О скорбях, страданиях и труде



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О скорбях, страданиях и труде



 

Любовь нашего Небесного Отца да будет с вашими душами, чтобы, оживотворяемые ею, вы сотворили послушание Его жизнеподательным заповедям. Желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы[47]. Поскольку вы, посвятив себя ангельскому житию, последовали за Спасителем Христом, то величайшим вашим долгом является терпение скорбей, которые происходят либо от естества, либо от лени, либо от грехов, либо от людей. Раз мы желаем жить жизнью по Христу, то должны быть послушными воле Божией, потому что все приходит от Бога, а если от Бога, то является Божией волей. Небесный Отец так предписывает, и мы не послушаем Его? Разве мы не возгласим вместе с блаженным Иовом: как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно?[48]

Терпением и благодарением Бога мы показываем послушание Божественной воле. И разве слушающийся Бога не удостоится уже здесь стяжать в себе вечную жизнь? Да, он будет жить во веки веков!

Итак, будем подвизаться. Отточим наши души камнем терпения, чтобы принести Богу благоугодное дело. Скорби, болезни, огорчения, искушения — ничто из этого да не отлучит нас от любви Христовой.

 

Много у нас огорчений, чадо мое, но блажен тот, кто с терпением и благодарением переплывает море скорбей настоящей жизни. Да, мы должны благодарить Бога, Который посредством этих скорбей приуготовляет нашу бессмертную душу, чтобы она стала наследницей вечных благ Небесного Царства!

Господь наказывает для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его[49]. Через разнообразные скорби соделывается в нас полнота вечной славы![50]

Посему не нужно и даже вредно роптать во время наказания Господня, но для каждой души полезно совершенное послушание Целителю душ и телес наших, Который во время различных скорбей врачует невидимую душевную рану со святой целью — даровать здравие или сердечное очищение от бесчестных страстей.

Такого премудрого духовного Врача мы обязаны непрестанно благодарить на деле — так, чтобы не огорчать Его никакими грехами.

Все святые прешли жизнь со скорбями и разнообразными муками; несмотря на то что грех не имел никакого права[51] причинять им скорби, житие их зачастую было настоящим мученичеством. Какой же ответ дадим мы, впавшие во многие грехи и заботящиеся о том, чтобы прожить жизнь свою без скорбей и мучений? Истинно: мы ответственны за грех и, следовательно, нуждаемся в биче спасительного наказания Господня, чтобы сподобиться счастливого спасения в Царстве Небесном благодаря щедротам нашего человеколюбивого Бога.

Насколько тебя любит Бог, чадо мое, я узнаЮ из того, как часто посещает Он тебя. Еще я вижу твое могучее терпение и твое непрестанное благодарение великому Врачу — Богу.

 

Почему ты, шествуя по пути Божию, печален и угрюм? Пускай печалятся и не чувствуют радости те, кто забыл Бога, кто не имеет никакой надежды на живой и неиссякающий источник Божий. Но мы, верующие в живаго Бога и возложившие на Него свое упование, должны радоваться, потому что на небе у нас есть такой Отец, Который любит нас больше, чем все отцы и матери, и проявляет безграничную заботу о том, чтобы соделать нас достойными Себя.

Но ведь мы ошибаемся каждую секунду! Да, я этого не отрицаю. Но мы знаем, что наша природа из глины желает земного и низменного, что помышление человека — зло от юности его[52] и что внутри себя мы видим иной закон, который стремится пленить свободное желание, подчинить его и соделать рабом греха[53].

Но все это побеждается благим желанием. Бог даровал нам духовное оружие, которым мы отражаем любой сатанинский натиск с помощью славного знамения креста надежды, с помощью живой веры в Того, Кто сказал: не покину тебя и не оставлю тебя[54]. Мы отражаем козни диавольские надеждой на нашего Христа, Который был повешен на Кресте, так что всякий взирающий и уповающий на Него не постыдится.

Пречистая Кровь, излиянная на Кресте, искупила грехи человечества и источила жизнь. Блажен уповающий на Него[55].

Дерзай, чадо. Эта скорбь твоя претворится в радость. Эта скорбь станет причиной великого блага для тебя. Она защищает тебя подобно железной кольчуге, чтобы лукавые стрелы привязанности к земному не отвлекли твой ум от попечения о небесном и о твоей бессмертной душе.

