ТОП 10:

Развитие экономики на рубеже XIX–XX вв.



 

Развитие русской пореформенной деревни осложнялось пережитками крепостничества: выкупные платежи, малоземелье и т.п. И хотя к 1881 г. экспорт зерна увеличился в три раза и составил 202 млн. пудов (в мировом экспорте хлеба Россия занимала первое место), рост урожайности был невелик. Развитие шло по экстенсивному пути, за счет распашки новых земель, а не по интенсивному, путём совершенствования земледелия. Быстрый прирост населения, вызванный улучшением здравоохранения на селе, привел к различным последствиям в Черноземье и Нечерноземье. В нечерноземных губерниях, где промышленность развивалась более интенсивно, положение крестьян несколько улучшилось за счет массового ухода в город, на заработки. В Черноземье такой возможности не было: переселение в Сибирь и уход из общины сдерживался правительственными распоряжениями. Крестьянам приходилось арендовать землю у помещиков, но не за деньги, которых у них не было, а за часть урожая (издольщину) или обработку господской земли своим инвентарем (отработки). Отработочный труд был дешевым, но непроизводительным и напоминал барщину. А все накопления крестьян отнимали выкупные платежи.

Вскоре расслоение крестьян ускорилось: выделялись зажиточные земледельцы, сельская буржуазия, к концу века составлявшая около 20%, но часть крестьян превращалась в сельский пролетариат, бедняков (около 50%).

Капитализм в сельском хозяйстве России развивался по менее прогрессивному пути – прусскому (через развитие помещичьих хозяйств). Выделялись экономии, специализированные помещичьи хозяйства, применявшие наемный труд, улучшенную агротехнику и машины (с 1870–1890 гг. их покупка выросла в 3,5 раза). Однако большинство помещиков по-прежнему использовали полукрепостнические методы хозяйствования.

Базой американского пути, где развитие происходит за счет крестьянских «фермерских» хозяйств, были районы Новороссии, Заволжья и Сибири. Зажиточные крестьяне активно применяли наемный труд батраков, обнищавших односельчан; не тратились, как помещики, на надсмотрщиков и управляющих, постепенно скупали дворянские земли (к началу XX в. дворяне потеряли треть своих владений). К концу XIX в. хозяйства зажиточных крестьян давали около половины товарного хлеба стране – в два раза больше помещиков, владевших таким же количеством земли.

Основная масса крестьян жила в тяжелых условиях: средняя величина надела изменилась в Европейской России с 4,8 десятин (1860г.) до 2,6 десятин (1900г.), а в Тульской и Курской губерниях – до 1,6-1,7 десятин. Правительство продолжало выжимать из деревни хлеб: промышленность требовала денег, а хлеб был главным экспортным товаром. «Не доедим, но вывезем», – говорил министр финансов И.А.Вышнеградский. Одним из итогов такой политики стал страшный голод 1891 г., унесший более 500 тыс. жизней, за которым последовала эпидемия холеры.

После событий 1891–1892 гг. крестьяне Нечерноземья стали перестраивать свое хозяйство. Расширились посевы льна, в некоторых уездах Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской и Московской губерний крестьяне отказывались от устаревшей трехпольной системы и переходили к многопольным севооборотам, высевая кормовые травы: клевер, вику, люцерну. Углублялась специализация районов: льноводство в Нечерноземье и на Севере, сахарная свекла – на Украине и Бессарабии, производство молока и мяса – в Прибалтике и Западных губерниях. И все же развитие сельского хозяйства шло недопустимо медленными темпами, резко отставая от изменений в промышленности.

Отмена крепостного права ускорила развитие промышленности. Особенно быстро развивался транспорт. В 1860г. увеличилось строительство железных дорог с привлечением частного и иностранного капитала. В 1862г. открылось движение по дороге Москва – Нижний Новгород, связавшее центр и Волгу, главную транспортную магистраль того времени. Вошедшая в строй в 1869 г. новая железная дорога Москва – Рязань – Козлов – Воронеж соединила Москву с южными хлебородными губерниями. От Рязани линию продолжили до Самары, а затем и до Урала.

После спада 1880 года в 1890г. начался новый этап железнодорожного строительства. В этом была немалая заслуга нового министра финансов С.Ю.Витте (1892–1903гг.). В 1891–1904 гг. построили грандиозную Транссибирскую магистраль от Челябинска до Владивостока. Препятствием оказалось озеро Байкал, поэтому в 1900–1905 гг. пришлось построить Кругобайкальную дорогу, на которой проложили 33 тоннеля. Восточный участок дороги – для сокращения времени в пути от Читы до Владивостока – проходил по территории Китая и назывался Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). После поражения в русско-японской войне (1904–1905 гг.) стал вопрос о постройке дороги вдоль нашей границы – только к 1916 г. закончились работы на Амурской железной дороге. К 1890г. государству принадлежало до 60% железных дорог.

