Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проведите выравнивание динамического ряда по способу скользящей средней, изобразите графически полученные данные.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вычислите показатели динамического ряда – абсолютный прирост, показатели роста, темп прироста, показатели наглядности. Задача 1 Заболеваемость туберкулезом на 100 тысяч населения в Российской Федерации.
Задача 2 Динамика рождаемости в Российской Федерации.
Задача 3 Динамика общей смертности населения Ставропольского края.
Задача 4 Динамика сети самостоятельных детских больниц в РФ.
Задача 5 Динамика развития дневных стационаров в системе педиатрической помощи детям.
Задача 6 Динамика показателя младенческой смертности в Российской Федерации.
Задача 7 Среднемесячная заработная плата работников здравоохранения Ставропольского края.
Задача 8 Динамика общей заболеваемости новорожденных в Ставропольском крае.
Задача 9 Летальность от отравлений в стационарах Ставропольского края (%).
Задача 10 Динамика первичного выхода на инвалидность в трудоспособном возрасте в Ставропольском крае (на 10 тыс. соответствующего населения).
Задача 11. Среднее число дней пребывания больного (дети 0-17) на койке в Ставропольском крае.
Задача 12. Число больничных коек для беременных в Ставропольском крае.
Рекомендуемая литература · Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов: - М: ГЭОТАР – Медиа. - 2012, - 608 с. · Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Руководство к практическим занятиям: - М: ГЭОТАР – Медиа. - 2012, - 400 с. · Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов: - М., 2011, - 592 с. · Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 512 с. · В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов), Санкт-Петербург. 2000. –с. 204-212. · Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002. –с. 92-97. ТЕМА 8. Использование метода стандартизации при оценке здоровья населения и показателей работы учреждений здравоохранения ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Овладеть прямым методом стандартизации.Уметь рассчитывать интенсивные, ожидаемые (условные) и стандартизованные показатели, анализировать и сопоставлять интенсивные и стандартизованные показатели, делать вывод. Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно овладевают прямым методом стандартизации, рассчитывают интенсивные, ожидаемые и стандартизированные (гипотетические) показатели. Анализируют и сопоставляют интенсивные и стандартизованные показатели, оценивают полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. В каких случаях применяется метод стандартизации? 2. В чем заключается сущность прямого метода стандартизации? 3. В каких случаях применяется прямой метод стандартизации, а в каких косвенный и обратный? 4. Назовите этапы прямого метода стандартизации. 5. Какова методика расчета интенсивных, ожидаемых и стандартизованных показателей? 6. Какова методика сопоставления и анализа интенсивных и стандартизованных показателей. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Во многих медико-социальных, а также в клинических исследованиях, как правило, исключена возможность получения однородных групп для сравнения тех или иных показателей. Это касается, в первую очередь, показателей заболеваемости, общей смертности, рождаемости по городам, районам, странам, имеющих разный состав населения по возрасту, полу и т.д. В таких случаях широкое применение находит метод стандартизации, который позволяет исключить влияние на общий показатель разного состава совокупностей по одному, двум или более признакам. Метод стандартизации используется при оценке показателей здоровья только при сравнении их уровней. Этот метод расчета условных величин применяется для устранения неоднородности состава сравниваемых коллективов. Он показывает, какой был бы уровень заболеваемости (травматизма, смертности, инвалидности и др.) в каждом коллективе (учреждении, городе), если бы его состав (по возрасту, по полу, по трудовому стажу и др.) был одинаков. Стандартизованные показатели используют при необходимости сравнения уровней смертности (заболеваемости) от злокачественных заболеваний (болезней органов пищеварения и т. д.) в разных городах, районных центрах, если сравниваемые группы населения неоднородны по возрасту или полу; уровней заболеваемости (травматизма) на разных производствах, если профессиональный состав работников неоднороден; уровней летальности в разных больницах (отделениях) при неоднородности пациентов этих ЛПУ по тяжести течения заболевания. Метод позволяет установить влияние одного из факторов (пол, возраст, тяжесть заболевания, условия труда, образ жизни, факторы окружающей среды), на различие