На смену радости придет скорбь, а скорбь сменит радость, подобно тому как день сменяет ночь. Такой путь положил для спасаемых Отец светов. Только терпение и надежда — их начертай в глубинах своего сердца. Ими будет отражено все противное.

Держись за нашего сладкого Иисуса. Призови Его в скорбях, возложи на Него скорбные попечения, и Он благо тебе сотворит. Как и Анна — мать пророка Самуила, крайне опечаленная своим бесплодием, припала ко Господу, с такой силой изливая свою душу, словно потерявшая рассудок. И в прошении своем она была услышана[56].

Кто уповал на Бога и постыдился?[57] Конечно, речь идет о действенной надежде, а не о предосудительной, то есть надежда должна сопровождаться посильным духовным трудом. Иначе же это не надежда, а насмешка. От такой лукавой надежды да избавит нас Бог.

 

Какой вред терпит человек, когда не помышляет о том, что воспитывается (наказывается)[58], как чадо Божие, и забывает о своем сыновстве! Любовь земных родителей соделывает для них неукоснительной и абсолютной обязанностью воспитание (наказание) своих чад. Поскольку Бог — наш Отец, то воспитывает Своих чад для их же пользы, чтобы они приобщились Его святости.

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его[59]. Итак, забвение христиан о том, что их Отцом является Бог,— великое зло. Потому, забыв об этом, они под ударами отеческого жезла (боли, скорбей, искушений и тому подобного) приходят в отчаяние, их обуревают тьмы помыслов и наказание для них становится еще более тяжелым и лишенным какого бы то ни было утешения.

Как прекрасно говорит нам апостол Павел! Вы забыли,— пишет он,— утешение, которое предлагается вам, как сынам[60]. Мы забыли, говорит Апостол, об утешительном совете, который предлагается нам как чадам Божиим.

Для чад Божиих, которых Он принимает, наказание Господне неизбежно. Бог не прощает[61], Бог не таков, как многие несмысленные родители, проявляющие к своим чадам такую нездоровую любовь, которая впоследствии приносит любимым детям гибель и вечные муки. Бог, будучи бесстрастным и святым, не может быть охвачен такой «любовью», чтобы не огорчать возлюбленных чад Своих и не замечать их грехов и безобразия. Нет, тысячу раз нет! Бог, имеющий настоящую любовь к Своим чадам, будет их наказывать, наставлять. Он свяжет их свободу и будет наносить им различные удары, чтобы к вящей славе и хвале Иисуса Христа их злые нравы преобразить и сделать похожими на Свой святой нрав.

И Христос — возлюбленное Чадо Отца, когда был на земле, был искушен в наказании Господнем. Не потому, что Он, безгрешный Бог, нуждался в этом, а для спасения человека, для нашего наставления и примера, дабы мы последовали Его стопам. Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя[62].

 

В любых обстоятельствах возводи умное око души горЕ, откуда и придет помощь.

Что бы ни случилось, не отчаивайся. За искушением последует развязка. Бог никогда не оставляет человека и никогда не дает тяжести более, нежели кто может понести. Если по такому принципу поступают даже люди, то тем более благий Бог, Который ради человека пролил на Кресте Свою всесвятую Кровь!

Поистине христиане, претерпевая временные скорби, приобретают будущую вечную радость и упокоение.

Никогда, никогда не будем ублажать тех, кто на земле имеет всегдашнюю радость и мир. Наоборот, будем о них скорбеть, потому что временная радость станет им преткновением для грядущей жизни[63].

Бог милостив и справедлив. Милостив в этой жизни, а после смерти Он — Праведный Судия. Он не может претерпевшим скорби христианам — настоящим христианам, а не по имени только — дать вечную муку. Там Он дарует им нескончаемую радость, которой никто не сможет у них отнять[64]. Не может Бог из мучения ввергнуть человека в мучение. Потому ты более радуйся, а не скорби, ибо Бог удостоил тебя страдать временно, чтобы упокоить вечно.

Вечная радость ожидает только тех христиан, которые претерпевают скорби. В евангельской притче о богатом и Лазаре Господь говорит: Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь»![65]

Бог никогда не лицемерит, но по справедливому слову Своему Он сотворит именно так. Если ты посмотришь на жития святых, то увидишь сплошные искушения, скорби и стеснительные обстоятельства. Так они прожили жизнь. Ни один похотливый человек не войдет в селение вечное, исполненное неизреченной радости. Но войдут в него те, кто ради Бога претерпел скорби, дабы сохранить Его заповеди.

