ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Знакомства с аэропортом.



Содержание

Раздел I. Знакомства с аэропортом.

1.1 Общие понятия технологических процессов в аэропортах.

1.2 Основные части аэропорта и их назначения

1.3 Назначение и общие требование к планировке перронов и мест стоянок самолетов

Раздел II. Техника безопасности и охрана труда на авиационном предприятии.
2.1 Изучение общих правил техники безопасности на предприятиях гражданской авиации

2.2 Изучение техники безопасности в авиапредприятиях

А) Т/Б при посадки/высадке пассажиров

Б) Т/Б при подъезде/отъезде технических средств перронной механизации к/от ВС

2.3 Изучение противопожарного оборудование в аэропорту, и на стоянках ВС

2.4 Изучение правил подъезда и отъезда технических средств перронной механизации к/от ВС

Раздел III. Ознакомление со структурой СОПП аэропорта

3.1 Ознакомление со структурой СОПП аэропорта его работы

3.2 Изучение должностных инструкции задач и функции диспетчеров СОПП

3.4 Охрана труда на предприятиях гражданской авиации

Изучение общих правил техники безопасности на предприятиях гражданской авиации

Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации(далее - безопасность полетов) представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.

В последние годы значительные усилия были направлены на изучение причин происшествий в авиации. Общепризнанным является тот факт, что большинство происшествий обусловлено ошибками человека, являющегося последним звеном в цепочке факторов, которые приводят к происшествию. Авиационные происшествия часто обусловлены организационными факторами. Большинство звеньев в цепочке событий и факторов, приводящих к аварии, поддаются контролю.

После проведения глубоких исследований тенденций развития воздушных перевозок и авиационной индустрии Международная организация гражданской авиации пришла к выводу, что наиболее эффективным способом повышения безопасности полетов является внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов. Результатом этих исследований стало внесение существенных изменений в обязательные для исполнения международные стандарты, предусмотренные приложениями 6, 11 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (далее - международные стандарты). Международными стандартами предусматривается установление государством приемлемого уровня безопасности полетов при эксплуатации воздушных судов, при обслуживании воздушного движения и эксплуатации аэродромов, а также принятие государственной программы безопасности полетов в целях обеспечения указанного уровня безопасности. В рамках реализации такой программы государства должны устанавливать для авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения требования к введению приемлемых для государства систем управления безопасностью полетов с целью:

определения риска для безопасности полетов;

обеспечения принятия корректирующих действий, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;

проведения постоянного мониторинга и регулярной оценки обеспечиваемого уровня безопасности полетов;

постоянного повышения общего уровня безопасности полетов.

Международными стандартами предусматривается в рамках системы управления безопасностью полетов необходимость четкого определения иерархии ответственности в вопросах безопасности полетов в авиапредприятии и организациях, в том числе прямой ответственности за безопасность полетов со стороны старшего руководства.

Для оказания практической помощи государствам в реализации системного подхода к решению вопросов безопасности полетов в 2006 году Международной организацией гражданской авиации разработано руководство по управлению безопасностью полетов.

Реализация в Российской Федерации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации (далее - Программа) позволяет гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также создать существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при решении вопросов о направлениях развития международной гражданской авиации, что является одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.

Программа определяет стратегические цели, направленные на существенное повышение безопасности полетов и осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов для вновь создаваемой авиатехники и имеющихся в эксплуатации воздушных судов и оборудования.

Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.

Принимая во внимание тенденции интеграции отечественной авиации в мировую экономику, российская система норм должна быть гармонизирована с аналогичными зарубежными нормами.

Большинство авиационных происшествий происходит из-за ошибок экипажа, но производители воздушных судов, как показали исследования, могут предотвратить подобные происшествия путем принятия соответствующих конструктивных мер. В Программе уделяется особое внимание вопросам предотвращения ошибок экипажа, связанных с управлением системами воздушных судов и с выходом параметров полета за ограничения.

Парк воздушных судов, эксплуатируемых в России, стоит перед проблемой продления ресурса и замены авиационной техники. В связи с этим планируется проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по продлению эксплуатации воздушных судов без угрозы для безопасности полетов.

Программа содержит направления и этапы работ, перечень исполнителей, сроки выполнения работ и ожидаемый результат от ее внедрения.

Ожидаемым результатом выполнения работ является повышение уровня безопасности полетов.

Предварительная оценка эффективности реализации всех предусмотренных Программой направлений работ показала, что частота авиационных происшествий может быть снижена примерно в 2 - 2,5 раза.

Программа также содержит предложения, связанные с перспективными научно-исследовательскими работами, позволяющими осуществить переход на новый уровень качества авиационной техники и подготовки авиационного персонала для ее безопасной эксплуатации.