уровней заболеваемости или других показателей здоровья. Существует 3 способа стандартизации: прямой, косвенный и обратный. Прямой способ применяют, когда имеются погрупповые (повозрастные) показатели заболеваемости (смертности, травматизма), или их можно вычислить (при наличии погрупповой численности населения и заболевших). Косвенный способ используют, если показатели по группам отсутствуют, и их нельзя вычислить из-за отсутствия числа заболевших. Обратный способ применяют при отсутствии погрупповых величин численности населения. Общим этапом вычисления стандартизованных коэффициентов является выбор стандарта возрастно-полового состава (процентное распределение состава любой из сравниваемых групп или их суммарного значения). При выборе стандартного состава уровня заболеваемости можно использовать литературные данные или показатели предыдущих исследований. Наиболее распространенным является прямой метод стандартизации. Прямой метод состоит из 5 этапов. I этап - расчет общих и специальных (по каждой группе - половой, возрастной и др.) интенсивных показателей (или средних величин) для двух сравниваемых совокупностей. II этап - выбор и расчет стандарта. III этап - расчет «ожидаемых величин» для каждой группы стандарта. IV этап — определение стандартизированных показателей. V этап - сравнение групп по общим интенсивным (или средним) и стандартизованным показателям. Выводы. Целесообразно все эти расчетные операции представить в виде этапов стандартизации и оформить их в виде таблицы. Рассмотрим технику вычисления стандартизированных показателей на примере изучения воздействия биологически активных добавок к пище (БАД) на здоровье человека. Исследование проводилось на группе волонтеров (группа В.), а для сравнения была взята контрольная группа (группа К.). Результаты представлены в таблице 9. На I этапе стандартизации требуется определить, как часто встречаются заболевания среди испытуемых в группах В. и К. Для этого вычисляют специальные интенсивные показатели, т.е. процент имевших заболевания в каждой группе отдельно. Расчет ведется следующим образом: число больных надо разделить на соответствующее число испытуемых и умножить на 100. В контрольной группе заболеваемость мужчин составила ×100=2,0%, а женщин - ×100 = 5,0%. Подобные же расчеты надо сделать для группы волонтеров. Таблица 9 Заболеваемость в группе лиц, употреблявших биологически активные добавки к пище, и контрольной группе
Всего же заболеваемость лиц в контрольной группе составила ×100 = 4,4%, а в группе волонтеров – 3,3%. Анализ интенсивных показателей позволяет предположить, что уровень заболеваемости в группе людей, принимавших БАД, ниже, чем в контрольной группе. Однако из табл. 9 (I этап) видно, что у мужчин и женщин контрольной группы реже встречаются заболевания, чем у мужчин и женщин, принимавших БАД, хотя в целом по строке («итого») в двух группах отмечено противоположное соотношение показателей: общий процент больных больше в контрольной группе, а не в группе волонтеров. Этот факт объясняется тем, что на общие показатели по каждой группе оказал влияние разный по полу состав лиц, охваченных испытанием. Так, в составе контрольной группе было больше женщин (а среди женщин чаще встречаются заболевания, чем среди мужчин). Большую часть группы волонтеров составляли мужчины, которые менее внимательны к своему здоровью и реже обращаются к врачам по поводу заболеваний. Следовательно, в данном случае различие в общих итоговых интенсивных показателях, полученных по двум группам, может быть связано с неоднородностью их полового состава. Для элиминирования (устранения) косвенного влияния на показатели заболеваемости разного состава двух групп по полу необходимо провести стандартизацию. II этап. Выбор и расчет стандарта. За стандарт следует принимать тот состав совокупностей, в котором отразились бы все особенности состава сравниваемых групп. В нашем примере за такой стандарт принята суммарная численность лиц, охваченных исследованием (графа 1 -+ графа 3). Стандартом для группы мужчин будет 220 (50+ 170), а для женщин - 230 (200 + 30). Общее число лиц в двух группах составит 450. Зная интенсивные показатели (I этап) и стандарт (II этап), можно перейти к III этапу – определению «ожидаемого числа» заболеваемости в каждой группе стандарта. III этап. Определение «ожидаемых чисел» больных в каждой группе стандарта. Порядок вычисления «ожидаемых чисел» можно показать на следующем примере. В контрольной группе заболеваемость мужчин, больных гепатитом, 2%. Сколько было бы больных мужчин среди 220 человек при данном уровне заболеваемости? Составим пропорцию и произведем расчет. Аналогично вычисляют «ожидаемое число» заболеваемости у женщин в контрольной группе.
