Советы старца некоторым душам, учредившим братство



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы старца некоторым душам, учредившим братство



Не думайте, что диавол ошибается или что ему безразлично то, что вы учредили братство, то есть бастион для сражения с ним. Нет, он об этом хорошо поразмыслил и, насколько мог, вооружился коварством, как лис или волк. Он пробрался внутрь вашей ограды и губит ваши души. Не оставляйте его более внутри. Поднимитесь и соединитесь в любви, чтобы лишить его силы. Помыслите о том, что всё оставили ради Христа, пожертвовали своей юностью, презрели все радости мира, дабы стяжать Христа. Пожалейте свои души, подумайте, что диавол бодрствует и ищет, кого бы ему поглотить. Этот змий из пучины не может стерпеть того, что вы его попираете и не слушаете! Он завидует, и посему приходит, как лукавый лис, принося раздоры и брани, чтобы суметь вас разделить и затем ввергнуть в различные пропасти греха.

 

Без помощи Божией мы не можем сделать ничего доброго. Посему необходимо многое смиренномудрие, дабы обрести душевный покой.

Никогда лукавый диавол не прекратит пускать в нас свои раскаленные стрелы, всегда будет стараться захватить нас и одолеть. Однако и у нас есть много оружия, несущего ему смерть, особенно же молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», которая буквально пожигает его. Поэтому он старается напасть на нас вероломно, из-за угла, но Христос Своими святыми заповедями просвещает нас в том, как нам сражаться с ним.

Сего человека диавол подтолкнул воевать с тобой, дабы заставить тебя преступить святые заповеди Божии. Он хотел через это принести вред твоей душе, но главное — оскорбить Бога и таким образом побороться с Ним. Если же мы, несмотря ни на что, подвизаемся в хранении слова Божия и подвизаемся сильно, то и свою душу спасаем, и сподобляемся того, чтобы через нас прославился Бог: Я прославлю прославляющих Меня[368].

Посему, чадо мое, подвизайся с любовью, с терпением, со смирением, чтобы с помощью Божией разрушить диавольские сети. Возможно, через тебя Бог просветит этого человека покаянием. Побеждай зло добром[369].

 

Чадо мое, ты пишешь мне о своей плотской брани. Знай, что произошла она у тебя от гордости, чтобы ты смирился и научился тому, что если нас оставит благодать, то мы падаем и делаемся жалким зрелищем.

Посему смиряйся, укоряй себя, проси у Божией Матери даровать тебе дух смиренномудрия, чтобы в чувстве познать, что ты ноль, ничто, ибо Христос говорит: без Меня не можете делать ничего[370].

В этом искушении, пришедшем к тебе, научись тому, как падает человек и как глубоко падает. Но для более гордых есть падения и похуже. Не огорчайся: это искушение и оно пройдет. Бог попускает это для нашей пользы, чтобы посредством искушений мы научились мудрости. Терпи, мужайся, не отчаивайся, дерзай; это пройдет. Это шторм, и море выбросит весь мусор, который скопился на дне во время штиля!

Не огорчайся чрезмерно, ибо это от диавола и такая печаль приведет тебя к небрежению и охлаждению. Только подвизайся и не бойся. Презри сатану и покажи, что ты не считаешься с ним, и он, как гордый, уйдет, ибо доколе ты считаешься с ним, он не отстанет.

 

Когда приходит к тебе плотская брань, особенно остерегайся постыдных мечтаний, от которых происходят нечистые помыслы. Прогоняй, разрушай мечтания, как только они придут. Сразу твори молитву с душевной болью, и тотчас получишь избавление от брани.

 

Не думай, что это ты помыслил такое о старце. Нет, чадо, это от диавола. Твоя душа чиста. Диавол нечист и приносит это нашему уму, стараясь убедить нас в том, что это мы сами помыслили, дабы ввергнуть нас в скорбь. Скорбь эта диавольская, что доказывает нерадение о духовных обязанностях, ибо если бы она была от Бога, то мы имели бы усердие во всем.

