Раздел II. Юридическая этика как вид 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Юридическая этика как вид



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ.

 

Тема 1. Профессиональная мораль юриста (общие положения).

У меня мать русская, а отец юрист.

В.В. Жириновский.

Проблемные вопросы.

№1 ***

"Врач, адвокат и богослов отлично знают дело:

Как очищать наверняка карманы, душу, тело".

Ф. Логау.

Какие профессии впервые в истории разработали кодексы профессиональной этики?

Каковы причины возникновения профессиональной этики?

Как Вы считаете, в каких сферах профессиональной деятельности существование профессиональной этики особенно актуально?

 

№2***

"Нет более верного признака плохого устройства городов, как обилие в них юристов и врачей" (Платон).

Как Вы считаете, что дало великому мудрецу основание для данного утверждения? Справедливо, ли оно, на ваш взгляд?

 

№3***

Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха:

- Папа, а что такое этика?

- Как бы тебе попроще объяснить?.. Ты знаешь, что мы с адвокатом Рабиновичем партнеры. И вот, когда он отсутствовал, я проконсультировал одну даму и предъявил счет в 100$. Дама достала из бумажника скрученную купюру и ушла. Вкладывая деньги в бумажник, я увидел, что она дала мне не одну купюру в 100$, а две.

Вот тут-то и начинается этика: должен ли я делиться с Рабиновичем?

Допущена ли ошибка в объяснении, если да, то в чем она заключается? Как бы Вы объяснили ребенку, что такое этика. Каково соотношение этики и профессиональной этики?

 

№4****

Среди известных шуток о юристах есть следующие:

* Вопрос: какая разница между бедствием и несчастным случаем?

Ответ: несчастный случай, это когда автобус, полный юристов, срывается в реку. А бедствие, это когда они умеют плавать.

* Вопрос: какая разница между юристом и вампиром?

Ответ: вампиры пьют кровь только по ночам.

* Вопрос: почему змеи не кусают юристов?

Ответ: профессиональная этика.

Какое отношение к юристам в них выражено? В какое мере оно отражает действительное отношение к юристам в нашей стране?

Чем обусловлено негативное отношение к представителям юридической профессии? Можно ли сказать, что в нем виноваты сами юристы? В чем это заключается?

№5***

"Выпускник юрфака ищет работу в одной адвокатской конторе. Там менеджер по персоналу проводит психологическое тестирование:

- Посмотрите, перед вами картинка, на ней изображены три человека, плывущих по морю, в котором много акул. Видите, у одного из них в руках ничего нет, у второго в руках маленький ножичек, а третий взял с собой подводную пушку типа базуки. С кем Вы себя ассоциируете?.

- С третьим, конечно!

- К сожалению, Вы нам не подходите: нам нужны сотрудники, ассоциирующие себя с акулами."

Кому нужна профессиональная этика юриста? Не мешает ли она работать? Если мешает, тогда нужно ли соблюдать ее предписания? Почему она существует?

 

№6***

Ознакомьтесь с определениями отрасли знаний, посвященной профессиональной этике юриста, данными в разное время разными учеными:

- Судебная этика - это учение о специфических нравственных нормах служебной деятельности и внеслужебного поведения профессиональных участников судопроизводства: судей, прокуроров, следователей и адвокатов. (А.Ратинов, Ю. Зархин, 1970г.)

- Судебная этика - учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления трудовых функций всеми участниками процесса (Настольная книга судьи);

Судебная этика - это разновидность профессиональной этики, предмет которой составляет нравственное содержание существующих правовых норм, а также специфическое действие общеэтических норм в сфере правосудия, и особые нормы судебной этики (Бойков 1971г.);

Судебная этика - совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. (Кобликов А.С., 2004г.);

Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельность и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.(Кобликов А.С., 2004г.);

Юридическая (судебная) этика - это наука о применении общих норм морали, нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов, об осуществлении нравственных принципов и требований в расследовании и разрешении подведомственных суду уголовных дел (О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко, 2004г.).

Укажите, в чем разница в определении учеными предмета обозначенной отрасти знаний.

При ответе возьмите за основу следующие критерии различия:

* по кругу лиц,

* по кругу отношений,

* по кругу норм,

* составляющих.

В чем разница между юридической этикой и судебной этикой?

