Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксплуатация пожарных автомобилей

Поиск

 

В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.

Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:

§ выезд и следование к месту вызова;

§ развёртывание средств;

§ ликвидацию горения и выполнение специальных работ;

§ свёртывание средств;

§ следование в часть.

При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.

При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.

Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.

Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.

Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.

Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает "Наставление по технической службе ГПС МВД России".

 

Требования к исправному пожарному автомобилю

 

Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.

Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:

§ быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным положенными эксплуатационными материалами;

§ двигатель должен легко запускаться стартером, и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала;

§ свободный ход педалей, рычагов управления и рулевого колеса должен быть в пределах нормы;

§ сцепление не должно «вести» или «пробуксовывать»;

§ тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колёс и остановку пожарного автомобиля на установленном для данной модели тормозном пути; торможение пожарного автомобиля с гидравлическим приводом тормозов обеспечивается при одном нажатии на педаль;

§ углы развала и схождения колёс должны соответствовать установленным нормам;

§ сигнал-сирена, электрозвуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворотов, фары, подфарники, прожектора, плафоны, стеклоочистители и все контрольные приборы на щитке приборов и в насосном отделении должны быть исправными;

§ крепление агрегатов пожарного автомобиля и пожарно-технического вооружения должно быть надёжным;

§ система управления пожарным насосом должна быть исправной;

§ пожарный насос должен исправно (без посторонних шумов) работать на всех режимах, быть герметичным и иметь подачу в пределах нормы;

§ при включении основной и дополнительной трансмиссий (коробки передач, раздаточной, отбора мощности) и переднего ведущего моста не должно быть стука, скрежета и других нехарактерных шумов;

§ давление воздуха в шинах должно соответствовать норме;

§ пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование пожарного автомобиля должно соответствовать табелю положенности, быть исправным и располагаться на своих местах;

§ не должны иметь место подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя и других жидкостей.

Неисправным считается пожарный автомобиль, имеющий следующие основные дефекты:

1. Неисправности кузова:

§ наличие вмятин и повреждение окраски;

§ перекос дверей кабин или отсеков кузова, затрудняющий их открывание и закрывание;

§ неисправность замков, запоров и фиксаторов дверей кабин и отсеков кузова, а также неисправность фиксаторов откидной кабины;

§ отсутствие стёкол или наличие на них глубоких царапин (трещин), затрудняющих и обзорность, а также отсутствие противосолнечных козырьков;

§ неисправность стеклоподъёмников;

§ отсутствие или повреждение зеркал заднего вида;

§ неисправность или отсутствие очистителей и омывателей ветрового стекла;

§ неисправность креплений элементов специальной надстройки;

§ нарушение целостности цистерны и бака для пенообразователя.

2. Неисправности моторной установки:

§ содержание вредных примесей или уровень дымности в отработавших газах превышает установленные нормы;

§ подтекание топлива из системы питания;

§ неисправность или отсутствие глушителя;

§ отсутствие приспособления для подавления помех радиоприёму;

§ наличие стуков в подшипниках коленчатого вала, резких стуков поршней в цилиндрах и деталей газораспределительного механизма (при прогретом двигателе);

§ давление масла в системе смазки полностью прогретого двигателя, работающего на минимальной частоте вращения холостого хода, меньше величины, указанной в эксплуатационной документации на конкретную марку двигателя;

§ пуск двигателя при положительной температуре воздуха затруднён;

§ двигатель перегревается, неустойчиво работает на установившихся режимах (в том числе на холостом ходу) или работает с перебоями на переходных режимах;

§ подтекает охлаждающая жидкость через сальники водяного насоса, радиатор и другие соединения трубопроводов системы охлаждения.

