Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел IV. Нравственные основы правосудия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. Нравственные требования, предъявляемые к судьям и правосудию. В судный день первыми перед судом предстанут судьи. Аркадий Давидович.
Не превращайте ребенка в судью, потеряете человека. Ишхан Геворгян. Проблемные вопросы и задачи. №1*** Одно эфиопское предание начинается так: "В одной стране жил человек, у которого была очень большая семья. Человек уважал законы и обычаи. Однако в этом мире богатство и бедность, почет и унижение постоянно сменяют друг друга. Настало голодное время, и человеку стало трудно кормить свою многочисленную семью. Тогда он решил найти такую страну, где он и его семья могли бы жить в достатке. Взял он с собой жену и детей и отправился в путь. Много дней провели они в дороге. Как-то встретили они крестьян и спросили, не знают ли те такой страны, где от хлеба ломились бы закрома. И крестьяне, указав на дальние горы, сказали: - В том краю есть страна, в которой очень много хлеба. Там плодородная земля, но судьи несправедливы, и в стране царят беззаконие и беспорядки. В соседней же стране живется не особенно вольготно, но там честные судьи, а закон и справедливость торжествуют. Выслушал их человек и подумал: " Я беден. У мня нет ни земли, ни скота, ни имущества. Меня не интересует - справедливый судья или несправедливый, соблюдаются законы или нет. Я хочу лишь своим трудом заработать на пропитание. Мне не из-за чего ссориться с людьми". И он твердо решил отправиться в ту страну, где много хлебы, но нет справедливости.... " Какой выбор сделали бы Вы на месте этого человека? Как Вы думаете, что с ним произошло дальше? Тем, кто хочет узнать о дальнейшей судьбе героя этого предания, рекомендуем обратиться к изданию: Книга о судах и судьях. - М.: Издательство "Наука", 1985. - С. 265-267. 2. Ознакомьтесь с русскими пословицами и поговорками: Законы святы, да судьи супостаты. Что мне законы, коли судьи знакомы В суд ногой - в карман рукой. Не суда бойся, бойся судьи! Не бейся с сильным, не судись с богатым. Неправдою суд стоит. Земля любит навоз, лошадь овес, а судья принос. Ах, судья, судья: четыре полы, восемь карманов! Судейский карман - что поповское брюхо. Утиного зоба не накормишь, судейского кармана не наполнишь. В суд пойдешь - правды не найдешь. Не ходи в суд с одним носом, ходи с приносом. Перед Богом ставь свечку, перед судьею - мешок! Богатому идти в суд - трын трава; бедному - долой голова. У наших судей много затей. Судиться - не Богу молиться: поклоном не отделаешься. Судья - что плотник: что захочет, то и вырубит. Где суд, там и неправда. Какое отношение к судьям отражено в них? Чем оно обусловлено? Соответствует ли оно современным взглядам нашего населения на существующую судебную систему? Могли бы Вы привести примеры пословиц и поговорок, положительно характеризующих служителей Фемиды?
№3*** Вьетнамская народное сказание гласит: "Жил в давние времена простой студент по имени Дан Кон Хат. Он квартировал в чужой семье и, как всякий прилежный студент, вставал очень рано. Однажды, проснувшись, он увидел, как соседка во дворе развешивает для просушки белье. Но едва она ушла со двора, как появилась другая соседка и стащила развешанное. Вечером женщины стали браниться, одна обвиняла другую в воровстве. Ни до чего не добранившись, они решили пойти в деревенский храм, где обитал дух Тьен Вуонг, чтобы поклясться перед ним в своей невиновности. Так они и сделали. Взяли с собой подарки, одна - курицу, другая - вареный рис, и пошли. Дан Кон Хат достал свою кисточку для письма и сделал запись об этой истории. Вскоре после этого он уехал сдавать экзамен, а вернувшись, застал воровку в добром здравии и благополучии. "Теперь я знаю, чего стоит справедливость духов! - с усмешкой подумал студент. - Они бессильны даже наказать за ложную клятву". Он пошел к храму, постучал в дверь - и вдруг Тьен Вуонг предстал перед ним. - Эх, доктор, доктор, - сказал дух, качая головой. - Когда ты станешь мандарином - неужели у тебя хватит совести сделать человека несчастным из-за двух штук белья?" Как Вы поняли мораль этого сказания? Должен ли суд быть гуманным? Закреплено ли такое требование к судье в Кодексе судейской этики? Каковы должны быть пределы гуманизма судьи?
