Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление возможностей группового тренинга в коррекции агрессивного поведения у беременных девушек, не достигших совершеннолетнего возраста.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Перед началом проведения коррекционно-развивающего эксперимента мы провели процедуру оценки различий между двумя независимыми выборками (КГ и ЭГ) для установления эквивалентности групп, используя U-критерий Манна-Уитни. Результаты анализа представлены в таблице 12. Таблица 12 - Результаты анализа данных первичной диагностики в КГ и ЭГ при помощи критерия Манна-Уитни.
В соответствии со значениями критерия (U) и значениями уровня значимости, отраженными в таблице, мы можем делать вывод о том, что различий в показателях по методикам «Опросник Баса-Дарки», «Торонтская шкала алекситимии» и «Рисуночному тесту «Я и мой ребенок» Г.Г.Филипповой в исследуемых нами выборках КГ и ЭГ не обнаружено. Это говорит об эквивалентности групп, которая позволяет нам начать проведение коррекционно-развивающей программы с ЭГ. На этом этапе нами была разработана программа тренинга, направленного на коррекцию агрессивного поведения посредствам работы с выделенным симптомокомплексом ресентиментности у несовершеннолетних беременных девушек, находящихся в сложной жизненной ситуации. При разработке программы мы основывались на базовых принципах проведения групповой коррекционно-развивающей работы: - Групповой корреционно-развивающий тренинг является технологией, которая способствует формированию особых контролируемых условий (среды), способствующих развитию и коррекции феноменов в рамках эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационно-потребностной и социально-нормативной сфер психики ребенка. - Особые контролируемые условия создаются ситуацией успешной деятельности детей в группе. - Базовыми механизмами, обеспечивающими поддержание особой ситуации в тренинге, являются групповые нормы, групповые ожидания, групповая поддержка и обратная связь. - Оптимальным для работы группы является численный состав ее частников в пределах 10-15 человек. - Проведение тренинга предполагает взаимодействие со специалистами организаций, на базе которых реализуется программа. При выборе конкретных техник мы базировались на интегративных и трансметодических моделях, в которых представлен широкий диапазон различных тренинговых упражнений. Применение данных упражнений нами осуществлялось согласно авторским программам коррекционной работы с агрессивностью в подростковом возрасте МКУ «Центр Родник» и программой работы с беременными женщинами в Общественной организации «Семья и дети». Подробное описание программы и ее содержание вынесено в приложении Б. На этапе подготовки к проведению тренинга в ЭГ мы составили сетку занятий, в соответствии с которой девушки из ЭГ были случайным образом разделены на три подгруппы по 12 человек в каждой. Такое разделение обусловлено, во-первых, возрастными особенностями девушек, во-вторых, особенностями протекания беременности и, в-третьих, принципами проведения коррекционно-развивающего тренинга. Разработанная нами программа была реализована в ЭГ в течение 10 недель. Программа коррекционно-развивающего тренинга состоит из 20 занятий, продолжительностью 80-90 минут. Занятия в каждой подгруппе проходили два раза в неделю. После окончания цикла тренинговых занятий мы провели повторную диагностику в КГ и ЭГ. Полученные данные также были собраны в сводную таблицу, содержащую результаты повторного тестирования, которые мы подвергли анализу при помощи методов математической статистики. В процессе анализа данных, полученных после повторного прохождения девушками КГ и ЭГ комплекса психодиагностических методик, мы применяли U критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента и критерий знаков для определения различий в показателях КГ и ЭГ. При анализе данных КГ, полученных при первичном и повторном исследовании при помощи методик «Опросник Баса-Дарки», «Тест отношения беременной» И.В. Добрякова, «Торонтсткой шкалы алекситимии» и методики Г.Г. Филипповой «Я и мой ребенок» в КГ мы использовали t-критерий Стюдента, позволяющий определить различия значений параметров в зависимых выборках. Как видно из таблицы 13, из 12 параметров, которые подверглись анализу, ни по одному не было выявлено значимых различий, что свидетельствует об эквивалентности групп и о том, что в КГ на исследуемые параметры не было оказано значимого влияния. Таблица 13 - Результаты анализа данных, полученных в первичном и повторном исследовании в КГ при помощи t-критерия Стьюдента
Для сравнения значений, полученных при повторном исследовании по различным показателям в КГ и ЭГ, мы так же используем U критерий Манна-Уитни. Различия в значениях исследуемого признака в КГ и ЭГ для методик «Опросник Баса-Дарки», «Тест отношения беременной» И.В.Добрякова, «Торонтсткой шкалы алекситимии» и методики Г.Г.Филипповой «Я и мой ребенок» зафиксированы по 6ти из 12 параметров. Причем 5 из них исследуются методикой «Опросник Баса-Дарки» и 1 параметр исследуется «Рисуночным тестом «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой. В соответствии с представленными в таблице 14 данными повторного исследования в КГ и ЭГ, на 0,1% уровне значимости выявлены различия значений по шкалам «Чувство вины» (3,021), «Подозрительность» (3,051) и «Индекс враждебности» (4,952) по методике «Опросник Баса-Дарки». Таблица 14 - Результаты анализа данных повторной диагностики в КГ и ЭГ при помощи критерия Манна-Уитни.
