До 2001 г. действовал КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. на базе Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

До 2001 г. действовал КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. на базе Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде..



Изменения в разделе "Охрана труда" возникли только в связи с социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в России. Конституцией РФ от 12.12.1993 Россия провозглашена федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате реформ произошло коренное изменение трудовых отношений. Субъектами трудовых отношений стали работодатели, обладающие собственностью разной формы, и наемные работники. Конституция РФ в п. 3 ст. 37 провозгласила право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Следует обратить внимание, что в конвенциях и рекомендациях МОТ не употребляется термин "охрана труда", но используются термины "гигиена труда", "гигиена", "безопасность и гигиена труда", "охрана здоровья".Эти существенные изменения нашли отражение в "Основах законодательства Российской Федерации об охране труда" от 06.08.1993 N 5600-1..Социально-экономические изменения переходного периода от плановой социалистической экономики к экономике рыночного характера определили уже через шесть лет необходимость принятия нового Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ). Как указано в преамбуле, Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Необходимость принятия нового федерального закона была связана также с тем, что ратификация Россией Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" и Конвенции МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" потребовала их учета в законодательстве.Существенной новизной Закона N 181-ФЗ по сравнению с Основами 1993 г. является введение ст. 3 "Государственные нормативные требования охраны труда". В ст. 3 установлено, что "государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности".В Законе N 181-ФЗ было воспроизведено определение понятия "охрана труда", впервые данное в ст. 1 Основ 1993 г., но в ст. 1 впервые введен ряд основных понятий, используемых в данном Законе: "условия труда", "вредный производственный фактор", "опасный производственный фактор", "безопасные условия труда", "рабочее место", "средства индивидуальной и коллективной защиты", "сертификат соответствия работ по охране труда", "производственная деятельность".

Следующий этап совершенствования законодательства об охране труда связан с принятием ТК РФ от 30.12.2001. После принятия новой редакции ТК РФ постоянно идет работа по его совершенствованию, внесены изменения во все без исключения статьи. В раздел "Охрана труда" дополнительно включена ст. 216.1 "Государственная экспертиза условий труда".

Дополнительно даны определения терминов "требования охраны труда", "государственная экспертиза условий труда", "аттестация рабочих мест по условиям труда".

За годы становления правовой базы в сфере охраны труда существенно изменилось содержание статьи о службе охраны труда в организациях. Федеральный закон N 90-ФЗ существенно изменил ст. 217 "Служба охраны труда в организации" ТК РФ. Когда численность работников превышает 50 чел., служба охраны труда или введение должности специалиста по охране труда обязательны. Работодатель имеет право привлекать для осуществления функций службы охраны труда стороннюю организацию или специалиста по гражданско-правовому договору. При этом организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Следует отметить, что статьи, устанавливающие основные направления государственной политики в последовательно сменяющихся законах об охране труда, сохраняли значительную преемственность и изменялись в сторону увеличения перечисленных направлений. Статья 210 "Основные направления государственной политики в области охраны труда" ТК РФ содержит 20 направлений, в основные направления дополнительно включены:

• государственная экспертиза условий труда;

• установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

• профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Формирование современной модели государственного управления охраной труда, нашедшей отражение в изменяющихся статьях ТК РФ, происходило не только под воздействием изменений переходного периода от административно-плановой экономики к рыночной системе хозяйствования, а также административной реформы 2003 - 2004 гг. Административная реформа не затронула конституционную норму, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

В ТК РФ полномочия в сфере трудовых отношений изложены в ст. 6 "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений". В статье перечислены полномочия федеральных органов власти, в том числе в сфере охраны труда. В частности, указано, что федеральные органы власти устанавливают порядок расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным требованиям охраны труда и т.д.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" внес существенные изменения. Пункт 2 ст. 26.3 дополнен пп. 44.1: к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено осуществление мероприятия в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством. Этим же Законом введены дополнения к ст. 216 "Государственное управление охраной труда" ТК РФ, в которых конкретизированы функции Правительства РФ и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, причем они даны совместно, как единые функции для Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Можно напомнить, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (п. п. 5.2.65 - 5.2.82 Положения) Минздравсоцразвития России вправе самостоятельно принимать целый ряд нормативных правовых актов, устанавливающих нормы, правила, перечни, типовые положения в сфере охраны труда. Неясно, относятся ли эти нормативные правовые акты к таким основам.

В ч. 5 ст. 216 ТК РФ введено понятие "уполномоченные федеральные органы исполнительной власти". Такими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и Федеральная служба по труду и занятости, уполномоченная на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Существенно наделение исполнительных органов власти субъектов РФ полномочием по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъектов РФ. Это полномочие соответствует полномочиям, указанным в абз. 15 ст. 212 "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" ТК РФ, где, в частности, установлено, что работодатели обязаны обеспечить представление органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий. Для реализации предоставляемого полномочия необходимо разработать методические рекомендации, конкретизирующие виды информации, порядок ее сбора и обработки.

Важнейшими проблемами повышения качества правоприменительной практики в сфере охраны труда, которые сегодня стоят перед органами исполнительной власти, являются:

• многочисленность нормативных правовых актов в сфере охраны труда, которых насчитывается около 3000, многие из которых требуют пересмотра и обновления; увеличивающаяся численность занятых на рабочих местах, условия труда которых не отвечают санитарно-гигиеническим нормам: в 2001 г. - 18,8%, а в 2005 г. - 22,2% (3,16 млн. человек); быстрое старение производственного оборудования, инженерной инфраструктуры, что повышает риск техногенных аварий; недостоверная статистическая база, когда число выявленных государственными инспекторами по труду случаев сокрытия травматизма на производстве в 2005 г. составило около 3 тысяч (более 13% от общего числа расследованных в 2005 г. случаев);

• отсутствие системности и продуманности при разработке законов, например, - Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с начала его действия 21 раз дополнялся, изменялся, при этом до сего времени не решен ряд принципиальных вопросов организации социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.

Наиболее острой проблемой, решение которой сегодня особенно актуально в области охраны труда, можно признать отсутствие должной согласованности законодательства, регулирующего вопросы охраны труда, а также механизмов его реализации в сфере предупреждения профессиональных рисков, что связано с несогласованностью позиций ведомств, отвечающих за реализацию конкретных задач и др.

Структура расходов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и число получателей страховых выплат 2001-2007гг. и структура расходов на выплату пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2005-2007 гг. представлены в Приложении 1.

По данным Фонда социального страхования РФ расходы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в период с 2001г. по 2007г. выросли в 6,7 раз с 4026,0 млн. руб. до 27222,1 млн. руб.

Число получателей страховых выплат за аналогичный период возросло с 458,7 тыс. чел. до 561,3 тыс. чел. Средняя ежемесячная страховая выплата увеличилась почти в пять раз с 0,761 тыс. руб. до 3,730 тыс. руб.






Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.252.84 (0.01 с.)