О Божественной литургии и Божественном Причащении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О Божественной литургии и Божественном Причащении



Что за величие — Божественная литургия! Когда Бог призирает на Своего смиренного служителя, как он чувствует великолепие литургии! Какую пользу получают поминаемые![686] Сколь Бог почитает человека, что на каждой литургии снисходит вместе с ангельскими чинами и питает его Своими Всесвятыми Телом и Кровью!

«Вся бо воздал еси нам»[687]. Какая существует вещь телесная или духовная, тленная или нетленная, которой бы Он лишил нас? Никакой. Если ежедневно Он дает нам Свое Святое Тело и Кровь, то что может быть выше этого? Конечно же, ничто. Каким Таинствам Бог сподобил служить перстного человека! О бесценная небесная любовь! Одна капля Божественной любви превосходит всякую любовь земную, телесную, мирскую.

 

В Малом Скиту Святой Анны жил один иеромонах Савва, тот самый, что был известен под именем «папа[688] Савва»[689]. Он был духовником отца Иоакима Специериса[690]. Он был духовником и русской императрицы Екатерины[691]. Он литургисал каждый день и был богоносцем, прозорливым, учителем умной молитвы.

Однажды кто-то спросил его, что подвигает его к поминовению на проскомидии столь многих имен. Он ответил: «Когда я был помоложе, пригласили мы епископа на освящение храма, что над монастырем Святого Дионисия[692] (там папа Савва раньше безмолвствовал со своим старцем отцом Иларионом[693], который тоже был известным духовником). После освящения епископ говорит моему старцу: “Можно дать отцу Савве несколько имен, чтобы он поминал их каждый день: ведь он служит каждый день?”. Старец отвечает ему: “Дай столько имен, сколько хочешь”. И он дал мне шестьдесят девять имен. Когда я совершил тридцать девять литургий и должен был служить сороковую, со мной произошел такой случай. Я облокотился на аналой и ждал, когда придет старец и я прочту входные молитвы литургии. Незаметно я заснул и вижу себя во сне облаченным в святое облачение и стоящим перед святым престолом. На святом престоле был святой литургийный дискос и потир, полный Крови Христовой. Затем я вижу, как приходит отец Стефан, берет проскомидийную записку и лжицу, подходит к святому престолу и кладет на него записку рядом с дискосом. Потом он погружает лжицу в Святую Кровь Христову и стирает одно имя. Потом он погружает ее снова и стирает другое имя и так далее, пока не проделал это со всеми именами, и записка стала чистой.

Тогда я проснулся, и вскоре пришел мой старец. Я тут же рассказал ему о происшедшем. Старец говорит мне: “Разве не наказывал я тебе не верить в сны?”. После литургии он говорит мне снова: “Ты не достоин того, чтобы им простились грехи. По вере своей они получили прощение”. Вот это и является причиной того, что я поминаю имена всех».

 

Велика польза от Божественной литургии, от поминовения. И особенно несомненна эта польза для тех, кто покаялся, у кого была малая закваска добродетелей, но кто по причине нерадения, лени и откладывания на потом не успел замесить хлеб добрых дел. Таким людям этот недостаток по богатству милости Божией восполняют молитвы Церкви и частные молитвы, милостыня, дела человеколюбия и прочее. Святой Кирилл Иерусалимский говорит, что во время литургии огромную пользу получают все поминаемые, о которых творится молитва.

Новая преподобная из Малой Азии — Фотиния — как-то в исступлении видела священнолепного мужа, наподобие иерея, и он говорил ей: «Дочь моя, подавай имена священнику, чтобы он потрудился в поминовении их, ибо великую пользу получают души умерших! Смотри, не забывай подавать священнику имена!».

 

Величайшая милостыня, величайшее добро, более всего приносящее облегчение каждой душе, находящейся в мире ином,— это заколание Божественного Агнца на святом жертвеннике во время святой литургии.

В Ветхом Завете сказано, что кровь козлов и тельцов и пепел телицы очищали грешников от преступления заповедей закона[694]. Не тем ли более Кровь Христова, говорит апостол Павел, очистит нас от всякого греха?[695]

Итак, огромна польза, ибо приносится в жертву беззлобный Агнец Божий, дабы очистить людей от грехов и разрешить от множества пленивших их страстей.

 

Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому [696]. И как укушенный змеями взирал на висевшего медного змея и исцелялся[697], так и каждый христианин, верующий во Христа и притекающий к Его живоносным язвам, ядущий Его Плоть и пиющий Его Всесвятую Кровь, исцеляется от укусов мысленного греховного змия и оживотворяется сей святейшей пищей к обновлению, рождению в новую жизнь, согласную с Его живоподательными заповедями.

