Принципы и методы построения программы «Изо иск-во и худ. труд» (под ред. Б.М. Неменского).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и методы построения программы «Изо иск-во и худ. труд» (под ред. Б.М. Неменского).



Программа разработана как целостная система введения в худ-ую культуру и вклю. на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобраз-ых (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); различных видов декоративно-прикладного искусства, народного творчества (традиц-го крестьянского и народных промыслов), а также роль художника в синтетических искусствах (на экране и в театре).

Сверхзадача программы «увлечение искусством».

Программа рассчитана на все годы обучения в школе.

В соответствии с возрастными особенностями в программе выделены три этапа доминирующих проблем обучения:

1-4 кл. Содержание знаний направлено на формирование худ-ых представлений в единстве восприятия и практической деятельности.

5-9 кл. На этом этапе обучения происходит углубленное познание полученных худ-ых представлений, формирование знаний и умений.

10-11 кл. В этот период осваивается теор. курс искусства в единстве с практическими занятиями по выбору, формируются ценностные критерии личности.

Принципы:

·Ведущим принципом является закон художественногог уподобления (К.С. Станиславский). Ситуация введения учащихся в искусство продумывается и создается учителем с помощью дидактич. игр, драматургии урока, включенности в учебный процесс различных видов искусства (создание атмосферы увлеченности предметом).

·Принцип целостности и неспешности эмоц. освоения программ. материала(один год-раскрытие одной проблемы).

·Принцип постоянства связи искусства с жизнью(домашние работы; выставки в конце четверти, года; оформление класса, школы работами учащихся).

·Принцип опоры на апогей явления в искусстведает возможность воспитывать на ярких, образных примерах произведений искусства.

·Принцип единства формы и содержания направляет деят-ть учащихся на создание своего отношения к поставленным задачам, воспитывает эмоц. культуру ребенка.

·Принцип создания потребности в приобретении худ-ых знаний и навыков обеспечивается методом свободы в системе ограничений, методом диалога с учащимся, методом коллективной работы.

 

БИЛЕТ № 27.1

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по изо. ис-ву в общеобразовательных учреждениях.

Каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся, для обеспечения их конституционного права, право на получение общего образования.

Содержание программ “ИЗО” строится с учетом:

·психолого-физиологических и возрастных особенностей учащихся;

·учитываются разные периоды обучения;

·решения воспитательных и образовательных задач.

Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

Обязательный минимум по ИЗО включает:

·Основные ценности и достижения национального и мирового искусства;

·Язык художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств;

·Определяет общие мировоззренческие позиции человека;

·Обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития;

·Формирует социальную и функциональную грамотность.

В результате обучения – знания:

·об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств;

·выдающихся представителях русского и зарубежного искусства, их основных произведениях;

·крупных художественных музеях России и мира;

·овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция), применяют.

·применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования;

·используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

·анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

·объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества театр, балет, цирк, эстрада, дизайн, фотография, телевидение);

·эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждение о них;

 

БИЛЕТ № 27.2

Технология учебного диалога. Модели: беседы, учебная дискуссия, дискуссия

Беседа. относится к старым методам дидактической работы. Ведущая функция - побуждающая. Сущность — с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к припоминанию имеющихся знаний, путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. По содержанию и форме должны стимулировать познавательную активность и соответствовать уровню разв. учащихся. Успех зависит от контакта педагога с классом. Беседа используется для установления связи предыдущего материала с новым, сообщения новых знаний, а также закрепления и проверки.

Рассказ-это монологическое изложение уч. материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Учебная дискуссия. Учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации. Учебный диалог - это особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников (учеников и учителя) к общему для всех познавательному результату.

Назначение диалога - стимулирование познавательного интереса, вовлечение аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. Смысл состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать.

Функция - стимулирование познавательного интереса, вспомог. Функции - обучающая, развивающая, воспитывающая, контрольнл-коррекционная.

Важнейшее условие эффективности - предварительная подготовка учащихся (накопление необходимых знаний по теме дискуссии).

Дискуссии обогащают, упорядочивают, закрепляют сожержание известного учащимся материала. Учителю несут информацию о глубине и системе знаний, подсказывают направление дальнейшей работы.

Дискуссия коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, проходящая в форме борьбы мнений. Способствует углублению и пониманию, формированию новых знаний, формированию ценностного отношения, условия для самоутверждения, самостоятельно мыслить.