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

В основе управления безопасностью лежит системный подход к выявлению источников опасности и контролю факторов риска в интересах сведения к минимуму человеческих жертв, материального ущерба, а также финансовых, экологических и социальных последствий.

По определению Международной организации гражданской авиации государственная программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов.

Управление безопасностью полетов требует планирования организационных мероприятий по выявлению и устранению рисков авиационных происшествий, взаимодействия по вопросам предотвращения авиационных происшествий всех участников авиационной транспортной системы при производстве полетов, их обеспечении и расследовании авиационных событий.

Затраты на мероприятия по обеспечению безопасности полетов окупаются за счет сокращения размеров ущерба от авиационных происшествий и повышения эффективности авиатранспортной деятельности.

Система управления безопасностью полетов организации гражданской авиации представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, руководящие принципы, политику и процедуры.

Система управления безопасностью полетов дает организации гражданской авиации возможность прогнозировать и устранять проблемы до того, как они приведут к авиационному происшествию.

Программно-целевой подход необходим для концентрации в рамках Программы государственных ресурсов и частных инвестиций с целью решения ключевых проблем безопасного развития гражданской авиации, обеспечения сбалансированной и оптимальной последовательности решения задач, запуска механизма системы управления безопасностью полетов в организациях гражданской авиации. Программа предусматривает масштабное вовлечение бизнеса в формирование и реализацию системы приоритетов безопасного развития гражданской авиации. При этом роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами.

Комплектование рейса

Заключение

Деятельность СОПП должна основываться на систематическом изучении экономики обслуживаемых районов, потребности населения и народного хозяйства в воздушных перевозках. Основные направления работы определены в Положении о службе организации перевозок аэропорта ГА.

СОПП авиапредприятий является центральным, но не единственным звеном в организации управления авиаперевозками. Учитывая взаимосвязанный характер организации перевозок и их коммерческую эксплуатацию, повышение их эффективности можно обеспечить только четким и надежным взаимодействием всех служб и подразделений авиапредприятий.

Быстроизменяющиеся объемы и динамика авиаперевозок требует постоянного совершенствования структуры управления и функциональных задач всех служб авиапредприятий. Деятельность всех служб должна быть направлена на обеспечение качества и эффективности перевозок.

 


 

Актуальность исследования. Актуальность темы данной работы объясняется тем, что неудовлетворительное состояние условий и охраны труда в Российской Федерации, медленные темпы снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы управления охраной труда, усиления деятельности по снижению уровня профессионального риска на производстве.

Развитие гражданской авиации в России непосредственно связано со стратегическими интересами страны. Так, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации определил основной задачей гражданской авиации обеспечение безопасности полетов и повышение качества обслуживания пассажиров, называя в числе первых мер необходимость принятия ведомственной целевой программы подготовки и переподготовки кадров для работы в отрасли гражданской авиации, и, прежде всего летного состава.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические и практические проблемы охраны труда изучались в работах ведущих российских ученых, посвященных как общим вопросам управления охраной труда, так и вопросам социальной защиты работников, в том числе в форме обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Существенный вклад в разработку тематики по охране труда внесли Н.Р. Абрамов, Ф.И. Габдрахманов, А.М. Елин, Б.Г. Збышко, А.Ф. Зубкова, Н.Н. Карнаух, Л.А. Костин, Н.К. Кульбовская, В.Г. Макушин, В.Г. Павлюченко, Н.П. Пашин, В.Е. Рябова, А.Л. Сафонов, О.Н. Русак, А.П. Соловьев, Ю.Г. Сорокин, Г.З. Файнбург и др.

Цель исследования - разработка рекомендаций по оптимизации системы охраны труда в гражданской авиации.

Задачи, выполнение которых необходимо для достижения цели:

• Изучить законодательную базу охраны труда в Российской Федерации

• Определить законодательные основы охраны труда на предприятиях гражданской авиации России

• Рассмотреть мировую практику охраны труда на предприятиях гражданской авиации

• Проанализировать аварийность и травматизм на авиапредприятиях в России и в мире

• Изучить базу исследования - ОАО "Аэрофлот Российские авиалинии"

• Рассмотреть правовое и информационное обеспечение деятельности по охране труда летного состава ОАО "Аэрофлот Российские авиалинии"

• Определить основные технологии охраны труда летного состава авиапредприятия

• Рассмотреть роль профсоюзной организации в обеспечении охраны труда летного состава ОАО "Аэрофлот Российские авиалинии"

• Проанализировать результаты деятельности по охране труда летного состава авиапредприятия

• Проанализировать основные причины производственного травматизма летного состава ОАО "Аэрофлот Российские авиалинии"

Структура расходов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и число получателей страховых выплат 2001-2007гг. и структура расходов на выплату пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2005-2007 гг. представлены в Приложении 1.