О, сколь необходимо нам при всяком случае приступать к этому небесному пиру, который устраивает нам это преестественное Таинство святого престола!

Ангелы невидимо предстоят. В величайшем благоговении священники, в момент этого Таинства почтенные паче Ангелов, приносят в жертву непорочного Агнца.

Ангелы служат, а верные приступают, чтобы вкусить Тела и испить Крови Христовых: «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите»[698], дабы таким образом жить во Христе и не умирать во грехе.

Итак, да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей [699], согласно божественному апостолу, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа [700].

Когда какой-либо человек желает предстать царю, то готовится к этому заблаговременно. Он приводит себя в порядок, готовит речь, продумывает свое поведение и манеры, чтобы привлечь царскую милость и быть услышанным в желанном прошении. Насколько Царь Небесный превосходнее земного, настолько же усерднее и христианин должен готовиться к Божественному Причащению, чтобы сподобиться милости и прощения.

Приходящий к земному царю зачастую вооружается лукавством, лестью, лицемерием и ложью, чтобы получить желаемое, в то время как верного христианина, приходящего к Царю царей, Который взирает на внутреннего человека, должны украшать святость, смиренное мудрование и простой нрав души, который драгоценнее гибнущего золота.

Приготовимся и мы, очистив помыслы и умертвив чувства, да совнидем в чистоте со святыми апостолами на Тайную Вечерю и да причастимся сладчайшего Иисуса, дабы Он пребывал с нами в нескончаемые веки веков. Аминь, буди!

 

Стой в церкви со страхом и благоговением, ибо здесь невидимо присутствует Христос со святыми Ангелами. Внимательных и благоговейных насыщает благодатью и благословениями. Невнимательных же осуждает, как недостойных.

Постарайся причащаться как можно чаще. У тебя есть на это благословение, потому что Божественное Причащение — наилучшая помощь подвизающимся против греха.

 

К Божественному Таинству приступай с великим умилением, сокрушением и чувством своей греховности. Велика милость Бога, Который соглашается войти в тебя, не гнушаясь множеством твоих грехов. По Своей безграничной любви, Он приходит освятить тебя, удостаивая тебя стать Его чадом и сонаследником Его Царства.

 

Недостойно я служу моему Богу. Служение это святое и страшное. Каждый день я приношу Богу жертву благоугодную, Агнца Божия, Непорочного — Непорочному Отцу и Богу, дабы милостив Он был к тому, чем мы огорчаем Его, благаго Бога, Который ради нас принес в жертву Своего Сына. О Боже мой, возлюбленного Твоего Сына — за нас! Кто мы такие, что стоило приносить ради нас такую высочайшую жертву! Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его [701].

Образ блудного сына, расточившего богатство отца, явно указывает нам на то, ради чего умер Христос.

Грех прародителей — начало и корень всех скорбных событий, бывших доныне и тех, что будут до скончания века. Одно преслушание, подобно семени во утробе Евы, произрастило и передало телесную и душевную смерть происшедшему от нее человеческому роду. И могла ли представить себе бедная Ева, что малое вкушение плода приведет к такой катастрофе и муке, что принудит Святую Троицу к Совету[702], чтобы одно из Лиц Живоначальной Троицы было послано в мир и претерпело от творения Своих рук — человека — заушения, пощечины, бичевание, оплевание и всякий позор, было повешено на Кресте как проклятое: проклят всяк, висящий на древе [703].

На каждой Божественной литургии воспоминается крестное страдание Иисуса, нашего сладкого избавления, света наших помраченных душ, и Его живоносное воскресение, через что получает искупление каждая грешная душа. И если в ветхом законе, который был лишь тенью, кровь тельцов и козлов и пепел телицы очищали от грехов, то не тем ли более Всесвятая Кровь Христова, которой мы приобщаемся во святых жертвенниках святых Божиих Церквей, очистит нас от всякого греха и согреет наши души Божественной любовью нашего сладчайшего Иисуса![704]

Любовь рождается от рассуждения, ибо если все мы, и в частности каждый из нас, не осознаем, чт!о даровал нам Бог, Который нам, со всеми нашими грехами, дал великую милость познать Его и самих себя, то не пригвоздим свои души Его страхом и не возрадуемся красоте Его любви.

Апостол Павел, чтобы пробудить бОльшую любовь и благодарение Богу, говорил христианам: Какой же плод вы имели тогда (в язычестве)? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь… Ибо возмездие за грехсмерть [705].

