Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О помыслах, мечтании и рассеянии

Поиск

 

Пост не только в пище, но прежде всего строгий пост чувств. Чувства, питаемые внешними предметами, передают от них яд уму и сердцу, и от этого яда бедная душа умирает для Бога. Наши святые отцы чего только не сказали о святом посте чувств! Все их учение обращено главным образом на очищение ума от греховных мечтаний и помыслов и на очищение сердца от скверных чувств. Также они учат тому, что мы должны попирать любое нравственное зло еще в зачатке, чтобы сохранить душу чистой. Совершенно необходимо, как только хоть немного приблизится какой бы то ни было дурной помысл, изгонять его, творя одновременно молитву ко Господу. И если мы будем так отражать помыслы, происходящие от чувств или от диавола, то очень скоро ощутим радость и пользу от воздержания чувств.

Ева, если бы хранила свое зрение, то не отравила бы порождений своего чрева, то есть всех людей, родившихся от нее. Одним словом, воздержание чувств спасает человека от геенны.

 

Желаю, чадо мое, чтобы ты сражался с эгоистическими и гордыми помыслами, ибо от сего происходят все иные злые страсти и подталкивают бедного человека к бездне погибели.

Страстным помыслам не придавай значения. Презирай их совершенно, поскольку их образы отвратительны.

Презрение к подбрасываемым диаволом помыслам спасительно. Смирение — прекраснейшее искусство, ибо научает уклоняться от встречи с ними и препирательства и притекать ко Христу через молитву.

Отбрасывать их можно и возражая им, но это трудный подвиг, и подвижник Христов должен быть очень опытным, чтобы выйти из подвига без потерь, ведь и сатана сведущ в Писании и представляет свои доводы, стараясь подставить сражающемуся подножку.

А потому, что бы ни внушал он тебе посредством помыслов — будь то гордость, тщеславие, или осуждение, или иное что, ты поступай так, чтобы в одно ухо влетало, а в другое вылетало. Раз это страстные помыслы, беседовать с ними нечего. Я против того, чтобы ты беседовал и с еретическими помыслами, но твердо пребывай в молитве.

 

Не придавай значения тому, что говорит тебе враг. Как только он приготовится что-нибудь прошептать тебе на ухо, ты тотчас: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или «спаси мя» — быстро и без остановки, и вскоре увидишь, что обессилел помысл или давление его ослабло, и ты уже не будешь помнить точно, о чем он собирался сказать тебе.

Этот способ проще возражения, то есть противоречия всеваемому помыслу, и более эффективен, потому что после ухода демона и того, что он хотел сказать, ничего не остается, даже тени. А в результате противоречия демон, даже если он будет побежден и уйдет, оставляет после себя мусор и тени того, что он подсовывал душе, то есть легкие воспоминания о том, против чего сражался человек.

Первый способ — тотчас прибегать к молитве — легок, и душа сразу успокаивается. А второй способ — противоречие — более труден. И если душа не выдержит его, то, возможно, получит раны от опытности демона в искусстве убеждения человека.

 

Убегай греховных мыслей, отсекай мечтание — всякий смущающий образ, потому что «всеведущий» сатана старается отлучить тебя от Творца Бога, ибо когда он через сосложение с помыслом возложит вину на человека, тогда благодать Святаго Духа уходит, как пчела улетает от дыма, и остается душа без благодати, без радости, полная уныния и печали. Но когда мы противодействуем лукавому мечтанию, лишь только появится оно в уме, уничтожая его или отталкивая, и тотчас с усердием и ревностью беремся за меч духовный — святую молитву Иисусову, тогда сразу видим, как вор — лукавый помысл — убегает, отдавая победу разуму, укрепленному благодатью и милостью Божией.

Хитроумный враг не выносит и вида святого Ангела, хранителя нашей души, пребывающего рядом с нами. Он старается удалить его, чтобы застать нас без «телохранителя» и обрушиться на нас, подобно страшной буре, чтобы поглотил нас глубинный змей. Он ведает, что Ангела отгоняют лишь нецеломудренные помыслы, и поднимает тучу постыдных помыслов и мечтаний, дабы осквернить и ум, и сердце, и тело. Но когда подвижник знает о его злобе, то сразу берется за оружие Христово и разрушает его козни.

 

Чадо мое, будь осторожен с мечтанием. От мечтания — все грехи, это корень греха. Поэтому смотри, как только придет мечтание о лице или деле, о чем-либо, что ты видел или слышал, сразу гневом и молитвой изгоняй его из своего ума. Твори краткую и сильную молитву. Тотчас мысленно умоляй Богородицу помочь тебе. Уповаю на Бога, что ты сподобишься победы.