По данным Фонда социального страхования РФ расходы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в период с 2001г. по 2007г. выросли в 6,7 раз с 4026,0 млн. руб. до 27222,1 млн. руб.

Число получателей страховых выплат за аналогичный период возросло с 458,7 тыс. чел. до 561,3 тыс. чел. Средняя ежемесячная страховая выплата увеличилась почти в пять раз с 0,761 тыс. руб. до 3,730 тыс. руб.


Правовым основанием для дифференциации выступает, прежде всего, ст. 11 Трудового кодекса РФ, поскольку в ней провозглашена сама возможность установления особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Кроме того, определены нормативные источники правовой регламентации этих особенностей - Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы.

Среди правовых норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с "отклонениями" от общего трудового законодательства, существует группа норм, действующих исключительно в пределах определенной отрасли экономики, т.е. норм отраслевой дифференциации. Большинство норм отраслевой дифференциации распространяет свое действие не на всех работников, а на основные (ведущие) профессии той или иной отрасли экономики.

Так, в области гражданской авиации выделяют особенности регулирования трудовых отношений работников летных профессий, инженерно-технического персонала, инженерно-авиационных служб, работников управления воздушным движением. Труд остальных работников авиации регулируется общими для всех нормами трудового законодательства.

К работающим в сфере гражданской авиации предъявляются требования в зависимости от специфики выполняемой работником трудовой функции. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 января 2009 г. N 32 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта" утвердило Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации (авиационного предприятия, авиационно-технической базы, базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи).

В связи с тем, что работа транспорта протекает, как правило, в непрерывном режиме и напряженной обстановке, законодатель особым образом осуществляет правовую регламентацию рабочего времени и времени отдыха работников транспорта. Согласно ст. 100 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Правительство РФ в Постановлении от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России и Минздравом России.

Указанным федеральным органам исполнительной власти было поручено утвердить до 1 апреля 2003 г. нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Этим объясняется существенное обновление законодательства РФ, регулирующего вопросы рабочего времени и времени отдыха на транспорте, что позволило ликвидировать один из пробелов в законодательстве РФ о труде, а также учесть требования ст. 100 Трудового кодекса РФ.

Правовую основу регулирования вопросов рабочего времени работников в гражданской авиации составляют наряду с общими нормами трудового права такие специальные акты, как: приказы Минтранса России и Минздравсоцразвития России; соглашения, коллективные договоры авиакомпаний; правила внутреннего трудового распорядка авиакомпаний; графики работы (сменности) авиакомпаний.

Продолжительность рабочего времени различных категорий работников в гражданской авиации зависит от условий труда, от вида занятости (полной или неполной). В целях охраны здоровья работников Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени на отдельных должностях в гражданской авиации, а именно: в) для работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов; г) для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортоператоров) при выполнении летной работы.

Согласно Положению "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации", утв. Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139 максимально допустимая продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов в месяц и 800 часов в год.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени на отдельных должностях в гражданской авиации России является одной из особенностей правового регулирования труда авиационного персонала гражданской авиации.

Поскольку работа членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров) протекает во вредных, опасных, напряженных и тяжелых условиях труда, имеющих особый характер, то занятым на таких работах установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая составляет 36-часовую рабочую неделю при выполнении летной работы, при этом заработная плата выплачивается в полном объеме.

Рабочее время членов экипажей воздушных судов слагается из полетного времени и времени работы на земле. Структура рабочего времени не является типичной для других отраслей транспорта, является "визитной карточкой" гражданской авиации - особенностью правового регулирования труда авиационного персонала гражданской авиации.

ФАП "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, конкурсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", введенные в действие Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50. Правила разработаны в целях дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения полетов, с учетом международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Коллективные договоры организаций гражданской авиации регулируют, как правило, те же общественные отношения в сфере труда, что и федеральные законы, но с учетом особенностей деятельности той или иной организации и/или компании.

1.3 Мировая практика охраны труда на предприятиях гражданской авиации

Международная организация гражданской авиации, ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO), специализированное учреждение ООН, образованное в 1947 и предназначенное для развития международного воздушного транспорта. Статус ИКАО основан на Чикагской конвенции 1944 о международной гражданской авиации.

Деятельность ИКАО нацелена на разработку, совершенствование и внедрение авторитетных международных стандартов и рекомендаций по лицензированию обслуживающего персонала и метеорологическому обеспечению полетов, по правилам безопасности полетов гражданской авиации и безопасности пассажиров. В область ее ведения входят вопросы всепогодной навигации, защиты окружающей среды путем уменьшения шума, тарифов, финансирования аэропортов и систем наземного обслуживания, развития регионального воздушного транспорта. Специализированное управление технической помощи оказывает содействие развивающимся странам.