Если бы Бог не призвал нас, чтобы мы последовали Его святому пути познания самих себя и осознали нашу прежнюю греховную жизнь, если бы не было Божественного просвещения, то мы никогда бы не увидели пути света и истины.

Он призвал нас всех: одних — с детства, других — в зрелом возрасте, третьих — в старости. Он принял нас всех, как птица под свои крылья[706], чтобы сотворить причастниками Своего Божественного Царства. Он ничего не возгнушался: ни язв, ни ран, ни болезней, ни духовно безобразного облика наших душ. Но Он принял нас, как отец, вскормил, как мать, и, подобно безмездному врачу, исцелил и облачил в прежнюю одежду усыновления, благодати, презрев многие долги и грехи каждого из нас. Потому мы должны иметь безграничную любовь к Нему и почтение. Любовь да пребывает в сердце, подобно живому роднику, источающему потоки божественной любви. Не так, как древний Израиль, любивший только устами, а сердцем далеко отстоявший от Христа, но как пылающий огонь, говорящий: «Прииди ко Отцу».

Как спортсмен испытывается на беговой дорожке и на спортивной площадке, так испытывается и христианин на поприще борьбы, истинно ли Он любит Бога. Терпение в борьбе против разнообразного греха, мужество в стремлении исполнить Божественные заповеди отличают теплого служителя Иисусова.

Не будем огорчать преступлением заповедей, ропотом, непослушанием, разнообразными видами греха Того, Кто показал нам безграничную любовь, но, как благодарные рабы, постараемся упокоить Его утробы, дабы утешился Он, как говорит псалом: и о рабех Своих утешится [707].

 

 

Глава девятнадцатая

Об умерших

 

Мы получили радостно-печальную весть об отшествии ко Господу вашего чада. Мы скорбели и плакали вместе с вами. Однако не это заслуживает его душа, ибо мы уповаем, что Христос принял ее и избавил от мучений жизни, чтобы упокоить в вечных обителях. Эта душа, подобно светлейшему и священнейшему украшению, будет украшать ваш благородный дом и впредь будет невечерним светочем предстательства о нас ко Господу. Его девство, многолетняя болезнь и терпение, второе крещение — ангельский образ — уведомляют нас о том, что сладчайший наш Иисус принял это, как благоуханный фимиам. Молю вас, не скорбите, но радуйтесь, потому что вы внесли в сокровищницу Божию великое сокровище. Смерть — это кратковременная разлука, потому что Христос, придя на землю, Своим светом разогнал таинственный мрак смерти. Ибо верующий в Меня, если и умрет, оживет. Я есмь воскресение и жизнь [708]. Желаю вам от всего сердца, чтобы святой Бог дал вам терпение, утешение и священные мысли, наставляющие в духовном.

 

Но ты же знаешь, как просят о помощи усопшие! Потому что после смерти нет покаяния, а они остались со своими сквернами и пороками и теперь, видя, что помощь живых весьма содействует улучшению их участи, они желают, просят и жаждут, чтобы их поминали. Также они жаждут и того, чтобы в их роду нашелся какой-либо священник или добродетельный христианин, который позаботился бы и о них.

Я напишу тебе об одном видении, слышанном мной из уст епископа, которому я сослужил много лет тому назад. Он рассказывал нам, что был один священник, которого победило вино, и он часто напивался. Так было много лет. В остальном он был добродетелен и благочестив. Однажды по обычаю он выпил вина, захмелел и прежде своего отрезвления пошел и отслужил литургию. Но, по попущению Божию, у него упали Святые Тело и Кровь Господни! Бедняга похолодел от страха, помышляя о великой епитимии от своего епископа!

Когда наконец он поисповедовался, епископ говорит ему:

— Ступай, я извещу тебя, когда тебе прийти. Я дам тебе епитимью.

И вот епископ, будучи наедине, раздумывал и размышлял об этом и, когда взял уже было в свою руку перо, чтобы написать указ о запрещении священника в священнослужении, вдруг видит, как перед ним проходит, будто на экране, бесчисленное множество всякого народа, и все — разного возраста и положения. Епископ пришел от этого в изумление и страх. Тогда все эти люди вместе и говорят ему:

— Преосвященнейший, не накладывайте епитимии на священника, не запрещайте его.

Потом один за другим они стали невидимы.

Епископ зовет священника. В страхе бедный священник помышляет уже о своем запрещении. Епископ спрашивает его:

— Не скажешь ли ты мне, много ли имен ты поминаешь на литургии?

Священник отвечает:

— На проскомидии, владыка, я долго поминаю царей, императоров и даже до последнего нищего.

Епископ говорит ему:

— Хорошо, ступай и, когда служишь литургию, поминай столько, сколько можешь, но смотри, впредь не напивайся. Бог тебя простит.

