Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические и личностные изменения при беременности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс протекания беременности характеризуется эмоциональными изменениями, происходящими на всех этапах беременности. По данным Г.Г. Филипповой, в первом триместре появляются колебания настроения. У женщин проявляется одновременное переживание амбивалентных эмоций, выражающееся в плаксивости и эйфории, раздражительности и спокойствии, мнительности и самоуверенности, апатии и активности [143, с. 82-83]. Данные о специфике эмоционального состояния во втором триместре весьма разнятся. Одни исследователи приводят данные о нормализации психического состояния [153], другие указывают на существенное повышение уровня невротизации [65, с.22]. Для третьего триместра характерно повышение уровня тревоги и беспокойства. Во многих исследованиях есть статистические данные об изменениях в эмоциональной сфере. У 16% беременных женщин выявляются аффективные расстройства, которые, как правило, приходятся на 3-й триместр беременности [там же, с.12-16]. Формирование материнского отношения, как определяет Г.Г. Филиппова, представляет собой длительный процесс, связанный с развитием физиологических механизмов регуляции, имеющий специфичные запускающие стимулы. Уровень развития субъективного отношения к материнству является целостным психологическим образованием, которое не имеет жесткой последовательности развития и явно выраженных границ между структурными составляющими [153, с. 86]. Важными условиями развития эффективного материнства являются достаточный уровень зрелости эмоциональной и чувственной сфер, умение выстраивать глубокие личностные отношения с людьми, принятие и реализация социальной роли женщины, матери [4, с.13]. Таким образом, формирование компетентного зрелого материнства, лежащего в основе способности к принятию ребенка и проявлению заботы о нем, осуществляется поэтапно и определяется эволюцией свей системы психологических качеств личности. В исследовании А.Д. Кошелевой отмечается, что уровень развития субъективного отношения к материнству детерминирует адекватность и осознанность принятия ребенка [82, с.36-39], что в будущем определяет его гармоничное развитие [155, с. 69-95]. В период беременности у женщины происходят психологические изменения, отражающиеся в сознании и проявляющиеся во вне в форме эмоционального реагирования. Эти проявления эмоций представляют собой, как отмечается во многих исследованиях, один из этапов развития отношений в диаде «мать-ребенок» [16, 82, 155 и др.]. Основной задачей работ, написанных в данном подходе, является исследование детерминант психического и психофизиологического состояния женщины в период беременности. Так же особое внимание уделяется изучению специфики пренатального детско-родительского взаимодействия и его связи с уровнем физического и психического развития ребенка после его рождения. Множественные исследования, проведенные в разных психологических школах, подтверждают определяющее значение практикуемого стиля поведения родителей при взаимодействии с ребенком на этапе пренатального развития для благополучного психического развития младенца [10, 12, 32, 82, 106 и др.]. В психодинамических направлениях (З. Фрейд, Д.В. Винникот, М. Малер, М. Кляйн) существует представление о процессе интернализации ребенком паттерна родительских черт, который впоследствии определяет не только особенности его психических структур, но и лежит в основе его взаимоотношений с миром (цит. по [155, с. 83]). В теории Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др. материнское отношение также предопределяет восприятие ребенком мира, определяя в будущем особенности его поведения в нем (цит. по [там же, с.84]). Эмпирические исследования материнской депривации Е.Х. Агнаевой, А.С. Батуева, В.И. Брутман и др. подтвердили обусловленность различного рода психических нарушений девиациями материнского поведения: изоляцией и сепарацией младенца от матери [3, 17, 30, 45]. Ряд исследователей относят и депрессивные проявления у матери к одной из форм девиаций, которая так же неблагоприятно сказывается на развитии ребенка, детерминируя моторные, когнитивные, речевые, эмоционально-поведенческие нарушения, а иногда приводит к формированию задержки психического развития у ребенка [18, 33, 40, 133 и др.] В рамках психосоматического подхода так же были проведены исследования, в которых фактором развития психосоматических заболеваний у ребенка были выявлены такие типы материнского отношения, как эмоциональное отвержение и авторитарная гиперпротекция [32, с 81-98]. Одним из элементов родительского поведения выделяют «Родительское отношение». Данное понятие было предложено А.Я. Варгой и характеризует родительское отношение как «целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребёнка и его поступков» (цит. по [4, с.14]). Исследование конструкта «привязанность матери к ребенку»было реализовано как в трудах зарубежного психолога Дж. Боулби, так и в отечественных работах В.И. Брутмана, А.С. Батуева, А.Я. Варга и др. В этих трудах изучается не только содержание и психологическая структура материнской привязанности, но и ее динамика развития, которая начинается еще в период беременности [35, с. 46-47], а, возможно, даже с момента зачатия [16, с.71].Решающим фактором для формирования материнской привязанности В.