Господь говорит: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир[66]. У Бога, Который пришел на землю, всю жизнь были труды и страдания. И где Он окончил Свою жизнь? Повешенный на Кресте, проклятый, дабы разрушить средостение проклятия[67].

Страшные муки терзали сердце Богочеловека, и Он возопил: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?[68] Земля потряслась и завеса церковная разодралась посередине, что было видно чувственными глазами. Но в умопостигаемом мире потряслась и разрушилась до основания стена проклятия, средостение между Богом и человеком[69]. И когда Иисус испустил дух, соединилось прежде несогласное[70] и человек стал не просто другом Божиим, а сродником Его. Он получил благодать усыновления (наследник Божий, сонаследник же Христов[71]), потому что дал Сыну Мать — Пресвятую Деву Марию, а Христос от Ее пречистых кровей принял плоть. И эта обОженная человеческая плоть воссела одесную Бога и Отца. И Бог в человеческом естестве видим на небесах и принимает поклонение Ангелов.

Видишь ли ты, куда вознесся человеческий род? Мы боги по благодати! И разве может кто-либо попасть туда, минуя стеснительные обстоятельства? Мы будем в тесноте, претерпим скорби, но однажды все закончится, и мы забудем обо всем. Внезапно вечная Радость широко отверзет Свои нежные объятия и воскликнет: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные скорбями, и Я успокою вас[72].

В любом своем деле и поступке, слове или мысли представляй, что Бог присутствует при этом, все видит и однажды будет все это судить. От такого спасительного упражнения рождается страх Божий, который является виновником еще большей пользы: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь[73],— говорил пророк Давид.— Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим[74]. Этот страх рождает и смирение. Потому смиренномудрие рождается не только в искушениях и испытаниях, но и от духовного поучения и от познания своей немощи.

Подумать только, как немощен человек, что он не в силах творить благое, посеянное в его природе! И наоборот, с легкостью творит злое, несмотря на то что оно прокралось в него с черного хода. Человек желает благоугодить Богу, но если этому не посодействует благодать Божия, то добро, которое он сделает, не будет добром. И, несмотря на всё его желание и труд, если не поможет Бог, то всуе и желание, и труд.

Человек, помышляя о своем прошлом, когда он не знал Бога, о том, как он нагрешил, сокрушается, смиряется, плачет, просит прощения и размышляет: «Если меня оставит благодать Божия, то я даже теперь могу сотворить худшее прежнего». Тогда соединенный со смирением страх ограждает душу. Это духовное упражнение называется познанием человеческой немощи, когда человек без труда и скорбей приносит полезные плоды смирения.

Да, приходят испытания, но большей частью они посылаются по причине гордости. Когда человек находится в состоянии смирения, то испытаний будет меньше и они будут легче. Но человек всегда должен быть наготове, как капитан, который после штиля ожидает бурю. Если кто-либо ожидает что-то, то оно, когда придет, уже не кажется ему странным, потому что он ожидал этого. Таким образом, человек всегда должен быть готов ко всему, и когда придут испытания, то он уже не опечалится. Но разве возможно, чадо мое, не вкусить нам скорбей, когда благодаря скорбям, трудностям мы наследуем вечные блага, о которых сказано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его?[75]

 

Не будем забывать, чадо мое, что все святые прошли через пещь различного рода скорбей согласно с тем званием, в котором каждый из них был призван.

Если мы посмотрим на знаменитое житие святой царицы Феофании[76], то увидим множество скорбей, которые следовали одна за другой на протяжении всей ее многотрудной жизни. Она многое перенесла. Она прилагала всевозможные усилия, стараясь увещаниями, молитвами, слезами и собственным примером обратить на правый путь своего впадшего в грех мужа — императора Льва Мудрого[77]. Для ее святой души это был пожизненный крест. И эти мучения вкупе с ее добрыми делами соделали ее святой.

Поэтому терпи, молись, внимай наставлениям, надеясь на Господа: блажен муж, иже уповает Нань[78].

Таким предначертан земной путь человека: поскольку он впал в грех, то теперь собирает те плоды, которые породило преслушание.

Сколько бы ни хотел кто-либо, сколько бы ни старался и не надеялся жить без скорбей, не сможет этого достичь, потому что искуситель обходит всю поднебесную, всех просеивает через сито искушений и всем дает испить горечи скорбей и проклятия закона. Куда бы ты ни бросил взгляд, кого бы ни спросил, все, как едиными устами, исповедуют тебе, что как будто какое-то жало их колет и причиняет боль.