№4 *** Писатель В. Курочкин так описал это явление: "Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем лучшая частица, пропала. Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем забываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления". (Курочкин В. Записки народного судьи Семена Базыкина.) О каком явлении написал В. Курочкин?
№5*** "Если судить людей, не останется времени на то, чтобы их любить" (Мать Тереза). Согласны ли Вы с этим утверждением? Справедливо ли оно по отношению к судьям? В чем проявляться профессиональная деформация судей? Каковы ее причины? №6*** Расставьте правильно слова в утверждении Сенеки: "Честный судья осуждает _________, а не _________". (преступник, преступление). Обоснуйте свое решение..
№7*** "Подлецы- самые строгие судьи" М. Горький. Как Вы считаете, что дало М. Горькому основание для такого вывода? Согласны ли Вы с ним? Какими качествами должен обладать судья?
№8*** Существует мнение, что "Верховный суд - это группа юристов, которые исправляют ошибки других судов и увековечивают свои собственные". Как Вы считаете, должны ли к судьям высших судебных инстанций страны предъявляться повышенные требования морально-этического порядка? Можно ли, наоборот, признать, что к мировым судьям предъявляются менее строгие требования по сравнению с другими судьями? Считаете ли Вы нравственно оправданным существование системы судебных прецедентов? Что Вы можете сказать по поводу приведенного высказывания в свете последнего вопроса?
№9*** Индийское сказание гласит: "Однажды в беседе с падишахом Бирбал сказал: - Владыка мира! Ежели я когда провинюсь, то пусть меня судят люди, которых я сам назначу. Падишах согласился. Рад был вазир, крепко верил он слову падишаха. Вскорости падишах осерчал за что-то на Бирбала. Решил он вазира наказать - наложить на него штраф в несколько тысяч рупий. Проведал Бирбал о замысле падишаха и все загодя обдумал. Зовет падишах Бирбала на суд. - Бирбал! Недостойно ты поступил, и будет тебе за твою вину наказание - денежный штраф. Бирбал не стал отпираться, повинился. - Ну раз ты и сам признаешь свою вину, я накажу тебя непременно. Владыка мира! Сами вы не можете меня наказать, - напомнил Бирбал. - Придется вам позвать судей, которых я назначу. - Ладно. Выбирай пятерку[3], и я велю им судить тебя. Что они ни решат, я непременно согласен. - Моими судьями будут пятеро чамаров[4]. Я приму от них любое наказание. Удивился падишах. - Как! Разве могут вершить суд такие низкородные люди?! Почему ты не выбираешь ростовщиков, торговцев? Но Бирбал стоял на своем: пусть судят чамары. Созвали во дворец чамаров - пять старшин из пяти деревень. Падишах растолковал им, в чем Бирбал провинился, и велел его судить. Бедняги не ждали такой великой чести, обрадовались несказанно. Стали судьи совет держать. - Ну, други, - говорит один чамар, - Бирбал нас всегда гнет и мнет, как его душе угодно, а нынче он к нам в руки попался. Надо его так проучить, чтобы вовек не забыл. - Присудим ему заплатить семь двадцаток да еще одно десятку[5] сверх того, - молвил другой чамар. - Эка ты куда хватил! - с опаской сказал другой судья. - Да ведь его хозяйство прахом пойдет, пустим человека по миру. На нашей совести будут слезы его детей. По мне, так хватит с него и пяти двадцаток. Вах! Вот так пожалел! - подивился третий судья. - Да разве ж это мало?! Где он возьмет такую уйму денег? И три двадцатки - целая мошна. Коли нет вашего согласия, то накиньте еще десятку. И такие- то деньжищи отдать, поди глаза на лоб полезут. - Не согласный я с вами. Поменьше присудить надо, - сказал четвертый чамар. Пятый судья поддакнул четвертому. Спорили они, спорили и порешили: пусть Бирбал заплатит две двадцатки и сверх того еще десятку. Потом старший из судей почтительно сложил руки и промолвил: - Защитник бедных! Мы долго думали, держали совет промеж себя и в один голос порешили это дело. Коли приказать соизволите, я оглашу приговор. Падишах приказал огласить приговор. - Благодетель наш милостивый! Велика вина господина вазира, и кара поделом должна быть - тяжка. Мы и присудили ему кару - вовек не забудет: две двадцатки и сверх того десятку. И срок уплаты - одна неделя. Нелегко будет Бирбалу справиться с таким бременем, потому да будет наш взор к нему милостив. Падишах в душе хвалил Бирбала за ум и хитрость. Отпустил он чамаров и, усмехаясь, подошел к Бирбалу. Взглянул на него и вдруг расхохотался. Гнева как не бывало. "Назначенную чамарами кару - пятьдесят рупий - бери не бери, все одно", - рассудил падишах и простил Бирбала. В глазах падишаха провинность вазира была очень велика, а такие - то деньги для обоих были мелочью. Другое дело - бедные чамары. Они на тысячи и считать-то не умели. Как чамар не трудись, как ни ломай спину, а больше чем сорок-пятьдесят рупий за год не соберет. По своим доходам они и счет ведут. Об этом-то и подумал Бирбал, когда назначил чамаров своими судьями." Согласны ли Вы с тем, что уровень жизни судьи оказывает влияние на принимаемое им решение. Можете ли Вы в качестве доказательства привести современные примеры проявления этой тенденции. Укажите, в зависимости от чего, по Вашему мнению, должен определяться доход судьи. Что опаснее для правосудия - низкооплачиваемые судьи или, наоборот, высокооплачиваемые? Считаете ли Вы, что в том числе по указанным соображениям присяжные заседатели не определяют меру наказания?