Ты погордился, и потому диавол поднял против тебя войну. Теперь смиряйся, уничижай, ругай себя в душе, и Бог, видя твое смирение, поможет тебе.

Как ты убегаешь от огня, чтобы он не опалил тебя, и от змеи, чтобы она тебя не ужалила, так, и даже более, убегай мечтаний диавольских!

Будь осторожен, говорю, с постыдными мечтаниями. От них великие духовные мужи пали и погибли.

 

Изгоняй, чадо мое, постыдный помысл, как только он придет. Безжалостно бей постыдные мечтания о лицах и злых делах, ибо все зло исходит от мечтания: оно умеет посредством пяти чувств напоминать каждому о том, что он видел, что слышал и так далее, и вновь подает нам это «с пылу с жару», чтобы осквернить душу.

Итак, с гневом изгоняй постыдные помыслы и оружием молитвы по благодати Христовой победишь любую диавольскую брань.

 

Следи за умом, чтобы он не убегал от тебя то туда, то сюда, но хорошенько прилепись им к имени Христову. И, как будто Сам Христос перед тобой, умоляй Его, призывая Его святое имя с болью души, и тогда увидишь, какую получишь пользу.

Дурные помыслы тут же гони «пинками». «Вон, негодяи,— кричи,— вон из храма Божия, из моей души!».

Изгоняй злые помыслы тотчас, как только они придут, не оставляй их в себе, потому что иначе подвергаешься опасности получить рану, и потом нужны будут слезы и стенания.

Терпи, чадо мое, помыслов бегай, как огня, ибо они опустошают душу, охлаждают и убивают ее! Но если мы гневом, внимательностью и молитвой изгоняем их, то они становятся для нас виновниками великой пользы.

Посему подвизайся, не бойся. Призывай готового прийти на помощь нашего Врача. Не нужно много просьб, Он не требует денег, не гнушается ранами, Он принимает слезы и, как добрый самарянин, ухаживает и заботится об ураненном мысленными врагами. Итак, поспешим к Нему.

 

Что же до постыдных помыслов, то они исходят из мечтательной части души, то есть приходят на ум лица, вещи, песни, поступки, которые собрали пять телесных чувств и по своим каналам переправили в хранилище воображения. И в нужное время диавол представляет нам всё, что накопили чувства, и возбуждает страстные помыслы, дабы захватить град Божий, то есть сердце, и осквернить его.

Посему искусство состоит в том, чтобы изгонять мечтания, представления и так далее, как только они изобразятся в нашем уме. И если мы, по благодати Божией, достигаем этого, то зло подавляется в самом зачатке и мы побеждаем его с небольшим трудом.

Если же помыслы будут настойчивы, то мы, призывая имя Христово, с гневом противостанем им.

Будем же стараться, когда видим лица, которые нас соблазняют, не пускать их образы внутрь себя, но тотчас изгонять, иначе образы эти будут переправлены в мечтательную часть души, и в нужный момент диавол использует их в брани против нас.

 

Чадо мое, о хульных помыслах, которые влагает тебе диавол, говорю тебе: не бойся. Это зависть злого сеятеля. Такие помыслы стараются задушить душу христианина той мыслью, что он сам хулит, и таким образом отравить его сердце!

В одно ухо пусть они влетают, а из другого вылетают — такое покажи безразличие. И так поступай потому, что это не твои помыслы.

Говорю тебе, чадо мое: не бойся. Я беру ответственность за них на себя. Когда приходят эти помыслы, то говори сатане: «Приноси что хочешь. Теперь мне все равно, что бы ты ни говорил, потому что это изобретения твоей злобы!».

Несмотря на то что хульные помыслы происхождения чисто диавольского, кое-что питает их и с нашей стороны. Что же? Тайное возношение нашего ума, мнение, что мы что-то из себя представляем. И оно открывается благодаря хульным помыслам. Также они происходят и от нашего гнева, раздражения, ненависти и тому подобного.

Посему вместе с презрением этих помыслов позаботимся о внутреннем самоосуждении, будем сражаться с каждым гордым помыслом. Также примиримся и с каждым человеком, даже если кто и делает нам зло.

 

Много не разговаривайте, убегайте прекословия, споров, многословия и всего, что происходит от невнимательности к языку. Лишь только появятся злые помыслы, изгоняйте их из своего ума, а также и постыдные мечтания, ибо они, оставаясь на долгое время в уме и сердце, создают болезненное состояние. Но когда мы бдительны с самого начала появления постыдного мечтания и после него — постыдного помысла, то пребываем в мире и наслаждаемся чистотой.