По методике «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой в исследуемых группах выявлены различия по параметру «Нарушение восприятия материнства» (3,437) на 1% уровне значимости. На 5% уровне значимости были выявлены различия значения по шкалам «Раздражительность» (3,034) и «Обида» (3,213) по методике «Опросник Баса-Дарки». Таким образом, мы определили, что различия по шести параметрам являются статистически значимыми, следовательно, значения показателей повторного исследования в КГ и ЭГ существенно отличаются, поэтому эти группы мы не можем считать эквивалентными. При анализе данных ЭГ, полученных при первичном и после проведения коррекционно-развивающего тренинга при повторном исследовании, мы использовали t-критерий Стьюдента, поскольку данные имеют нормальное распределение и равенство дисперсий, а так же критерий знаков для определения направленности изменения значений показателей до и после проведения занятий в ЭГ. В соответствии с представленными в таблице 15 данными, нами были выявлены различия в значениях исследуемого признака для методик «Опросник Баса-Дарки», «Тест отношения беременной» И.В.Добрякова, «Торонтсткой шкалы алекситимии» и методики Г.Г.Филипповой «Я и мой ребенок» по 6ти из 12 параметров. Таблица 15 - Результаты анализа динамики значений по исследуемым показателям в ЭГ в первичном и повторном исследовании при помощи t-критерия Стьюдента и G- критерия знаков
Нами были определены различия по шкале «Вербальная агрессия» (2,587) по методике «Опросник Баса-Дарки» на 5% уровне значимости. Кроме этого, на высочайшем уровне значимости были выявлены различия по следующим шкалам «Опросника Баса-Дарки»: «Раздражительность» (4,357), «Подозрительность» (5,017), «Чувство вины» (6,965), «Индекс враждебности» (4,367) и по показателю «Нарушение восприятия материнства» методики «Я и мой ребенок» Г.Г.Филипповой (4,463). При помощи критерия знаков мы смогли определить направленность произошедших изменений значений по исследуемым параметрам. Нами было отмечено снижение значений по шкалам опросника Баса-Дарки «Подозрительность» с 82,2 до 54,2 (5,864) и «Чувство вины» с 78,8 до 49,8 на уровне значимости 0,1% (4,854). На 1% уровне значимости отмечено снижение по шкале «Раздражительность» с 62,8 до 48,7 (6,654); по шкале «Индекс враждебности» с 72,1 до 56,1 (6,257); по параметру «Нарушение восприятия материнства» (5,954) методики Г.Г.Филипповой с 63 до 44,7. На 5% уровне значимости так же отмечено снижение показателей по шкале «Вербальная агрессия» с 66,7 до 50,6. Так же было отмечено снижение средних значений шкалы «Тревожный тип ПКГД» с 3,05 до 2,6, и рост средних значений по шкалам «Гипогестогнозический тип ПКГД» с 1,77 до 3,33; «Эйфорический тип ПКГД» с 1,02 до 1,88 и «Оптимальный тип ПКГД» с 0,22 до 3,91 по методики «Отношения беременной» И.В. Добрякова. Динамика изменений типа ПКГД представлена на рисунке 1. Рисунок 1 – Различия в уровне средних значений по шкалам методики «Тест отношения беременной» И.В.Добрякова в ЭГ в первичном и повторном исследовании Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проведенные нами занятия по программе коррекционно-развивающего тренинга, направленного на изменение агрессивного поведения у беременных несовершеннолетних девушек средствами коррекционно-развивающей работы с параметрами агрессивности, враждебности и алекситимичности, проявляющимися в симптомокомплексе рессентиментности и детерминирующими формирование тревожного типа ПГДБ, способствовали снижению агрессивности и внутренней напряженности у несовершеннолетних беременных девушек и позволили изменить тип психологической компоненты гестационной доминанты, тем самым изменить их отношение к беременности и будущему материнству. Выводы к главе 3. В проведенном нами исследовании были выявлены психологические особенности проявления агрессии у беременных девушек-подростков, которые имеют выражение в повышенной подозрительности и враждебности, более выраженном переживании обиды и чувства вины, что указывает на существование внутренней направленности агрессии у несовершеннолетних беременных девушек, алекситимичности, что проявляется в выделенном нами симптомокомплексе ресентиментности. Нами было выявлено существование симтомокомплекса ресентиментности, который проявляется в чувстве враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач и характеризующийся враждебным отношением к миру и чувством неполноценности, возникшим в ответ на чувство вины и сублимированным в особую систему отношения к миру. Говоря о специфике проявления агрессии у беременных девушек-подростков, мы выявили преобладание аутонаправленной агрессии. Невозможность осознания девушками переживаемых ими эмоций, чувств и ощущений в сочетании с высокой эмоциональной лабильностью и неспособностью контролировать аффективные реакции приводит к возникновению сложностей в выражении собственных переживаний в социально приемлемой форме, что еще в большей степени способствует проявлению агрессивных форм поведения. У несовершеннолетних беременных девушек, находящихся в сложной жизненной ситуации образ материнства не сформирован и не имеет выраженной ценности, что проявляется в неспособности адекватно воспринимать состояние беременности, отсутствии образа собственного материнства, диффузности или отсутствии