Какие определения вы считаете наиболее удачными и в большей степени отражающими суть данного явления? Какие из них представляются Вам наименее удачными и почему?

 

№7***

Существует выражение: "Бегущий полковник вызывает панику".

Должна ли, на Ваш взгляд, распространяться профессиональная этика на внеслужебное поведение представителей той или иной профессии? Каких именно профессий это особенно должно касаться?

№8 ***

"Есть деятельности, где трудно отличить частного человека от должностного, и в глазах большинства нотариус, составляющий домашний подлог, все-таки подрывает доверие к учреждению, к которому он принадлежит...", - указывал А.Ф. Кони.

Как Вы считаете, существуют ли особые требования к поведению в быту различных представителей юридической профессии (судей, прокуроров, адвокатов)? Ответ обоснуйте примерами..

 

№9***

"Встречаются два адвоката - в прошлом стажер и патрон. Молодой адвокат:

- Борис Моисеевич, как поживаете? Как работа?

Патрон:

- Ну что тебе, Миша, сказать? Насилуют, грабят, убивают... Жить можно..."

Раскройте проблему соотношения добра и зла в аспекте правоприменительной деятельности в целом и профессиональной деятельности различных представителей юридической профессии в частности.

№10***

Проанализируйте способы искажения информации, представленные в задаче № 15 Темы 1 Раздела 1..

Какие из них можно считать оправданными с точки зрения:

а). общечеловеческой нравственности;

б). профессиональной этики юриста, применительно к нравственным основам деятельности отдельных участников уголовного процесса: судьи, прокурора, следователя, адвоката.

Тема 2. Требования, предъявляемые к нравственным качествам

Юриста.

Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы.

Эбнер-Этенбах

 

Проблемные вопросы.

 

№1***

Приходят два юриста в ресторан. Садятся за столик, достают из своих портфелей бутерброды и начинают есть. К ним подходит официант и говорит:

- Вы знаете, в нашем ресторане нельзя приносить свои продукты и питаться ими.

Оба юриста молча меняются бутербродами и продолжают есть.

Каковы особенности юридической профессии и какой отпечаток на личность ее представителя они накладывают?

 

№2***

Изучите работу А.Ф. Кони "Нравственные начала в уголовном процессе" и ответьте на следующие вопросы [2]:

· В чем, на ваш взгляд, проявляется "истинное и широкое человеколюбие" в судейской практике? В чем смысл выражения А.Ф. Кони, что "суд есть не только судилище, но и школа?" Для кого?

· Какова, по мнению А.Ф. Кони, роль личных нравственных качеств и убеждений судьи и юриста в его профессиональной деятельности?

· Проанализируйте внешние условия деятельности юриста, формы "давления" на него и ту линию поведения, которую должен, по мнению А.Ф. Кони, избрать юрист в этих условиях. Что Вы можете сказать об обстоятельствах профессиональной деятельности юриста сегодня?

· Этические требования к применению и толкованию закона: две крайности и "золотая середина" - чего должен придерживаться юрист?

· Кони о "Судейской совести", нравственном долге и справедливости: Всегда ли Вы согласны с его суждениями?

· Раскройте суть нравственных требований к поведению судьи в его отношении: а) к подсудимому; б) к потерпевшим; в) к свидетелям.

· Какие особенности нравственных требований к обвинению выдвигает А.Ф. Кони? А к защите?

· Насколько, по вашему мнению, современной и актуальной является работа А.Ф. Кони сегодня?

 

№3***

Известны различные формы взяточничества. Например, городничий из повести Н.В. Гоголя "Ревизор" брал взятки борзыми щенками.

Какую взятку Вы смогли бы признать нравственно оправданной по каким-либо соображениям (например, в зависимости от размера, формы взятки, либо от того, от кого она получена, для каких целей передана или куда идут вырученные средства и проч.).

Каковы причины взяточничества? Следует ли бороться с этим явлением? Какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные меры профилактики коррупции?

 

№4****

Смоленский губернатор однажды пожаловался, что про него распускают лживые слухи, будто он взятки берет. Услыхав это сетование, граф Алексей Григорьевич Орлов посоветовал:

- А ты, брат, поступай как я: про меня в Италии болтали, будто я древние статуи ворую, но, как только я перестал воровать, сразу болтовня прекратилась".

(Н. Эйдельмен Большой Жанно).