Условия эффективности: 1. Наличие базовых знаний, жизненного опыта; 2. Проблема должна личностно-значима, увлекательна-занимательна; 3. Наличие полярных точек зрения; 4. Благоприятный микроклимат; 5. Достаточный резерв времени; 6 Владение педагогом технологий владения дискуссии и компетентность в вопросе спора.

Этапы. НАЧАЛО: благоприятный микроклимат. Приемы ввода: 1.изложений сути проблемы; 2. эффектная формулировка проблемы, дилемная или-или; 3. использование аудио-визуального ряда; 4.исп сказок, легенд, притч; 5. исп игр, тренингов, театрализация. ВВЕДЕНИЕ: ведущий воздерживается от оцеки истинности, ложности. Приемы: 1. парафраз (краткий перезказ сказанного); 2. обратиться к эмоционально заразительным людям (надь, как думаешь); 3. косвенно стимилировать суждения; 4. промежуточное подведение итогов; 5. исп приемы для расширения мыслей, изменение ее направления (знахарь своровал инструменты помочь девушке) исп факты, ситуации; вопросы продуктивного типа; цитаты, афоризмы, приемы первого этапа; попросить доказать, и указать детям на ложное звено; перенести с абстрактного на проблемы коллектива. ЗАВЕРШЕНИЕ ДИСКУССИИ: если принципиально, то настаивать. АНАЛИЗ ДИСКУССИИ: на сколько корректно. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ: связать с ранее понятым, то что пройдено с последующим, необходимо, чтобы ценности стали основой деятельности. ФОРМЫ ДИСКУССИ: 1. круглый стол свободное обсуждение проблемы (не перебивать, не повторяться); 2. дебаты; 3. Форум 2-3 заранее одну точку зрения, 2-3 другую, обсуждают все; 4 Судебное заседание

 

 

БИЛЕТ № 28.1

Задачи худож-го развития учащихся и методика преподавания ИЗО в средней общеобразовательной школе на примере программы Б.М. Неменского «Изо. ис-во и художественный труд».

Утверждена Главным управлением развития общего среднего образования Минобразования РФ (Москва: Просвещение, 2005). Она является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Программа разработана как целостная система введения в худ-ую культуру и вклю. в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: 1. изобраз-ых (живопись, графика, скульптура); 2. конструктивных (архитектура, дизайн); 3. различных видов декоративно-прикладного искусства, народного творчества (традиц. крестьянского и народных промыслов); 4. постижение роли художника в синтетических искусствах (на экране и в театре).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Сверхзадача программы «увлечение искусством»:

·1-4 кл.Содержание знаний направлено на формирование худож. представлений в единстве восприятия и практической деятельности.

·5-9 кл. На этом этапе обучения происходит углубленное познание полученных худож. представлений, формирование знаний и умений.

·10-11 кл. В этот период осваивается теор. курс искусства в единстве с практическими занятиями по выбору, формируются ценностные критерии личности.

Программой выработаны методы обучения мастерству художника, важнейшими из которых являются:

1. Метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей — актуализация и активизация опыта для осознания темы урока, темы четверти.

2. Метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Имеет большие возможности в установлении связей урока с жизнью. Для этого в программе используются домашние задания. Их важно делать вместе с родителями, вовлекая близких в разговоры и размышления об искусстве, о его проблемах, вместе искать статьи, книги, репродукции на нужную тему. Это рождает новый духовный стимул для объединения интересов семьи, формирует умение учиться, расширять сферу своих интересов.

3. Метод отчетных уроков (за год и по возможности за четверть) перед родителями, учителями, всеми желающими. Здесь и организация выставок своих работ, и проведение «экскурсий» по изученному — показ слайдов или репродукций. Дети выступают не перед учителем, а перед широкой аудиторией.

4. Метод оформления работами учеников интерьера школы, класса, даже улицы (витрины). Чувство радости оттого, что творчество служит людям, должно формироваться с первых классов. Организация выставок своих работ доступна первоклассникам. Старшеклассники могут делать что-то специально для оформления школы (эти задания входят в программу).

·Метод коллективных и групповых работ — оптимальный способ овладеть умениями. Его применяют и в дошкольных учреждениях, и в выпускных классах школы. Итог — за урок, четверть, год выполняется цельная художественная работа, дающая детям, с одной стороны, радость познания, а с другой — радость творческой удачи. Процесс прост: один человек — одна деталь работы.

 

 

БИЛЕТ № 28.2



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.013 с.)