И. Брутман определяет ощущение беременной женщиной движений плода во втором триместре беременности [34, с.70]. Выражениями материнской привязанности могут быть не только персонификация плода, но и активность женщины, направленная на организацию условий жизни малыша [18]. Не менее сложным и значимым для формирования детско-родительских отношений, по мнению Ж.В. Завьялова, является конструкт «готовность к родам и материнству», который характеризуется как новообразование в психике женщины, имеющее когнитивный, телесный, мотивационный, эмоциональный, личностный компоненты [65, с.17]. В когнитивном содержании «готовность к родам» отражает не только сформированное представление о физиологии беременности и родов, но и о физиологии детства, психологии развития, педагогики и т.д. В телесном плане «готовность» определяется зрелостью физиологических процессов и операционно-технической готовностью, в личностном аспекте «готовность» представляет собой систему ценностей, определяющих личностно значение поступков и мотивов [там же, с 18-21]. Анализ структуры «готовности к материнству» во многих трудах является базовым, поскольку определяет не только особенности протекании беременности и формирование типа психологической гестационной доминанты беременности (ПГДБ), но и будущий стиль воспитания, и, следовательно, психическое и личностное развитие ребенка. Например, глубина эмоциональной вовлеченности в персонификацию ребенка влияет на адаптивность женщины к новой социальной роли матери, которая, в свою очередь, влияет на здоровую эмоциональную вовлеченность в уход и общение с новорожденным определяющие его психическое благополучие [82, с. 29-30]. Анализируя исследования, посвященные материнскому отношению и готовности к материнству, можно выделить специфику развития механизма «отношения к ребенку», выраженную на нескольких этапах своего становления. О.Г. Исуповой выделяютя семь возрастных этапов, «способствующих естественным образом созданию инстинкта материнства» [71, с. 93-94], которые имеют возрастные границы, совпадающие с периодами возрастных кризисов, и отражают общие закономерности психического развития личности в онтогенезе. Г.Г. Филиппова так же исследует динамику развития «материнского отношения» и приводит описание шести этапов развития материнского поведения. Эти этапы охватывают весь жизненный путь женщины и отражают периоды полоролевой идентификации: этап взаимодействия дочери с собственной матерью; этап ролевой игры «дочки-матери»; этап няньчания; этап дифференциации полового поведения на сексуальное и родительское, который детерминируется формированием мотивационных основ материнств; этап непосредственного взаимодействия матери с ребенком; этап признания субъектности ребенка и формирования любви к его личности [144, с.96-97]. Т.В. Скрицкая в своих исследованиях выделила происходящую в период беременности динамику в «… ценностных ориентациях личности в сторону самоактуализации через реализацию себя в новой роли» [128, с. 125-126]. Использованная Г.Г.Филипповой проективная рисуночная методика «я и мой ребенок» позволила определить содержание ценностно-смысловой сферы и выявить качественные связи между содержанием и сформированностью «материнского отношения» в онтогенезе [141, с. 121-123]. Кроме этого, на уровень развития «материнского отношениия» оказывает влияние процесс установления полоролевой и материнской идентичности, который, как показано в работах В.И. Брутман, А.Я. Варга, реализуется через механизм идентификации с матерью и последующей сепарации [31, 67, 92, 155]. При возникновении дисфункции в отношениях мать-дочь, возникает дефицитарность механизма идентификации, что детерминирует появление девиаций в материнском поведении [32, c. 44-53; 33, с. 151-158]. Рассматривая беременность в контексте психоанализа, автры делают акцент на переживании женщиной бессознательных конфликтов предыдущих стадий развития и повышении тревоги, что и определяет эмоциональный фон [107, с. 134], а так же новую идентичность беременной женщины: «новые объектные отношения, которые начнут развиваться только с рождением ребенка, будут зависеть не только от самого ребенка, его пола, внешности и поведения, но и от конкретных переживаний матери во время беременности и родов» [104, с.72]. В целом, при описании исследований ставится вопрос о том, что материнское отношение, окончательно оформляющееся в период беременности, не только включает в себя весь онтогенетический опыт и всю структуру мотивации, но и определяет восприятие всего последующего опыта и характер последующих личностных изменений. В этом смысле беременность здесь рассматривается как один их этапов жизненного пути и личностного развития женщины, стадия развития ее полоролевой идентичности, переход к личностной зрелости Итак, делая вывод рассмотренных нами подходов к пониманию процесса становления материнства, мы отмечаем его динамичность и представленность на каждом возрастном этапе; детерминированность социокультурными эталонами, семейными традициями и содержанием ценностно-смысловой сферы женщины; выраженность в глобальных психологических новообразованиях в психике беременных женщин. Беременность в понимании жизненного этапа, имеющего свои задачи и противоречия, позволяет обрести не только более целостную полоролевую идентичность [17, 128], но и способствует гармоничному переходу к зрелой личностной самореализации [109, 103, 113,122].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.158.116 (0.009 с.) |