Посему, чада мои, будем внимательны к самим себе всякий раз, когда подступают разнообразные злые помыслы, потому что любой такой помысл, обретя ум невнимательным, входит и создает, в соответствии со страстью, нравственно нездоровое состояние.

Итак, раз монах обуревается главным образом помыслами, то спасает его трезвение! Слово «трезвение» производится от глагола «трезвиться», то есть быть внимательным, бдительным, бодрым. И если мы внимательны, бдительны, бодры, если мы следим за собой, то дом нашей души будет хорошо огражден и мы спасем свои души, ради которых подвизаемся на протяжении всей своей жизни.

 

Когда человек юн, невозможно ему не обуреваться постыдными помыслами и мечтаниями. Он должен тотчас изгонять их и творить молитву Иисусову. Тогда они удаляются. Но придут снова. Снова человек изгоняет их молитвой и трезвением, то есть внимательностью и бдительностью ума.

Нужно быть внимательным, чтобы не позволять искушению образовывать мечтание, ибо сначала бывает мечтание, потом — помысл, а потом — постыдное наслаждение. Итак, когда мы трезвением не позволяем образовываться злому мечтанию и одновременно творим молитву, тогда освобождаемся от беспокойства и вместе с тем получаем от Бога венцы за свое благое произволение, за то, что мы желаем угодить Ему.

 

Что бы ни говорил тебе помысл, всегда знай, чадо мое, что это все от диавола: он хочет привести тебя в отчаяние и посмеяться над тобой. Потому и ты смейся над ним и не придавай никакого значения его глупым словам. Никогда не произойдет с тобой зла, если будешь презирать его. Смотри, не придавай значения тому, что он говорит тебе, и ты спасен.

Если будешь хранить сказанное выше, то не будешь ничем уязвлен. Поверивший своим помыслам претерпел зло. Посему презрение к помыслу вкупе с молитвой творят чудеса.

Не огорчайся, чадо мое, не отчаивайся, не теряй мужества. Чего бы ни нашептывал тебе в уме диавол, все это ложь и обман. Не верь ему нисколько! Он радуется, когда видит, что люди огорчаются и верят ему, и страшно опечаливается, когда ему не верят и проводят мирную жизнь!

Я, когда мой Старец сказал мне, что эти помыслы побеждаются презрением к ним, тотчас поверил совершенно и воплотил это на деле. Отчего и пришло исцеление.

Да, лучшее лекарство от них — это совершенное презрение, и исцеление бывает совершенным. Раз и навсегда узнай, что вот оно, лекарство! Смотри, не небреги о сем, бей зло без остановки. Все твое старание пусть будет направлено на то, чтобы не принимать помыслов, всеваемых сатаной, не придавать им значения и не огорчаться.

 

Юности не скрыться от законов естества, поэтому и посылает диавол свирепые волны постыдных помыслов против оплотов храма Божия, чтобы соделать их обиталищем безрассудных помыслов и нечистот.

Убегайте постыдного мечтания. Уничтожая его мечом духовным — молитвой, умертвите вавилонские помыслы, чтобы стать блаженными в тот день, когда будет явлено сокровенное человеков.

 

Не удивляйся, чадо мое, помыслам блуда. Лишь научись изгонять их, и это умение уменьшит помыслы наполовину и увенчает победой твою главу.

Как только появится в мечтании лицо, которое вызывает постыдные помыслы, тотчас, без малейшего промедления изгоняй его так, как ты закрываешь глаза, когда не желаешь что-то увидеть, и, гневаясь на диавола, быстро проговаривай молитву, с болью и слезами, и тотчас увидишь, как злой помысл отступит.

Если же мечтание усиливается, тогда воображаемое лицо разорви на части, изуродуй его, и «брезгливость» изгонит наслаждение, возникшее от появившегося лица.

Смотри хорошенько, чтобы не потерять тебе мужества и не замедлить в каком-либо помысле, потому что тогда эта маленькая невнимательность вызовет у тебя великую брань. Смотри, чтобы сладость постыдного мечтания не привлекла тебя и душа не стала собеседовать с воображаемым лицом, потому что потом сложно выпутаться. После такого опыта увидишь, насколько необходимо хранение помыслов.

 

Чадо мое, раз с диаволом идет война, то, безусловно, будут у нас и помыслы. Поскольку живет в нас ветхий человек, будут и симптомы болезни! Но, когда человек болен, ему необходимо терпение, а не отчаяние. Ты же, чадо мое, почему отчаиваешься? Понуждай себя, вспоминай смерть, Страшный Суд и ад. Смиряйся, ибо беды происходят с тобой от гордости. Не бойся нисколько, мужайся, благодать Божия поможет тебе, если смиришься.