Но скорбь отличается от скорби: некоторые скорбят, что не могут насладиться аморальными поступками,— это преступная скорбь. Другие скорбят законно и справедливо — это естественная скорбь. Если же при этом у них есть и духовное ведение, то скорби становятся причиной освящения.

Точно так произошло и со святой Феофанией: она страдала законно, потому что супруг ее обманывал. Но, имея духовное знание, наставления, христианские примеры, она с терпением, слезами, молитвами возложила все свое упование на Бога. И в результате сего к ней по справедливости пришла святость.

Поэтому терпи все, освящайся посредством скорбей, благодари Бога, Который временно наказывает тебя, чтобы упокоить навеки!

Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

Нас же да сопричислит Бог к страдающим, дабы имя наше было написано в книге жизни и мы не остались вне Божественного чертога Христова. Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

Это часто приводит меня в волнение, и я плачу. Что же отвечу на Суде Христовом я, недостойный иерей? Молись обо мне, чтобы я не был осужден.

 

Возлюбленный во Христе брат мой, благодать Госпожи нашей Богородицы да сохранит тебя от всего того, что может запятнать твою душу. Аминь.

Скорби и нужды обретоша мя, заповеди Твоя поучение мое[79].

Скорби следуют одна за другой, потому нам необходимо терпение. Поучаясь же в законе Божием, мы просвещаемся в том, как их терпеть, почему они приходят и для какой цели.

А приходят они для того, чтобы мы стали способными их понести, чтобы стали испытанными подвижниками, последователями Того, Кто был распят ради нас, братьями всех святых, прошедших тернистым путем креста: мученики — через мученичество, преподобные — через подвиг, миряне — хранением святых заповедей и различными искушениями, которые порождают мир, диавол и плоть.

Никто не спасся, живя в покое и без искушений. Стало быть, если мы терпим искушения, то должны радоваться, потому что таким путем шли те, кто спасся. Если и мы желаем спастись, то другого пути, кроме скорбей, не существует!

Скорби приходят для того, чтобы приблизить нас к Богу. Потому что скорби огорчают, утесняют сердце, после чего оно смягчается и смиряется. Когда же оно смирится, Бог обращает на него Свой взор: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит[80]. Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим[81].

Скорби освобождают того человека, который терпит их с радостью и сознанием того, что они даны ему как епитимия за его грехи. У такого человека вырабатывается духовный характер, он становится милостивым, смиренным, кротким.

Не имеющий истинного знания об искушениях огорчается и страдает, в то время как должно радоваться тому, что он шествует путем священной Голгофы и святых.

Благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая[82], да поможет всем нам сохранять терпение во всем, дабы сподобиться Царствия Божия. Аминь.

 

Многими скорбями мы спасемся[83], чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.

Когда приходит к тебе скорбь, утешайся тем, что к тебе вернутся радость и тишина. Непрестанно вспоминай о смерти. Эта память придаст тебе много мужества в скорбях этого мира и наполнит твою душу утешением.

Мучения этой жизни, чадо мое, закончатся в один день, потому что проходит мир сей[84]. Только то, что сотворит каждый человек для своей бедной души, вечно останется с ним либо к ее возвышению, либо к падению в бездну и к погибели.

 

Разве ты не знаешь, чадо мое, что Бог спасает человека даром? Конечно, труды показывают произволение человека, но сами по себе они не могут освободить его от страстей. И, чтобы мы научились уповать не на свои труды, а только на Бога, Он попускает нам после сотворенных трудов искушаться от зла. Потому в трудах своих будем говорить, что если Бог не сохранит человека, то дела его напрасны и подобны дуновению ветра[85].

 

Какое мы найдем себе оправдание, когда помыслим, что Христос претерпел такие страшные страдания, хотя не совершил ни одного греха, поскольку был Богом? Подумай только о столь страшном снисхождении невместимого Бога, что Он стал человеком и претерпел такие позорные страсти ради нас, грешников, заслуживающих наказания и осужденных! Его заушали, бичевали, осыпали бранью, наконец, распяли, и Он умер самой злой смертью: проклят всяк, висящий на древе[86].

Он, как Бог, так пострадал ради нас, грешников. Что же мы скажем в ответ, если ради Его любви или за свои грехи не потерпим и одного искушения?

Через скорби спасается человек. Никто не спасся без скорбей. Путь, ведущий к Богу, узок и тернист. Желающий пройти по нему испытывает трудности, истекает пОтом и кровью. Пойдем же этим путем, чтобы достигнуть вечной жизни!

