Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О понуждении себя, мужестве и самоотверженииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Желаю вам стать подвижниками преславного подвига, победу в котором будут приветствовать силы ангельские, ибо Владыка один для всех, одно и то же обиталище на небесах, в одном и том же ослепительном свете мы будем проводить вечную счастливую жизнь, жизнь несказанную и невечернюю, богоподобнейший день! Павел, апостол языков, громогласно воскликнул: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или нагота? [389] Я уверен, что ничто не может отлучить нас от любви Христовой, когда любовь разгорится в нас, подобно вавилонской печи, разжженной семикратно[390]. Да, я желаю вам стать такими, чтобы прославить Того, Кто ради нас претерпел оскорбления, брань, заушения и смерть, смерть же крестную! Не отчаивайтесь, когда впадаете в искушения и скорби. Не думайте, что Бог из-за наших грехов покинул нас. Нет, но Он наказывает нас, дабы научить мудрости. Он не желает, чтобы мы были «чурбанами»[391], но умудренными мудростью по Богу. Если мы не подвергнемся брани, то как будет явлено то, что мы воины Христовы? Воин в бою может быть ранен, но это не означает, что он побежден. Мы снова встаем и вступаем в сражение. Конечно, в начале нашего призвания, когда мы избрали жизнь в чистоте, посвященную Иисусу, мы не можем быть постоянными в выполнении Его требований, ибо знаем, что внутри нас существует и иной закон, ополчающийся против закона Божия и нашего выбора, пытающийся отлучить нас от любви нашего Иисуса. Однако духовная борьба вовсе не свидетельствует о том, что мы недостойны нашего призвания, но, скорее, она ведет к упразднению закона греховного внутри нас и показывает, что мы «горячи» по отношению к любви Христовой. И если бы можно было приобрести любовь Христову без подвига, тогда наша воля не имела бы никакой цены, ибо эту любовь можно было бы получить без борьбы. Итак, мы будем иметь награду, когда вопреки всему противодействию мира мы стяжем живоносную любовь Христову и вопреки влечению греха станем столпами и оплотом добродетели! Нашему намерению противостанут тучи, угрожая гибелью; грозовые раскаты попытаются устрашить нас, дабы сломить наше мужество. Однако дерзайте и не бойтесь: многими скорбями и искушениями мы достигнем врат Небесного Царствия! Мученики подвизались с верой и совершенным самоотречением и таким образом сподобились обетований и вечных венцов славы! Так и мы через веру во Христа и совершенное самоотречение сможем, по благодати Божией, одержать победу. Необходимо, чтобы мужество в нас достигло того, чтобы решительным голосом сказать: «И если предадут меня на смерть, я ни на шаг не отступлю от веры в призвавшего меня Христа. Жизнь свою положу, но не отступлю ни на шаг». Если такое мужество есть внутри нас, то будем надеяться, что, по благодати Божией, победа за нами. Молитесь прилежно, подвизайтесь с силой, воздерживайтесь, носите простые и смиренные одежды, читайте, вставайте ночью и молитесь, дабы согреться, дабы стать твердыми, как скала. Так подвизался и я, жалкий. Я тайком вставал ночью и делал поклоны, молился, и Божия Матерь чудесным образом снизошла к моему смирению.