В ИКАО на 2005г. состояло 183 государства. Все они представлены в Ассамблее, встречи которой проходят раз в три года. На Ассамблее выбирается Совет, который назначает президента и генерального секретаря и контролирует их работу. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале.

Несмотря на значительное количество международной нормативно-правовой документации по охране труда летного состава, нельзя говорить об эффективности международной деятельности по охране труда в целом. Об этом свидетельствуют многочисленные данные о забастовках в крупнейших мировых авиакомпаниях.

British Airways намерена сократить 1700 рабочих мест за счет увольнения 1 тыс. сотрудников и перевода 3 тыс. на неполную занятость. Теперь на рейсах авиакомпании станет на одного бортпроводника или летчика меньше. British Airways приняла жесткий план сохранения издержек за счет персонала. Увольнению подлежат около 1 тыс. сотрудников, еще 3 тыс. будут переведены на неполную занятость. Как сообщает Associated Press, на два года компания заморозит базовую ставку для членов экипажа.

Сокращения персонала сейчас переживают все крупнейшие авиакомпании. Но не во всех авиакомпаниях увольнения проходят мирно. В последние две недели октября 2009г. бастовали пилоты государственного авиаперевозчика Air India и сербской JAT.

Впрочем, кризис не мешает пилотам бороться за свои права. 5 октября члены Европейской ассоциации работников авиатранспорта устроили акции протеста у штаб-квартиры Еврокомиссии в Брюсселе и в 22 аэропортах. Профсоюз, представляющий интересы 38,2 тыс. летчиков из 36 стран, требует снижения нагрузки на пилотов. По словам главы профсоюза Мартина Чалка, нынешняя нагрузка ведет к сильной утомляемости экипажа. Он также привел статистику, согласно которой 20% авиапроисшествий происходит из-за отсутствия должного отдыха у летчиков. В частности, пилоты ссылаются на прошлогоднее исследование швейцарской консалтинговой компании Moebus Aviation. Ее эксперты выяснили, что максимальная смена пилотов в Европе составляет 14 и 11,45 часа в дневное и ночное время соответственно. В Moebus Aviation сочли, что такая нагрузка значительно превышает предельную, и рекомендовали снизить ее на 2 часа.

В Европейской ассоциации воздушного транспорта (ЕАТА), напротив, ссылаются на документацию ИАТА, которая регламентирует рабочее время летного состава. По данным ЕАТА, европейские пилоты работают не больше их коллег из других стран.

С 19 ноября 2009г. государства-члены ЕС обязаны применять новые стандарты безопасности полетов, разработанные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и требующие, чтобы национальные правила по регулированию усталости (утомляемости) пилотов гражданской авиации(FTL), должны быть основаны на "научных принципах и знаниях". Однако, несмотря на наличие последнего научного исследования правил, регулирующих усталость пилотов в Европе, нет ни национальных, ни общеевропейских правил, основанных на научных данных, за исключением правил "CAP-371", действующих в Великобритании.

Приложение является стандартом ИКАО которые обязаны выполнять все члены ИКАО для целей безопасного выполнения полётов. Если государство не может выполнить стандарт, то оно должно уведомить об этом Совет ИКАО, который в свою очередь уведомляет все государства-члены. Срок для уведомления о несоответствии - 60 дней. Отсчёт начался.

Будет ли Россия приводить наше положение о рабочем времени и времени отдыха в соответствии с нормой ИКАО (основное требование - нормы отдыха и работы должны быть основаны на медицинских исследованиях) или будет уведомлять о том, что не сможет этого сделать или, как третий вариант - Минтранс проведёт исследование в клинике, не имеющей отношение к авиации и выдаст это за научное обоснование.

Содержание

Раздел I. Знакомства с аэропортом.

1.1 Общие понятия технологических процессов в аэропортах.

1.2 Основные части аэропорта и их назначения

1.3 Назначение и общие требование к планировке перронов и мест стоянок самолетов

Раздел II. Техника безопасности и охрана труда на авиационном предприятии.
2.1 Изучение общих правил техники безопасности на предприятиях гражданской авиации

2.2 Изучение техники безопасности в авиапредприятиях

А) Т/Б при посадки/высадке пассажиров

Б) Т/Б при подъезде/отъезде технических средств перронной механизации к/от ВС

2.3 Изучение противопожарного оборудование в аэропорту, и на стоянках ВС

2.4 Изучение правил подъезда и отъезда технических средств перронной механизации к/от ВС





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.019 с.)