 

Когда мы подвизаемся против демонских помыслов, подвиг вменяется нам в мученичество, потому что человек сильно страдает от злых помыслов, и Бог, видя труд и боль души, вменяет это в мученичество.

Причина помыслов неверия кроется в возношении и эгоизме. Итак, изгоняй, чадо мое, эгоистические помыслы, мысли о себе очень смиренно, не осуждай, смотри только на свои собственные грехи, следи за своими словами и не огорчай людей.

Помыслы неверия презирай совершенно, как помыслы диавольские, цель которых — выкрасть у тебя боевой дух и предать потом плотскому демону, а затем — душевной смерти.

Но как только ты начнешь подвиг, к тебе сразу придут помыслы гордыни, что ты подвизаешься и так далее, а помыслы неверия исчезнут, чтобы узнал ты, как издеваются над нами демоны.

Помыслам не придавай никакого значения. Необходимо совершенное презрение. Возьмись за молитву и память смертную и увидишь, как диавол изменит тактику.

 

Будем постоянно иметь в уме духовные и полезные мысли, чтобы лукавый диавол не находил возможности приносить нам тысячи греховных помыслов, оскверняющих душу и делающих нас виновными и нечистыми пред Богом.

Будем внимательны, чадо мое, ко всякой своей мысли, а также и к любому нашему слову и делу, чтобы не огорчить сладчайшего Иисуса, Который за нас, виновных, претерпел жестокую и мучительную смерть.

Чадо мое, будь осторожен с помыслами, будь подвижником, всегда готовым к отражению помыслов. Не отступай, потому что каждое отступление будет стоить нам очень дорого.

 

Чадо мое, крепко сражайся с разнообразными лукавыми помыслами. Не давай им места в своем сердце, ибо они, будучи нечистыми, что хорошего могут в нем оставить? Гневайся на них и, молясь, сподобишься покоя.

Изгоняй, доброе мое чадо, постыдные мечтания. Не позволяй им представляться живо, ибо отсюда начинается в душе нравственное падение. Это корень всех зол.

Без жалости бей постыдное мечтание гневом, страхом Божиим, обоюдоострым мечом молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Громко зови, вопи, и вот Иисус невидимо предстоит, чтобы помочь тебе: Близ Господь всем призывающим Его [530].

 

Получил твое письмо, где ты пишешь мне о помыслах хулы. Такие помыслы рождаются от гордости. Ты, говоря о том, что искушения изгнали из души твоей гордость, заблуждаешься. Плод показывает, от какого он дерева, а результат — от какого начала.

Старец пишет, что сколько у нас искушений, столько и гордости. Если бы мы имели подлинное смиренномудрие, то мир Божий разливался бы в нашем сердце и все было бы спокойно и мирно. Но, если мир в городе возмущается,— значит, появились какие-то мятежники, партизаны, отсюда и беспорядки среди граждан — помыслов.

Лечение здесь такое: отказ от чтения еретических книг, совершенное презрение хульных помыслов, как чуждых и посторонних, как лающих собак и порождений диавольских. Смиренная молитва. Примирение, если, как человек, ты поссорился с кем-нибудь. Бодрствование, если навалилось нерадение.

Это излечивает болезнь, особенно совершенное презрение хульных помыслов, как «извержений» диавола.

Когда авва Памво искушался духом хулы, он молился, говоря:

— Господи, как мне спастись от этих помыслов?

Ангел же ответил:

— Памво, Памво, оставь заботу о чужом (то есть о помыслах хулы) и попекись о своих грехах.

Что же касается истины Православия, то здесь нет места ни для какого сомнения. На Соборах председательствовал Дух Святый. И что говорили святые, говорили Духом Божиим: об этом свидетельствует освящение их святых мощей.

 

Не унывай нисколько, чадо мое. Это благотворное лекарство — искушение, которое восставляет и тормошит нас.

Изгоняй любой помысл и любое дело, которое беспокоит тебя и вводит в искушение. Мечтательную часть ума освободи от всех образов и твори молитву, как машина, устами и тотчас познаешь пользу этого приема.

Постарайся, чтобы похотение или чей-либо образ не завладели твоим сердцем и умом.

Обычно вначале диавол приводит нам на память дорогие лица, чтобы ослабить силу души и ее подвиг и добиться поражения, которое неизвестно чем для нас закончится.