Я смотрю на ваш подвиг, считаю ваши венцы, завидую наградам, думаю о тех торжественных гимнах[392] будущего века, которые будут слагать вам Ангелы, восхищаюсь и оплакиваю себя, что я не подвизался так, как подвизаетесь вы! Подумайте, чада мои, о мучениках, чтО они претерпели за Христа! И, чем больше их убивали, тем больше становилось христиан. Церковь наша была напоена кровью мучеников. Мы мученики в этом прогнившем обществе, потому что своим чистым, по благодати Христовой, житием мы обличаем безнравственность людей и их удаление от служения Богу. Пребывайте, чада мои, в этом чистом житии, пребывайте вблизи Иисуса и уподобляйтесь Ему, претерпевая клевету и ложное осуждение. Так поступали с нашим Господом книжники, фарисеи и первосвященники. Его страдания на Кресте не были справедливыми. Значит, и желающие быть Его последователями претерпят подобное. Преклоните колена пред святыми ногами Иисусовыми и пролейте слезы любви и верности Ему до смерти, и тогда пусть волны поднимаются до неба и низвергаются до бездн. Христос, наш истинный Бог, одним страшным и Божественным мановением укротит бушующие волны, была бы у нас только вера. Веруйте истинно и непоколебимо в Того, Кто сказал: Я с вами во все дни до скончания века [393]. Иисус с нами, не бойтесь. Он по ходатайству Взбранной Богородицы одержит за нас победу и дарует ее нам.
Если нерадение приносит вред и преуспевшим, то сколько же тогда вреда оно приносит молодым! Посему, чада мои, понуждайте себя, ибо враг старается предать нас мучению тем более, чем более мы нерадим в подвиге собственного спасения. Не дремлите, если желаете избежать сетей диавола, ибо всякий спящий получает смертельные раны, в то время как трезвящийся, сколько бы ни получал ударов, подвизается и сам наносит раны своему врагу. Молитву, чада мои, не теряйте из-за нерадения и рассеяния ума. Не забывайте, что, какое начало положите, такими и пребудете до конца. Итак, устрашитесь последствий и со многим вниманием позаботьтесь о начале, ибо придут дни, когда вы поймете те важные слова, которые я так подчеркиваю сегодня. Положите доброе начало теперь, ибо «начало — половина всего». Громко призывайте спасительное для мира имя Иисуса Христа, чтобы его слышали не только ваши уши, но чтобы и ущелья отзывались на него эхом. Подвизайтесь, ибо вы спасетесь, вы пожнете плод вечной жизни! Я выполняю свой долг, дабы явить пред Христом свое усердие в заботах о вашем спасении. Что касается грехов, то это дело личное. Понуждайте себя к бдению, ибо от него проистекает вечная жизнь. Бдящий вкусит великую благодать ради понесенных в противостоянии естеству трудов. Нет никакого труда в монашеском жительстве, который был бы выше бдения. Нерадивый в бдении вместо благодати пожнет пороки. И как в залатанном хитоне он предстанет Христу? Невыразим будет его стыд, когда братья его явятся в хитонах ослепительно белых и новых. Разумеющий да разумеет [394].
Принесите себя в жертву, чтобы обрести себя навеки в раю! Да не господствует над вами забвение, которое высушивает всякую духовную росу, чтобы не засохнуть вам и не умереть для Бога. Станьте мужественными воинами Христовыми, не отрекайтесь от Него в своих делах. Прославьте имя Его и станьте жертвой всесожжения ради Него, дабы Бог обонял воню духовного благоухания. О вас я умоляю Бога, о вас плачу, ибо ничего не знаю, кроме одного: любви и мучений ради своих во Христе чад. Одного прошу я у вас: любите друг друга и смиряйтесь друг перед другом.
Подвизайся, чадо мое, чтобы принести плоды своей душе, ибо соответственно трудам своим каждый получит и место рядом с Господом Иисусом. Не бойся, мы пройдем через огонь и воду. Через огонь — когда искушения покажутся нам подобными огню в своем действии: это постыдные помыслы, ненависть, зависть и подобные страсти. Через воду же — когда к нам придут помыслы отчаяния и уныния, потопляющие душу в водах. После испытания огнем и водой мы будем возведены в духовный покой освобождения от низких помыслов и в дарованное благодатью бесстрастие[395].
Чадо мое, будь молчаливым, смиренным, послушным до смерти. Будь готов принести себя в жертву в отсечении своей воли, хоть это и покажется тебе настоящим мученичеством. Это называется самоотвержением. Когда все сие соблюдешь, не бойся ничего, никакого зла, ни от демонов, ни от людей, ибо хранящий Божественные повеления храним Богом от всякого зла. Не будь резким в своих ответах. На обличения отвечай «благослови».
