Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование учебного телевиденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Превращение телевидения в главное средство информации порождало в нашей стране преувеличенные представления об образовательных возможностях малого экрана. Эти представления питались оптимистичными сообщениями об успехах учебного ТВ в США и ряде других стран. В конце 50-х — начале 60-х годов каждая вновь открытая советская телестудия считает своим долгом делать познавательные передачи для школьников. В Москве на Центральном телевидении существовала тогда постоянная рубрика «В помощь школе», в Ленинграде — «Телевизионный лекторий для старшеклассников». Несколько технических вузов скооперировались с ТВ для совместного чтения лекций заочникам первого курса по высшей математике и другим общетеоретическим дисциплинам. Расцвет учебного и культурно-просветительского вещания наступил в следующий период истории развития телевидения в стране — 70 - 80-е годы, когда передачи третьей программы выходили в эфир 12 — 13 часов в сутки. Заметим, однако, что эта программа никогда не была общесоюзной, и поэтому учебные рубрики, существовавшие на десятках телецентров страны, не испытывали никакой конкуренции. Если между ними и существовал какой-либо обмен телеуроками, то он был очень мал из-за отсутствия в советский период медиаметрических служб о размерах аудитории образовательных программ — да и всего телевидения — можно было только догадываться. Утренний блок третьей программы адресовался школам. Из-за нехватки видеомагнитофонов (в учреждениях они появились в середине 80-х годов, а в широкой продаже по доступным ценам — только в начале 90-х) это были по преимуществу «передачи на урок», более или менее связанные с текущей школьной программой. Дневные передачи (факультативные) выходили за рамки учебника и были адресованы не только детям, но и взрослым. В середине 80-х годов объем телевещания непосредственно на урок составлял без повторов 160 часов в год, причем половина этого времени приходилась на долю гуманитарных предметов. И еще около 400 часов занимали учебные программы, создаваемые для эстетического, правового воспитания, для профессиональной ориентации школьников и учащихся ПТУ, для факультативных занятий, кружковой и самостоятельной работы, для повышения квалификации учителей. С самого начала справедливо подчеркивалось, что ТВ как средство обучения будет использоваться только там, где это наиболее целесообразно. Впрочем, Академия педагогических наук и ее исследовательские институты так никогда и не дали четкого ответа на простой, казалось бы, вопрос о том, какие предметы нуждаются в телевизионном подкреплении. Похоже, что выбор предметов и тематики передач зависел от ресурсов редакций и интересов сложившихся там коллективов. Как бы то ни было, за два с лишним десятилетия существования учебной программы по ней прошли передачи почти по всем дисциплинам средней школы. Предпочтение отдавалось темам, которые имели принципиально важное значение в изучаемом предмете и могли быть раскрыты доходчиво и наглядно языком экрана (недоступный в обычной школьной лаборатории эксперимент, показ тех или иных процессов в динамике, запись уникальных явлений природы и т. п.). Телевизионные уроки имели форму лекции, беседы, инсценировки, очерка, экскурсии, репортажа. Независимо от формы изложения материала создатели передач всегда ощущали специфику своей аудитории — они стремились увлечь воображение зрителя поисками ученых и исследователей, романтикой творческого развития человеческой мысли. Для того чтобы стимулировать самостоятельное мышление учащихся, иногда в конце передачи ставились контрольные вопросы и давались задания. При подготовке учебных передач тщательно анализировались советы психологов, методистов и учителей — о запасе знаний учащихся в том или ином классе, о возрастных психологических особенностях и т. д. Их создатели стремились к тому, чтобы передачи строились по законам произведения искусства — имели свою драматургию, композицию, правильную соразмерность частей. Вместе с тем, учитывая, что каждая учебная передача это часть курса, дисциплины, системы знаний, они должны были заботиться о последовательности и преемственности информации. Наконец, учитывалась возможность многократного повторения передач наиболее удачных циклов после их премьерного показа. В качестве ведущих и участников учебных и образовательных передач приглашались авторитетные ученые, видные писатели и деятели искусства и, конечно, лучшие отечественные педагоги. Многие передачи, созданные Главной редакцией научно-популярных и учебных программ, и сегодня составляют золотую коллекцию Государственного фонда телевизионных и радиопрограмм. Уроки музыкального воспитания детей, которые вел по своей системе композитор Д. Кабалевский, стали событием общественной значимости. Их смотрели не