 

Не бойся, и да не устрашается сердце твое[87]. Наш Христос помогает тебе сокровенною рукою. Он испытывает тебя, чтобы дать тебе Свою благодать.

Чем лучше возделывается земля сердца и чем глубже земледелец опускает в землю свой плуг, тем больший плод даст она в свое время. Так поступает с душой и Великий Земледелец — Бог. Он попускает искушения, скорби, боль и огорчения, чтобы они глубоко вошли в сердце и загнали нас в тупик: как быть вот с этим или с тем искушением? Страдает и мучается человек. Но любящим Его Бог помогает благополучно выйти из затруднений.

 

Молю Бога дать нам терпение и душевные силы, дабы перенести и это испытание, которое святый Бог послал нам для нашей пользы. Терпите. Ведь это Сам Бог попускает Своим истинным чадам искушения и скорби. Это тот путь, который совершенствует душу. Боль очищает ее, делает смиренной, отзывчивой, благой и таким образом подготавливает почву для Божественного посещения.

В искушениях не отчаивайтесь, потому что благодаря искушениям мы преуспеваем в познании Бога. Искушения извещают нас о том, что мы чада Божии и станем Его наследниками.

 

Плохие помыслы, чадо мое, изгоняй, потому что диавол никогда не желает человеку добра. Он представляет ему различные трудности, дабы убедить человека, что в монашестве он ничего не достигает. И это происходит оттого, что диавола пожигает черная ряса, которая отличает воина Христова.

Пускай у нас будут искушения и скорби. И у Христа были скорби, и в страшных муках Он предал на Кресте Свою обОженную душу. Христос — обнаженный, одинокий, покинутый, уничиженный тысячами людей и с радостью претерпевший множество скорбей ради нас, неблагодарных,— повешен на Кресте. А мы, чадо мое, разве не потерпим небольшую скорбь и боль?

Христос во время Своего Второго Пришествия покажет нам страдания Своей плоти, как доказательство любви к нам. Тогда и мы, чадо мое, покажем Ему свое сердце, страдающее и окровавленное скорбями, подъятыми ради Его любви.

Все святые много страдали. Мученики же чего только не претерпели? Посему терпи и молись, и Бог не попустит нам страданий сверх наших сил.

 

Очень утешительно, чадо мое, что каждый человек получит согласно тем трудам, которые он понес ради любви Христовой. Очень трудно разбудить души нынешнего времени, которыми правят эгоизм и своеволие.

Не будем терять дерзновения, потому что нам невидимо предстоит Иисус, Который запретит бушующему морю страстей и принесет благодатную тишину.

Подвизайся против пенящихся волн. Призывай единого всесильного Бога: «Господи, Господи, призри с небесе и виждь искушения моя и научи душу мою творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой».

 

Желаю, дабы наша пресладкая Богородица во всем укрепила тебя, умерила дух твоей печали и по благодати Святаго Духа пременила его на дух утешения.

Все скорбное, безо всякого сомнения, посылается нам для исцеления нашей недугующей души, дабы скорбями она извергла из себя яд сладострастия и всякой страсти. Любовь Небесного Отца к Своим чадам проявляется главным образом через ниспослание скорбей, чтобы они приобщились Его святости и приняли полноту вечной славы!

Сколько бы ни терпели мы скорбей в этом преходящем мире, однажды все они прекратятся. А от скорби после смерти, от геенны да избавят нас совсем наш Христос и Божия Матерь, дабы и глаза наши не видели того. Ведь если страшна даже и мысль о муке, то насколько же ужаснее быть навечно осужденным в эту муку!

Будем просить у Бога скорбей, просить, чтобы Он сподобил нас всегда со смирением искать Его милости и прощения, потому что через Своего святого Сына Он сказал: И всё, чего ни попросите в молитве с верою, полУчите[88]. И в другом месте: Просите, и дано будет вам[89]. Да, мы просим Его каждый день и каждый миг, чтобы Он помиловал нас и презрел совершенное нами в ведении и неведении. И мы верим Его Божественным словам, что Он сотворит милость с нашим смирением. Аминь.

 

Слава единому премудрому Богу, Который ведает, как из горечи производить сладость и таким образом обогащать нас знанием о Его безмерной к нам любви.

Он бичует нас скорбями и искушениями, дабы привлечь к Себе, потому что знает, что через скорби нынешней жизни человек приближается к Нему и спасается.