Диавол вводит нас в заблуждение, и мы забываем, что должны понуждать себя, ибо дни проходят, и мы постепенно приближаемся к смерти, к безутешному раскаянию. Понуждайте себя, чада мои. Время уходит. Будьте внимательны по отношению к самим себе. Диавол не дремлет, но бодрствует и сражается, чтобы поглотить кого-нибудь. Чада мои, будем осторожны, дабы не потерять нам свои бессмертные и драгоценные души, которые не могут заменить тысячи миров. Размыслите о Страшном Суде Христовом, как все мы преклоним колена, ожидая окончательного решения, которое определит наше вечное будущее!
Во время борьбы, в час брани демон пускает мощные стрелы, наносит раны и старается убедить душу в том, что ничего невозможно сделать против страсти. Все это для того, чтобы обессилить подвижника, дабы он потерял силу духа и сдался. Но если подвижник поймет его обман, потерпит, будет мужаться и скажет: «Жизнь или смерть: жизнь в Боге лучше жизни в нерадении, с обличающей совестью»,— если с таковым ведением и мужеством он противостанет, то змей из пучины, поглощающий своим лукавством вселенную, убежит до времени. Он убежит не потому, что боится, но чтобы не стать причиной венцов подвижника, ибо видит в нем ревность по Богу, хранящую его.
Почему, чадо мое, ты оставляешь без ограды свой виноградник? Почему нерадишь о том, чтобы обнести оградой плод, который приобрел с такой борьбой? Почему сторожевого пса, ревность души, оставляешь голодным и у него нет сил лаять, чтобы отгонять воров и диких животных? Ты позабыл, что Царство Божие дается понуждающим себя?[396] Ты не подумал о том, что вечный огонь ожидает нерадивых в возделывании своей души? Восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни и воззови: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго, и воздвигни мя к Твоему труду, да долги моя оставиши, яко Человеколюбец». Подвигоположник невидимо предстоит, прозревая подвиг каждой души и взвешивая награды, которые будет раздавать. Поревнуем о венцах и станем подвизаться добрым подвигом[397], а по ревности будет и стяжание наград. Воспомяни, чадо мое, прилежание, которое было у тебя к учебе, когда ты был отличником. Так поступай и в духовном образовании, в подлинном любомудрии, в стяжании благочестия, в умножении веры, в чистоте нрава. Преуспеяние в мирском образовании может стать препятствием для спасения души. А духовное преуспеяние — это воспарение к небесной высоте. Подвизайся, чадо мое, ради Христа. Иные хулят Его постыдными делами, ты же прославляй Его в чистоте твоего ума! Изгоняй любую мысль, оскверняющую твои ум и сердце, которые освятились в Божественной бане[398] через вселившегося в нас Святаго Духа. Бойся Бога, и это будет подлинной премудростью. Начало премудрости — страх Господень [399]. Не бойся угроз демонских помыслов, но Бога положи в основание своей прочной скалы, Бога, спасающаго тя от малодушия и от бури [400]. Дерзай, шествуй, как сильный муж, к Горнему Иерусалиму, и он встретит тебя в ликующем свете.