В середине 1860г. в России наблюдался подъем предпринимательства: правительство разрешило свободное учреждение акционерных обществ, передало в частные руки некоторые убыточные казенные предприятия. Наибольших успехов в это время достигла текстильная промышленность – к 1881г. потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения удвоилось. Наблюдался подъём в пищевой промышленности, начался экспорт сахара за рубеж. Иначе обстояло дело в металлургии: здесь после отмены крепостного права требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Производство железа в 1860г. сократилось – лишь к 1870г. выплавка чугуна достигла уровня 1860г. Уральские заводы долго перестраивались, скоро стала набирать силу металлургическая промышленность Донецкого бассейна и Украины. Паровозы долгое время завозились из-за границы, но при активной поддержке правительство уже со второй половины 1870г. удалось обеспечить железные дороги отечественным подвижным составом.

Характерной особенностью России оставалось активное вмешательство государства в экономические отношения. С помощью государственных средств регулировался курс ценных бумаг, поддерживались некоторые предприятия: предоставлялись субсидии, гарантировались казенные заказы, определенная прибыль и рынок сбыта. Особым сектором промышленности являлись казенные предприятия: вооружение армии не должно было зависеть от иностранного капитала. Стрелковое оружие производилось на Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах, броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса – адмиралтейские верфи Петербурга и Николаева. Реальная стоимость продукции осталась неизвестной – всем управляли чиновники.

Иностранный капитал, наряду с государственным, играл значительную роль в развитии страны. Западных предпринимателей привлекали сырьевые ресурсы и дешевая рабочая сила: с 1861 по 1890 гг. иностранный капитал в России вырос в 23 раза. Он играл ведущую роль в металлургической, каменноугольной, машиностроительной и электротехнической промышленности. Первое место по вложениям капитала занимала Франция, затем Англия, Германия и Бельгия.

Еще одной чертой российской экономики была ее многоукладность: наряду с крупной промышленностью развивалась и мелкая. Фабрики соседствовали с кустарным производством, промыслами (федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись по металлу, дымковская глиняная игрушка и гжельский фарфор).

Крупная промышленность сосредотачивалась в четырех экономических районах, оформившихся уже к началу 1880 года. В Московском районе преобладала текстильная промышленность, в Петербургском – металлообработка и машиностроение, в Уральском и Южном (Донбасс и Украина) – металлургия.

Значительных успехов достигла торговля: с 1870–1890 гг. внутренний торговый оборот вырос в три раза, внешний – в 4 раза, главными торговыми партнерами были Англия и Германия. Экспорт на три четверти составляли продукты сельского хозяйства (в основном хлеб), импорт – металл, уголь (до 40%), машины и хлопок.

К началу 1880 г. завершился промышленный переворот (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике). Следующей задачей стала индустриализация – развитие тяжелой индустрии, превращение промышленности в основную отрасль хозяйства. Индустриализация в России носила «догоняющий» характер: появилась возможность использовать опыт и технику передовых стран Европы и США. Темпы промышленного роста были самыми высокими в мире. За 1886–1896 гг. выплавка чугуна в России утроилась (Франции на это потребовалось 28 лет, США – 23, Германии – 12).

В 1893г. начался небывалый промышленный подъем, охвативший черную металлургию и машиностроение. Продукция легкой промышленности выросла в 1893–1899 гг. в 1,6 раза, добыча нефти и угля – 2,5 раза, выплавка чугуна и производство машин – в 3 раза, сеть железных дорог – в 2 раза. К началу XX века Россия вышла по выплавке чугуна на третье, а по добыче нефти – на первое место в мире. После некоторого спада в 1900–1907 гг. последовал новый подъем производства (до 1913г.). По темпам промышленного развития и концентрации производства Россия обгоняла все страны мира.

В экономике постепенно появлялись монополии – объединения предприятий, концентрирующие в своих руках производство какой-либо продукции или вид деятельности. Первой формой монополии является картель; его участники, не теряя самостоятельности, договариваются об объемах производства, условиях сбыта продукции и найма рабочей силы. Члены синдиката сбывают продукцию через одну торговую фирму. В концерне формально сохраняется самостоятельность предприятий, но реально они управляются из одного центра. Высшей формой монополии является трест – входящие предприятия лишены самостоятельности, а их хозяева лишь получают объем акций, соответствующий стоимости их имущества.

К началу ХХ века в России возник ряд синдикатов: «Продамет» – в черной металлургии, «Продвагон» – в транспортном машиностроении, «Продуголь» – в угольной промышленности. Параллельно шла концентрация и в банковской сфере – более 50% капиталов акционерных банков сосредоточились в руках Русско-Азиатского, Азовско-Донского и Петербургского международного банков. Всего к 1914г. в России существовало около 200 монополистических объединений. Банки распространяли свое влияние и на индустрию: появлялись промышленно-финансовые группы.

Подводя итоги экономического развития России, можно выделить особенности ее монополистического капитализма. Россия в основном ввозила, а не вывозила капиталы: сырье и дешевая рабочая сила (зарплаты рабочих были низкими) привлекала внимание иностранцев. Исключительной являлась роль государства, распределявшего госзаказы, раздававшего субсидии и налоговые льготы, значительное число предприятий и железных дорог оставались казенными. Темпы роста производства и его концентрации были самыми высокими в мире, но приходилось «догонять» страны западной Европы и США. Сохранялся и многоукладный характер экономики.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.007 с.)