Впоследствии священник с помощью Божией избавился от пьянства.

 

Мы получили телеграмму об отшествии возлюбленной нашей сестры и по-человечески поскорбели. Были и слезы, свидетельствовавшие о единении душ неизреченными узами любви во Христе.

Но должно нам и радоваться о великом счастье, выпавшем на ее долю. Во-первых, она сохранила себя в девстве. Это великое украшение для ее чистой души. Во-вторых, она годами терпела посещение Господне — свою болезнь — и несла свой крест до самой священной Голгофы, до смерти, показав себя подлинной ученицей Иисусовой. В-третьих, ей дан был ангельский образ, который она не осквернила новыми грехами и который святые отцы почитали вторым крещением!

Итак, будучи уже чистой благодаря крещению покаяния, она отошла. Сладчайший Иисус призвал ее к Себе, дабы она к своему высшему наслаждению видела Его Богомужний лик. Там она будет вечно молиться о своих родителях и сродниках, а также и о всем мире.

Великий Антоний, придя в исступление, видел себя возносимым Ангелами на небо, словно бы он отходил ко Господу, и ему препятствовали враждебные духи, демоны, мытарства и осуждали его за сотворенные им грехи. Святые Ангелы противоречили им и говорили:

— Грехи, сотворенные им прежде, чем стать монахом, Бог простил в ту минуту, когда он облачился в схиму. Вы можете указывать лишь на те грехи, которые он сотворил после принятия схимы.

Когда Ангелы сказали это, демоны не нашли никакой вины, и путь на небо стал свободен.

 


[1] Также материалом для этого сборника послужили фрагменты записанных на магнитофонную пленку бесед старца Ефрема.

[2] Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 3.

[3] Подробнее о жизни старца Иосифа (1899–1959) см.: Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998; Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

[4] Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. С. 3–4.

[5] Об отце Арсении (1886–1983) подробнее см.: Монах Иосиф Дионисиатис. Старец Арсений Пещерник, сподвижник старца Иосифа Исихаста. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

[6] Уменьшительное от имени Иоаннис.

[7] Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. С. 4.

[8] Здесь и далее слово «Старец», написанное с прописной буквы, относится исключительно к Иосифу Исихасту.

[9] Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. С. 5.

[10] Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. С. 5.

[11] Старец Ефрем Катунакский. М., 2002. С. 122.

[12] Там же.

[13] Калива (греч. καλύβς — «хижина») на Святой Горе — маленькие хижины, которые отличаются от келий тем, что в них живут обычно один или два отшельника (иногда больше) в уединении.

[14] Монах Иосиф Дионисиатис. Старец Арсений Пещерник, сподвижник старца Иосифа Исихаста. С. 42.

[15] Ср.: Лк. 6, 45.

[16] Ср.: Ин. 7, 38.

[17] Это надо понимать в том смысле, что, будучи совершенным послушником своего Старца, отец Ефрем со временем стал и совершенным наставником для собравшейся вокруг него братии.

[18] Старец Ефрем был игуменом монастыря Филофей в течение семнадцати лет, с 1974 по 1990 год.

[19] См.: Пс. 103, 24. Здесь и далее все неподписанные примечания принадлежат редактору перевода.

[20] Ср.: Рим. 8, 18.

[21] Ср.: Откр. 7, 17; 21, 4.

[22] См.: Откр. 7, 14.

[23] Ср.: Откр. 14, 13.

[24] См.: Пс. 81, 6; Рим. 8, 16–17.

[25] Ин. 17, 24.

[26] См.: Рим. 8, 17; Гал. 4, 7.

[27] Таково смиренное мнение старца о себе.

[28] Όι φιλόσοφοι. — Перев.

[29] См.: Исх. 20, 21. Святые отцы, в частности святитель Григорий Нисский, употребляли термин «мрак» (γνόφος), говоря о непостижимой сущности Божества: «В том и познание наше, что не знаем, потому что искомое выше всякого познания, как бы неким мраком объято отовсюду непостижимостью. Поэтому и возвышенный Иоанн, бывший в таком светозарном мраке, говорит: Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18),— решительно утверждая этими словами, что не людям только, но и всякому разумному естеству недоступно ведение Божией сущности» (Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя // Восточные отцы и учители Церкви IV в. Антология. Т. II. М., 1999. С. 299).

[30] Это достаточно часто употребляющееся на Афоне выражение восходит к службе сорока Севастийским мученикам (ок. 320 г., пам. 9 / 22 марта). См., например, 1-ю стихиру на «Господи воззвах».