образа будущего ребенка, негативным восприятием образа ребенка, отрицанию предстоящих в жизни девушек изменений. Такие показатели как негативизм, чувство обиды и чувство вины, раздражительность и подозрительность, алекситимичность и несформированный образ материнства оказывают влияние на формирование тревожного типа ПГДБ у несовершеннолетних беременных девушек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящей работе предпринята попытка исследования возможностей тренинга в профилактике агрессивного поведения у беременных несовершеннолетних девушек, находящихся в сложной жизненной ситуации, а так же выявления психологических особенностей проявления такого поведения. Недостаточная теоретическая проработанность данной проблемы и растущий запрос со стороны практики обусловливают актуальность и значимость нашего исследования. В ходе исследовательской работы нами были реализованы следующие задачи: - осуществлен содержательный анализ литературных источников по проблеме исследования; - разработаны планы исследовательской работы и эмпирического исследования; - подобран методический инструментарий по проблеме; - определены экспериментальная выборка и база исследования; - проведено исследование уровня и особенностей состояний агрессии у несовершеннолетних беременных девушек и выявлены связи между проявлением агрессии, индивидуальными особенностями личности и особенностями отношения к беременности у несовершеннолетних беременных девушек; - разработана программа коррекционно-развивающего тренинга, направленная на нивелирование агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; - реализована программа тренинга и выявлена его эффективность на группе несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; - результаты исследовательской работы проанализированы, обобщены, внедрены в образовательный процесс на факультете Психологии Новосибирского государственного педагогического университета и представлены в виде выводов. Теоретический анализ литературных источников и психологический анализ результатов экспериментального исследования по выявлению возможностей группового тренинга в коррекции агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек позволили сделать следующие обобщения: 1. Основной проблемой в рассмотренных подходах, по нашему мнению, является проблема многозначности и противоречивости категорий агрессии и агрессивности, а так же проблема соотношения таких категорий, как агрессия, агрессивность и агрессивное действие или поведение. Анализ подходов к изучению агрессивного поведения убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленные разрушительные действия, противоречащие нормам взаимодействия и сосуществования людей в обществе, приносящих ущерб и наносящих вред. Агрессия имеет сложную природу, она обусловлена не только биологическими, но и сложными многоуровневыми социальными факторами. Агрессивность как психическое состояние имеет качественные характеристики и характеризуется широким спектром переживаний и проявлений: злостью, озлобленностью, фрустрированностью, острым проявлением гнева, импульсивной беспорядочной аффективной активностью, злостностью, грубостью. Агрессивное поведение представляет собой форму целенаправленной активности при взаимодействии с окружающей средой, в которой субъект выражает агрессивность. Агрессивное поведение не является врожденной биологической реакцией, это одна из форм девиантного поведения, обусловленная социальными отношениями. 2. Подростковый возраст является периодом, когда ребенок является более сензитивным к внешним и внутренним противоречиям, что определяет большую его потребность в понимании и принятии. Внешние и внутренние противоречия развития подростка способствует усилению агрессии, которая приобретает специфичное содержание и выражение. 3. Теоретический анализ проблемы изучения ювенальной беременности позволяет выделить ряд психологических особенностей, обуславливающих специфику данного феномена. Период беременности в контексте психологических этапов развития личности представляет собой смену социальной ситуации развития, которая приводит к значимым личностным изменениям: формированию новой внутренней позиции и возникновению внутренней картины беременности как психологической структуры. Важным фактором становится так же и субъективное отношение к материнству как особое многоуровневое психологическое образование, имеющее свою структуру и особую логику формирования, характеризующее готовность психики женщины к родам, принятию ребенка и обеспечению его эмоционального благополучия, а также зрелость женского «Я» личности матери. Беременность в пубертатном периоде детерминирует нарушение формирования как материнского поведения - составного элемента полового поведения, так и эмоционально-волевой сферы, что затрудняет возникновение новой внутренней картины беременности и позиции матери. Напряженное эмоциональное состояние беременных девушек-подростков нарушает не только развитие беременности и пренатальное развитие плода, но и формирование эмоционального контакта с будущим ребенком. Психологические особенности беременных девушек-подростков проявляют себя в специфике развития личностных структур, эмоционально-волевой, поведенческой сфер, развитие которых детерминировано не только возрастными особенностями, но и социальной ситуацией развития девушек. В этих случаях мы можем наблюдать осложнения в психологическом состоянии юной матери, нарушение формирования оптимальной психологической гестационной доминанты беременности, появление аффективных вспышек, раздражительности, аутоагрессии, выражающихся в поведенческих девиациях. 