Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные аспекты управленческого учета. Организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства.

Поиск

Организация управленческого учета на предприятии является предметом деятельности администрации и не регулируется со стороны государственных органов. Многообразие организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации обуславливают разнообразие конкретных форм организации управленческого учета.

В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует о наличии линейных отношений. Главный бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы, следовательно, здесь присутствуют линейные отношения.

Нелинейные (штабные) производственные отношения возникают тогда, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам. В этом смысле функции бухгалтера-аналитика также носят штабной характер, так как подчиненная ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия.

 

Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет:

Планирование. На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия, которые затем сводятся в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. Бухгалтер-аналитик участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.

Контроль. По окончании отчетного периода бухгалтер-аналитик составляет отчеты об исполнении бюджета каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшем исключить их влияние.

Стимулирование. Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность персонала предприятия, ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты. Своей деятельностью бухгалтер-аналитик создает основу для повышения эффективности управления предприятием.

Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых, оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов их работы.

Организация управленческого учета на предприятиях в основном зависит от технологии и организации производства, характера выпускаемой продукции, структуры управления и других факторов, которые предопределяют процессы документального оформления хозяйственных операций, их систематизацию, обобщение и отражение, ведение синтетического и аналитического учета, разграничение затрат между незавершенным производством и готовой продукцией.

1. В зависимости от особенностей технологии (характера технологического процесса) производства подразделяют на добывающие и обрабатывающие.

2. По способу обработки сырья производство подразделяется на химическое и механическое.

3. По количеству и степени повторяемости изделий (по объему удовлетворения запросов потребителей) производство подразделяют на три типа: единичное (индивидуальное), серийное и массовое.

4. По организационному признаку производство подразделяется на поточное и непоточное производство. Выделяют методы организации индивидуального производства; организации поточного производства; групповой организации производства; организации синхронизированного производства.

5. В зависимости от роли, которую играет производство в выполнении программы выпуска продукции, производство делят на основное и вспомогательное.

6. По характеру выпускаемой продукции производство подразделяется на простое и сложное.

7. В зависимости от структуры и организации управления производством существуют предприятия с цеховой и бесцеховой структурой.

По степени взаимосвязифинансового и управленческого учётаприменяют:

· интегрированную (однокруговую, монистическую) систему управленческого учёта, при которой применяется единая система счетов и бухгалтерских проводок для финансового и управленческого учета;

· автономную ( двухкруговую) систему управленческого учёта, при которой финансовый и управленческий учет являются самозамкнутыми системами.

Бухгалтерский учет в Российской Федерации – интегрированная система, организованная в единой системе счетов.

5. Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции; для принятия решений и планирования; для контроля и регулирования.

Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции:

· по назначению (экономической роли в процессе производства) – основные и накладные;

· по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции – прямые и косвенные;

· по отношению к объему производства – постоянные и переменные;

· по составу – одноэлементные и комплексные;

· по видам (по экономическому содержанию) – экономически однородные элементы и статьи калькуляции;

· по характеру затрат – производственные и внепроизводственные;

· по степени охвата планом – планируемые и непланируемые;

· по эффективности – производительные и непроизводительные;

· по временным периодам осуществления – затраты предшествующего периода, отчетного периода, будущих периодов;

· по периодичности возникновения – текущие и единовременные.

 

1. По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные.

Основные – затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства. Это стоимость сырья, материалов, амортизация основных производственных фондов, оплата труда производственных рабочих.

Накладные – связаны с организацией, обслуживанием производства и управления им (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

 

2. По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые – это те, которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты определенного вида продукции (материалы, заработная плата рабочих, потери от брака и др.). К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда.

Косвенные – одновременно относятся ко всем видам продукции, услуг, работ (освещение, отопление, работа оборудования и т. д.). Их включают в затраты отдельных видов продукции, работ, услуг после определении общей суммы по окончании месяца путем распределения.

 

Входящие затраты – это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы.

Если же эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно привести одну статью актива баланса – товары. Если эти товары не реализованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты следует отнести к истекшим.

 

3. В зависимости от объема производства различают переменные и условно-постоянные затраты.

Переменные – такие затраты, которые находятся в прямой зависимости от объема производства. Их размер увеличивается или уменьшается в относительно пропорциональном соответствии с изменением объема выпуска продукции. К ним относят затраты на материалы и оплату труда производственных рабочих и др.

К условно-постоянным относятся затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. К ним относят расходы на освещение и отопление помещений, амортизационные отчисления, заработную плату управленческого персонала.

4. По составу (однородности) затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называют однородные затраты на производство. Одноэлементные затраты те, что содержат в своем составе один вид расхода (заработная плата, амортизация и др.).

Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные, расходы будущих периодов и др.).

 

5. По экономическому содержанию (по видам) затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты группируются и учитываются по статьям калькуляции.

Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом.

Типовая номенклатура калькуляционных статей затрат на промышленных предприятиях:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Расходы на продажу.

_____________________________________

ИТОГО: Полная себестоимость.

 

Согласно ПБУ 10/99 расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции (по обычным видам деятельности) группируются по элементам:

1. Материальные затраты

2. Затраты на оплату труда

3. Отчисления на социальные нужды

4. Амортизация

5. Прочие затраты.

