Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назначение и комплектация ПА пожарно-техническим вооружением. Устройство и эксплуатация гидравлического пожарного оборудованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пожарные автомобили комплектуются оборудованием, обеспечивающим ведение основных действий личным составом и защиту его от опасных факторов пожара. Это оборудование по предназначению условно делится на четыре группы: - гидравлическое оборудование, служащее для подачи огнетушащих веществ от автомобиля в зону горения; - ручные пожарные лестницы, обеспечивающие подъем пожарных на высоты и эвакуацию пострадавших; - оборудование для проведения технических работ на месте пожара; - личное снаряжение пожарных, защищающее их от опасных факторов пожара. В соответствии с приказом МВД России № 550 от 20.12.93 «Об утверждении норм табельной положенности и расхода противопожарного, технологического и гаражного оборудования для пожарной охраны МВД Российской Федерации» пожарные автоцистерны комплектовались пожарно-техническим вооружением (ПТВ), оборудованием и инвентарем, представленным в табл. 5.1. Таблица 5.1 Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(431410)63Б, АЦ-40(43202)186, АЦ-40(131)137А
С 2006 года пожарные автомобили комплектуются ПТВ и оборудованием в соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2006 г. № 425 «Об утверждении норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года». Выписки из данного приказа приведены в Приложении 1. В территориальных органах ГПС зачастую создаются собственные табели положенности ПТВ, оборудования и инвентаря, соответствующие конкретным условиям того или иного региона. В Приложении 2 приведён в качестве примера "Табель положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах", утверждённый Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу.
При выполнении своих обязанностей водитель пожарного автомобиля, как правило, работает с гидравлическим оборудованием, которое можно разделить на самостоятельные подгруппы: § оборудование, используемое для подачи воды от водоисточника к пожарному насосу; § оборудование для подачи средств тушения от пожарного насоса в зону работы оператора-ствольщика; § оборудование для формирования и направления сплошной или распыленной струи воды, или воздушно-механической пены в очаг пожара. Гидравлическое оборудование включает пожарные рукава и рукавное оборудование, к которому относят пожарные стволы, соединительные головки, водосборники, всасывающие сетки, гидроэлеваторы, разветвления, пожарные колонки и др.
Пожарные рукава Пожарные рукава являются гибкими трубопроводами, которые соединяются в рукавные линии для подачи огнетушащих средств к месту тушения пожаров. Для транспортировки воды от водоисточника к пожарному насосу используют всасывающие рукава (см. рис. 5.1). Они имеют жесткую конструкцию с текстильным каркасом, и в зависимости от условий работы изготовляются двух групп: всасывающие (1 группа) для забора воды из открытых водоисточников, и напорно – всасывающие (2 группа) для забора воды как из открытого водоисточника, так и под давлением от гидранта водопроводной сети.
Стенки всасывающих рукавов состоят из двух слоев резины, между которыми находится оцинкованная стальная спираль. Наружный слой составляют несколько тканевых прокладок. Концы рукава имеют резинотканевые манжеты без металлической спирали. Технические характеристики всасывающих рукавов представлены в таблице 5.2.