[31] Восстановить (να ̉αποκαταστήση) в прежнем блаженном состоянии, в котором люди пребывали до грехопадения. Восстановление cвятые отцы понимали как обожение (θεωσις) (̉Ηλία Μουτσουλα. Γριγοριος ο Νυσσης, Άθηναι, 1997, S. 423).— Перев.

[32] Рим. 8, 18.

[33] Ср.: Пс. 89, 6.

[34] Ср.: 1 Кор. 15, 52; 1 Фес. 4, 16.

[35] Флп. 3, 21.

[36] См.: Рим. 8, 22–23.

[37] Рим. 8, 19.

[38] Πνευματικάι.— Перев.

[39] Νοεραί.— Перев.

[40] Ин. 17, 24.

[41] Ин. 16, 22.

[42] Так в оригинале.

[43] «Наш Старец» — отец Иосиф Исихаст.

[44] См.: 2 Кор. 12, 2–4.

[45] См.: 1 Кор. 2, 9.

[46] Божественный эрос, или божественное рачение, согласно святоотеческому пониманию,— это совершенная любовь к Богу, проявляемая как ненасытное желание Божественного.

[47] 2 Тим. 3, 12.

[48] Иов. 1, 21.

[49] Евр. 12, 10.

[50] Здесь и далее это греческое выражение соответствует славянскому «тягота вечныя славы» и русскому «вечная слава в безмерном преизбытке» (см.: 2 Кор. 4, 17).

[51] «Не имел права», то есть, не находя в святых ничего своего, не мог повредить им.

[52] Быт. 8, 21.

[53] См.: Рим. 7, 23.

[54] Ср.: Евр. 13, 5. И еще: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).

[55] Ср.: Пс. 2, 12; 33, 9; Ис. 30, 18.

[56] См.: 1 Цар. 1, 1–20.

[57] См.: Рим. 9, 33; 10, 11.

[58] Греческое слово παιδεύω переводится на русский и как «наказывать», и как «воспитывать».— Перев.

[59] Притч. 3, 11.

[60] Евр. 12, 5.

[61] «Не прощает» — значит не оставляет без внимания и вразумления ни один наш проступок, в отличие от тех неразумных родителей, которые все спускают с рук своим детям и тем самым портят их.

[62] Мф. 26, 39, 42.

[63] В Царствии Небесном.

[64] См.: Ин. 16, 22.

[65] Лк. 16, 25.

[66] Ин. 16, 33.

[67] См.: Еф. 2, 14.

[68] Мф. 27, 46.

[69] См.: Еф. 2, 14.

[70] См.: Еф. 2, 13–15.

[71] Ср.: Рим. 8, 17.

[72] Ср.: Мф. 11, 28.

[73] Пс. 15, 8.

[74] Пс. 118, 105.

[75] 1 Кор. 2, 9.

[76] Блаженная Феофания († 894, пам. 16 / 29 декабря) — царица Византии, первая супруга императора Льва VI. Отличалась большим благочестием, вскоре после кончины была причислена к лику святых, известны несколько редакций её жития.

[77] Император Лев VI Мудрый (866–912) — получил это прозвание за свою разнообразную писательскую и законодательную деятельность. Принадлежал к числу тех правителей, которые считали все для себя позволенным и готовы были презреть ради личных интересов и священные постановления Церкви. Отношение его к царице Феофании было весьма холодным. Еще при её жизни он вступил в незаконную связь с некоей Зоей, муж которой был отравлен. После смерти Феофании был женат еще три раза, за что подвергся осуждению Церкви.

[78] Пс. 33, 9.

[79] Пс. 118, 143.

[80] Пс. 50, 19.

[81] Ис. 66, 2.

[82] Молитва архиерея при возложении рук на хиротонии: «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, проручествует благоговейнейшаго иподиакона (диакона) (имярек) во диакона (пресвитера). Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

[83] См.: Деян. 14, 22.

[84] См.: 1 Кор. 7, 31.

[85] См.: Пс. 126, 1.

[86] Гал. 3, 13.

[87] Ср.: Ин. 14, 27.

[88] Мф. 21, 22.

[89] Мф. 7, 7.

[90] Ср.: Быт. 3, 18.

[91] Мф. 26, 41.

[92] Евр. 13, 8.

[93] Ср.: Ис. 14, 12–14.

[94] Ср.: Быт. 1, 31.

[95] См.: Лк. 17, 4; Мф. 18, 21–22.

[96] Мф. 7, 11.

[97] См.: Мф. 10, 30.

[98] Ин. 14, 21.

[99] Ин. 16, 33.

[100] Ин. 16, 33.

[101] См.: Пасхальный канон, песнь 5.

[102] Ср.: Мк. 4, 39.