Я получил письмо твое, чадо мое. Держись крепко, укрепи хорошенько себя к доброму подвигу, ибо брань ведется не ради приобретения материальных вещей, а ради стяжания небесного наследия, и тем паче наследия Божия! Апостол Павел говорит нам, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его [401], и что нынешние временные страдания ничего не стоят по сравнению с горними, небесными благами[402]. Если, чадо, мы не будем подвизаться добрым и законным подвигом, то нас, к сожалению, ожидает противоположное благу зло: геенна, мучение, вечное осуждение и бесконечное пребывание с демонами! Сражайся мужественно и не бойся силы страстей, которую видишь в себе, ибо благодать зависит не столько от силы страстей, сколько от нашего труда над собой — именно это и определяет исход дела. Будь внимателен к положенному тобой началу, не оставляй тот небольшой труд, который совершаешь: ведь сколько нам понадобилось времени, чтобы достичь и этого! Итак, не обращайся вспять. Твердо иди вперед. Зри гор!е. Посмотри на небо, как оно сияет. Оно ждет тебя. Оно уготовило тебе вечную обитель! Христос ждет тебя, чтобы увенчать. Он наблюдает за твоим подвигом. Утесни себя, насколько можешь. Только утеснение спасает. Не отчаивайся, видя силу страстей и демонов. У Бога не останется бессильным никакое слово [403]. Когда мы с Богом, то нет ничего недостижимого. Посему дерзай и не падай духом. Господь будет сражаться за нас, а мы умолкнем. Смерть приходит без уведомления. Здесь, в Портарье, одна женщина умерла, когда ела яблоко. Одна монахиня в другом монастыре умерла внезапно, в пять минут. Сделали освидетельствование и причины смерти не нашли. Будь внимателен, чадо мое: Бог повелевает, и всякий человек отходит к Нему. Стало быть, когда-нибудь и нам Он повелит явиться пред Ним! Будем готовы, чтобы не устрашиться, когда, возможно, внезапно Он призовет нас. Смотри во все глаза, чадо мое, чтобы не изменить положенному тобой началу. Лучше же прилагай подвиг к подвигу, дабы, спасшись, достигнуть престола Божия.
Подвизайся, стоя на духовной страже, ибо подвиг наш — ради стяжания неба. Что может быть прекраснее духовного подвига! Помысли о победителях греха: какие гимны будут петь им Ангелы на небе и какую славу будут воссылать, если ради обращения одного лишь грешника великий праздник бывает среди Небесных Сил![404] К чему же нерадение? Труды — ничто пред теми благами, которые ожидают нас в Небесном Царствии! Кто премудр и уразумеет это? Кто поднимет боевое знамя и зарычит, как лев, на своего врага и вырвет у него победу? Итак, вперед, чадо мое. Мужайся, дерзай: Господь с нами. Возьмись хорошенько за смирение, схвати молитву, препояшься размышлением. Спеши с мужеством, возглашай: «На Тя, Господи, уповах, да не постыдиши мене; на Тя упование мое возлагаю»[405]. Умасти своего владыку — помысл. Я с тобой, укрепляя тебя своей бедной молитвой.
Чада мои, нужно, принеся в совершенную жертву свою волю и свои похотения, объявить войну с диаволом, миром, своими дурными наклонностями и немощами. Ветхий человек страстей должен покинуть наше сердце, и тогда родится человек по Богу — то есть бесстрастие и чистота душевная и телесная. Подвизайтесь с дерзновением и упованием на Бога. Диавол иногда будет атаковать вас пожеланиями мира. Но вы бдите, как солдат на посту, чтобы вам не впасть в духовную дремоту и чтобы не погубил вас диавол. Будьте осторожны, ибо супротивник рыкает дико, ища, кого бы ему растерзать бесчестием страстей[406].
Необходимо всегдашнее понуждение себя, дабы не остаться нам, как юродивым девам, вне чертога Христова. Но наше духовное понуждение да возжигает всегда свой светильник, чтобы узреть нам, как Христос будет входить в чертог, и войти с ним на вечный брак Агнца! Мужайся, чадо мое. Выше голову пред своим врагом, ибо мы воины великого Царя, Который одержал победу на поле боя святой Голгофы. Если же будем побеждены, то да восстанем вновь и, обвязав раны, с мужеством и твердым сердцем возьмем свое оружие. Имея такого победоносного Военачальника, и мы одержим победу силою Христовой. Только бы дух смиренномудрия обитал в наших душах.