Таблица 5.2 Технические и эксплуатационные характеристики всасывающих рукавов
Всасывающие рукава, находящиеся в боевом расчете, укладывают на пожарном автомобиле в пеналы, в которых должны быть прокладочные ленты, служащие для удобства извлечения рукавов. При извлечении рукавов из пеналов не допускается их сбрасывание на землю во избежание механических повреждений. В случае забора воды с пирса или крутого берега водоема рекомендуется использовать вторую (разгрузочную) веревку, привязывая ее за горловину всасывающей сетки. Разгрузочная веревка воспринимает вес воды, находящейся во всасывающей линии, и помогает избежать повреждения всасывающих рукавов. Прокладывая всасывающую линию необходимо следить за тем, чтобы в места соединения не попадал песок, земля и посторонние предметы, нарушающее герметичность. Не следует допускать резких перегибов и механических повреждений рукавов; запрещается перемещение рукавов волочением. Не допускается попадание на рукава нефтепродуктов и едких химических веществ. При работе в зимнее время от открытого водоисточника воду следует забирать из более глубоких слоев, где температура несколько выше, чем у поверхности. Для предотвращения замерзания воды в рукавах всасывающей линии при длительной работе пожарного насоса на небольших расходах часть воды следует сбрасывать обратно в водоем через напорный рукав, присоединенный к свободному патрубку насоса. При поступлении всасывающих рукавов в пожарную часть их подвергают входному контролю, включающему в себя: тщательный внешний осмотр, соответствие размерам, наличие маркировки. На манжете каждый рукав должен иметь маркировку, содержащую наименование завода-изготовителя, номер стандарта, тип, внутренний диаметр, длину и дату изготовления. На рукава, прошедшие входной контроль, производят навязку рукавных соединений (соединительные головки). Крепление соединительных головок осуществляют металлическими оцинкованными хомутиками, стягиваемыми при помощи болта и гайки. Всасывающие рукава испытывают: новые – перед постановкой в боевой расчет; находящиеся в эксплуатации – при проведении ТО-1 пожарного автомобиля, после ремонта рукава и при изменении их свойств. Испытательное давление для разных групп рукавов приведено в табл. 5.3. Таблица 5.3 Значение испытательных давлений для всасывающих рукавов
При испытании всасывающего рукава на герметичность (при гидравлическом давлении) один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха из него, кран закрывают и постепенно повышают давление в рукаве до указанного значения испытательного давления в соответствии с диаметром и группой рукава (см. табл. 5.3). Выдерживают рукав при этом давлении 10 минут. На рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали. Кроме того, всасывающие рукава испытывают на герметичность при вакууме от насоса пожарного автомобиля или на специальном стенде. Для этого один конец рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром, другой заглушают. Создают в рукаве вакуум, равный (0,08±0,01) МПа, перекрывают вакуум-линию и выдерживают рукав при этом разряжении в течении 3 мин. Падение разряжения в рукаве за это время не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности рукава не должно быть сплющиваний и изломов. После испытания внутреннюю полость рукава просматривают на свет. Рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, наплывов и отслоения. Обнаружить отслоение внутреннего слоя резины осмотром рукава бывает весьма сложно, так как слой резины при снятии разряжения занимает первоначальное положение. Однако отслоение и перекрытие проходного сечения рукава при разряжении можно определить по некоторым внешним признакам. Так при попытке забрать воду из водоема, вакуумметр показывает высокое разряжение, но вода в насос не поступает. Всасывающие рукава, не выдержавшие испытаний, подвергают ремонту или бракуют. Для транспортировки огнетушащих веществ под давлением от пожарного автомобиля к месту пожара используют напорные рукава (см. рис. 5.2). Напорные рукава в зависимости от назначения подразделяются на две группы: 1. Рукава для пожарных кранов и переносных мотопомп, рассчитанные на рабочее давление до 1,0 МПа; 2. Рукава для комплектации передвижной пожарной техники, рассчитанные на рабочее давление 1,6 МПа[20] и 3,0 МПа. В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава могут быть: - из натуральных волокон (льняные, пеньковые, джутовые и т.д.); - с каркасом (чехлом) из синтетических волокон (лавсан, капрон и т.д.), с внутренним гидроизоляционным слоем (резиновая камера, камера из полимерных материалов и т.п.) без наружного покрытия; - с внутренним гидроизоляционным слоем, с каркасом, пропитанным тем же материалом, что и гидроизоляционный слой (типа латексированных); - с двусторонним покрытием, с каркасом из синтетических волокон. В пожаротушении применяют рукава длиной 20 ± 1 м, внутренним диаметром 25,38,51,66,77,89,150 мм. Для соединения напорных рукавов на их концы навязаны соединительные головки. На расстоянии 500-1000 мм от каждой соединительной головки на рукаве наносят маркировку в виде дроби, где в числителе номер пожарной части, в знаменателе порядковый номер рукава[21] (см. рис. 5.3). Напорные рукава размещают в отсеках кузова пожарного автомобиля в двойных скатках. При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких
перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться по возможности на непроезжей части, а через железнодорожные или трамвайные пути – под рельсами между шпалами. В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостками. Для разгрузки рукавной линии, проложенной вертикально (по стене, лестнице и др.), применяются рукавные задержки (см. рис. 5.4 а). При возникновении в рукаве течи она должна быть немедленно устранена путём установки рукавного зажима (см. рис. 5.4 б). Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в линии следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол. В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмёрзшие в лёд рукава следует отогреть паром или горячим воздухом. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаивать. Испытание напорных рукавов проводят один раз в год и после ремонта. Рукава испытывают от насоса пожарного автомобиля или от другого источника подачи воды, обеспечивающего требуемый напор. При испытании рукава одного диаметра и категории пригодности укладывают до пяти штук в линию на горизонтальную поверхность. На конец рукавной линии присоединяют перекрывной ствол или рукавное разветвление для выпуска воздуха при заполнении рукавной линии. После удаления воздуха и заполнения линии водой перекрывают разветвление или пожарный ствол, поднимают давление воды в рукаве до предельно допустимого рабочего (см. табл. 5.4) и держат линию в течение 2 минут. Затем давление снижают до нуля и затем постепенно, в течение 3 минут, поднимают до испытательного (см. табл.5.4). Под этим давлением линию держат 3 минуты. Таблица 5.4 Величины предельных гидравлических давлений для напорных прорезиненных рукавов в пожарной охране Санкт-Петербурга
Напорные рукава, подвергшиеся гидравлическому испытанию, не должны пропускать воду в местах навязки соединительных головок, иметь разрывы ткани чехла или свищи. Рукавное оборудование Соединительные головки предназначены для быстрого и герметичного соединения напорных и всасывающих пожарных рукавов между собой и с пожарным оборудованием. Их изготовляют из алюминиевого сплава. Для обеспечения герметичности соединения головки оборудованы резиновыми кольцами.Соединительные всасывающие головки(см. рис. 5.5) подразделяются на три типа: - головка рукавная всасывающая (ГРВ), предназначенная для навязки на концы всасывающих рукавов; - головка муфтовая всасывающая (ГМВ), для навинчивания на резьбовые концы всасывающих патрубков насосов и всасывающих сеток; - головка-заглушка всасывающая (ГЗВ), служащая для соединения с муфтовой или рукавной головкой.
По величине условного прохода всасывающие головки бывают следующих размеров: 80, 100, 125 мм. Напорные соединительные головки (см. рис. 5.6) в зависимости от применения подразделяются на: - рукавные головки (ГР), предназначеные для навязки на концы напорных рукавов; - головки цапковые (ГЦ) и муфтовые (ГМ), навинчивающиеся на рукавное оборудование и водопроводную арматуру (цапковая головка имеет наружную резьбу, муфтовая – внутреннюю); - головку заглушку (ГЗ), предназначенную для присоединения к муфтовой или рукавной головке; - переходные головки (ГП), предназначенные для соединения рукавов и различного рукавного оборудования разных диаметров. Величина условного прохода (присоединительные размеры) головок составляет 25, 40, 50, 70, 80, 90 и 150 мм. Переходные головки (по диаметру условного прохода): 25×50, 70×50, 80×50, 80×70 мм. При эксплуатации соединительных головок в составе рукавов или другого пожарно-технического вооружения запрещается подвергать головки сильным ударам о землю, так как это может привести к их деформации или отколу захватных выступов (клыков). Для наиболее прочного скрепления соединительных головок и другого рукавного оборудования используются ключи для пожарной соединительной арматуры(см. рис.5.7). Водосборник рукавный (см. рис.5.8) предназначен для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса. Водосборник ВС-125 состоит из корпуса-тройника, затворного устройства для перекрывания одного входного патрубка при работе насоса от пожарной колонки на один рукав, двух соединительных напорных муфтовых головок ГМ-80 на напорных патрубках и одной соединительной всасывающей головки ГРВ-125 (без штуцера) на входном патрубке.
