Раздел 1: этика как учение о морали. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1: этика как учение о морали.



 

Тема 1. Этика и мораль: общие положения (основные понятия, моральные нормы, нравственные ценности).

Истинное красноречие пренебрегает красноречием, истинная нравственность пренебрегает нравственностью.

Б. Паскаль.

Проблемные вопросы:

 

№1 ***

Среди определений этики есть следующие:

"Этика - это эстетика души" (Тьер Риверди);

"Этика есть философия убеждения" (И. Кант).

Как Вы их понимаете? Какое из них, на Ваш взгляд, более удачное?

Как Бы Вы сами определили, что такое этика?

№2***

"Этика - это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям" (Б. Рассел);

"Моральные нормы вырабатываются (изобретаются) людьми как средство ограничения законов рационального расчета (экзистенциального эгоизма) (А.А. Зиновьев);

Проанализируйте приведенные высказывания. В чем их авторы видят причину возникновения этики и морали? Нет ли между ними противоречий?

Назовите причины возникновения этики и морали.

№3***

Проиллюстрируйте на основе стихотворения В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"(см. Приложение 1) основные функции морали. Какие из предложенных поэтом правил поведения не имеют отношения к морали?

 

№4***

Согласно готтентонской морали (готтентоты - древние жители Южной Африки) истинным (верным) считается все то, что соответствует собственным желаниям, взглядам, а все противоречащее им считается ложным и неверным.

Как Вы думаете, может ли в этой системе морали в существовать в качестве принципа "золотое правило нравственности"?

№5***

Согласно учению К. Маркса "... всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль".

Согласны ли Вы с этим мнением? Существуют ли, на Ваш взгляд, "вечные" ценности?.

 

№6***

"Женщина совершает преступлений в десять раз меньше, чем мужчина, следовательно, в моральном отношении она в десять раз лучше, говорит статистика". (Ф. Ницше).

Согласны ли вы с этим утверждением? Если нет, докажите, что предложенная логика рассуждений не верна.

Каково, на ваш взгляд, реальное соотношение по указанному параметру между мужчинами и женщинами?

 

№7***

Какой из библейских принципов отношений между людьми в большей степени отвечает девизу, предложенному Н. Козловым "Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться" (Н. И. Козлов "Истинная правда или учебник для психолога по жизни"):

а) Ветхий завет: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего" или Новый завет: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас"?

б) Ветхий завет "Око за око, зуб за зуб" или Новый Завет: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"?

Какой из принципов Вам ближе?

№8***

В основании нравственности христианской цивилизации лежит 10 библейских заповедей.

Назовите их. Как Вы их понимаете? Считаете ли вы, что они создали нравственный абсолют?

В какой форме сформулированы данные нравственные нормы? Как вы думаете, почему?

 

№9***

У некоторых древних племен существовал обычай: выросшие дети должны были трясти дерево, на которые залезали их состарившиеся родители, пока те не падали на землю и не разбивались насмерть. Причем этот обряд осуществлялся до того, как родители становились дряхлыми стариками.

Согласуется ли данный обычай с пятой библейской заповедью: "Почитай отца твоего и мать твою"?

Что Вы можете сказать о ценностях, лежащих в его основе?

 

№10***

Шестая библейская заповедь гласит: "Не убий".

На кого и на какие случаи, по вашему мнению, не распространяется эта норма?

№11***

Проанализируйте предложенные ситуации.. Проранжируйте их от наиболее осуждаемого Вами к наименее осуждаемому (нейтральному) поведению, вплоть до полностью одобряемому и поддерживаемому:

1. отмщение человеку, неосмотрительные действия которого стали причиной гибели близкого родственника;

2. охота на животных с получением соответствующей лицензии;

3. кара за умышленное убийство родственника;

4. самоубийство;

5. лишение жизни другого человека как самооборона, для защиты жизни других людей;

6. уничтожение домашних паразитов;

7. убийство противника на войне;

8. выполнение просьбы неизлечимо больного человека, испытывающего невыносимые страдания (эвтаназия);

9. прерывание беременности (аборт) вне медицинского учреждения на поздних сроках беременности;

10.приведение в исполнение вступившего в законную силу приговора суда (смертная казнь);

11.исполнение приказа о подрыве стратегических объектов противника, находящихся вблизи населенных пунктов, в результате чего погибают мирные жители.

 

№12***

Восьмая библейская заповедь гласит: "Не кради".

Существуют ли, на Ваш взгляд, исключения из этого правила? Можете ли Вы их привести?

№13***

Герой кинофильма "Берегись автомобиля" Юрий Деточкин угонял автомобили, купленные на нетрудовые доходы и все вырученные деньги перечислял в детские дома.

Как Вы оцениваете его поступок с нравственной точки зрения?

 

№14***

Девятая библейская заповедь гласит: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

Всегда ли, на ваш взгляд, "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь..."?

№15***

Рассмотрите следующие способы искажения информации. Что, на Ваш взгляд, не является ложью?

Проранжируйте предложенные варианты поведения от наиболее осуждаемого Вами к наименее осуждаемому (нейтральному):

1. утверждение, обратное правде;

2. вымысел, не основанный на действительном событии;

3. умолчание о знании информации;

4. утаивание части информации;

5. самообман;

6. ложь во спасение;

7. блеф (например, создание преувеличенного представления у окружающих о наличии чего- либо (имущества, информации и т.д.);

8. самооговор;

9. небольшая ложь для достижения большего блага;

10.ложь из "спортивного интереса", нейтральная по последствиям для окружающих.

 

№16***

Чертенок Тринадцатый из одноименного мультфильма учил в школе:

"Люби себя, чихай на всех, - и в жизни ждет тебя успех."

М. Горький в письме наставлял сына: "Вот если ты всегда оставлял бы после себя людям только хорошее - цветы, дела, славные воспоминания о себе - легка и приятна была бы тогда твоя жизнь".

Какой девиз, по Вашему опыту, в большей степени оправдывает себя в нашей жизни?

Какая известная библейская заповедь выступает нравственным ориентиром при определении своего отношения к другим людям? Как Вы ее понимаете? Каковы, на Ваш взгляд, ее значение и эффективность?

 

№17***

Согласно библейской заповеди "Не судите, да не судимы будете".

Абсолютен ли этот запрет? Можете ли Вы назвать исключения из него?

 

№18***

Существует шутка: "Если бы каждый следовал 10 заповедям, было бы просто не о чем говорить".

А как Вы представляете себе жизнь, в которой все стали бы безусловно выполнять моральные требования? Хотели бы Вы жить в таком обществе? Изменилась бы в этом обществе сама мораль?

Имеются ли основания для утверждения, что "В тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок" (Б. Мандевиль).

№19***

Проанализируйте и сопоставьте следующие группы высказываний:

I. "Человек по своей природе зол... Человек рождается с инстинктивным желанием наживы... Человек рождается завистливым... Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе". (Сюнь-Цзы).

"Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденные". (Дж. Локк).

"Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость" (Н. Макиавелли).

II. Люди рождены добродетельными и справедливость - качество, присущее им также, как и самое существование. (Монтескье).

Какая точка зрения, как Вам кажется, наиболее близка к истине? Обоснуйте свой выбор.

 

Задания.

1. Запишите три нравственные ценности, которые Вы считаете наиболее значимыми в жизни.

Выберете одну и дайте ей характеристику в соответствии с тремя основными направлениями этического исследования.

С основными направлениями этического исследования можно ознакомиться в Приложении 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.015 с.)