[103] В греческих женских обителях старицей называют игуменью монастыря, потому что, согласно древней традиции, ей сестры открывают свои помыслы. — Перев.

[104] «Изменением» святые отцы называют всякую перемену в душевном и духовном состоянии человека, связанную чаще всего с временным отъятием благодати. В каждом конкретном случае изменения могут происходить от различных причин (от естества, от нашего нерадения, от диавола), но в общем, по своей сути, они являются непреложным следствием грехопадения прародителей, так что избежать их невозможно. Но благий Бог по Своему спасительному Промыслу устраивает так, чтобы эти изменения могли стать воспитательными средствами на пути исправления и преображения человеческой души. Более подробно об изменениях и их причинах см.: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. С. 151–169.

[105] См.: И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов. 1, 8).

[106] См.: Иов. 3.

[107] Ср.: Рим. 8, 18.

[108] См.: Мф. 27, 32.

[109] Ис. 26, 16.

[110] Ср.: Пс. 4, 1.

[111] Ср.: Деян. 14, 22.

[112] Лк. 21, 19.

[113] См.: Мф. 10, 29–30.

[114] Пс. 118, 60.

[115] Мф. 10, 22.

[116] Иов. 1, 21.

[117] Ср.: Мф. 11, 28.

[118] Лк. 14, 27.

[119] Лк. 9, 23.

[120] См.: Быт. 3.

[121] См.: Деян. 14, 22.

[122] См.: Чис. 21, 6–9.

[123] Ин. 3, 14.

[124] Νοητός.— Перев.

[125] 1 Кор. 15, 55.

[126] Ср.: Мф. 18, 11.

[127] Преподобная Синклитикия Александрийская († ок. 350 г., пам. 5 / 18 января) родилась в Александрии в знатном благочестивом семействе. С ранней юности она избрала для себя жизнь ради Христа, тайно подвизаясь в посте, трудах и бдениях. После смерти родителей, раздав имущество нищим, приняла постриг и, удалившись в пустынные места, с еще большим усердием продолжила аскетические подвиги. Вскоре к ней начали стекаться спасающиеся за душеполезными советами и наставлениями, так что впоследствии она стала основательницей женской монашеской обители. Сохранились ее духовные поучения в изложении святителя Афанасия Великого. В восьмидесятилетнем возрасте преподобную постигло суровое испытание, длившееся три с половиной года, вплоть до самой ее кончины: она подверглась тяжелейшей болезни, изъязвившей тело и внутренности, доставлявшей ей непереносимую боль. Заживо гниющая плоть источала смрад, так что служившие преподобной с трудом могли к ней приближаться. Все страдания блаженная Синклитикия переносила с необыкновенным терпением, не малодушествуя и не унывая, являя тем самым всем окружавшим ее поразительный образец мужества и одновременно смиренной покорности Божественному Промыслу.

[128] См.: 1 Цар. 2, 6–7.

[129] Ср.: Рим. 9, 19.

[130] См.: Гал. 4, 19.

[131] Пс. 118, 71.

[132] См.: Евр. 12, 6.

[133] Рим. 5, 3.

[134] Ср.: Пс. 130, 2.

[135] Рим. 8, 18.

[136] См.: Иов. 2, 7–10.

[137] См.: Иов. 12, 4.

[138] Очевидно, что это не следует понимать как совет не оказывать помощи страждущим ради, будто бы, большего им за то снисхождения или воздаяния от Бога. Помощь нашим ближним, когда они находятся в телесном или душевном страдании, является нашим неотложным долгом. Здесь старец, возможно, утешает родственников, которые почему-либо не смогли оказать эту последнюю милость своему больному брату, и указывает им, в чем заключался в данном случае премудрый Промысл Божий.

[139] Ср.: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя (Иов. 42, 5).

[140] Χορεύω — дословно «танцевать».— Перев.

[141] Ср.: 2 Кор. 1, 3.

[142] См.: Мф. 10, 22.

[143] 2 Кор. 4, 17.

[144] Рим. 8, 18.

[145] «Обязывается», конечно же, нельзя понимать в прямом смысле. Отец Ефрем имеет в виду, что благость и справедливость Божии не оставят терпящего скорбь покорно и с благодарением, но Господь обязательно утешит такого страдальца.

[146] Ср.: Лк. 22, 42.

[147] См.: Ин. 15, 5.

[148] Ср.: Деян. 21, 13.

[149] См.: Рим. 8, 35–36.

[150] См.: Быт. 8, 21.

[151] «Людям же свойственно падать и скоро восставать от падения, сколько бы раз это ни случилось; а только бесам свойственно, падши, никогда не восставать» (Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. М., 2002. Слово 4, глава 31).