Не теряй своего мужества, чадо мое, сколько бы ни бушевало бурное море различных искушений. Ты помышляй о том, что все это, и даже еще худшее, не может воспрепятствовать благодати Божией и Его любви. Если, чадо мое, желание Христа возрастет в нашей душе, то все соблазны станут очень маленькими и легкими. Когда же нет любви и желания Христова, тогда соблазны становятся трудно переносимыми и напояют наши дни горячими слезами. Да, чадо мое, будем призывать Иисуса, доколе Он не возжжет в нас Свой пламень, и тогда все терния превратятся в пепел. Вспомни, что каждый день мы должны поднимать крест, который означает скорби, труды, искушения и всякое демонское действие. И какой святой проделал земной путь и прошел темными тропинками, избежав опасностей и скорбей? И если мы призваны пройти тот же путь, то что же странного в этом? Раз мы выбрали сражение с диаволом, то почему же сражение приводит нас в недоумение? Вперед, и пусть горит светильник нашей ревности, и да ожидаем в терпении, недремлющим оком пришествия Господа Иисуса.
Понуждайте себя, чада мои, к своим обязанностям. Понуждающие себя получают венец победы, а нерадивые и ленивые зарабатывают позор и унижение! Понуждайте себя, чтобы стяжать Царство Божие. Дни приходят и уходят, и когда мы будем понуждать себя, чтобы наполнить свой кошель духовным златом? Смерть приходит внезапно. Внезапно порвется нить жизни, и горе тому, кто окажется недостойным Царствия Божия. Спешите, чада мои, по пути добродетели. Не утомляйтесь, разите диавола, любовью изгоняйте соблазны.
Не будем отлагать своего исправления, дабы смерть не застала нас неготовыми. Тогда мы будем плакать, я — первый, и возрыдаем безутешно, без луча надежды на изменение к лучшему. Понуждайте себя. Вот пришло время Великого Поста. Даже не столько телесный пост, сколько пост языка, ума, сердца и чувств должен занимать нас, в особенности теперь, в Великую Четыредесятницу. Да очистимся посредством такого поста изнутри: там гнездятся духовные змеи. Они отравляют духовную жизнь нашей души, и мы остаемся мертвыми, лишенными духовных сил для внутреннего исправления и преображения. Теперь, в Великую Четыредесятницу, понуждайте себя особенно. Будьте упрямы. Это святое упрямство, а не эгоистичное. И увидите, сколько духовной пользы вы обретете. Ведь ради того, чтобы соответственно нашему упрямству были обузданы страсти и мы избежали определенных грехов, стоит поупрямиться упрямству диавола, который постоянно ввергает нас в одни и те же прегрешения.
Подвизайся, чадо мое. Разве настоящая жизнь не время подвигов? Разве жизнь всякого земного человека не сон? Возведи очи своего ума и посмотри на небесные воинства Ангелов и Архангелов. Подними взор еще выше и взгляни на блаженное место прежде сиявшего денницы: оно пусто. О, что за великое предназначение! О, святейшее призвание! Там, вблизи Божественного престола, дУши будут видеть Божественную красоту Христову и будут восходить от ведения к ведению, от созерцания к созерцанию, к преизбытку богатства Божественной благодати! Но, чтобы стяжать эти небесные блага, нужно показать мужество, смелость и вступить в сражение, не обращаясь в бегство и не показывая врагам спину, уповая на Иисуса, сказавшего: мужайтесь: Я победил мир [407] и князь мира сего изгнан будет вон [408]. Итак, уповая на непобедимую силу Распятого, в простоте да предадим себя подвигу уединенного жития и пребудем в лобзании пречистых ног Спасителя, проливая слезы радости и признательности. Что тогда отлучит нас от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или нагота?[409] Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа [410],— возгласили уста Павла. Не обязаны ли и мы стать подражателями апостола и достичь той же благодати и любви ко Христу? Да. Но подвизаемся ли мы так, как он? Перенесли ли мы, я, за возлюбленного Христа столько, сколько перенес он? Нет. Посему я и наг, и облачен в рубище и стыд, и заблуждаюсь, полагая, что украшен диадемой славы. Увы мне, увы, окаянному. Кто просветит мою тьму, чтобы я увидел свое жалкое состояние!