Ты не огорчил старца, как тебе кажется, потому что старец по опыту знает, что это не твое, а демона. Тебе это так показалось, чтобы ты огорчился и не имел дерзновения сказать о своем помысле. Нет, сколько бы раз ни приходили к тебе такие и подобные помыслы, иди и говори о них свободно, ибо искуситель приносит такие помыслы для того, чтобы мы устыдились и не говорили о них, не исповедовались, чтобы впоследствии поглотить нас целиком. Будь осторожен, не скрывай помыслов, ибо падешь в сети.

 

Не страшись, чадо мое. Это брань, и она пройдет. Все святые были боримы. Брань их доходила до того, что в отчаянии они брали ядовитых змей и клали их на себя, желая умереть от их укуса. Но нам, как немощным, Бог не попустит брани, превышающей наши силы, и подаст помощь. Однако, поскольку у нас есть гордость, Бог попускает нам брань, чтобы мы смирились. Не скорби чрезмерно, но с великим смирением повергни себя пред Богом и укоряй себя. Любой злой помысл прогоняй, как только он придет, и я верю в то, что благодать Божия подаст тебе облегчение.

Не бойся, ничего с тобой не случится. Прочь гони трусость, дерзай, все пройдет, ты увидишь. Брань же эта принесет тебе много пользы, и многую благодать даст тебе Бог. Только не трусь, потому что так мы проигрываем игру.

 

С великим вниманием должны проводить мы свои дни. Диавол очень коварен и поджидает удобного случая, чтобы во время нашей духовной дремы уловить нас в свои сети и сделать повинными пред Богом и своей совестью. О, если бы Бог упразднил его, чтобы он не мог творить нам зло! Но, будучи справедливым, Бог не может нарушить свободы человека. И таким образом мы, и я первый, по своему произволению слушаем лукавые внушения диавола и согрешаем.

 

Всеблагий Бог принимает нас даже в единонадесятый час. А нам хотя бы в тот час понять это. Но лукавый враг нашей души не бездействует, ничто не ускользает от него, ибо он знает безмерную цену времени и старается излишними попечениями, мирскими приманками и удовольствиями укоренить в нас неведение и забвение, дабы в последний час повергнуть в совершенное отчаяние. Таким образом он, окаянный, приобретает бессмертные души, за которые Христос умер на Кресте!

 

О бранях своих не скорби, не бойся, но дерзай. У демонов нет власти причинить тебе зло. Но это перст Божий, и благодари от сердца, ибо посредством сего отверзутся очи твоей души и направят тебя на истинный путь. Трудноисцелимые страсти врачуются горчайшими лекарствами.

Умоляй Бога: «И не введи нас во искушение». Эта брань, как говорит авва Исаак, от гордости, от возношения, от черствости сердца. Исцеляются сии страсти смирением и признанием собственных ошибок, послушанием и доверием духовному отцу.

Смиряйся, чадо мое, только это лекарство спасет тебя. Бог по любви Своей послал тебе эти искушения, дабы устрашить тебя, чтобы ты пришел в себя, образумился, смирился и попросил прощения.

Посему, когда ты молишься, эти лукавые приходят в ярость: они видят, что ты начинаешь разрубать их сети, и боятся, как бы ты не убежал от них. Они желают устрашить тебя или привести в отчаяние.

Поэтому вооружайся верой в Бога и надеждой на Него и будь уверен в том, что ничего они не могут сделать без повеления свыше, от Бога.

Знай, что если ты претерпишь эту брань, смиришься пред Богом и братией, то Бог дарует тебе великую благодать и просвещение, откроются очи твоей души и ты узришь, в какой тьме ты находился.

Дерзновение, которое чувствуешь,— это благодать Божия, помогающая тебе в сих искушениях, ибо оказаться в такой брани без дерзновения, надежды и веры — великая опасность.

Не бойся ничего, возлагай все свои надежды на Христа. Не прекращай молитвенного вопля и узришь, какую получишь помощь.

Бойся Бога, а не демонов. Бойся Бога в Его судах, ибо, когда Он решит наказать нас за гордость, кто может воспрепятствовать Ему? Посему, когда зло мало, позаботимся о его исцелении, иначе оно возрастет, и тогда, даже если будут помогать тебе и другие люди, не смогут спасти тебя.