[152] Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся». (Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 7, глава 6).

[153] Ср.: Пс. 122, 2.

[154] См.: Рим. 7, 23.

[155] См.: Быт. 8, 21

[156] Ср.: Лк. 15, 18.

[157] Ср.: Пс. 144, 13.

[158] Ср.: 4 Цар. 20, 1; Ис. 38, 1.

[159] «Не имеет конца» в этой жизни, но не в вечности.

[160] То есть никогда не поздно положить начало, пока мы еще пребываем в этом мире.

[161] См.: Мф. 20, 6–7.

[162] См.: Мф. 11, 12.

[163] Это надо понимать, видимо, так: «Представим, что Бог уже сейчас услышал нашу будущую просьбу».

[164] «Истинной» отец Ефрем называет здесь загробную жизнь.

[165] Флп. 3, 13.

[166] Путь блаженного Августина, епископа Иппонийского († 430; пам. 15 / 28 июня), одного из величайших церковных писателей Древней Церкви, ко Христу не был простым. Ему пришлось пройти и через «обычные» увлечения молодости, и через уклонение в ересь манихеев, и через внутреннюю неспособность, тотчас отказавшись от прежних заблуждений, принять истину христианства. Его благочестивая мать Моника с сердечной болью молилась о сыне, прося, чтобы милосердный Господь явил Свое долготерпение и не дал ему погибнуть, но просветил его светом познания истинного Бога. И молитва матери не осталась неуслышанной. Приняв христианство, Августин явил собой высочайший образец благочестивой жизни и впоследствии сподобился послужить Богу в епископском сане.

[167] См.: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

[168] Ин. 15, 5.

[169] Лк. 7, 48, 50.

[170] Мф. 3, 2.

[171] См.: и ничего не значащее (τά μή όντα) избрал Бог, чтобы упразднить значащее ( 1 Кор. 1, 28). Согласно толкованию Феофилакта Болгарского, апостол «называет незначащими тех, которых почитали за ничто, а значащими тех, которые казались чем-то. Итак, чтобы этих показать людьми суетными и бесполезными, Бог избрал тех, которых почитали за ничто» (Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник. Толкование на послания святого апостола Павла. Кн. 3. М., 2002. С. 153).

[172] Лк. 14, 21, 23.

[173] То есть чрезмерного доверия себе, своим помыслам.

[174] См.: Ин. 8, 44.

[175] Ср.: 1 Кор. 6, 9.

[176] См.: Лк. 11, 42.

[177] См.: Мф. 5, 25.

[178] То есть отягощенной нераскаянными грехами.

[179] Ср.: Пс. 106, 43.

[180] Лк. 11, 28.

[181] См.: Ин. 14, 23.

[182] Пс. 101, 8.

[183] В оригинале — «шествием» (πορειάν).— Перев.

[184] Мк. 8, 36.

[185] Еккл. 1, 2.

[186] См.: Мф. 13, 45–46.

[187] См.: Евр. 3, 7–8.

[188] Пс. 84, 9.

[189] Кол. 3, 2.

[190] Ср.: Флп. 3, 20.

[191] Ср.: Пс. 83, 6.

[192] Дословно — «отражая» (κατοπτριζόμενος). Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая (κατοπτριζόμενοι) на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Это возрастающее преображение во славе по образу славы Господней нужно понимать не как уже совершившийся факт, но как возможность, дарованную благодатью Нового Завета всем, взыскующим этого преображения.

[193] Ср.: Рим. 11, 33.

[194] То есть к открытию в себе этого образа славы Господней (см. выше).

[195] См.: Еф. 6, 12.

[196] Мк. 4, 39.

[197] Флп. 3, 14.

[198] Кол. 3, 4.

[199] См.: Мф. 11, 30.

[200] См.: Мф. 25, 1–13.

[201] Имеется в виду здесь не столько семейный союз, сколько само душевное ощущение радости и счастья от соединения с любимым человеком, которое нередко в череде семейных будней утрачивается. Те же, кто уневестил себя Христу, сподобятся «вечного брака», то есть вечного причастия этой радости и соединения с Небесным Женихом.

[202] См.: Мк. 10, 29–30.

[203] Ср.: Откр. 14, 2–4.

[204] В древнегреческой мифологии амброзия — это нетленная пища олимпийских богов, которая поддерживает их бессмертие. — Перев.

[205] Игумении монастыря, или старице.

[206] Иисусову молитву.

[207] Так принято именовать Святую Гору — как удел Божией Матери.

[208] Дословно — «ведает», то есть достигает определенной степени опытного познания Бога.— Перев.