Такие же расчеты произведем по группе волонтеров.
Таким образом, 4,4 — «ожидаемое число» заболеваний у 220 мужчин, не употреблявших биологически активные добавки к пище, а у применявших БАД «ожидаемое» число заболевших у 220 мужчин составляет 5,06. Такой же принцип расчета «ожидаемых чисел» заболеваний для женщин. После расчета всех ожидаемых чисел переходим к IV этапу. IV этап. Определение стандартизованных показателей. Прежде всего, необходимо просуммировать абсолютные «ожидаемые» числа заболеваний мужчин и женщин по каждой группе отдельно. Полученные суммы относят к общей численности участвующих в исследовании лиц, указанной в итоговой строке стандарта. Это отношение выражают в процентах и получают стандартизованные показатели. Так, в группе К. сумма «ожидаемых» чисел больных составит: 4,4 + 11,5 = 15,9. Стандартизованный показатель заболеваемости в группе К. равен:
В группе В. сумма «ожидаемых» чисел больных составит 5,06 + 23,0=28,06; стандартизованный показатель заболеваемости в группе В. равен
V этап. Сравнение уровней заболеваемости в группах К. и В. по стандартизованным и общим интенсивным показателям. Для этого следует выписать стандартизованные и интенсивные показатели в отдельную аналитическую таблицу (табл. 10), сопоставить эти данные и сделать общий вывод. Вывод. Сравнение стандартизованных показателей, рассчитанных для двух исследуемых групп, позволяет сделать заключение, что при одинаковом по полу составе лиц в группе волонтеров и контрольной группе показатель заболеваемости в контрольной группе не употреблявших БАД значительно ниже, чем в группе использующих эти препараты. Таблица 10 Сопоставление уровней заболеваемости гепатитом рабочих в группах К. и В. (%)
При сравнении общих (грубых) интенсивных показателей результаты получились противоположными (К.>В.) в связи с тем, что на общие интенсивные показатели оказал влияние разный состав исследуемых по полу. Произошло это оттого, что у женщин значительно выше заболеваемость, чем у мужчин, а в группе К. преобладали женщины, тогда как в группе В. - мужчины. Метод стандартизации необходимо применять при: 1) значительных различиях в уровнях групповых показателей (разные уровни заболеваемости мужчин, женщин, разные уровни летальности по отделениям больниц, различная средняя длительность лечения по заболеваниям и т. д.). 2) значительной неоднородности составов сравниваемых совокупностей. Если показатели по отдельным группам почти одинаковы, то при различном составе изучаемых совокупностей по этим группам стандартизацию проводить не нужно. Если показатели по группам разные, а состав одинаков, то стандартизация также не имеет смысла. Пользуясь методом стандартизации, необходимо иметь в виду, что стандартизованные показатели являются условными по своей сути и не могут дать представления об истинном размере явления. Поэтому взятый изолированно стандартизованный показатель не имеет смысла. Основная ценность стандартизованных показателей заключается в том, что они дают возможность элиминировать влияние на уровни показателей разных составов совокупностей и позволяют ответить на вопрос, какова была бы величина изучаемого явления при условии исключения влияния неоднородности состава сравниваемых совокупностей. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.009 с.) |