ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность и организация бухгалтерского учета.



Тема 1. Сущность и организация бухгалтерского учета.

Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета хозяйственных объектов.

В соответствии с гражданским законодательством основным объектом прав в промышленности является предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации в настоящее время существуют предприятия - юридические лица различных форм собственности: федеральной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), а хозяйственные общества - в форме акционерного общества открытого или закрытого типа, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном, трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Организационно-правовая форма организации оказывает влияние на процесс формирования, изменения капитала и ведения бухгалтерского учета.

Уставный капитал представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) в активы организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

В товариществах складочный капитал состоит из долей (вкладов) участников, в производственных кооперативах паевой фонд - из паевых взносов членов кооператива. В обществах с ограниченной ответственностью уставный капитал определяется стоимостью вкладов участников. В акционерных обществах уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. В государственных и муниципальных унитарных предприятиях формируется уставный фонд. В унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, уставный капитал формируется за счет собственника (государственного органа или органа местного самоуправления), в унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, - за счет закрепления за ним активов, находящихся в федеральной собственности.

Организационно-правовая форма организации оказывает воздействие на порядок изменения уставного капитала, который в акционерных обществах может быть увеличен, в частности, за счет добавочного капитала. В организациях других организационно-правовых форм направление добавочного капитала на увеличение уставного капитала Нормативными документами не предусматривается.

В акционерных обществах и предприятиях с участием иностранного капитала обязательным является формирование резервного капитала в пределах установленных законодательством нормативов. Организации других организационно-правовых форм формируют резервный капитал в соответствии с порядком, установленным учредительными документами.

Предприятия различных организационно-правовых форм по критериям, установленным Федеральным законом Российской Федерации № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", могут быть признаны малыми. Статья 7. под названием «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Формы бухгалтерского учета.

Совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения хозяйственных операций, образует форму бухгалтерского учета. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Форма бухгалтерского учета – это организация информационной системы, обеспечивающая в определенной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологических и систематических записей, синтетического и аналитического учета в целях осуществления текущего контроля фактов хозяйственной жизни и составления отчетности. Различают мемориально-ордерную, журнально-ордерную, упрощенную и автоматизированную формы бухгалтерского учета.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает ведение регистрационного журнала для регистрации в хронологическом порядке бухгалтерских проводок – мемориальных ордеров, содержащих указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании первичных или сводных учетных документов.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает систематизацию учетных данных в специальных регистрах – журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту счетов бухгалтерского учета и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов. При этой форме учета исключается многократность записей и происходит объединение синтетического и аналитического учетов.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета предусматривает применение электронно-вычислительных машин.

Упрощенная форма бухгалтерского учета, предусматривающая две формы учета:

1. Простая форма, без использования учетных регистров имущества малого предприятия, применяемая в том случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственной деятельности не является сфера материального производства;

2. Упрощенная форма, предусматривающая использование ведомостей для учета имущества предприятия. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых счетов.

Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.

Рассмотрим более подробно каждую из существующих форм бухгалтерского учета и используемые учетные регистры.

РЕМОНТ ПОДРЯДНЫМ СПОСОБОМ

Очень часто организация в силу разных причин не имеет возможности провести ремонт самостоятельно. В этом случае, для проведения ремонта привлекаются сторонние организации или физические лица. Для этого, между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор подряда.

Договору подряда посвящена глава 37 ГК РФ. В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Статьей 703 ГК РФ установлено, что подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.

Если договором подряда не предусмотрено иное, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.

Договором подряда может быть предусмотрено, что необходимые для проведения ремонта материалы будут предоставлены заказчиком.

В зависимости от назначения, подвергающегося ремонту основного средства стоимость ремонта списывается на счета учета затрат на производство (расходов на продажу).