 

6. По характеру затрат (по участию в процессе производства) – производственные (входящие в себестоимость продукции) и внепроизводственные (периодические и затраты периода).

 

Производственные затраты – это материализованные затраты, они включаются в себестоимость продукции.

В их состав входят:

– прямые материальные затраты;

– прямые затраты на оплату труда;

– общепроизводственные затраты.

Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции на складе. В управленческом учете их часто называют запасоемкими.

 

Внепроизводственные, или периодические затраты – это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. Они являются издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и управленческих расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые – расходы по управлению предприятием.

 

7. По степени охвата планом – планируемые и непланируемые.

Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые – затраты, которые отражаются только в фактической себестоимости продукции.

 

8. По эффективности различают производительные и непроизводительные затраты.

Производительными считают затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.).

 

9. По временным периодам осуществления различают затраты предшествующего периода, отчетного периода, будущих периодов.

Затраты предшествующих периодов представлены в незавершенном производстве (по счетам 20, 23,29).

Затраты отчетного периода – это расходы, осуществляемые в отчетном периоде. Основная их часть включается в себестоимость продукции.

Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (расходы на подготовку и освоение производства, расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд) и др.).

 

10. В зависимости от периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные.

К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например, расход сырья и материалов.

К единовременным (однократным) относят расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др.

Классификация затрат для принятия решений и планирования:

· переменные, условно-переменные (смешанные) и постоянные;

· релевантные и нерелевантные;

· безвозвратные затраты;

· явные и вмененные затраты;

· инкрементные и маржинальные затраты;

· планируемые и непланируемые.

К переменным относятся затраты, размер которых изменяется в прямой зависимости от объема производства, постоянными являются затраты, величина которых не зависит от изменения объема производства. В качестве постоянных затрат принимают общехозяйственные расходы.

Условно-переменные (полупеременные) затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональная. Часть этих затрат изменяется с изменением объема производства, а часть – остается неизменной. Пример: плата за телефон (абонентская плата – постоянная часть, оплата междугородних телефонных разговоров – переменная часть); общепроизводственные расходы.

Затраты, принимаемые в расчет при принятии решений, (релевантные) – это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению. Затраты, которые зависят от принимаемого решения. Например: при выборе арендуемого помещения размер арендной платы, затраты на содержание помещения являются релевантными затратами.

Затраты, не принимаемые в расчет (нерелевантные), не имеют отношения к принимаемому решению.

Безвозвратные – это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и их невозможно изменить в будущем. Безвозвратные расходы при принятии решений в расчет не принимают. Следует различать понятия безвозвратных расходов и расходов, не принимаемых в расчет. Пример: остаточная стоимость основных средств, стоимость ранее закупленных материалов (неликвидов).

 

Явные затраты – это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции.

Вмененные (иначе их называют воображаемые) затраты возникают при принятии решений в условиях ограниченности ресурсов. Они означают упущенную выгоду, возникающую при ограниченных ресурсах. По сути, такие затраты характеризуют возможности предприятия по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения. Речь о вмененных затратах идет лишь в условиях ограниченности ресурсов; если ресурсы не ограничены, то вмененные затраты равны нулю.

 

Инкрементные (приростные, дифференциальные) затраты являются дополнительными затратами, которые возникают при производстве дополнительной партии продукции или продаже дополнительных товаров (на весь выпуск продукции). Если в результате принятого решения изменяются постоянные затраты, то их увеличение рассматривают как приростные, иначе инкрементные, затраты. Если принятое решение о выпуске дополнительной партии продукции не влечет за собой увеличения постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю.

Маржинальные (предельные) затраты – это дополнительные затраты в расчете не на весь выпуск продукции, а на единицу продукции.

 

Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства в соответствии с нормами, нормативами, лимитами; они включаются в плановую себестоимость продукции. Непланируемые затраты отражаются только в фактической себестоимости продукции.

В целях контроля и регулирования затрат применяется следующая их классификация:

· регулируемые и нерегулируемые;

· эффективные и неэффективные;

· в пределах норм и отклонений от норм;

· контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые – затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, сумма которых зависит от влияния со стороны менеджера. В целом по предприятию все затраты регулируемые, но не на все затраты может воздействовать менеджер.

Для руководителя организации почти все расходы организации являются регулируемыми. Для руководителя цеха регулируемыми являются затраты в пределах цеха. Общехозяйственные расходы для него – нерегулируемые.

Затраты, на которые управляющий не влияет, называют нерегулируемыми с его стороны.

Эффективные – это затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых они были направлены. Неэффективные – это затраты, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведена продукция. Это в основном потери от брака, простоев, порчи материалов и пр.

Деление затрат на расходы в пределах норм и отклонений от норм применяют в текущем учете для определения эффективности работы подразделений путем сопоставления фактических затрат с нормативными. Выявление указанных отклонений позволяет менеджерам принимать решения по управлению затратами.

К контролируемым относят затраты, которые контролируются работниками организации. По составу отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены отдельными расходами. Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников организации. Например, повышение цен на оборудование и ГСМ, изменение ставок налогов и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.141 (0.011 с.)