Вольготная жизнь очень опасна для вечного спасения, и, согласно изречению отцов, в людях, проводящих такую жизнь, живет не дух Божий, а дух диавола.

Поэтому в скорбях нынешней жизни мы должны иметь терпение и благодарение, ибо весьма благоугодны Богу обе эти добродетели. Да даст нам Господь многое терпение в жизненных невзгодах, дабы за всё мы благодарили нашего Благоподателя и Промыслителя.

 

О мучающей тебя скорби я много раз говорил тебе, что это — твой крест, который дан тебе Иисусом, дабы ты стал Его подражателем и не оказался чуждым любви к Нему. Ибо искренне любящий Бога восходит за Ним не только на гору Фавор, где была явлена слава Его Божества (то есть в то время, когда человека посещает сладкая благодать Божия и радость), но следует за Ним и на священную Голгофу, и даже к Его распятию (то есть и тогда, когда отходит благодать и приходят скорби, которые вызывают угнетенное состояние, боль, отчаяние, недоумение, труд и пот). Вот тогда и проверяется внутренний человек, что он из себя представляет: лицемерен он или правдив, опытен или нет, капитан он или всего лишь юнга. Тогда испытывается произволение человека, и мужественный и всё претерпевший вознаграждается Божественным посещением и умножением благодати. Так христианин упражняется в борении по Богу, доколе не достигнет конца и не упокоится.

Подвизайся с любомудрием. Терпеливо, радостно держи свой крест, доколе не принесешь его на Лобное место — на гроб, чтобы наш Иисус даровал тебе воскресение! Претерпевший свой крест ради любви Христовой будет воскрешен Господом в последний день. Как долга наша жизнь? Неизвестна и смерть. Терпение же получит вечное вознаграждение.

Этот крест скорби столько уже даровал тебе, а сколько подарит еще! Но ты этого не видишь, потому что Бог по Своему домостроительству скрыл это от тебя для твоей же пользы.

Проси Бога, чтобы дал Он тебе терпение и искреннее благодарение, и тогда терпеть будешь с радостью, ожидая своего спасения.

 

С момента отпадения от истинного счастья жизнь человека стала мучением. Теперь мы собираем плоды непослушания: Терние и волчцы произрастит тебе земля[90] и земля сердца. Как нам узнать, что мы находимся в изгнании, если не посредством скорбей и мучений?

Нет человека, у которого бы не было какой-либо скорби. Скорби есть и у благочестивых христиан, но в глубине души они надеются, что однажды эти многие скорби станут причиной блаженного упокоения.

Без скорбей и мучений никто да не ожидает упокоения в загробной жизни. Та жизнь — для потрудившихся и понесших тяготы настоящей жизни.

Один преподобный отец был болезненным. Когда ему случалось пребывать в здравии и такое состояние продолжалось долго, он говорил Богу: «Почему, Боже мой, Ты оставил меня и я живу в благополучии? Разве я недостоин Твоей любви, чтобы ради нее пострадать немного?».

Конечно, у святых была великая благодать, большая душевная сила, и они радовались в скорбях. А мы, и я первый, в скорбях иногда теряем терпение. Но слава Богу, что Он нас просвещает и мы каемся и исправляемся. Дух бодр, плоть же немощна[91].

 

Говорю тебе, что печаль о грехах, которая у тебя в душе, хороша и полезна. Но если она ведет к отчаянию, то эта печаль — от бесов. Тотчас же обращай себя к надежде и говори: «Поскольку я каюсь во всем, то надеюсь, что все мне прощено. Нет такого греха, который бы мог победить Божие благоутробие. Сколь велики бы ни были грехи, они разрешаются покаянием. О глубина смирения, незлобия и милосердия Господня!».

Пусть все, приговоренные к тяжкому наказанию, воспрянут духом, потому что есть Бог, Который не вменяет нам зла, как бы тяжко мы ни согрешили пред Ним. Он прощает любой грех, лишь бы мы каялись чистосердечно. Потерпи, чадо мое, испытания, и благо тебе будет. Да, терпение и еще раз терпение. Оно отверзет нам двери рая.

 

В скорбях присутствует дух Христов, а в покое — дух диавола. В трагическом испытании, которое пережил мой старец Иосиф, как чувствовал он Христа! В то время как у других час приближения смерти вызывает страх и ужас, он жил любовью ко Христу. Что это за чудо! Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же[92].

