Психолого-педагогические особенности развития учащихся средних классов. Методы и приемы работы учителя в средней школе.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические особенности развития учащихся средних классов. Методы и приемы работы учителя в средней школе.



Идет становление произвольности учебной деятельности, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование учебной деятельности как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками.

Подростковый возраст делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет).

Для младшего подр. возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

К 13-15 годам уже становится более взрослым, ответственным. Начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника, это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. В учителях ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, разумную требовательность.

Придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность, он готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий.

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель – необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения.

Методы обучения— это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Методы:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово - беседа, рассказ, дискуссия, лекция, работа с текстом);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. А также связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. );

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия - упражнения, практические занятия, лабораторные, эксперименты).

 

Прием обучения -детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода (например, беседа, рассказ, опыты, упражнения)

БИЛЕТ № 20.1

Организация и проведение занятий по изо. ис-ву в системе дополнительного образования общеобразовательных учреждений.

Обр процесс в системе ДО представляет организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Имеет менее формализованный характер, не имеет жестких рамок.

Индивидуализация осуществляется со стороны самого ребенка, который осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Образовательный процесс в учебном ДО осуществляется через учебное занятие.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана занятия. Изучение материала предполагает дидактические циклы:

·изучение нового материала;

·применение знаний на практике, формирование практических умений;

·контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы уч. занятий:

·изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);

·закрепление и совершенствование ЗУН (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);

·самостоятельное применение ЗУН (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).

Общие требования к занятиям в учреждении ДО:

·Иметь развивающий характер, Базироваться на развивающих методах обучения;

·Быть разнообразным по содержанию; Основываться на многообразии программ;

·Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

·Использование диагностики интересов и мотиваций;

·Практическая значимость полученных знаний и умений.

Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия:

·хорошее знание материала;

·бодрое самочувствие;

·чувство «физической» раскованности, свободы на занятии;

·продуманный план занятия;

·правильный выбор и разнообразие методов обучения;

·занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция;

·выраженная заинтересованность педагога в успехе учеников;

 

В основе учебных занятий имеются общие характеристики:

·каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

·любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

·построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

 

Принципы ДО:

·Интеграция (объединение) основного и дополнительного

·Детоцентризм (в центре ребенок, его потребности, возможности)

·Динамичность, гибкость, подвижность

·Доступность (ребенку доступно)

·Добровольность

·Вариативность (возможность выбора)

·Адекватность (соответствие интересов и возможностей)

·Единство традиционного и инновационного

·Креативность

 

БИЛЕТ № 20.2

Типы и виды общеобразовательных учреждений: понятия, характеристики.

Общеобразовательное учреждение:

Начальная общеобразовательная школа;

Основная общеобразовательная школа;

Средняя (полная) общеобразовательная школа, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов;

Лицей; Гимназия; Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;

Открытая (сменная) общеобразовательная школа; Центр образования; Кадетская школа

 

Общеобразовательная школа – интернат:

Школа - интернат начального общего образования;

Школа - интернат основного общего образования;

Школа - интернат среднего (полного) общего образования, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов;

Гимназия – интернат; Лицей – интернат; Кадетская школа – интернат;

Школа – интернат с первоначальной летной подготовкой

 

Обр. учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Детский дом; Детский дом – школа;

Школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Санаторный детский дом;

Специальный (коррекционный) детский дом для сирот и без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

 

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:

Санаторная школа-интернат; Санаторная лесная школа

 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:

Специальный (коррекционный) детский сад; Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад; Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат; Специальное (коррекционное) профессиональное училище

 

Специальное учебно - воспитательное учреждение открытого и закрытого типы (для детей с девиантным поведением):

Специальная общеобразовательная школа открытого типа;

Специальное профессиональное училище открытого типа;

Специальная общеобразовательная школа закрытого типа;

Специальное профессиональное училище закрытого типа;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа;

Специальное (коррекционное) профессиональное училище зарытого типа

Общеобразовательное учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых, устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение (изоляция, лечение) . Относится преступность, наркомания, алкоголизм, самоубийство, а также агрессивное поведение, семейные конфликты, отрицательное отношение к учебе, низкий интеллект.

 

 

БИЛЕТ № 21.1

Значение внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательном учреждении.

Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся.

Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко). Однако целостность воспитания личности предполагала прежде всего соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой.

Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивающих формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности.

Обучение, воспитание и развитие детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и во внешкольной среде.

Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися, включены в школьное, классное расписание. Занятия, проводимые по нормативным учебным программам, факультативные занятия по учебным предметам. Обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, систематический контроль процесса и результатов деятельности учащихся. Ограничены во времени 45 мин.

Успешная реализация возможна во внеурочной деятельности (школе):

·вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника

·создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся

·для учета личностных особенностей педагогов и школьников

·региональных возможностей и потребностей

·для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи

·для эффективной социальной адаптации

·для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Внеурочная работа создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, ученых вузов, работников детских учреждений ДО, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурных и спортивных учреждений. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.

 

 

БИЛЕТ № 21.2



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.012 с.)