Понуждайте себя в своих духовных обязанностях, ибо понуждение в духовном подобно мощной стене, не позволяющей реке ворваться в сад и уничтожить то, над чем трудился садовник. Но если мы вознерадим, тогда река разливается и все затопляет! О подобном говорит нам Господь в святом Евангелии: Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы [411]. Чем более понуждаем себя, тем более приобретаем. Как поработаем, такую плату и получим. Жизнь монаха — ежедневный крест, священная Голгофа, куда призывает нас Иисус, чтобы мы, любящие Его, распялись с Ним. А потом совершится воскресение души.
Не оставайтесь бездеятельными, понуждайте себя, чтобы не подпасть осуждению как слушатели закона, но не исполнители его. Ведь если вы взыскуете слово Божие,— значит, обязаны и исполнять его. Итак, подвизайтесь. Чада мои, подвизайтесь. Вместе со Христом мы претерпим всё. Мир возненавидит вас, ибо сначала возненавидел Иисуса[412] — нашу любовь и поклонение! Христа возлюбите, Христом дышите. Пусть Христос живет в вашей душе. Не бойтесь никого, потому что мы пажить Христова. Мы дворцовые слуги у Царя царствующих. Никакое зло не приблизится к нам, ибо мы работаем Христу. Ему подчиняется все!
Чада мои, мужайтесь в подвиге. Христос невидимо предстоит и ожидает увидеть победу, чтобы даровать вам неувядаемый венец вечной славы! Любящий Бога жертвует всем, только бы угодить Ему. Не скорбите ни о чем, потому что по сравнению с любовью Божией всё в этом мире — сор. Демоны приходят в беспокойство, когда видят, что мы готовимся к сражению. Ангелы же спешат, чтобы разрушить всякое препятствие в брани. Итак, Ангелы Божии — наши союзники, дабы мы исповедали, что Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же [413].
Игумении Подвизайся, потому что обязанность пастырей в том, чтобы приносить себя в жертву ради пасомых, которых они взялись пасти. Триблаженны те пастыри, которые будут хорошо пасти словесных овец, ибо на небесах их ожидает великое богатство неисчерпаемое! Терпи все, чадо мое, ибо диавол будет наносить нам разнообразные удары, чтобы разрушить нашу стену терпения. Так он сделает два приобретения: поразит нас и наших сестер.
Желаю, чтобы благодать Божия осенила тебя и подала тебе надлежащую силу для противоборства зловредному себялюбию — страшному началу всех проявлений разнообразного зла. Не бойся, чадо мое, давления диавола. Сила нашего Бога настолько всемогуща, что решительно помогает желающим сражаться вместе с ней. У диавола сила, которую нелегко презреть, но Бог чудесным образом покрывает окаянного человека. Чадо мое, мужайся в подвиге, изучай закон Божий, твори освящающую и спасающую нас молитву Иисусову, ввергни себя в огонь сражения, и, как случалось много-много раз, Бог вознаградит подвиг облегчением и богатыми благими надеждами на вечное пресветлое будущее. Не малодушествуй ни перед какой диавольской страстью, какой бы огромной и страшной она тебе ни казалась, ибо, где вмешивается Бог, побеждается противодействие диавола.
Чадо мое, желаю, чтобы, по благодати Божией, ты победил в борьбе. Борьба до смерти. Больше не отступай, только вперед. Нам постоянно грозит смерть, мы должны быть готовы. Мы должны подвизаться до крови. Я буду подвизаться с тобой бок о бок, доколе не восторжествует Христос со знаменем Воскресения. Мы вместе пойдем по пути спасения. Я буду помогать тебе при восхождении ко Христу. Все привременно и непостоянно. Взирай горЕ. Страстно желай чистой жизни. Чистота или смерть.