только дети. Телевидение получало массу писем от взрослых самых разных профессий, благодаривших передачу, открывшую для них мир музыки. Многие признавались, что благодаря урокам Кабалевского они впервые в жизни стали понимать серьезное классическое музыкальное искусство. Широкий общественный резонанс вызвали уроки изобразительного искусства художника Б. Неменского, встречи с учителями-новаторами в Концертной студии Останкина. В те годы интеллигенция ожидала, что учебное ТВ улучшит качество педагогической работы, поскольку школьные учителя будут перенимать распространяемый телевидением передовой опыт, использовать его в классах. Теоретики и практики телепедагогики пытались найти закономерности во взаимоотношениях ТВ и учителя, ТВ и ученика, сделать процесс телеобучения более эффективным. Хотя всегда и повсюду подчеркивалось, что учебное телевидение создавалось не для замены учителя, а в помощь ему, отношение школы к новому средству обучения оказалось менее благожелательным, чем рисовала теория. Учитель в классе должен был возместить отсутствие контроля над усвоением материала в телеуроке: живая дискуссия в аудитории вслед за передачей была призвана компенсировать отсутствие обратной связи. Но творчески развить и дополнить только что увиденное на экране без методической поддержки, без пособий и специальных учебников могли лишь отдельные учителя. Большинство же их приходило к мысли, что телевизор в классе лучше вообще не включать, чтобы избежать нежелательных для себя сравнений. Свою инертность учителя оправдывали низкой эффективностью телеуроков. Прежде всего, подчеркивали скептики, класс, в котором материал излагался с помощью ТВ, должен был иметь лучшие знания по сравнению с тем, где занятия проводились традиционным способом, а так было далеко не всегда. Во-вторых, они предлагали сравнить затраты времени и средств на телеурок с реальной отдачей от них: хороших знаний можно было добиться и ценою меньших затрат. Последний аргумент был особенно очевиден: широковещательный канал— не самое дешевое средство распространения специальных знаний для узкой аудитории. В 1981 году Центральное ТВ сочло нерентабельными некоторые учебные передачи и прекратило их (для поступающих в вузы и студентов-заочников). Энтузиазм в отношении возможностей учебного ТВ постепенно вытеснялся сомнениями. В нашей стране взрослело первое телевизионное поколение, и стали заметны теневые стороны электронной грамотности. Школьники привыкают видеть в телевидении прежде всего развлечение. На телеуроках надолго запоминались отдельные зрелищные моменты, а аргументация нередко проскальзывала мимо сознания учащихся. Выросшие в эпоху визуальной культуры, когда в качестве «третьего родителя» выступает телевизор, дети читали меньше, чем их предшественники. Начиналось падение престижа печатного слова и книги, заставляющей мозг работать активнее, дисциплинированнее, чем телевизор. Какие бы великолепные передачи ни создавались телевидением, ему не удавалось полностью интегрироваться в учебный процесс. Природа школы и телевидения как институтов общества, их традиции, функции, структура оказались разного уровня. На протяжении всего XX века в классную комнату внедрялись разнообразные средства обучения, но всегда новое средство воспринималось как эксперимент и играло вспомогательную роль, не меняя существенно процесс обучения и роль учителя. Видеомагнитофон пришел на помощь отечественному преподавателю не в лучшее время: и школа, и телевидение уже оказались в трудном финансовом положении. В 1991 году перестали выходить передачи для школьников, учебно-образовательная редакция была поделена на две части, отошедшие разным телеканалам — «Останкино» и «Россия». Вместо учебного канала появился культурно-просветительный четвертый канал «Российские университеты». Он изобиловал случайными, наспех сделанными и далекими от подлинной культуры передачами, к тому же содержавшими скрытую рекламу. В 1994 — 1996 годах в два приема его частоты были переданы телекомпании НТВ, которая превратила «Российские университеты» в часовую рубрику с последними учебными передачами для изучающих иностранные языки. В 1997 году и эта рубрика была закрыта, а в российском эфире не осталось ни одной передачи, рассчитанной на систему образования молодежи. Следует, видимо, отметить, что за рубежом, как и у нас, учебное ТВ также пережило период завышенных ожиданий и совершает дрейф в сторону культурно-просветительных программ. Современные электронные средства обучения — видео, компьютеры, цифровое, кабельное и эфирное ТВ — носят интерактивный характер и могут вести обучающий диалог, которого так не хватало на телеуроках в прошлом. В глобальном масштабе поиски в области учебного ТВ не прекращены, и если Россия сегодня стоит в стороне от них, то эта ситуация рано или поздно изменится.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.012 с.) |