Как Вы считаете, всегда ли справедлива применительно ко взятничеству поговорка "нет дыма без огня"? Может ли она оказать влияние на мотивацию поведения взяткополучателя и какое именно?

Почему в нашей стране так часто и открыто говорят о коррупции?

№5***

"В русской службе всего страшнее бескорыстные люди", - утверждал А.И. Герцен.

Объясните, что он имел в виду. Справедливо ли это утверждение в наши дни?

№6***

"-У Вас есть алиби?

-Есть, - хотите валютой?"

Как Вы считаете, справедливо ли утверждение Ф. Бэкона: "Возможность украсть создает вора" применительно ко взяточничеству?

№7***

"На правосудие легче рассчитывать, когда знаешь, с кем нужно рассчитаться." (Михиал Мамчич).

Кто, по вашему, в большей степени несет моральную ответственность за взяточничество: тот, кто осуществляет посредничество, тот кто предлагает и дает взятку или тот, кто ее берет?

№8*** Чем выше обезьяна на дереве, тем лучше видна __________(что?). (Африканская поговорка).

Вставьте пропущенное слово наиболее, на Ваш взгляд, подходящим по смыслу. Объясните сделанный выбор.

Что, в связи со смыслом, заложенным в поговорке, Вы бы посоветовали людям, претендующим на государственные посты?

№9***

В Библии есть такие суждения о власти и ее представителях:

"Хочешь править миром, - поклонись сатане".

"Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою".

Как Вы их понимаете?

Какой отпечаток властные полномочия накладывают на представителей юридической профессии?

Какие дополнительные требования в связи с этим должны к ним предъявляться?

 

№10***

"Судьи по уголовным и гражданским делам, начальник полиции и многие другие должностные лица, чья обязанность - блюсти установленный порядок, почти всегда видят людей в самом мрачном свете. Они полагают, что изучили общество, хотя знают только его подонков. Но разве можно судить о городе по сточным канавам, о доме - по нужнику?" (Н. Шамфор).

Как вы считаете, в чем причина формирования искаженного мировоззрения у указанных лиц? Как это явление называется?

 

 

Задания.

 

1***

Проведите нравственный самоанализ, для чего:

1. Обозначьте 7 качеств (как добродетели, так и пороки), наиболее ярко Вас характеризующих с нравственной стороны.

2. Попросите кого-либо из хорошо знающих Вас людей и тех, кто с Вами знаком "шапочно" также дать Вам нравственную характеристику, выделив 7 доминирующих нравственных качеств.

3. Сопоставьте полученные характеристики. Согласны ли Вы с полученной оценкой? Установите совпадения и различия. Подумайте, чем могло быть обусловлены последние.

4. Дайте себе еще раз общую нравственную оценку. Изменилась ил она? Видите ли Вы направления для нравственного самоусовершенствования?

 

2***

Как Вы считаете, есть ли из Ваших нравственных качеств такие, которые напрямую обусловлены темпераментом?

Если Вы сомневаетесь, к какому типу темперамента принадлежите, то можете диагностировать его по тесту, приведенному в Приложении 1.5.

Как вы считаете, вырожденны ли такие качества, как агрессивность, нерешительность, обидчивость, либо они приобретаются под влиянием обстоятельств?

О каком соотношении социального и биологического в формировании нравственных качеств личности, на Ваш взгляд, можно говорить?

 

3***

Проведите мини-самоанализ своих нравственных качеств, ответив на вопросы предложенных тестов. (Тесты представлены в Приложении 1.5.).

4***

Проанализируйте полученные при выполнении предыдущего задания результаты тестирования с точки зрения того, как могут повлиять выявленные Вами личностные особенности на эффективность Вашей профессиональной деятельности?

 

5***

Определите и сформулируйте собственные заповеди (некий стандарт профессионального поведения), как личные приоритетные ценности в выбранном направлении профессиональной деятельности, определите их иерархию.

 

 

РАЗДЕЛ 3. НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема 1. Право и мораль.

Право - формализованный гуманизм.

А. Круглов.

 

Проблемные вопросы.

№1***

Проанализируйте и сопоставьте следующие высказывания о праве и морали:

· Право - это искусство добра и справедливости. Античный афоризм.

· Право - это все то, что истинно и справедливо. В. Гюго.

· Высшее право часто есть высшее зло. Теренций.

· Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Геор Михтенберг.

Как Вы их понимаете? Нет ли между ними противоречий? С какими из них Вы согласны в большей степени? Почему?

Как бы Вы сами определили, что такое право?

№2***

Проанализируйте и сопоставьте следующие высказывания о законах:

Хорошие законы порождены дурными нравами (Тацит);

Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными (Цицерон);

Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.(Демокрит);

В джунглях законов расцветает закон джунглей. Яцех Вайрох.

Как Вы их понимаете? Нет ли между ними противоречий? С каким из них вы согласны в большей степени? Почему?

Как Вы сами определяете природу и значение законодательства?

№3***

Существует следующее определение четырех типов права:

· английская система- можно все, кроме того, что нельзя;

· немецкая система- нельзя ничего, кроме того, что можно;

· французская система- можно все, даже то, что нельзя;

· русская система- нельзя ничего, даже то, что можно.

Дайте оценку предложенной типологии. Какой из названных типов права Вам кажется наиболее предпочтительным и почему?

Как Вы считаете, в каком направлении развивается современное российское право?

№4***

В свое время Ш. Монтескье отмечал: "Свобода есть право делать все, что дозволено законом".

Справедливо ли высказывание великого ученого в наши дни?

Исходя из известного современного правового положения о том, что "Все, что не запрещено - то разрешено" не является ли более верным утверждение о том, что "Свобода есть право делать все, что не запрещено законом?"

 

№5***

"Уголовный кодекс - протез совести" (В. Александров).

Как Вы считаете, что дало автору этого афоризма основание для такого утверждения? В развитие этой идеи, как бы Вы сформулировали, что такое уголовно-процессуальный кодекс?

 

№6***

Итальянский криминалист Энрико Ферри называл процессуальный кодекс "кодексом честных людей, еще не признанных виновными".

Считаете ли Вы, что эта характеристика в полной мере относится и к уголовно-процессуальному кодексу РФ? Какие положения УПК РФ Вы можете привести в обоснование своей позиции?

 

Задания.

1. Проанализируйте тезис "что законно, то морально".

Предложите максимально возможное количество аргументов "за".

Аргументируйте позицию "против".

 

 

2. Если бы право и мораль можно было изобразить в виде кругов, как выглядела бы схема их соотношения?

1) по сфере регулирования (или по предмету) (по кругу общественных отношений, являющихся предметом регулирования)

2) по содержанию (по характеру установленных предписаний)

Ориентиром могут служить предложенные схемы, однако если они не отражают Вашу позицию, Вы можете предложить свой вариант.

 

           
   
 
     
 
 

 


а) б) в) г)

 

3. ***

Найдите в тексте УПК РФ этические категории. В каких нормах они фигурируют?

Раскройте содержание каждой из обнаруженных категорий этики в аспекте нормы, в которой они содержатся.

 

 

Тема 2. Нравственное содержание принципов уголовного процесса.

"Нам никто не мешает перевыполнить наши законы".

В.С. Черномырдин.

Проблемные вопросы:

№1***

"Правосудие - это игра в прятки, которую ведет власть со справедливостью" (В. Кротов).

Какие принципы уголовного процесса направлены на то, чтобы данное утверждение не было справедливым по отношению к российскому уголовному судопроизводству?

№2* **

Согласно приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002г. № 39 "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства": "В связи с переходом к работе в новых условиях уголовного судопроизводства... приказываю:... прокурорам... в полной мере использовать предусмотренные статьей 37 УПК РФ полномочия для надзора за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, в первую очередь потерпевших от преступлений" (п.1).

Соответствует ли в полной мере это указание назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). В чем нравственное содержание данного требования УПК РФ? Правомерно ли законодатель возвел указанное положение в принципы уголовного процесса?

 

№3***

* Обычно подсудимый считается виновным до тех пор, пока не докажет свою влиятельность. (Лоренс Питер).

* Кто принимает решение, не выслушав другую сторону, поступает несправедливо, хотя бы решение и было справедливо (Сенека)

* Перед судом все равны: все без откупа виноваты (русская поговорка)

* Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют (русская поговорка).

* Идея судебного процесса заключается в том, что если двух лжецов заставить разоблачать друг друга, то правда всплывет наружу. (Джорж Бернард Шоу).

Какие принципы уголовного процесса так или иначе затронуты в каждом их приведенных высказываний? Раскройте нравственное содержание этих принципов.

