Психологические и личностные изменения при беременности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические и личностные изменения при беременности.



Процесс протекания беременности характеризуется эмоциональными изменениями, происходящими на всех этапах беременности. По данным Г.Г. Филипповой, в первом триместре появляются колебания настроения. У женщин проявляется одновременное переживание амбивалентных эмоций, выражающееся в плаксивости и эйфории, раздражительности и спокойствии, мнительности и самоуверенности, апатии и активности [143, с. 82-83]. Данные о специфике эмоционального состояния во втором триместре весьма разнятся. Одни исследователи приводят данные о нормализации психического состояния [153], другие указывают на существенное повышение уровня невротизации [65, с.22]. Для третьего триместра характерно повышение уровня тревоги и беспокойства.

Во многих исследованиях есть статистические данные об изменениях в эмоциональной сфере. У 16% беременных женщин выявляются аффективные расстройства, которые, как правило, приходятся на 3-й триместр беременности [там же, с.12-16].

Формирование материнского отношения, как определяет Г.Г. Филиппова, представляет собой длительный процесс, связанный с развитием физиологических механизмов регуляции, имеющий специфичные запускающие стимулы. Уровень развития субъективного отношения к материнству является целостным психологическим образованием, которое не имеет жесткой последовательности развития и явно выраженных границ между структурными составляющими [153, с. 86].

Важными условиями развития эффективного материнства являются достаточный уровень зрелости эмоциональной и чувственной сфер, умение выстраивать глубокие личностные отношения с людьми, принятие и реализация социальной роли женщины, матери [4, с.13]. Таким образом, формирование компетентного зрелого материнства, лежащего в основе способности к принятию ребенка и проявлению заботы о нем, осуществляется поэтапно и определяется эволюцией свей системы психологических качеств личности. В исследовании А.Д. Кошелевой отмечается, что уровень развития субъективного отношения к материнству детерминирует адекватность и осознанность принятия ребенка [82, с.36-39], что в будущем определяет его гармоничное развитие [155, с. 69-95].

В период беременности у женщины происходят психологические изменения, отражающиеся в сознании и проявляющиеся во вне в форме эмоционального реагирования. Эти проявления эмоций представляют собой, как отмечается во многих исследованиях, один из этапов развития отношений в диаде «мать-ребенок» [16, 82, 155 и др.].

Основной задачей работ, написанных в данном подходе, является исследование детерминант психического и психофизиологического состояния женщины в период беременности. Так же особое внимание уделяется изучению специфики пренатального детско-родительского взаимодействия и его связи с уровнем физического и психического развития ребенка после его рождения.

Множественные исследования, проведенные в разных психологических школах, подтверждают определяющее значение практикуемого стиля поведения родителей при взаимодействии с ребенком на этапе пренатального развития для благополучного психического развития младенца [10, 12, 32, 82, 106 и др.].

В психодинамических направлениях (З. Фрейд, Д.В. Винникот, М. Малер, М. Кляйн) существует представление о процессе интернализации ребенком паттерна родительских черт, который впоследствии определяет не только особенности его психических структур, но и лежит в основе его взаимоотношений с миром (цит. по [155, с. 83]). В теории Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др. материнское отношение также предопределяет восприятие ребенком мира, определяя в будущем особенности его поведения в нем (цит. по [там же, с.84]).

Эмпирические исследования материнской депривации Е.Х. Агнаевой, А.С. Батуева, В.И. Брутман и др. подтвердили обусловленность различного рода психических нарушений девиациями материнского поведения: изоляцией и сепарацией младенца от матери [3, 17, 30, 45]. Ряд исследователей относят и депрессивные проявления у матери к одной из форм девиаций, которая так же неблагоприятно сказывается на развитии ребенка, детерминируя моторные, когнитивные, речевые, эмоционально-поведенческие нарушения, а иногда приводит к формированию задержки психического развития у ребенка [18, 33, 40, 133 и др.] В рамках психосоматического подхода так же были проведены исследования, в которых фактором развития психосоматических заболеваний у ребенка были выявлены такие типы материнского отношения, как эмоциональное отвержение и авторитарная гиперпротекция [32, с 81-98].

Одним из элементов родительского поведения выделяют «Родительское отношение». Данное понятие было предложено А.Я. Варгой и характеризует родительское отношение как «целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребёнка и его поступков» (цит. по [4, с.14]).

Исследование конструкта «привязанность матери к ребенку»было реализовано как в трудах зарубежного психолога Дж. Боулби, так и в отечественных работах В.И. Брутмана, А.С. Батуева, А.Я. Варга и др. В этих трудах изучается не только содержание и психологическая структура материнской привязанности, но и ее динамика развития, которая начинается еще в период беременности [35, с. 46-47], а, возможно, даже с момента зачатия [16, с.71].Решающим фактором для формирования материнской привязанности В.И. Брутман определяет ощущение беременной женщиной движений плода во втором триместре беременности [34, с.70]. Выражениями материнской привязанности могут быть не только персонификация плода, но и активность женщины, направленная на организацию условий жизни малыша [18].