Поэтому здесь нельзя проявлять пренебрежения, но нужно мужественно противостать с самого начала, изгоняя из воображения образы лиц, творя молитву и немного воздерживаясь в пище. Если будешь укрепляться чистой и регулярной исповедью в союзе с благодатью Божией, то, полагаю, враг отступит.

 

Получил, чадо мое, твое письмо. Я увидел, как поиграл с тобой диавол. В таких случаях не печалься, но просто признай его ловкость, то есть, когда он принесет тебе помыслы неверия, хулы, чего-нибудь еще, ничего иного не делай, а возьми четки и начни напряженную молитву, как машина, и в короткое время увидишь, как покинут тебя печаль и помыслы. В этих случаях не противоречь ему! Только молитва, никакого иного помысла или мечтания, и увидишь, как все исчезнет, подобно паутине. Никакое волнение пусть не нарушает твоего спокойствия.

 

Для преуспеяния в духовной жизни необходимо еще и изгонять разнообразные злые помыслы и подобные им злые мечтания, возбуждающие нас, желающие осквернить нашу душу.

Нельзя нам бездействовать в отношении плохих помыслов и мечтаний, потому что любой грех начинается с мечтания и мысли. Значит, если мы будем искоренять плохие мысли и мечтания, усердно отгоняя их, то тем самым будем неуклонно добиваться очищения от страстей. И потом человек становится свободным от душевных и мысленных смущений. И напротив, когда мы нерадим о совершении этого подвига очищения ума, то, как следствие, в нас господствуют бесчестные страсти и правят нами уже демоны и грехи.

 

С мечтанием будь очень осторожен. Не принимай никакого образа, иначе он станет твоим идолом, которому будешь поклоняться. Бесстыдная птица — блуждающая мысль делает самые сумасбродные зарисовки, изображая тайное и сокровенное ближнего. Молитвой разрушь образ, лишь только он начнет составляться. Чем более медлишь, тем больше потом будешь трудиться и страдать.

 

Каждый пусть следит за собой, за своим послушанием, особенно же за своим сердцем, имеет ли он память Божию, память смерти, геенны, рая или любую другую полезную и божественную память. Тем, что нет у нас душевного утешения, мы обязаны тому, что ведем рассеянную жизнь и не имеем обращенности внутрь и памяти Божией. Обратитесь внутрь себя, дайте своему уму духовное делание и не позволяйте ему блуждать то там, то здесь. Понудьте себя немного, молчите, не говорите лишних слов. Молитесь непрестанно, внутренне осуждайте себя, а не оправдывайте. Наконец, без понуждения и утеснения себя не бывает ничего духовного.

 

Глава пятнадцатая

О трезвении [531]

 

Времени мало, и неизвестно, когда оно иссякнет. Поэтому будем подвизаться и внимать себе и изгонять с гневом и сильной молитвой всякий плохой помысл. Если же прольем и слезы, то получим большую пользу, потому что слезы очищают душу и паче снега всю ее убеляют. Станем мужественно, потому что брань наша против сил тьмы, которые никогда не переходят на нашу сторону, никогда не ослабляют своих атак. Посему восстанем и мы и не будем предаваться дреме, потому что перед нами опасность для жизни вечной. Если проиграем, то потеряем свою душу, лишимся вечного наслаждения и радости в Боге и будем осуждены на вторую смерть, которая есть вечное отлучение от Бога, чего да не будет.

Трезвясь же, будем бдеть над помыслами, потому что начало падений — от помыслов. Итак, начало помыслов станем поборать мужественно и не будем позволять им из-за нашего нерадения утвердиться в нас, но сразу по их пришествии изгоним мечтание и разгневаемся на них, взяв меч духовный, который есть слово Божие, то есть: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Когда же мы взываем к сладкому Иисусу, Он сразу приходит к нам на помощь, и демоны тут же удаляются. Но будем молиться не нерадиво, а горя духом, из глубины взывая: «Наставник! Спаси меня, погибаю»[532]. Труд небольшой, если подвиг мы предпринимаем сразу же. Но если мы оставим помыслы и они укрепятся, тогда тяжек подвиг, тогда часто терпим мы поражение и получаем раны. Но когда мы восстанем и воззовем, тогда снова приходит добрый Кормчий Иисус и ведет наш корабль в тихую и безоблачную пристань.

От помысла мы оскверняемся и благодаря помыслу же становимся лучше, преуспеваем. Поэтому поставим в сердце своем бесстрашного стража — ум, то есть внимание, с оружием мужества, молитвы, молчания и самоукорения. Если будем так подвизаться, то в результате обретем сладкий мир, радость, чистоту, любомудрие духовное, молитву, которая, как благовонный фимиам, будет возноситься в храме Божием — во внутреннем человеке. Разве не знаете,— говорит апостол Павел,— что выхрам Божий, и Дух Божий живет в вас? [533] Я пишу это, дабы воздвигнуть ваши души к духовному трезвению, чтобы вы обрели внутренний мир Божий к своей же радости. Аминь, буди.

