение Б.

Разработанная нами программа была реализована в ЭГ в течение 10 недель. В программе предусмотрено 20 занятий, продолжительностью 80-90 минут, которые проходили два раза в неделю. После окончания цикла тренинговых занятий мы провели повторную диагностику в КГ и ЭГ. Полученные данные также были собраны в сводную таблицу, содержащую результаты повторного тестирования, которые мы подвергли анализу при помощи методов математической статистики.

Для определения нормальности распределения мы использовали критерий Колмагорова-Смирнова. Для проведения статистического анализа нами использовались методы математической статистики: качественный анализ (проективный, структурный), t-критерий Стюдента, критерий знаков и серийный критерий. Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и SPSS.17. Расчеты и интерпретация результатов представлены в п. 3.3. (ссылка на подраздел 3.3.).

3. На этапе контроля результатов эмпирического исследования перед нами стояла цель – осуществить качественный анализ результатов эмпирического исследования. Мы провели анализ и интерпретацию результатов, полученных на первом и втором этапах, осуществили сопоставление данных первичной диагностики с данными повторной диагностики, на основании которого мы смогли определить возможности разработанной нами программы в коррекции агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек. Содержательная интерпретация результатов представлена в п. 3.3. (ссылка на подраздел 3.3.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.01 с.)