Итак, больше возлюби Бога, пославшего тебе лекарства от твоих немощей — терпение, смирение, дерзновение, и постарайся принять их.

 

Пока борет нас лукавый дух гордыни, падения наши не прекратятся. Когда же падения даруют нам познание своего окаянства и мы удостоимся смирения, тогда с нами Христос, смиренный сердцем и кроткий душой. Тогда в душе нашей будут царствовать радость, мир и сладость и наше сердце согреет блаженство.

 

Понуждайте себя, чада мои, к духовному подвигу. Не забывайте о великой опытности диавола и о нашей немощи. Как осенний лист падает от малого ветерка, так и мы падаем при малейшем искушении и испытании, когда благодать Божия не сражается вместе с нами. А когда же содействует нам благодать Божия? — Только тогда, когда смиренное мудрование руководит каждой нашей мыслью и каждым нашим делом.

 

Да умножится в душе твоей истинное смиренномудрие, которым охраняется душевный плод. Сатана покушается украсть у подвизающихся цель подвига. И кража заключается в том, чтобы ввергнуть человека в гордость: тогда, что бы он ни делал, он будет мнить о себе, что усердием и понуждением приобрел ту или иную добродетель. Таким образом, труд остается без награды, подвиг — без надежды и работа — без оценки по достоинству.

 

Не бойся незримых врагов, когда облекся ты во Христа. Трепещи тогда, когда по причине осуждения ты не видишь хранящей тебя благодати. Но и тогда «нет худа без добра». Постарайся служить Богу в страхе и трепете, ибо лукавый запинатель подвизающихся ожидает времени нашего нерадения и тогда набрасывается с яростью — Бог да упразднит его! — и старается нас, если возможно всех, низвести во ад.

 

Диавол является источником всякой лжи, обмана, лукавства и всякого зла. Поэтому всякий нехристианский помысл есть по сути своей ложь и обман.

Молодому человеку он посредством мечтательных помыслов обещает всяческое благоденствие, вводя его в заблуждение обманчивыми снами, богатством, всевозможными наслаждениями, внушая мысль о бесконечности этой жизни, ибо так лукавый действует по своему плану, заставляя забыть человека о смерти, доколе не поверит ему человек, как своему лучшему и возлюбленному другу. Потом, оплетя его своими сетями, как паук свою жертву, он без труда высасывает из него все духовное, делая его мертвым для Бога.

 

Услышанный тобой голос, сказавший тебе: «Христос очистил тебя от греха и умертвил твои страсти»,— от диавола. Это первая ступенька, которая ведет человека к прелести и погибели. Если человек послушает диавола, обратит на него свое внимание, если сердце его усладится и согласится с тем, что эти диавольские слова — истина, тотчас сатана приходит более ощутимо и постепенно-постепенно берет власть над человеком. Тогда нужен великий труд, чтобы освободиться от него.

Посему, чадо мое, ты хорошо сделал, что не обратил на то внимания и укорил себя. В другой раз, если услышишь что-нибудь подобное, скажи:

— Я передам это своему старцу, и что посоветует он, то я и сделаю.

Диавол очень боится исповеди старцу, ибо знает, что так будут расторгнуты все его сети!

Знай, чадо мое, что в тебе пророс помысл возношения, то есть гордыни, потому и случилось это с тобой. Будь осторожен, имей многое смирение, каждый день молись, чтобы Бог даровал тебе дух смиренномудрия. Как не прорастает ничего на утоптанной тропинке, так и на «тропинке» смиренномудрия не прорастает никакая прелесть.

 

Неверие и хула происходят от зависти диавола. Единственное избавление от них — презрение к этим помыслам, как к собачьему гавканью. Нет у человека в этом греха. Иные люди не знали того, постились, совершали бдения, плакали, чтобы освободиться от них. Но помыслы хулы покидают человека только через презрение к ним.