 

№4***

"Рука, полная силы, может сделать больше, чем целый мешок, набитый правами". (М. Штиркер).

Каким принципам уголовного процесса противопоставлена данная идея?

 

№5***

Таджикская притча гласит:

"Некий человек, заподозрив в краже своего кошелька соседей, привел их к судье эфенди. Соседи не признавали за собой вины. Тогда эфенди дал каждому из них по палке одинаковой длины и сказал:

- Завтра с этими палками вы придете ко мне, и я установлю, кто из вас виновен: у того, кто украл деньги, палка за ночь удлинится на четверть.

Подозреваемые взяли палки и разошлись по домам. Наступила ночь, и те, чья совесть была чиста, спокойно легли спать. А вор не спал и думал, объятый страхом: "До завтра моя палка увеличится на четверть и я буду изобличен".

Он успокоился, только укоротив ножом свою палку как раз на столько, на сколько к утру она должна была вырасти. К утру палка не выросла, и, когда все вновь собрались у эфенди, тот приказал уличенному вору вернуть деньги владельцу. Но вор возразил:

- Разве этот суд можно назвать судом по шариату, если приговор выносится по палке?

Эфенди ответил:

- Будь признателен мне, что я заставил тебя сознаться, прибегнув к палке, но ни разу не ударил тебя. Что сказал бы ты, если б я, подобно падишаху, заставлял тебя палочными ударами сознаваться в преступлении, которого ты не совершал?"

О необходимости соблюдения какого принципа уголовного процесса свидетельствует данная притча? В чем нравственный смысл запрета применения физического насилия, угроз, унижения чести и достоинства участников уголовного процесса?

 

№6***

I. "- Говорите правду, одну правду и ничего кроме правды.

- Правда, правда, правда..."

 

II. " Судья - свидетелю:

- Вы должны говорить только то, что видели собственными глазами, поняли?

- Да, ваша честь!

- Итак, когда Вы родились?

- Затрудняюсь сказать, Ваша честь, я этого не видел."

В чем нравственное значение правового требования о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав и обязанностей? Какой принцип уголовного процесса гарантирует его надлежащую реализацию? Был ли он соблюден в изложенных ситуациях?

 

№7***

"Когда человек хочет убить тигра, он называет это спортом, когда тигр хочет убить его самого, человек называет это кровожадностью. Разница между преступлением и правосудием ничуть не больше." (Б. Шоу).

В чем нравственный смысл осуществления правосудия по уголовным делам. Каким нравственным требованиям оно должно отвечать? В чем нравственное значение принципа осуществления правосудия только судом?

 

№8***

Допрашивая обвиняемого, следователь указал, что тот не обязан давать показания, однако отметил, что, хотя закон и не предусматривает ответственности за дачу им ложных показаний, морального права давать заведомо не соответствующие действительности показания с целью пустить следствие по ложному следу он не имеет, поскольку ложь всегда безнравственна и мораль не может оправдать дачу ложных показаний никем, даже обвиняемым.

Дает ли уголовно-процессуальный закон обвиняемому (подозреваемому) право на ложь? Оправданно ли это с моральной точки зрения? Существует ли у обвиняемого моральное право давать ложные показания? А если они сопряжены с оговором заведомо невиновного лица?

Какие принципы уголовного процесса затронуты в данной ситуации?

 

№9***

Согласно известной поговорке, "Плохо то решение, которое нельзя изменить."

Какой принцип дает участникам уголовного процесса возможность инициировать изменение процессуального решения, которое их не устраивает?

 

№10***

"Надо ли отстаивать правду всеми правдами и неправдами?"(В. Коняхин).

Какой принцип уголовного процесса отвечает на этот вопрос? Раскройте его нравственное значение.

 

№11***

"Судья оценивает доказательства по внутреннему усмотрению" (из ответа студента дневного отделения на гос. экзамене).

Правильно ли студент понимает принцип свободы оценки доказательств? Абсолютна ли свобода судьи в этом?

 

№12***

"Каждый имеет право в течение 24 часов проклинать своих судей." (Библия).

Какой принцип уголовного процесса гарантирует обвиняемому (подозреваемому) обеспечение этого права не только по отношению к судьям в надлежащей, с точки зрения закона, форме?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 3538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.679 с.)