Развитие, воспитание и формирование личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие, воспитание и формирование личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.



Развитие – процессстанивления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных, природных факторов.

Внешние — требования;

Внутренние — установка самого себя.

Управляемые — то, что можно спрогнозировать, следить;

Неуправляемые — влияние среды против воли.

Социальный — общество;

Природный — наследственность.

Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеч. развития. Это целенаправ-ый процесс передачи соц. опыта одним поколением и усвоение его другим, направленный на развитие, процесс формир-ия личности.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности.

Формирование – результат развития под влиянием среды, наследственности, воспитания.

Воспитание не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. В процессе деят-ти происходит всестороннее и целостное развитие личности, формируется его отношение к окр. миру. Движущая сила развития – борьба противоречий. Основные виды деятельности: игра, учение, труд, о собый вид деят-ти – общение.

Индивид - отдельно взятый человек как представитель человеческого рода, биологический организм и носитель общих генотипических с-в биологического вида. Отдельный представитель социальной группы, общества, народа. Существо с определенным набором присущих ему особенностей. Человек с момента рождения — индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. (понятие подчёркивает зависимость человека от общества).

Субъект - активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру.

Личность - конкретный человек, являющийся представителем общества, социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями. Цель и результат воспитания и обучения.

Индивидуальность — совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Личность во всем своем многообразии.

 

 

БИЛЕТ № 3.1

Культурно-историческая среда в эстет. восп. личности.

Эстететическое воспитание - воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке, обществе. Эстетика — наука о прекрасном. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека.

Сущность — формирование у детей способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного, в выработке эстетических понятий, эстетического вкуса, развитии творческих задатков. Особенности эстетического воспитания детей:

·Восприимчивы к прекрасному, хорошо понимают

·Восприятие целостно(либо хорошо, либо плохо)

·Выразителны эмоции

·Дети склонны к коллективным эстет. переживаниям

Личность — конкретный человек, являющийся представителем общества, социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями. Цель и результат воспитания и обучения.

Культурно-истор. среда оказывает огромное знач. в эстет. восп. личности. Чем богаче культурно-историческое наследие, тем богаче выбор предметов эстетического изучения и наслаждения. Это и памятники архитектуры – дворцы, усадьбы, церкви; и культур. традиции (проведение народных праздников, гуляний, обычаев); музеи, яркие представители культ. эпохи, их работы..

Значение бесед по изобразительному искусству. 1. Дают представления о языке изобразительного искусства и учат понимать язык искусства. 2. Развивают зрительные представления, память, воображение. 3. Развивают способности эстетического восприятия через произведение искусства, красоту повседневного и обыденного. 4.Развивают эмоциональную отзывчивость, чувственное отношение на прекрасное и безобразное, выраженное в произведении. 5. Воспитывают нравственно-эстетические качества личности, патриотизм.

Духовное начало в человеке проявляется благодаря его вливанию в «культурное» наследие, культурную традицию, которую он осваивает посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет процесс развития и становления человека как личности. Педагоги в образовательном процессе создают условия, которые обеспечивают индивидуальный, личностный рост обучающихся.

 

БИЛЕТ № 3.2

Творческое развитие личности средствами искусств.

Школьники знакомятся с искусством в школе. Поэтому учителю необходимо обратить внимание на следующие положения:

·развитие с раннего детства

·развитие интереса у школьников к творческой деятельности;

·использование наиболее эффективных методов воспитания и развития;

·уделять особое внимание развитию воображения, фантазии, творчеству

·учитывать влияние окр. среды в развитии художественного творчества школьников

Творчество — создание чего-то нового, ранее не созданного.

Виды искусств в школе: художественное, музыкмузакальное, литературное.

Творчество, как выражение свободы. Свобода - от состоявшихся принципов в творчестве.

Условия творчества:

конкретные условия, которые окружают в данный момент

мотивация (желание, нежелание создать новое)

 

Интегрированный подход способствует пониманию единства худож. образов в разных видах искусства в восприятии школьников. Творчество связано с воображением.

Воображение - способность создания образов, представлений, идей. Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Сущ. положительные эмоции: удовольствие, восторг, радость и т.д. Негативные: тревога, тоска, страх и т.п. Нейтральные: любопытство, изумление. Безусловно пробудить в человеке эмоции могут музыка, литература, искусство.