И авва Агафон был борим хульными помыслами и молил Бога, дабы Он освободил его. И слышит голос, говорящий ему:

— Агафон, Агафон, позаботься о своих грехах и позволь диаволу лаять. Ты не виновен в этом.

Если не презреть эти помыслы, то никогда не освободишься от них.

 

Сколько бы нас ни тиранил по зависти и злобе страшный мучитель наших душ, придет час, когда Бог осудит его злобу, а нам, обремененным, дарует вечное упокоение.

Терпи, чадо мое, оденем и мы терновый венец житейских скорбей, как это сделал и Христос, с Которого мы берем пример. Терния пусть глубоко вонзятся в нашу голову и вместе с болью пусть потечет кровь, чтобы эта боль и эта кровь украсили и прославили одеяние наших душ, дабы нам не постыдиться, когда явимся пред Христом, видя другие души, исполненные славы и чистоты. Терпение! Зима скорбей пройдет, и прекрасная весна принесет благоухание благодати Божией.

 

Чадо мое, не придавай значения тому, что шепчет тебе обманщик диавол, пытающийся с помощью своих уловок играть с тобой в одни ворота, дабы привести тебя к бездействию и отчаянию. Отчаяние приносит горечь — предвкушение геенны, потому что находящиеся в геенне пребывают в отчаянии, ибо никогда не выйдут оттуда: ведь в аду нет покаяния!

 

Ради любви Христовой подвизайтесь со всею силою души.

Диавол подвизается день и ночь, чтобы соделать нас своими сосудами, недостойными святого Бога. Будем подвизаться и мы, чтобы стать сосудами Распятого, постыдить диавола и прославить ту Любовь, Которая ради нас пролила Свою всесвятую Кровь!

Будем сильно подвизаться; не бойтесь, ведь перед нами наши старшие братья — Ангелы, подвизающиеся вместе с нами. Они несравненно многочисленнее и сильнее демонов. Посему дерзайте, утесните врагов посредством истинного ведения, ибо истина как всесильное оружие ограждает подвижника.

 

О, в какой осторожности мы нуждаемся! Диавол рыщет, кого бы поглотить и низвести на дно ада. А мы (и я), его добыча, по собственной воле впали в летаргический сон и проснемся тогда, когда будет уже поздно.

 

Святая Гора, 30.06.1958

Возлюбленный во Христе брат, я получил твое письмо и увидел, что ты обуреваем помыслами той брани, которую терпит человек от лукавого духа блуда.

Послушай, брат, человека, бедного в познании и в душе обнаженного всякого добра. Когда кто-либо подвизается против греха со смирением и страхом Божиим, трудясь с теплотой духовной под руководством опытного духовника, невозможно, чтобы Бог попустил ему погибнуть.

Только когда человек будет пренебрегать своими духовными обязанностями, особенно же когда возгордится, помышляя, что он что-то из себя представляет, тогда может поскользнуться. Но и снова, если припадет со смирением, вновь восстает, вновь врачуется. Милость же Господня близ сокрушенных сердцем.

Однако много испытаний попускается и для приобретения опыта и духовной мудрости, ибо без искушений невозможно стяжать опыт. Опытом называется искусство, полученное не от учения, а от практического постижения того, что приносит вред, а что пользу. Если человеку не будет попущено хотя немного впасть в искушение, то он не сможет измениться к лучшему.

Когда человек из добрых побуждений сделает что-то, а потом поймет, что сделал неправильно, Бог, призирающий на сердце и испытующий намерение каждого поступка, приведет снова все в установленный порядок и просветит человека, дабы он понял, что нужно было делать.

Непогрешимость свойственна лишь Богу. И святые, как бы ни были они совершенны, не были безупречны. Даже им попускались искушения для смирения, внимания, терпения немощи своего естества. Небольшой гнев, или смех, или праздное слово не лишают святого его святости.

Необходимо иметь в виду, что никогда не нужно отчаиваться в самом себе. Сколько бы раз человек ни поскользнулся и ни пал, пусть даже десять тысяч раз в день, пред Богом неправедно отчаиваться в себе, но пусть имеет добрую надежду и уготовляется к брани, доколе не придет милость Божия и не освободит его.