Рабочее давление водосборника составляет 1,0 МПа (10 кгс/см2). Конструкция водосборника должна обеспечивать герметичность затворного устройства в диапазоне давлений 0,05–1,0 МПа (0,5–10 кгс/см2). Сетка всасывающая (см. рис.5.9) предназначена для удержания воды во всасывающей линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения его от попадания посторонних предметов. Наибольшее распространение в пожарной охране имеют всасывающие сетки СВ-80 и СВ-125 с условным проходом 80 и 125 мм. Всасывающая сетка состоит из корпуса, обратного клапана, рычага для поднятия клапана и решетки. Верхняя часть корпуса имеет соединительную всасывающую головку ГВР-125 (без штуцера) для присоединения к всасывающей линии. Для управления рычагом сетки применяется веревка или канатик. Конструкция всасывающей сетки должна выдерживать в надклапанной части гидравлическое давление 0,2 МПа (2 кгс/см2). Гидроэлеватор пожарный предназначен для отбора воды из водоисточников в следующих случаях: § если уровень воды превышает геометрическую высоту всасывания пожарных насосов; § при невозможности подъезда пожарных автомобилей к берегу (заболоченные берега и т.п.); § при малой глубине водоёма, не обеспечивающей должное заглубление всасывающей сетки; § для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара. Гидроэлеватор Г-600 (см. рис.5.10) представляет собой водоструйный эжектор (насос струйного типа) и состоит из следующих основных частей: приемного колена 8 с соединительной головкой ГМ-70, сопла 1, вакуумной камеры, сетки 5 и диффузора 2 с соединительной головкой ГМ-80.
Гидроэлеватор работает по следующей схеме (см. рис. 5.11): Вода из цистерны забирается насосом и через вентиль напорного патрубка (на рисунке – правого) подается по рукавной линии диаметром 66 мм в приемное колено гидроэлеватора. При достаточной скорости движения воды на выходе из сопла гидроэлеватора (см. главу 3.1 "Струйные насосы") в его диффузор поступает рабочий объём воды (из приемного колена) и эжектируемая вода (из водоисточника). Из диффузора гидроэлеватора по напорной линии диаметром 77 мм рабочая и эжектируемая вода поступает в емкость цистерны через ее горловину (см. рис. 5.11) или во всасывающий патрубок насоса (в зависимости от выбранной схемы гидроэлеваторной системы). От левого (на рис. 5.11) вентиля напорного патрубка насоса эжектируемая вода по напорным рукавам подается в пожарный ствол (стволы). При работе цистерна используется как промежуточная емкость, обеспечивающая устойчивую работу гидроэлеваторной системы. Для наибольшей эффективности работы гидроэлеваторной системы (наибольшего количества эжектируемой воды) целесообразно эксплуатировать пожарный насос в номинальном режиме и дополнительно присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающий рукав (для схемы, указанной на рис. 5.11), второй конец которого опустить в горловину цистерны. В процессе работы необходим постоянный контроль уровня воды в цистерне. В случае падения уровня воды в цистерне вентилем напорного патрубка ограничить подачу воды на пожарный ствол (стволы). Необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения в воду. Зависимость количества эжектируемой воды при определенном давлении на пожарном насосе от высоты или дальности забора воды представлена на рисунке 5.12. Основные схемы использования гидроэлеваторных систем показаны на рис. 5.38, 5.39 и 5.40 в главе 5.3.
Технические данные гидроэлеватора Г-600 Производительность - 600[22] л/мин. Рабочий расход воды – 55022 л/мин. Коэффициент эжекции – 1,1. Рабочее давление – 0,2…1,0 МПа (2-10 кгс/см2). При эксплуатации гидроэлеваторных систем могут возникнуть неисправности, вызывающие срыв работы систем в целом или уменьшение эжектируемого расхода воды. Наиболее распространенными причинами этого являются: § заломы рукавных линий; § быстрое открытие задвижки насоса для подачи воды на пожар; § недостаточное рабочее давление на насосе; § превышение расхода воды на пожар над эжектируемым расходом; § засорение сетки гидроэлеватора, превышение предельной высоты всасывания или предельного расстояния до водоисточника.