Благословенное мое чадо, в подвиге не бойся. Укрепляй свою душу мужеством и надеждой. Враждебность демонов презирай. Имей в виду то, что любой подвиг венчается успехом. У Бога ничто не пропадает, и даже самое краткое понуждение себя — благо. Не бойся ничего, сражайся мужественно, «сожми» себя, утесни. Ведь когда давят виноград, он изводит прекрасное вино, веселящее сердце человека [414]. Мужайся, чадо мое, и с помощью Божией мы победим. Бог будет сражаться за нас, а мы умолкнем.
Преславен христианский подвиг, ибо награда будет не чем-то временным, а вечной славой на небе! Блажен премудрый по Богу, потому что ему не придется держать ответ и он не окажется в затруднительном положении, когда Бог призовет его и спросит о времени, проведенном на земле. Мы без сожаления тратим время. Когда покинем этот мир, тогда поймем убыток, понесенный нами из-за того, что позволяли времени убегать. Дни проходят без оглядки. Для человека было бы спасительно понять это хотя бы в последние дни своей жизни.
Не теряйте своего мужества из-за нового подвига, отражайте любой помысл трусости и уныния. Мы должны постоянно перегруппировывать свои силы, перестраивать линию обороны, как поступает и диавол. Пусть не ввергает вас в отчаяние случайное падение, даже если оно было продолжительным. Наша цель в том, чтобы не показать свои спины врагу, дабы он не похвалился пред Богом и мы не принесли Господу огорчения. Подвижникам подобают смелость и мужество, поскольку они борются не за временные и увядающие венцы, а за вечные и нетленные! Блаженны те, у кого светильники будут горящими, наполненными елеем. В радости и веселии, исполненные духовного наслаждения, они войдут со Христом на вечные браки.
Глава девятая Об осуждении
Клевета — великое зло. Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу[415]. Святые отцы сильно обличают осуждение чужих грехов, недостатков или дурных привычек. Когда мы судим своего брата, мы осуждаем самих себя в великом грехе. Когда же мы покрываем нашего брата, тогда покрывает и Бог наши тяжкие грехи. Сбрасывая покров с ближнего, мы отгоняем от себя благодать Божию и нам попускается впасть в те же прегрешения, чтобы научиться тому, что все мы немощны и что нас поддерживает благодать Божия. Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений. Главными причинами клеветы и осуждения являются гордость и эгоизм, потому что такой человек мнит, что он лучше других. Поэтому полезно считать себя меньшим всех, чтобы брата увидеть лучшим себя и суметь с помощью Божией избавиться от этого зла.
Если что-либо подталкивает тебя к осуждению какого-нибудь поступка брата или дела монастырского, ты лучше постарайся помолиться о деле, чем пропускать его через суд своего рассудка. Если затворишься в себе посредством молитвы, смирения и скорби[416], обретешь сокровище духа. Только удаляйся гордости и осуждения.
Смотри, чадо мое, не осуждай ни одну душу, потому что осуждающему ближнего Бог попускает падение, чтобы он научился сочувствовать своему немощному брату. Всех нас укрепляет милость Божия, и, если мы возгордимся, Бог забирает Свою благодать и мы становимся хуже других. Одно дело осуждать, а другое — бороться с осуждением. Осуждение — это страшная страсть. Но кто терпит брань и противостоит врагу, тот удостоится венцов.
Не судите один другого, ибо это есть преступление евангельского закона, а всякое преступление и непослушание получает праведное воздаяние [417]. Кто ты, осуждающий чужого раба? [418] Разве не ведаете, что осуждающий прельщается гордостью и что всякий возвышающий сам себя, унижен будет [419] Господом, когда его охватит искушение?
Нужно терпеть немощи другого человека, ибо кто из нас совершенство? Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть, все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает. Осуждение — это серьезный грех. Также серьезным грехом является и нетерпение немощей ближнего. Любите, терпите, не замечайте немощей ближних, не гневайтесь, не горячитесь, прощайте друг друга, дабы уподобиться Христу и удостоиться быть рядом с Ним в Его Царстве. Избегайте, чада мои, осуждения. Это очень большой грех. Бог очень печалится, когда мы осуждаем и гнушаемся людьми. Будем заботиться лишь о своих ошибках, о них да будем болезновать, самих себя да будем осуждать и тогда обрящем милость и благодать от Бога.