 

Скорбь — это инструмент, орудие, которое держит Бог в Своей руке. И Он Сам действует им со Своей безграничной мудростью. К каждому человеку Он применяет его по-разному, в соответствии с нуждой, которая у того есть.

Скорбь во всем своем разнообразии освящает и делает непорочным того человека, который принимает ее с мудростью и знанием. Любая скорбь христианина — это Божественное посещение, которое, несмотря на то что не нравится нашему естеству, как и больному не нравятся лекарства, посылается для нашего спасения сладчайшей десницей нашего Небесного Отца.

Если бы у нас не было скорбей, то мы разделили бы участь денницы, который, находясь на высоте славы и покоя, забыл о величии Божием и о своих малости и бессилии: Поставлю престол мой на облаках и буду подобен Всевышнему[93]. И когда он так помыслил, Бог низверг его. И светлейший из Ангелов стал демоном, сатаною, диаволом, самым мерзким из всех творений Божиих. Мерзок он не по природе, потому что Бог вся добрА зело[94] сотворил, а по произволению лукав и бунтовщик!

Диавол сеет в семьях желание посетовать на судьбу, недовольство, зависть, упрямство и тому подобное. Часто в семье есть один человек, который возмущает мир, тишину и семейную радость.

Это злое семя обрелось и в священной семье Господа, созданной на земле ради грядущего спасения,— среди Его святых учеников. О Иуда Искариот, богоубийственное семя!

Диавол сеет свое семя среди пшеницы. Есть оно и в монашеских братствах. Не потому, что этот человек плох, а потому, что, имея немощи — ропотливость, зависть и тому подобное, становится орудием возмущения мира и спокойствия других братьев.

Все это свидетельствует о том, что мы изгнаны из своей истинной родины и находимся в исправительном доме, где нас обучает Господь. И те, кто преуспеет в обучении, снова приемлются в небесное наследие Отца, получая утерянное сыновство, становясь достойными наследниками Бога. Оставшиеся необученными, как я, и не признавшие учения, но делами показавшие, что они незаконнорожденные, изгоняются, как недостойные усыновления, которое и являлось целью обучения Господня, и наказываются. Благий Бог и Отец наш да сопричтет нас с преуспевшими и принявшими усыновление, во веки веков. Аминь.

 

Чадо мое, все терпи, потому что велика награда. Не смотри на тяжесть скорбей, но измеряй воздаяние. Малая скорбь готовит тебе на небесах полноту вечной славы. Посему тебе надлежало радоваться, а не скорбеть. За все благодари нашего благаго Бога и не показывай врагу нетерпеливости, ибо это его главное орудие против тебя, чтобы в конце сокрушить стену твоего терпения.

 

Ты спрашиваешь о своей внутренней печали и скорби, полезны ли они тебе или нет. Они очень полезны, потому что удерживают тебя от греха, особенно от мирских наслаждений, которые чужды Богу.

Но и здесь необходимо рассуждение: скорби, переходящие границы, наносят вред. И есть один признак того, что скорбь вышла из нормальных пределов: если ты, помышляя о своих прежних согрешениях, доходишь до отчаяния, если начинаешь представлять Бога неумолимым карателем, чего нет на самом деле, потому что Бог наказывает как отец, и христианин это понимает, когда не переступает границ разумного.

Посему рассуждение — прежде всего, ибо оно освобождает нас и от чрезмерностей, и от упущений.

Когда тебя охватывает отчаяние, перемени свои мысли и подумай: если Господь повелел людям оставлять ближним прегрешения их каждый день семь раз по семьдесят[95], то как, стало быть, Сам Он, безграничный в милости Бог, отпускает наши грехи? Кто покаялся и не был спасен? Кто сказал: «согрешил» и не был прощен? Кто упал, попросил помощи и не был воздвигнут? Кто плакал и не был утешен Богом? Если вы,— говорит Господь,— будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него[96].

Наш Небесный Отец наказывает нас не для того, чтобы мы пришли в отчаяние, но чтобы покаялись и исправились.

Когда мы извращаем смысл наказания, тогда приходим в уныние и считаем Небесного Отца немилостивым карателем, что на самом деле не так. Душа, находящаяся в таком состоянии, не может утешиться. Но когда мы будем благоразумно хранить помысл о воспитании скорбями, то за этим последует великое Божественное утешение. Вот, чадо мое, каким образом могут приносить пользу печаль и скорбь и как могут вредить.