4. На основе проведенного нами анализа результатов эмпирического исследования мы можем сделать вывод о том, что у несовершеннолетних беременных девушек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, существенно возрастает риск возникновения ряда деструктивных эмоциональных и поведенческих проявлений. Поведенческие девиации проявляются в аутоагрессивном, аддиктивном поведении, а так же в жестоком отношении к ребенку, в ситуациях отказа от ребенка, ситуациях прерывания беременности. 5. На основе анализа результатов исследования эффективности тренинга в профилактике агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек мы можем сделать вывод о том, что само по себе ювенальное материнство не является первопричиной психологических, личностных и поведенческих проблем. Не возраст будущей матери, а, скорее, недостаточное организационное обеспечение запроса на психологическую помощь не позволяют молодой матери адаптироваться в новой социальной роли и выработать для себя, а значит и для будущего ребенка позитивный жизненный сценарий. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: 1. Несовершеннолетние беременные девушки вследствие физиологических и возрастных особенностей имеют большую предрасположенность к проявлению агрессивного поведения. 1.2. Агрессивное поведение несовершеннолетних беременных девушек характеризуются повышенной тревожностью, депрессивностью, брутальностью, проявлениями аутоагрессии. Выраженная алекситимичнось, в сочетании с высокой эмоциональной лабильностью и неспособностью контролировать аффективные реакции, приводит к возникновению у беременных девушек сложностей в выражении собственных переживаний в социально приемлемой форме, что еще в большей степени способствует проявлению агрессивных форм поведения. 1.3. Для беременных девушек-подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации так же свойственно переживание симтомокомплекса ресентиментности, который выражается во враждебном отношении к миру и, в тот же момент, в остром переживании своей неполноценности. Находясь под влиянием жестокой и агрессивной среды, подросток испытывает сильнейшие психические переживания, которые запускаю механизм сублимации внутреннего напряжения в новый тип переживания рессентиментности. 1.4. Отсутствие сформированного образа материнства, диффузность или полное отсутствии образа будущего ребенка и низкая значимость будущего материнства как особой социальной роли для девушек проявляется в неспособности адекватно воспринимать состояние беременности, в негативном восприятии образа ребенка, отрицанию предстоящих в жизни девушек изменений. Такие показатели как негативизм, чувство обиды и чувство вины, раздражительность и подозрительность, алекситимичность и несформированный образ материнства оказывают влияние на формирование тревожного типа ПГДБ у несовершеннолетних беременных девушек. 2. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у несовершеннолетних беременных девушек представляется нам возможной и имеет особое значение для обеспечения адаптации несовершеннолетних беременных девушек к новой социально значимой роли, для благополучного психологического и личностного становления девушек. 2.1. Поскольку материнство как социальная роль имеет низкую ценностную значимость в обществе, наступившая ранняя беременность становится для несовершеннолетних девушек неким барьером, разрушающим жизненные перспективы матери-подростка. 2.2. С наступлением беременности, несовершеннолетние девочки оказываются в ситуации полной и длительной психологической и социально-экономической зависимости, а в силу маргинальности общества они оказываются в вынужденной изоляции от сверстников и привычного круга общения. Несовершеннолетние беременные девушки не видят перспективы дальнейшего личностного развития, будущей семейной жизни, возможности образования и профессионального выбора, обеспечивающих условия для гармоничного развития матери и ребенка. 2.3. Для профилактики негативных последствий раннего материнства необходимо создание и широкое внедрение системы психологической помощи, которая способствовала молодой матери адаптироваться в новой социальной роли и выработать для себя, а значит и для будущего ребенка позитивный жизненный сценарий. 3. Разработанная нами программа коррекционно-развивающего тренинга коррекции агрессивного поведения у беременных несовершеннолетних девушек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, является эффективной и позволяет нивелировать агрессивное поведение средствами тренинга через работу с выделенными параметрами агрессивности, враждебности и алекситимичности, проявляющимися себя в симптомокомплексе рессентиментности. Данная программа позволяет осуществлять профилактическую и коррекционно-развивающую работу с беременными девушками на базе социальных центров и женских консультаций. Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что все поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.014 с.) |