Любите друг друга и не огорчайтесь по причине эгоизма. Смирение — надежный путеводитель. Имеющему его оно не позволяет наскочить на рифы невнимательности и потерпеть крушение. Но как путеводный светоч, оно безошибочно ведет человека по безопасному пути. Эгоизм — худшее из зол. По его вине у нас происходят все ошибки, от него — возмущение помыслов. Бойтесь его и старайтесь от него освободиться, поскольку чем дольше он пребывает в нас неуязвленный[420], тем более будет наносить нам раны и причинять боль. Прошу вас, не осуждайте друг друга, ибо это совершенный эгоизм. Пусть брат оправдывает ошибку брата, и это — свидетельство смирения и любви. Брат, творящий так, обретет великую благодать Божию. Тот же, кто осуждает и соблазняет ближнего, должен знать, что не получит благодати, но и то, что имеет, потеряет, чтобы через страдание выучить урок смирения. Больше всего бойтесь осуждения в помыслах, потому что оно не обнаруживается явно в слове и не может быть исправлено услышавшим его. Берегитесь, повторяю, внутреннего осуждения, которое незаметно делает нас повинными смерти, лишает жизни в Божественной благодати и приносит нам, как горчайший напиток, душевное омертвение. Как много Святое Евангелие и святые отцы говорят нам об осуждении! Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка[421]. Желаю, чтобы любовь и неосуждение царствовали всегда между вами, дабы Святый Дух упокаивался в ваших душах.
Опыт показывает, что если подсудимому во время суда не дают слова оправдания, то поступают с ним несправедливо, как говорит и Святое Евангелие: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, чтО он делает? [422] Если будем невнимательны, то накопится в нас много осуждения, и тогда потребуется покаяние. Сколько же раз раскаивался человек в своих словах! Вспомним авву Арсения: «Всякий раз, когда я говорил, раскаивался; сколько раз молчал, никогда не раскаивался». Если мы и осязанием часто ошибаемся, то насколько же более ошибаемся, когда судим людей по словам! Поэтому необходима великая осторожность, ибо диавол рыкает, ища нас поглотить[423]. Христианин должен быть подобен многоочитым Херувимам, ибо зло умножилось, как песок морской, особенно же грех осуждения. Бог да очистит нас и освятит к Своей славе. Солнце да не зайдет во гневе на брата твоего [424], то есть да оставит всякий свой гнев на ближнего до захода солнца. Помните вы того брата, который был нерадивым и ленивым? Он не приходил на всенощные бдения и не исполнял своих обязанностей. Братия знали об этом и считали его нерадивым монахом. И вот, когда он заболел и приблизился час его смерти, братия собрались, чтобы услышать что-нибудь душеполезное или чтобы утешить его, а может быть, он хотел им что-то сказать. И они увидели его радостным и сияющим. Один брат соблазнился и говорит: — Но что же мы видим у тебя, брат? Мы видим тебя радостным в этот час, когда ты приближаешься к смерти! Но помысл говорит нам, что ты не был человеком, который понуждал себя, откуда же у тебя это дерзновение и такая веселость в лице? Откуда все это? — Да, братия,— говорит он,— я действительно был нерадивым и не исполнял своих обязанностей. Но единственного добра я достиг, по благодати Божией,— никого не осуждать и не соблазнять. И когда заходило солнце, я никогда не имел в своем сердце что-либо против какого-либо брата обители. И, поскольку я не осудил ни одного человека, верю в то, что и меня не будет судить Бог, ибо Он сказал: Не судите, да не судимы будете [425]. И раз я не судил, то и не буду осужден. Братия удивились и сказали: — Брат, ты очень легко обрел путь спасения. И умер монах с великой радостью. Видите, как подвизались отцы, как они обретали путь спасения?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.95.236 (0.017 с.) |