[209] Ин. 1, 10.

[210] Имеется в виду, очевидно, господство над помыслами, которого достигали святые отцы посредством умной молитвы.

[211] Мф. 19, 21.

[212] Мф. 16, 24.

[213] Ср.: Пс. 83, 11.

[214] Ср.: Иак. 4, 4.

[215] Рим. 11, 33.

[216] Еккл. 1, 2.

[217] См.: 2 Тим. 4, 7.

[218] См.: Мф. 27, 32.

[219] Ср.: Рим. 8, 17.

[220] Вероятно, так образно называет старец монашеский постриг.

[221] См.: Лк. 10, 39.

[222] Ср.: 1 Пар. 29, 15.

[223] См.: Мф. 13, 44.

[224] Дословно — «роскошь».— Перев.

[225] См.: 2 Кор. 12, 2–4.

[226] Пс. 33, 9.

[227] Ср.: Флп. 3, 20.

[228] Отцы Церкви единодушно учат, что брака как средства продолжения рода до грехопадения не существовало: «Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке. Он нуждался в помощнике, и он был ему дан… Желание полового общения, зачатие, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. М., 1993. С. 152).

[229] См.: Мф. 16, 26.

[230] Мф. 19, 12, 11.

[231] То есть даже благодать и призвание Божие не устраняют личной свободы человека.

[232] Письмо было написано еще до смерти старца Иосифа Исихаста († 28.08.1959), когда братство его жило в Новом Скиту, куда они перебрались в 1951 году (по другим источникам — в 1953).— Перев.

[233] См.: Деян. 14, 22; Лк. 21, 19; Мф. 10, 22.

[234] Ср.: Быт. 3, 18.

[235] Ср.: Ин. 4, 10.

[236] Ср.: Ин. 4, 23.

[237] Деян. 10, 4.

[238] Ср.: Дан. 4, 24.

[239] См.: Рим. 8, 31.

[240] 1 Кор. 13, 4–8.

[241] См.: Мф. 5, 8.

[242] 1 Ин. 4, 8.

[243] Ср.: Иак. 4, 4.

[244] См.: Мф. 13, 45–46.

[245] Мф. 25, 23.

[246] Время посещения, или день посещения, согласно толкованию святых отцов,— день Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, «когда приидет в мир воздать каждому по делам его» (Святитель Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии. М., 2002. С. 307).

[247] См.: 1 Кор. 3, 18.

[248] Ср.: Иак. 4, 4.

[249] Ср.: 1 Ин. 2, 15.

[250] Ср.: Деян. 17, 25.

[251] Рим. 11, 33.

[252] Из молитвы Великого освящения воды: «Не таим благодеяния, проповедуем милость».

[253] Ср.: Ин. 14, 21.

[254] Это, по сути, краткое изложение слов Самого Спасителя: И всякий, кто оставит дОмы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зЕмли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29; ср.: Мк. 10, 29–30).

[255] Ср.: Рим. 11, 33.

[256] 1 Кор. 2, 9.

[257] Пс. 83, 11.

[258] Ср.: Флп. 3, 8.

[259] См.: Рим. 8, 18.

[260] 1 Кор. 2, 9.

[261] См.: Пс. 23, 8.

[262] См.: Ин. 14, 27.

[263] Ср.: Мф. 16, 26; Мк. 8, 36; Лк. 9, 25.

[264] См.: Последование погребения мирских человек. Седален по 3-й песне канона, глас 6.

[265] Известно, что «восьмым веком» наставник отца Ефрема старец Иосиф Исихаст называл последние времена (см.: Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. С. 27.).

[266] Мф. 16, 24.

[267] Мк. 8, 36.

[268] См.: Флп. 3, 14.

[269] Евр. 13, 14.

[270] Ср.: 1 Кор. 7, 31.

[271] См.: Еф. 6, 12. Духи злобы называются так не потому, что от Бога получили власть и начальство, а потому, что господствуют над теми, кто посредством греха сам подчинил себя им; кроме того, называются так и потому, что отпали из девяти чинов ангельских и присвоили себе их названия.

[272] См.: Пс. 140, 3.

[273] Ср.: 2 Кор. 13, 11.

[274] См.: Мф. 20, 26–27.

[275] Ср.: Флп. 2, 9.

[276] Мф. 18, 3.

[277] См.: 1 Кор. 14, 20.

[278] Ср.: Флп. 2, 8.

[279] См.: Флп. 2, 8–10.

[280] Ср.: Мф. 18, 3.

[281] Ср.: Рим. 8, 17.

[282] Ср.: Евр. 2, 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.299 с.)