Между различными видами искусств существует генетическая зависимость, по природе детское творчество еще не расчленено на отдельные виды искусства. Поэтому конкретная работа с учащимися строится на образности, ассоциативности. Значительная роль отводится развитию воображения. Благодаря воображению, личность способна изменить и нарастить свой потенциал; без воображения творческий акт не возможен.

Личность — конкретный человек, являющийся представителем общества, социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.

Творческая личность отличается способностью к восприятию и воображению, повышенным вниманием и впечатлительностью, оригинальностью решений, высокой самоорганизацией. Художественно–творческая деятельность ребенка пронизывает все виды его жизнедеят-ти и является одной из форм раскрытия творч-их способ-тей. Необходимым условием творческой деятельности является наличие способностей, т. е. такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче, тем многограннее творчество и совершеннее созданные образы. Творческий процесс проходит основные этапы: 1.возникновение идеи, замысла, 2. вынашивание замысла, 3. реализация замысла, 4. появление художественного образа.

 

БИЛЕТ № 4.1

Общая характеристика педагогической профессии. Содержание педагогической деятельности. Требования к личности педагога. Пед. мастерство и пед. творчество.

Педагогика — это наука о воспитании человека. Предмет педагогики — процесс воспитания (особенности, закономерности).

Пед. деятельность - целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка, его подготовку к жизни в социокультурных условиях.

В основе пед. д. лежат закономерности теории и практики воспитания. Пед. д. реализуется в образовательных учреждениях, педагогами.

Цель пед. д. – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка. Диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале пед. воздействия и по завершению.

Предмет пед. д. - организация взаимодействия с воспитанниками, (освоение соц. культурного опыта как основы).

Выделяются мотивы:

внешние - мотивы личностного и профессионального роста

внутренние – доминирование, гуманистическая и просоциальная направленность.

Средства пед. деятельности:

·теоретические и практические знания (основа обучения и воспитания);

·учебная и методическая литература; наглядность.

Основное содержание пед. профессии: взаимоотношения с людьми, типа "человек-человек", есть педагогическое общение.

Функции педагога:

·когнитивная — познавательная, информационная.

·адаптивная — приспосабливает ребенка к определенным требованиям, нормам

·гуманистическая - развивает способности, задатки личности

Пед. деятельн. как педагогическая система включает взаимосвязывающие компоненты:

·субъекты (учитель, ученик, родитель)

·цель

·принципы — правила, нормы (познание закономерности)

·содержание — информация (передается в виде научного предметного знания, способах деятельности, ценностного отношения)

·методы

·средства

·формы организации (урок,экскурсия и тд)

·результат

Личность учителя. Основные требования:

·Основательность знаний предметов (которые преподает)

·Владение методиками и технологиями (преподавания предмета)

·Человеческие, гражданские, нравственные качества учителя

·Коммуникативная культура (устанавливать контакт)

·Педагогический такт

Педагогическая рефлексия — самоанализ, самооценка

Мастерство учителя: Высокое и постоянно совершенствуемое ис-во воспитания и обучения. Умение организовать уч. процесс так, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Знания проявляются в мастерстве:

·создание условий

·организация деятельности

·планирование работы

·проведение массовых и групповых форм

Творческая природа труда учителя - решение многочисленных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Творческий стиль обучения. Основа стимулирования детей к творчеству — познавательная деятельность, а также поддержка педагогом инициативы своих подопечных. Учитель подбирает материал согласно критериям проблемности. В пед. процессе стремится выстроить отношения «диалога с учащимися», что обеспечивает контекст «открытия».

Для творческого подхода в пед. процессе характерно обращение учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «предложи свой вариант», «объясни, сделай вывод». При таком стиле деятельность учащихся носит проблемный, частично-поисковый, исследовательский характер.

Тактика творческого стиля учителя:

·Умение поставить учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу, сравнению известных фактов, событий и явлений

·Умение стимулировать поиск новых знаний и нестандартных способов решений задач, предлагать поддержку ученику на пути к самостоятельным выводам

 

 

БИЛЕТ № 4.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.019 с.)