 

Будем подвизаться по силе в посте телесном. В посте же чувств, ума и сердца всеми силами будем бороться с врагом нашей души. Храни, чадо мое, свои чувства, и особенно глаза. Глаза — это щупальца осьминога, которые хватают все, что движется перед ними. Они легче всего схватывают греховную добычу. Из-за этого пали духовные столпы и погибли. Давид, дав волю своим глазам, соделал убийство и прелюбодеяние, хотя был великим пророком Божиим, имел благодать и дар прозрения.

Поскольку, чадо мое, ты живешь посреди различных искушений, то береги чувства, особенно же ум, этого кормчего, «бесстыднейшую птицу», как называл его авва Исаак. Ум входит в тайные дела ближнего. Он мерзкий художник, когда изображает постыдное. Поэтому любой ценой старайся сохранить его чистым, изгоняя всякий помысл и греховное мечтание с помощью сильной молитвы и гнева: Гневаясь, не согрешайте [534].

 

Непрестанно бодрствуйте в хранении ума, потому что от усердия или небрежности зависят жизнь и смерть бессмертной души.

Все начинается с воображательной части ума. Нет такого греха или такой добродетели, которые не имели бы своим началом и отправной точкой воображение. Следовательно, доброе хранение этого умного начала позволяет достигнуть святой цели спасения.

Духовное трезвение в своем главном значении является вот чем: хранением ума чистым от страстных фантазий и противоборством любому нападению диавола с помощью имени Иисуса и слОва противоречия.

Без трезвения недостижимо очищение души и тела, а без этого и Бог не может быть видим в чувстве ума и сердца.

Если Господь не посещает душу человека, то он все еще пребывает во тьме греха. Мы же, монахи, посвятившие себя святой цели достижения внутреннего очищения по Христу — очищения от страстей, должны хорошенько вызубрить важнейший урок трезвения, благодаря которому приблизимся к Богу в чувстве сердца.

Этой спасительнейшей науке, то есть трезвению, освящающему человека, диавол сильно противится и употребляет все средства, чтобы воспрепятствовать ему, производя соблазны и нашествия различных помыслов.

Но мы должны во что бы то ни стало отражать их, чтобы достичь вознаграждения внутреннего очищения и быть увенчанными от Подвигоположника Христа Бога нашего. Не бойтесь сатанинских нападок нашего общего врага, но подвизайтесь с мужеством и надеждой на Господа, Который не допускает искушений, превосходящих наши силы[535].

Итак, дерзайте, чада мои, и шествуйте со сладкой надеждой на Христа и на могущественный покров Божией Матери, и я верю непоколебимо, что мы сподобимся вечной жизни со всеми добре подвизавшимися и получим венцы в торжествующей на небесах Церкви. Аминь, буди.

 

Один святой изгонял демонов, и те его боялись. Его послушник задал ему вопрос:

— Старче, почему демоны боятся тебя?

— Чадо, вот что я тебе скажу,— отвечал старец,— у меня была плотская брань в уме, в помыслах, но я никогда не позволял себе уступить помыслам. Всегда я вел войну таким образом, чтобы фронт проходил в районе прилога[536], и никогда не позволял диаволу пробиться дальше. И поскольку брань была непрерывной, то Бог дал мне это благословение, эту благодать, несмотря на все мое недостоинство, чтобы демоны боялись меня и исходили.

Подумайте, он отсекал искушение еще за дверью, как только оно начинало стучаться. Почему он не открывал ему? Что было у него внутри и препятствовало искушению? У него было святое памятование. Оно занимало его ум. Искушение стучало снаружи, желая войти, но не было места, чтобы оно вошло внутрь, его останавливала память Божия. Эта непрестанная победа дала святому такую благодать, что демоны боялись его и выходили из людей.

Великая похвала тому человеку, который по благодати Божией достиг того, чтобы удерживать диавола на уровне прилога.

Нет ни одного смертного, ни одного духовного человека и подвижника, который бы не был подвержен прилогам диавола, то есть каждый человек подвержен искушению. Если у тебя открыты окна и двери души, как бывает с мирскими, которые не имеют ведения Бога, то враг преуспевает и побеждает.

Духовные люди подвизаются, чтобы не открыть врагу ни двери, ни окна, ни щели.

