ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние введения противогриппозной вакцины на заболеваемость гриппом



  Число вакцинированных Фактические числа ( ) Ожидаемые числа ( ) (φ – φ1) (φ – φ1)2
Не заболело Заболело Не заболело Заболело Не заболело Заболело Не заболело Заболело Не заболело Заболело
Вакцинированы 47,4 25,6 +6,6 -6,6 43,56 43,56 0,9 1,7
Не вакцинированы 13,6 7,4 -6,6 +6,6 43,56 43,56 3,2 5,9
всего   Σ=11,7

Затем определяется разность между фактическими и ожидаемыми числами (φ – φ1) = 54 – 47,4=+6,6; 19 – 25,6 = - 6,6 и т.д.

Результаты возводятся в квадрат, и каждый из них делится на ожидаемое число в группе.

и т.д.

χ2 определяется путем суммирования полученных результатов.

χ2 = 0,9 + 1,7 + 3,2 + 5,9 = 11,7

Для оценки критерия соответствия χ2 учитывается число рядов (R) и число строк (S) распределения фактических чисел (без итоговых), и на основании этих данных вычисляют так называемое число степеней свободы n = (R -1)×(S-1). Полученную величину χ2 оценивают по специальной таблице критических значений критерия соответствия χ2 (хи-квадрат). Для того, чтобы опровергнуть «нулевую гипотезу», вычисленный критерий соответствия должен быть равен или больше табличного (критического) значения при уровне вероятности «нулевой гипотезы» 95%.

Поскольку χ2 в нашем примере равен 11,7, что больше табличного значения при числе степеней свободы n = (2-1)х(2-1)=1, то нулевая гипотеза оказалась несостоятельна, следовательно, введение противогриппозной вакцины оказывает влияние на уровень заболеваемости гриппом.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1. Вычислить критерий соответствия χ2 и определить, существенна или несущественна разность между числами, полученными в процессе статистического исследования, и «ожидаемыми величинами».

Задача 1

Установить, влияет ли семейное положение на успеваемость студентов.

Семейное состояние Успеваемость Итого
отлично хорошо удовлетв
Не состоящие в браке
Состоящие в браке
Состоящие в браке и имеющие ребенка
Всего наблюдений

Задача 2

Установить, влияет ли участие в военных действиях на частоту возникновения посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих.

Участие в военных действиях Стрессовые расстройства Итого
Значительно выражены Незначительно выражены Отсутствуют
Ветераны войны в Афганистане
Участники войны в Чечне
Не участвовали в военных действиях
Всего обследовано

Задача 3

Установить, влияют ли рекламные средства на решение пациентов обратиться к стоматологу.

Средства рекламы Повлияло Не повлияло Затрудняюсь ответить Всего обследовано
Радио
Телевидение
Газеты, журналы
Наружная реклама
Почтовая рассылка
Буклеты
Всего

Задача 4

Установить, влияет ли наличие инфекции Helicobacter pylori на частоту предопухолевой патологии и злокачественных новообразований желудка.

Нозологическая форма заболевания Количество наблюдений Helicobacter pylori
Присутствует Отсутствует
Кишечная метаплазия
Дисплазия эпителия легкой ст. тяжести
Дисплазия эпителия средней степени тяжести
Дисплазия эпителия тяжелая
Рак желудка
Практически здоровые (контр. группа)
Всего

Задача 5

Установить, влияет ли сезон на характер изменения веса у детей.

Сезон года Число обследованных детей Прибавили в весе Убавили в весе Вес неизменен
Зима
Весна
Лето
Осень
Всего

Задача 6

Установить влияет ли профессия на уровень распространенности клинических форм пограничных психических расстройств (ППР).

Профессии Неврозоподобные состояния Неврозы и др. невротические расстройства Без ППР Всего
Аппаратчики
Операторы
Слесари
Токари
Всего

Задача 7

Установить, влияет ли возраст на прием успокаивающих и снотворных средств.

Возраст (лет) Не принимают Принимают иногда Принимают постоянно Итого
До 30
31 - 40
41 - 50
51 – 60
61 – 70
71 и старше
Всего

Задача 8

Установить, влияет ли нозологическая форма заболевания на эффективность использования деминерализованных костных имплантатов в детской травматологии и ортопедии.

Нозологическая форма заболевания Количество наблюдений Результат
Положительный Отрицательный
Опухолеподобные заболевания
Костная киста
Посттравматический псевдоартроз
Экзостозная дисхондроплазия
Несовершенный остеогенез
Первично-хронический остеомиелит
Лучевая косорукость
Юношеский эпифизеолиз
Всего

Задача 9

Установить, влияет ли стаж работы на частоту возникновения гипертонической болезни у учителей.

Стаж работы (лет) Число наблюдаемых случаев Всего
Гипертоническая болезнь 1 стадия Гипертоническая болезнь 2-3 стадии Без гипертонии
1–5 лет
6 - 10
11 – 15
16 - 20
21 - 25
Всего

Задача 10

Установить, отличается ли состояние здоровья студентов, обучающихся на различных факультетах медицинских вузов.

Факультет Практически здоровые Группа риска Хронически больные Всего наблюдений
Лечебный
Педиатрический
Стоматологический
Медико-профилактический
Сестринского дела
Всего

Задача 11

Установить, влияет ли семейное состояние на уровень физического развития детей младшего школьного возраста.

  Уровень физического развития Всего наблюдений
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Полная семья, соблюда-ющая здор. образ жизни
Семьи неблагополучные по алкоголизму
Не полная семья
Воспитанники детского дома
Всего

Задача 12

Установить, влияет ли на характер течения язвенной болезни желудка тщательность выполнения пациентом рекомендаций врача.

Течение заболевания Рекомендации врача выполнялись: Всего наблюдений
Полностью Частично Не выполнялись
Не осложненное
Длительно не рубцующаяся язва
Часто рецидивирующая язва
Осложнено кровотечением
Всего

Задача 13

Установить, влияет ли кислотность желудочного сока на состояние крови у больных раком желудка.

Кислотность желудочного сока Нормальная кровь Анемия легкой степени тяжести Анемия средней степени тяжести Тяжелая анемия Всего
Ахлоргидрия
Гипохлоргидрия
Нормохлоргидрия
Гиперхлоргидрия
Всего больных

Задача 14

Установить, влияет ли упитанность на умственное развитие ребенка.

Степень упитанности Коэффициент умственного развития Всего
Ниже 80% 80-89% 90-99% 100% и выше
Число детей с чрезмерной упитанностью
Число детей с удовлетворит. упитанностью
Число детей с неудовлетворительной упитанностью
Всего наблюдений

Рекомендуемая литература для студентов:

· Медик В.А., Юрьев В.К.Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов: - М: ГЭОТАР – Медиа. - 2012, - 608 с.

· Медик В.А.Общественное здоровье и здравоохранение: Руководство к практическим занятиям: - М: ГЭОТАР – Медиа. - 2012, - 400 с.

· Щепин О.П., Медик В.А.Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов: - М., 2011, - 592 с.

· Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 512 с.

· Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения, М, 1984, с.139 - 149.

· Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. С-П, 2000, с. 197 - 199.

· Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова М. «МЕДпресс-информ»., 2002. – с. 108-109, 113-114.

· Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. С.-П. «Фолиант», 2003.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.008 с.)