Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1: этика как учение о морали.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Этика и мораль: общие положения (основные понятия, моральные нормы, нравственные ценности). Истинное красноречие пренебрегает красноречием, истинная нравственность пренебрегает нравственностью. Б. Паскаль. Проблемные вопросы:
№1 *** Среди определений этики есть следующие: "Этика - это эстетика души" (Тьер Риверди); "Этика есть философия убеждения" (И. Кант). Как Вы их понимаете? Какое из них, на Ваш взгляд, более удачное? Как Бы Вы сами определили, что такое этика? №2*** "Этика - это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям" (Б. Рассел); "Моральные нормы вырабатываются (изобретаются) людьми как средство ограничения законов рационального расчета (экзистенциального эгоизма) (А.А. Зиновьев); Проанализируйте приведенные высказывания. В чем их авторы видят причину возникновения этики и морали? Нет ли между ними противоречий? Назовите причины возникновения этики и морали. №3*** Проиллюстрируйте на основе стихотворения В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"(см. Приложение 1) основные функции морали. Какие из предложенных поэтом правил поведения не имеют отношения к морали?
№4*** Согласно готтентонской морали (готтентоты - древние жители Южной Африки) истинным (верным) считается все то, что соответствует собственным желаниям, взглядам, а все противоречащее им считается ложным и неверным. Как Вы думаете, может ли в этой системе морали в существовать в качестве принципа "золотое правило нравственности"? №5*** Согласно учению К. Маркса "... всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль". Согласны ли Вы с этим мнением? Существуют ли, на Ваш взгляд, "вечные" ценности?.
№6*** "Женщина совершает преступлений в десять раз меньше, чем мужчина, следовательно, в моральном отношении она в десять раз лучше, говорит статистика". (Ф. Ницше). Согласны ли вы с этим утверждением? Если нет, докажите, что предложенная логика рассуждений не верна. Каково, на ваш взгляд, реальное соотношение по указанному параметру между мужчинами и женщинами?
№7*** Какой из библейских принципов отношений между людьми в большей степени отвечает девизу, предложенному Н. Козловым "Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться" (Н. И. Козлов "Истинная правда или учебник для психолога по жизни"): а) Ветхий завет: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего" или Новый завет: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас"? б) Ветхий завет "Око за око, зуб за зуб" или Новый Завет: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"? Какой из принципов Вам ближе? №8*** В основании нравственности христианской цивилизации лежит 10 библейских заповедей. Назовите их. Как Вы их понимаете? Считаете ли вы, что они создали нравственный абсолют? В какой форме сформулированы данные нравственные нормы? Как вы думаете, почему?
№9*** У некоторых древних племен существовал обычай: выросшие дети должны были трясти дерево, на которые залезали их состарившиеся родители, пока те не падали на землю и не разбивались насмерть. Причем этот обряд осуществлялся до того, как родители становились дряхлыми стариками. Согласуется ли данный обычай с пятой библейской заповедью: "Почитай отца твоего и мать твою"? Что Вы можете сказать о ценностях, лежащих в его основе?
№10*** Шестая библейская заповедь гласит: "Не убий". На кого и на какие случаи, по вашему мнению, не распространяется эта норма? №11*** Проанализируйте предложенные ситуации.. Проранжируйте их от наиболее осуждаемого Вами к наименее осуждаемому (нейтральному) поведению, вплоть до полностью одобряемому и поддерживаемому: 1. отмщение человеку, неосмотрительные действия которого стали причиной гибели близкого родственника; 2. охота на животных с получением соответствующей лицензии; 3. кара за умышленное убийство родственника; 4. самоубийство; 5. лишение жизни другого человека как самооборона, для защиты жизни других людей; 6. уничтожение домашних паразитов; 7. убийство противника на войне; 8. выполнение просьбы неизлечимо больного человека, испытывающего невыносимые страдания (эвтаназия); 9. прерывание беременности (аборт) вне медицинского учреждения на поздних сроках беременности; 10.приведение в исполнение вступившего в законную силу приговора суда (смертная казнь); 11.исполнение приказа о подрыве стратегических объектов противника, находящихся вблизи населенных пунктов, в результате чего погибают мирные жители.
№12*** Восьмая библейская заповедь гласит: "Не кради". Существуют ли, на Ваш взгляд, исключения из этого правила? Можете ли Вы их привести? №13*** Герой кинофильма "Берегись автомобиля" Юрий Деточкин угонял автомобили, купленные на нетрудовые доходы и все вырученные деньги перечислял в детские дома. Как Вы оцениваете его поступок с нравственной точки зрения?
№14*** Девятая библейская заповедь гласит: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". Всегда ли, на ваш взгляд, "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь..."? №15*** Рассмотрите следующие способы искажения информации. Что, на Ваш взгляд, не является ложью? Проранжируйте предложенные варианты поведения от наиболее осуждаемого Вами к наименее осуждаемому (нейтральному): 1. утверждение, обратное правде; 2. вымысел, не основанный на действительном событии; 3. умолчание о знании информации; 4. утаивание части информации; 5. самообман; 6. ложь во спасение; 7. блеф (например, создание преувеличенного представления у окружающих о наличии чего- либо (имущества, информации и т.д.); 8. самооговор; 9. небольшая ложь для достижения большего блага; 10.ложь из "спортивного интереса", нейтральная по последствиям для окружающих.
№16*** Чертенок Тринадцатый из одноименного мультфильма учил в школе: "Люби себя, чихай на всех, - и в жизни ждет тебя успех." М. Горький в письме наставлял сына: "Вот если ты всегда оставлял бы после себя людям только хорошее - цветы, дела, славные воспоминания о себе - легка и приятна была бы тогда твоя жизнь". Какой девиз, по Вашему опыту, в большей степени оправдывает себя в нашей жизни? Какая известная библейская заповедь выступает нравственным ориентиром при определении своего отношения к другим людям? Как Вы ее понимаете? Каковы, на Ваш взгляд, ее значение и эффективность?
№17*** Согласно библейской заповеди "Не судите, да не судимы будете". Абсолютен ли этот запрет? Можете ли Вы назвать исключения из него?
№18*** Существует шутка: "Если бы каждый следовал 10 заповедям, было бы просто не о чем говорить". А как Вы представляете себе жизнь, в которой все стали бы безусловно выполнять моральные требования? Хотели бы Вы жить в таком обществе? Изменилась бы в этом обществе сама мораль? Имеются ли основания для утверждения, что "В тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок" (Б. Мандевиль). №19*** Проанализируйте и сопоставьте следующие группы высказываний: I. "Человек по своей природе зол... Человек рождается с инстинктивным желанием наживы... Человек рождается завистливым... Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе". (Сюнь-Цзы). "Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденные". (Дж. Локк). "Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость" (Н. Макиавелли). II. Люди рождены добродетельными и справедливость - качество, присущее им также, как и самое существование. (Монтескье). Какая точка зрения, как Вам кажется, наиболее близка к истине? Обоснуйте свой выбор.
Задания. 1. Запишите три нравственные ценности, которые Вы считаете наиболее значимыми в жизни. Выберете одну и дайте ей характеристику в соответствии с тремя основными направлениями этического исследования. С основными направлениями этического исследования можно ознакомиться в Приложении 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.013 с.) |