 

Люди в этом мире, чадо мое, делятся на хороших и плохих, на богатых и бедных, на образованных и безграмотных, на благородных и безродных, на умных и глупых. Но всех их объединяет одно — боль, потому что все люди без исключения будут претерпевать в жизни боль. Как говорит и пословица: «Чудо, если кто был счастлив в своей жизни». Стало быть, все мы живем в царстве боли.

Мы знаем, что боль — это нечто личное, чему каждый должен противостоять сам. Это его крест, который он должен нести, подобно Спасителю мира Иисусу, подъявшему Свой Крест ради нас.

Итак, чадо мое, доверься руке Отчей, которая совершает над тобой болезненную операцию, и успокойся. Познай, что боль послал тебе Бог, примирись с ней, дабы ты смог ей противостоять.

Я знаю, как это трудно, но и спасительно. Святые радовались в своих скорбях. Мы же хотя бы будем принимать их с терпением, и Бог не забудет и этого маленького добровольного терпения Его воли, воли, которую выражает боль.

Чадо мое, когда тебе больно, собери свои душевные силы и постарайся понять смысл боли, через которую Бог открывает тебе небо.

Ты думаешь: «Как же Тот, Кто знает количество волос на нашей голове[97], не ведает меры нашей боли?». Нет, Он ведает. Положись с доверием на нашего Небесного Отца.

Не отчаивайся. Вместе со Христом ты все переживешь и станешь наследником безграничного достояния нашего Отца и Бога. Аминь.

 

Можешь ли ты измерить милосердие Божие? Грехи самого плохого человека пред милосердием Божиим как горстка песка в океане. Нет греха, который мог бы победить Его благоутробие. Разве могут проделки ребенка победить любовь матери? Если мать так любит своего ребенка, то как же безгранично любит нас Бог, Который доказал Свою любовь на деле, распявшись на Кресте? Апостол Петр трижды отрекся от Господа, и покаяние вновь соделало его апостолом. Великий гонитель христиан апостол Павел через покаяние стал первоверховным апостолом. Блудниц, разбойников, мытарей и многих других грешников освятило покаяние. Посему отгони тесноту душевную и обличения совести, исполнись надежды, прими дерзновение и отвергни всякий помысл отчаяния.

 

Сколько бы мы ни терпели, но грядет время, когда прекратятся страдания и упокоится каждый по своим трудам. Скорбишь ли ты, терпишь боль, плачешь от засилья скорбей, выбиваешься из сил? Дерзай, этим приобретается Царство Божие. Но если ты пребываешь во всяческом покое и не вспоминаешь Бога, тогда скорбИ, потому что идешь не по тому пути, который ведет к Богу.

Но с нами не так, потому что нас всегда изнуряют скорби, болезни, мучения до такой степени, что этот мир становится нам противным и мы желаем того мира, где Херувимы и Серафимы воспевают Бога, где находится истинное упокоение, невечерний день, блаженный свет. А нынешнее по сравнению с вечным есть мрак и мерзость. Да дарует нам благий Бог духовный разум, чтобы мы всегда предпочитали то, что пребывает вечно,— крайнее благо, сладкого Бога.

 

О, как благоприятно воздействует болью Бог на Свое чадо — человека! Если бы человек знал душевную пользу, которую приносит боль, то молился бы всю жизнь, чтобы терпеть различные боли, дабы в Божий банк, в Вышний Град, поместить духовное золото, золото боли, дабы в то время, когда души будут получать награду за свои труды, боли и скорби, получить и ей золото блаженства.

 

Терпи, чадо мое, в испытании, которое послано тебе благостью Божией для вящей пользы твоей души. Ты должен радоваться, потому что в этом проявляется забота Бога о твоем большем духовном преуспеянии, главным образом о том, чтобы научить тебя смирению. Часто гордость человека становится причиной такой отеческой «оплеухи» от Бога, дабы мы с большей осторожностью шли путем смирения. Это лучший показатель попечения Божия о наших душах.

Итак, чадо мое, терпение. Это тоже крест. Неси его ради любви Господней, потому что сказано: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня[98]. Одна из Его заповедей состоит в послушании даже до Голгофы, с крестом на плечах. Блажен тот, кто подъемлет искушение, потому что, будучи испытан, примет венец вечной жизни.

 

Чадо мое, сколькими бы терниями ни был усыпан путь нашей жизни, Христос зовет нас и ждет, чтобы мы прошли этим путем, как Он прежде нас прошел его.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.064 с.)