3. Неисправности основной и дополнительной трансмиссий:

§ пробуксовывает или неполностью выключается сцепление;

§ при плавном включении сцепления происходят резкие рывки автомобиля или появляются нехарактерные стуки;

§ величина свободного хода педали сцепления не соответствует данным инструкции завода-изготовителя;

§ прослушиваются стуки в коробке передач при движении автомобиля на любой передаче или при нейтральном положении рычага переключения передач;

§ прослушиваются стуки в дополнительной трансмиссии при включённой коробке отбора мощности или затруднено включение КОМ;

§ не включается или самопроизвольно выключается передача;

§ подтекает масло через сальники или плоскости разъёма коробки передач или коробки отбора мощности;

§ имеются повреждения (или биение) карданных валов, повреждены или изношены их промежуточные опоры;

§ отмечается повышенный шум в заднем мосту при движении автомобиля;

§ подтекает масло через сальники и другие уплотнения картера заднего моста;

§ имеет место чрезмерный нагрев картера главной передачи.

4. Неисправности ходовой части:

§ на лонжеронах, поперечинах или кронштейнах рамы имеются трещины;

§ отсутствуют или ослаблены заклёпки в соединениях деталей рамы;

§ имеются погнутости и трещины на балке переднего моста;

§ углы установки колёс не соответствуют требованиям инструкции завода-изготовителя;

§ повышенный люфт передних колёс;

§ затруднено вращение колёс из-за неправильной регулировки подшипников;

§ сломаны листы рессор или любые другие детали подвески;

§ сломаны или имеют сорванную резьбу центровые болты рессор;

§ неисправны амортизаторы;

§ отсутствуют или повреждены предусмотренные конструкцией автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости;

§ шины грузового автомобиля имеют сквозные повреждения, разрыв корда или остаточную глубину рисунка протектора менее 1 мм;

§ шины не соответствуют модели транспортного средства по размеру и допускаемой нагрузке;

§ на автомобиле установлены шины разных видов или с различными типами рисунков протектора.

§ колёсные диски ненадёжно закреплены на ступице или имеют повреждения реборд или посадочных отверстий;

§ давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;

5. Неисправности систем управления:

§ величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем;

§ затруднено вращение или имеется выраженная неравномерность усилия поворота рулевого колеса;

§ не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились, либо повреждены детали рулевого управления;

§ неисправен гидроусилитель рулевого управления (включая радиатор рабочей жидкости ГУР, если он установлен);

§ рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колёс;

§ при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения;

§ подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;

§ при неработающем двигателе падение давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом приводе тормозов после полного приведения их в действие превышает 0,05 МПа за 15 минут;

§ не работает манометр пневматической тормозной системы;

§ рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;

§ стояночный тормоз не удерживает пожарный автомобиль на уклонах, соответствующих нормативной величине для конкретного типа автомобиля.

6. Неисправности электрооборудования:

§ электропроводка имеет повреждённую изоляцию;

§ аккумуляторная батарея имеет течь, ослабленную посадку штырей, ненадёжное крепление;

§ неисправны контрольные приборы;

§ фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

§ не горят фары, основные и дополнительные габаритные огни;

§ не горит стоп-сигнал;

§ не работает в установленном режиме указатель поворота;

§ отсутствует предусмотренные конструкцией транспортного средства световозвращатели;

§ не горит фонарь заднего номерного знака;

§ не горят проблесковые маяки (или не вращаются их отражатели).

7. Неисправности специальных агрегатов:

§ неисправна вакуумная система пожарного насоса (за нормативное время не создаётся требуемый вакуум в пожарном насосе);

§ не герметичен пожарный насос;

§ отсутствуют смазки в пожарном насосе;

§ пожарный насос ненадёжно закреплён на раме автомобиля;

§ неисправны контрольно-измерительные приборы в насосном отсеке пожарного автомобиля;

§ имеются подтекания масла или воды при работе пожарного насоса;

§ отмечаются стуки и вибрация при работе пожарного насоса;

§ неисправны пеносмеситель или дозатор пожарного насоса;

§ отмечается сильный нагрев корпуса при работе пожарного насоса высокого давления (или ступени высокого давления для комбинированных насосов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.009 с.)