№10 *** Судебная реформа, проводимая в нашей стране, предполагает среди запланированных мероприятий такое, как увеличение заработной платы судей к концу 2007г. до 100 тыс. рублей в месяц. Как Вы относитесь к такому решению проблемы взяточничества в судейском корпусе? Применима ли к данной ситуации поговорка "Пустому мешку нелегко стоять прямо"? Считаете ли Вы, что реформа таким способом достигнет поставленных задач? Каковы будут последствия такого шага? Сколько стоит Ваша честность?
№11*** Китайская народная легенда гласит: " Один чиновник сказал Цяо Шуню: - Я на тебя сердит. Ты отнимаешь у меня весь заработок. Давай померимся с тобой хитростью. Кто проиграет дело, тот будет наказан. - Хорошо, - согласился Цяо. - Сделаем так: ты будешь мой отец, а я твой сын. Я дам тебе две пощечины, а ты за это пожалуешься на меня в суд. (В Китае за нанесение побоев отцу полагалась смертная казнь - прим. А.Т.). Чиновник решил, что в таком деле он, конечно, возьмет верх, и согласился. Они сделали, как договорились, и пришли на суд к уездному начальнику. Тот выслушал чиновника и обрушился было с угрозами на Цяо. Но тот ничего не отвечал, только разводил руками. Начальник неожиданно изменил тон и велел служителям задать палок истцу. Чиновник никак не мог понять, почему он проиграл дело. Тогда Цяо показал ему свои ладони. Лишь тут чиновник заметил, что на одной из них был написан иероглиф "лазание"№, а на другой "зола", что вместе значило "кое-кто заводит шашни с женщиной". Стоило уездному начальнику увидеть эту надпись, как он вынес приговор в пользу Цзяо." В чем значение распространения требований профессиональной этики судьи на его внеслужебное поведение?
№12*** Л.С. Халдеев - заслуженный юрист РФ, судья в отставке, выработал следующие личные заповеди, как нравственные ориентиры при отправлении правосудия: 1. совесть и честность; 2. действующие законы, вытекающие из права, соответствующие Конституции и Международным Актам; 3. презумпция невиновности; 4. принцип толкования всех сомнений в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; 5. знания; 6. объективность, беспристрастность и справедливость; 7. принцип равенства сторон в судебно-следственной процедуре; 8. независимость при принятии решений; 9. слушай всех, но решение выстрадай самостоятельно; 10. понимание, что Суд - не на осуд, Суд - на рассуд. (Халдеев Л. С. Судья в уголовном процессе.)
Ознакомьтесь с десятью заповедями для судей, разработанных Американской ассоциацией юристов в Некоторых рекомендациях американской ассоциации юристов для судей США (см. Приложение 3.8.). Сравните две предложенные системы заповедей. Назовите существенные черты каждой из них. Как Вы считаете, отражают ли они особенности менталитета судей разных стран, и какие именно. Найдите заповеди, объединяющие две представленные системы. Нет ли между ними противоречивых положений? Постарайтесь раскрыть каждую заповедь в контексте судебной деятельности. Отметьте для себя, какие положения вызвали трудности и почему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.014 с.) |