Некоему подвизавшемуся брату случалось впадать в грех наедине с собой. Но он тотчас восставал и совершал свое правило. Диавол же, ввергнувший его в грех, наконец потерял терпение, видя дерзновение брата и его благую надежду. Он является явно и с беспокойством говорит:

— Разве не боишься Бога, ты, скверный? Сейчас ты согрешил, и с каким же лицом ты стоишь пред Богом? Разве не боишься, что Бог попалит тебя?

Брат же, имея мужество в душе, ответил демону:

— Келия эта — кузница: один раз наносишь удар и один раз сам получаешь. Но с Иисусом, пришедшим спасти мир, я не прекращу сражаться с тобой, падая и восставая, нанося удары и получая их, до последнего своего издыхания, и посмотрим, кто победит: ты или Христос!

Услышав такое вопреки своему ожиданию, диавол сказал:

— Больше не буду воевать с тобой, чтобы не стать причиной твоих венцов.

С тех пор брат освободился от брани и сидел в келии, оплакивая свои грехи.

Когда Бог просветит человека и он покается в своих грехах и будет проводить жизнь смиренную и внимательную, Бог не попустит его погибели. Естественно, что прежде совершенные грехи станут для него жалом и преткновением. Но, видя высоко вздымающиеся волны, пусть не отчаивается, помышляя о том, что падет и погибнет, но пусть уповает на Бога и противоборствует с верой, со смирением, с духовным подвигом, доверившись водительству духовного отца, и да не страшится он, видя разыгравшуюся бурю.

 

Молитовку твори все время. Затворяйся в себе посредством молчания и поучения. Заботься о своей душеньке, дочь моя; в своем доме стань более духовной. Бог же наблюдает за тобой, и час благодати пробьет чудесным образом, когда это решит «верховное главнокомандование».

Молясь, плачь смиренно. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?[371] Сатана использует все средства, чтобы воспрепятствовать восхождению душ. Блаженна та душа, которая избегнет его и посмеется над ним.

Размышляй о суетности преходящих вещей и о подлинности и постоянстве небесного жительства, где водворяется торжествующая Небесная Церковь, ожидая и молясь о земной, подвизающейся нынешним суровым подвигом. Сегодня, как никогда, мы нуждаемся в горячей вере во Христа и правых догматах наших святых отцов. Настало время, когда диавол будет прельщать и избранных.

 

Диавол, конечно, во время брани бездействовать не будет. И у него есть свои орудия. Какие? Вот, например, он шепчет нам: «Ты ничего не сможешь сделать, я снова низвергну тебя. Разве ты не видишь силы такой-то страсти, великое множество немощей? Имей в виду, что одержать надо мной победу не так-то легко и что отступать я не буду. Кроме того, разве смог ты до сего дня сделать что-нибудь? Ничего! Но я и не дам тебе сделать. Напрасны будут все твои труды, я непобедим. Разве ты не видишь моего величия?». И тут же он представляет постыдные мечтания с сильным плотским услаждением. Он кажется вооруженным, как скорпион. Так диавол внушает подвижнику чувство, что спастись невозможно, что нужно поднять руки и сдаться!

Это и множество всего другого нам представляет лукавый и коварный «советчик». Итак, вперед, откроем ложь его сетей и обнажим его ржавое оружие. Подвижник крепкого Бога, верующий в Его непобедимую силу и ощущающий ее, начинает серьезный подвиг, мужественно подымая флаг страшного Креста с орудием ужасного для демонов имени Иисусова, призывая Его непрестанно и отважно, заграждая дорогу для безумных и коварных прилогов диавола, непрестанно помышляя о смерти, суде, муке, о райском наслаждении и вечной славе близ Иисуса, о подвигах святых и тому подобном. Все это «боевое снаряжение», которое подкрепляет силу молитвы!

Тогда обращаются в бегство отчаяние, нерадение, эгоизм, бесстыдство, и подвижника охватывает ревность. Тогда отступает сатанинское надмение и лопается, как мыльный пузырь.

 

Глава восьмая



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.019 с.)