Грех делом — тот, который совершается не в сердце, а посредством уст или выражается в каком-либо действии,— часто трудноисполним, потому что многое должно поспособствовать, чтобы он совершился. Но мысленный грех очень легок. Человек может совершить его на любом месте и в любое время, и о нем не узнает никто. Внешнее действие часто не может произойти и потому, что для этого требуется стечение многих обстоятельств, и потому, что этому препятствует стыд. Напротив же, внутренний грех, грех в мысли, может убедить человека согрешить внутренне, чтобы при этом остаться незамеченным.

Этот внутренний грех незаметен. Его не видят люди, но видит Бог. И если мы не боимся и не стыдимся людей, потому что сей грех невидим для них, то должны бояться Бога, потому что это мысленное нравственное преступление происходит пред Ним.

Многие люди обманываются, потому что есть в них эгоизм, который производит большую работу. Сначала совершается внутреннее предательство, а потом уже оно обнаруживается посредством телесных членов. Поэтому необходимо усиленное и непрестанное внимание, усиленное трезвение, как уже сказано нами. Внутри нас должен стоять страж и часовой, который следил бы за входящими и исходящими помыслами, опознавал их, чтобы внутрь не пробрались соглядатаи и не разожгли в государстве души междоусобную войну.

Душевному оку необходимо быть чистым и иметь острое зрение, издалека замечать врага и принимать соответствующие меры.

Сколько помыслов нападает на нас постоянно? Очень много, помыслы каждой страсти. И если душа обладает хорошим зрением, то еще издалека чинит помыслам препятствия. По «запаху» она определяет, что страсть должна восстать, и тут же начинает подготовку: расставляет часовых, воздвигает земляные валы и так оказывается готовой отразить атаку страсти.

Люди попадают в плен. Страсть похожа на ядовитую змею. Бывают такие большие змеи, которые распространяют вокруг свое ядовитое дыхание, и это дыхание отравляет все, что находится поблизости. После этого они проглатывают свою добычу. Так же поступает и змея греха. Издалека она расточает яд-наслаждение и парализует ум, парализует силы. Человек попадает в рабство страсти и невольно влечется ко злу.

Люди, оказывающиеся в таком положении, свидетельствуют следующее: «В это время я не могу сопротивляться, ничего не могу сделать». Ответ на это таков: мы должны соответственно подготовиться, чтобы дело не дошло до пленения и разоружения ума и сердца. Исходя из опыта, как только умный змий начнет расточать свой яд, еще издалека, прежде чем он дойдет до нас и отравит душу, мы должны предпринять меры, дабы избежать опасности, потому что, будучи отравлены, мы уже ничего не сможем сделать.

Когда человек победится греховными помыслами и уступит воображению, то отсюда, от воображения, и начинается все зло! И если он претерпит в уме множество духовных крушений и многократно будет уязвлен сластолюбивыми мечтаниями, то, как только сатана снова придет с подобными мечтаниями, как только принесет их уму, он сразу пленяется ими. Поэтому монах не должен уступать, чтобы мечтания и страсти не усилились и не окрепли.

 

Пусть очи твоей души будут бдительны и хранят чувства — как т!ела (главным образом глаза), так и душ!и (в особенности ум) — от рассеяния, потому что через чувства входят опасные микробы духовных болезней, и со временем невнимательный христианин приобретает множество недугов и теряет бесценное здоровье своей бессмертной души.

 

Подвизайся, чадо мое, добрым подвигом[537], ведущим к вечной жизни. Положи доброе начало, чтобы достигнуть наилучшего конца. Ум свой пригвозди к памяти Иисус-Христовой, и Он станет для тебя всем: радостью и миром, скорбью и обилием животочных слез, которые соделают твою душу белее снега и легче облака.

Чадо мое, когда ты безмолвствуешь и творишь молитву со вниманием, то есть когда ум следит за молитвой, не переходя к чему-либо другому, кроме молитвы, тогда твой ум начинает приближаться к сладости Иисусовой. Если всегда будешь себя смирять, то это принесет тебе огромную пользу. Непрестанно ругай себя и никогда не оправдывай. Это значит: при любом искушении и в любом деле почитай брата правым и говори, что ошибаешься всегда ты. Это называется смирением.

 

Чадо мое, будь осторожен с мечтаниями и греховными помыслами. Все заключается в помысле. Поставь стража в уме, чтобы он не позволял безнравственным представлениям входить в воображательную часть ума. Иначе сразу возникает опасность, что душа согрешит и опечалит Того, Кто ради всех нас был распят на бесчестном тогда древе, а теперь Честном Кресте.