Не менее сложным и значимым для формирования детско-родительских отношений, по мнению Ж.В. Завьялова, является конструкт «готовность к родам и материнству», который характеризуется как новообразование в психике женщины, имеющее когнитивный, телесный, мотивационный, эмоциональный, личностный компоненты [65, с.17]. В когнитивном содержании «готовность к родам» отражает не только сформированное представление о физиологии беременности и родов, но и о физиологии детства, психологии развития, педагогики и т.д. В телесном плане «готовность» определяется зрелостью физиологических процессов и операционно-технической готовностью, в личностном аспекте «готовность» представляет собой систему ценностей, определяющих личностно значение поступков и мотивов [там же, с 18-21].

Анализ структуры «готовности к материнству» во многих трудах является базовым, поскольку определяет не только особенности протекании беременности и формирование типа психологической гестационной доминанты беременности (ПГДБ), но и будущий стиль воспитания, и, следовательно, психическое и личностное развитие ребенка. Например, глубина эмоциональной вовлеченности в персонификацию ребенка влияет на адаптивность женщины к новой социальной роли матери, которая, в свою очередь, влияет на здоровую эмоциональную вовлеченность в уход и общение с новорожденным определяющие его психическое благополучие [82, с. 29-30].

Анализируя исследования, посвященные материнскому отношению и готовности к материнству, можно выделить специфику развития механизма «отношения к ребенку», выраженную на нескольких этапах своего становления. О.Г. Исуповой выделяютя семь возрастных этапов, «способствующих естественным образом созданию инстинкта материнства» [71, с. 93-94], которые имеют возрастные границы, совпадающие с периодами возрастных кризисов, и отражают общие закономерности психического развития личности в онтогенезе. Г.Г. Филиппова так же исследует динамику развития «материнского отношения» и приводит описание шести этапов развития материнского поведения. Эти этапы охватывают весь жизненный путь женщины и отражают периоды полоролевой идентификации: этап взаимодействия дочери с собственной матерью; этап ролевой игры «дочки-матери»; этап няньчания; этап дифференциации полового поведения на сексуальное и родительское, который детерминируется формированием мотивационных основ материнств; этап непосредственного взаимодействия матери с ребенком; этап признания субъектности ребенка и формирования любви к его личности [144, с.96-97].

Т.В. Скрицкая в своих исследованиях выделила происходящую в период беременности динамику в «… ценностных ориентациях личности в сторону самоактуализации через реализацию себя в новой роли» [128, с. 125-126]. Использованная Г.Г.Филипповой проективная рисуночная методика «я и мой ребенок» позволила определить содержание ценностно-смысловой сферы и выявить качественные связи между содержанием и сформированностью «материнского отношения» в онтогенезе [141, с. 121-123]. Кроме этого, на уровень развития «материнского отношениия» оказывает влияние процесс установления полоролевой и материнской идентичности, который, как показано в работах В.И. Брутман, А.Я. Варга, реализуется через механизм идентификации с матерью и последующей сепарации [31, 67, 92, 155]. При возникновении дисфункции в отношениях мать-дочь, возникает дефицитарность механизма идентификации, что детерминирует появление девиаций в материнском поведении [32, c. 44-53; 33, с. 151-158].

Рассматривая беременность в контексте психоанализа, автры делают акцент на переживании женщиной бессознательных конфликтов предыдущих стадий развития и повышении тревоги, что и определяет эмоциональный фон [107, с. 134], а так же новую идентичность беременной женщины: «новые объектные отношения, которые начнут развиваться только с рождением ребенка, будут зависеть не только от самого ребенка, его пола, внешности и поведения, но и от конкретных переживаний матери во время беременности и родов» [104, с.72].

В целом, при описании исследований ставится вопрос о том, что материнское отношение, окончательно оформляющееся в период беременности, не только включает в себя весь онтогенетический опыт и всю структуру мотивации, но и определяет восприятие всего последующего опыта и характер последующих личностных изменений. В этом смысле беременность здесь рассматривается как один их этапов жизненного пути и личностного развития женщины, стадия развития ее полоролевой идентичности, переход к личностной зрелости

Итак, делая вывод рассмотренных нами подходов к пониманию процесса становления материнства, мы отмечаем его динамичность и представленность на каждом возрастном этапе; детерминированность социокультурными эталонами, семейными традициями и содержанием ценностно-смысловой сферы женщины; выраженность в глобальных психологических новообразованиях в психике беременных женщин. Беременность в понимании жизненного этапа, имеющего свои задачи и противоречия, позволяет обрести не только более целостную полоролевую идентичность [17, 128], но и способствует гармоничному переходу к зрелой личностной самореализации [109, 103, 113,122].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.007 с.)