Разветвления рукавные предназначены для разделения потока и регулирования количества проходящей воды или раствора пенообразователя. На рис.5.13 слева представлены трехходовые разветвления РТ-70 и РТ-80 с условным проходом 70 и 80 мм соответственно, рассчитанные на рабочее давление 1,2 МПа (12 кгс/см2).
Данные разветвления в основном имеют одинаковую конструкцию, и состоят из фигурного корпуса, выходных и входных патрубков и запорных вентилей с тарельчатым клапаном, маховичком, шпинделем и сальниковым уплотнением. Для переноса разветвления имеется ручка. Представленное на рис. 5.13 справа высоконапорное разветвление РТВ-70/300 предназначено для использования в составе магистральных линий, рассчитанных на давление до 3,0 МПа (30 кг/см2 или 300 м). На рукавных автомобилях используются также четырёхходовые разветвления РЧ-150 и РЧ-90. Пожарные стволы присоединяются на конце напорных рукавных линий. В зависимости от пропускной способности и размеров они подразделяются на ручные и лафетные, а в зависимости от вида подаваемого огнетушащего вещества – на водяные, пенные и комбинированные. Ручные пожарные стволы. Стволы пожарные ручные предназначены для формирования и направления сплошной или распылённой струи воды, а также (при установке пенного насадка) струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров. Стволы классифицируются: А. В зависимости от конструктивных особенностей: § стволы нормального давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении перед стволом от 0,4 до 0,6 МПа. Они по типоразмерам соединительной головки делятся на стволы с условным проходом Dу50 и Dу70[23]. § стволы высокого давления, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении перед стволом от 2,0 до 3,0 МПа. Б. В зависимости от наличия (отсутствия) перекрывного устройства: § неперекрывные; § перекрывные. В. В зависимости от функциональных возможностей: § формирующие только сплошную струю; § распылители, формирующие только распылённую струю; § универсальные, формирующие как сплошную, так и распылённую струю; § с защитной завесой, дополнительно формирующие водяную завесу; § комбинированные, формирующие водяные и пенную струю. Некоторые образцы ручных пожарных стволов представлены на рис. 5.14.
Пожарные стволы РС-70 и РС-50 (см. рис.5.14) служат для получения водяной компактной струи. Стволы СРК-50, РСК-50, РСКЗ-70, РСП-50 и РСП-70 (см. рис. 5.14) подают как компактные, так и распылённые водяные струи. Кроме того, они оборудованы перекрывным устройством. Основные технические данные стволов представлены в таблице 5.5. Таблица 5.5 Технические характеристики ручных пожарных стволов сплошной и распылённой струй
Наиболее современными и совершенными ручными пожарными стволами, подающими компактную или распылённую струю, являются многорежимные стволы типа "QuadraFog" (иногда их называют "турбостволами"). Они обеспечивают несколько режимов работы: компактная струя, распылённые струи с различными (от 30º до 150º) углами факела распыла, компактная или распылённая струя с защитным экраном. Многорежимный ручной пожарный ствол СПР-50А показан на рис. 5.15. Основные технические характеристики стволов СРП-50А и СРП-50Е приведены в таблице 5.6 Таблица 5.6 Технические характеристики многорежимных ручных пожарных стволов.
Стволы пожарные ручные пенные предназначены для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены низкой кратности (СВП, СПП) и средней кратности (ГПС-600, УКТП «Пурга»). Устройство и технические характеристики пенных стволов представлены в главе 3.2. Комбинированные ручные пожарные стволы ОРТ-50, ОРТ-50А, СРВД-2/300 и СВПР (см. рис. 5.16) предназначены для формирования сплошной или распылённой струи воды (СВПР – только распылённой) и воздушно-механической пены низкой кратности. Стволы (за исключением СВПР) оборудованы перекрывным устройством.
Технические характеристики стволов представлены в таблице 5.7. Таблица 5.7 Технические характеристики комбинированных ручных пожарных стволов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.015 с.) |