В душе прелюбодеяние происходит очень легко, если мы позволяем постыдным помыслам и подобным мечтаниям господствовать внутри нас. Это не что иное, как душевное прелюбодейство.

Чадо мое, если ты желаешь победить демона блуда, то будь осторожен с глазами. Также в немалой степени опасно рассматривать неподобающие изображения, газеты, журналы и тому подобное.

 

Величайшая церковь, где с радостью поселяется Бог, это та, которую Он весьма искусно сотворил собственными руками,— наше всецелое существо, наша душа, когда она чиста.

Сердечная чистота состоит в свободе ума от плохих мыслей, от которых проистекают дурные и страстные чувства, вызывающие в теле страстные взыграния, от которых и душа, и тело оскверняются и оба в одинаковой мере теряют чистоту и непорочность.

Плохая и страстная мысль, а прежде нее страстное мечтание, является источником всех видов греха. Ни одно прегрешение не происходит на деле, если ему не предшествует через мечтание плохая мысль.

Стало быть, чтобы достигнуть величайшего из благ — действительной чистоты, нужно очистить свой ум от греховных мечтаний и мыслей. Только так приобретается чистота на прочном основании.

Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Когда позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в нее Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к Нему молитвы.

 

Что пользы, если мы телом трудимся день и ночь и изнемогаем, а внутренне не заботимся о том, чтобы выдернуть те корни, из которых произрастает всякое зло?

Совершенно необходимо трезвение и непрестанная молитва, чтобы изгнать зло, которое свило себе гнездо внутри нас, и заменить его духовным добром.

Будьте внимательны, чтобы вашу устную молитву не похитила дневная работа. Громко призывайте преславное и сладкое имя Иисусово, и Он не замедлит тут же прийти на помощь и утешить. Чего только не может исправить и обновить эта благословенная молитва!

Понуждайте себя на молитву. Для чего уму скитаться здесь и там и не обращаться к Иисусу, ради Которого мы оставили всё и ради Которого всё претерпеваем!

 

Чадо мое, храни свой ум от плохих мыслей. Тут же, как только они придут, прогоняй их молитвой Иисус-Христовой, потому что как улетают пчелы, когда их окуривают дымом, так удаляется и Дух Святый, когда почувствует смрадный дым постыдных помыслов. Как пчелы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где вырабатывается сладкий нектар добродетелей и добрых помыслов.

Ум да внемлет без мечтаний словам молитвы, которую произносит либо он сам, либо уста. Целью любой молитвы является молитва без мечтаний, со вниманием к словам, которые произносят ум или уста.

 

Из собственного опыта я знаю, что благочестие через безмолвие, молитву, чтение, очистительные слезы, истинное покаяние и созерцание Божественных предметов очищает как телесное, так и духовное существо подвизающегося человека. Конечно, приносит пользу и телесный подвиг, когда есть сильное тело. Когда же телесные силы отсутствуют, тогда благодарение и самоукорение восполняют недостаток телесного подвига.

Во всеобъемлющем благочестии и трезвении заключается всё. Это истинные признаки живущей во Христе души. Если этого нет, а есть только однобокий аскетизм, то человек либо получает мало пользы, либо совершенно погибает, кичась похвалами людей и помыслов. Не имеющий трезвения, этого всеобъемлющего света души, бесценного сокровища, теряет свои труды, о чем мы знаем и из книг, согласно которым многие подвижники в пустыне погибли в буквальном смысле этого слова.

Телесный подвиг подобен листьям древа, трезвение же — плоду. По плодам их узнАете их [538]. Нам было заповедано принести плод. Бог да просветит нас, как нам шествовать, потому что иссякли истинные руководители и каждый идет своим путем. Бог да будет для всех нас незаблудным Путеводителем.

 

Чада мои, о чем бы скорбном ни напоминал вам враг наших душ диавол, старайтесь тут же безотлагательно это прогонять, потому что любое промедление приносит нежелательные плоды.

Диавол совершенно побеждается молитвой и трезвением. Суть трезвения состоит в неусыпном умном бодрствовании против страстных помыслов и мечтаний постыдных демонов. Здесь смерть и жизнь, развращение и очищение. Другими словами, душа, которая молится умно, презирает всякие лукавые помыслы и гнушается ими, со временем очищается и освящается.

 

Будем убегать приражения помысла и противостанем в самом начале греху, являющемуся в виде тонкого помысла, и благодатью Христовой избежим незавидной и весьма горькой участи. Вначале грех, подобно коварной и лукавой лисе, подходит незаметно, приступает и убеждает, что он мурашка, не стоящая внимания, и что бороться с ним — все равно что бороться с муравьем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.152 (0.017 с.)