Рассмотрим общую схему корреспонденции счетов, предположив, что ремонт производится иждивением подрядчика:

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
Отражена (стоимость) ремонтных работ по договору подряда
Отражена сумма НДС по стоимости ремонта, предъявленная подрядчиком
51, 50 Погашена задолженность подрядчику за выполненные работы
Принят к вычету НДС, фактически уплаченный подрядчику

Учет ремонта основных средств. Варианты учета затрат по ремонту.

Способы учета затрат по ремонту основных средств.

Законодательством предусмотрены следующие способы учета затрат на проведение ремонта основных средств: - по фактически произведенным затратам; - с применением счета расходов будущих периодов; - путем создания резерва на проведение ремонта. При этом организация может выбрать любой наиболее приемлемый для нее способ учета затрат на проведение ремонта и отразить принятое решение в приказе об учетной политике организации. При выборе того или иного способа необходимо учитывать структуру основных фондов, имеющихся на предприятии, сложность ремонта, периодичность его проведения, стоимость ремонтных работ и т.п. Ремонт основных средств на предприятии может осуществляться непосредственно самой организацией - хозяйственный способ; с помощью специализированной строительной организации - подрядный способ; либо и хозяйственным, и подрядным способами одновременно. При применении подрядного способа работ затраты по ремонту в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты в корреспонденции со счетами учета расчетов. А при хозяйственном способе затраты отражаются по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п.75 Методических указаний).

Неотфактурованные поставки.

Неотфактурованная поставка — это материальные запасы, которые поступили в организацию без расчетных документов. Такое определение дано в пункте 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Методические указания). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Поставка будет неотфактурованной, только если продавец и покупатель заключили между собой договор, в соответствии с которым были отгружены материальные ценности.

Если же эти ценности попали в адрес организации случайно, то есть договорные отношения с поставщиком отсутствуют, учитывать их на своем балансе нет оснований. Принять материальные ценности следует на забалансовый учет в рыночной оценке, а затем выяснять отношения с поставщиком, как это определено статьей 514 Гражданского кодекса.

Также нельзя учесть в качестве неотфактурованной поставки материальные ценности, хотя и поступившие в соответствии с договором, но без перехода на них права собственности. Например, если право собственности по условиям договора переходит к покупателю после оплаты этих ценностей.

Если на материальные ценности не получены расчетные документы, бухгалтеру следует проверить, не числятся ли поступившие запасы как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков. Кроме того, имеет смысл уточнить, не является ли стоимость поступивших ценностей дебиторской задолженностью. На практике при больших оборотах данные ситуации встречаются нередко.

Таким образом, неотфактурованная поставка возникает, когда материальные ценности прибыли, договор с поставщиком существует, а расчетных документов к нему нет. Статьи 484 и 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять такие ценности, даже если отсутствуют расчетные документы.

Положения этих статей основаны на статье 328 ГК РФ о встречном исполнении обязательств. В связи с этим при необоснованном отказе покупателя принять товар продавец вправе отказаться от исполнения договора с возложением на покупателя различных (невыгодных для него) имущественных последствий согласно статье 393 ГК РФ.

Документальное оформление

Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Это определено пунктом 37 Методических указаний. Форма Акта о приемке материалов (форма № М-7), поступивших без расчетных документов поставщика, и порядок ее оформления утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а. Кроме того, форма применяется при количественных и качественных расхождениях, а также при расхождениях по ассортименту.

При оприходовании товаров без счета поставщика используются другие формы — № ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика» и ТОРГ-5 «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика». Они утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.

При заполнении формы № М-7 есть некоторые сложности. Дело в том, что данный документ составляется в двух экземплярах приемной комиссией с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или незаинтересованной организации.

Безусловно, привлечение представителей отправителя (поставщика), как правило, затруднительно. Привлечение сторонней организации также сопряжено с определенными проблемами. Прежде всего такая организация должна иметь права на осуществление подобной (экспертной) деятельности, закрепленные в ее уставе. Кроме того, обоснованность затрат по таким услугам необходимо рассматривать с учетом требований пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Отметим, что Гражданский кодекс не включает в обязанности продавца передачу расчетных документов. Поэтому если эта обязанность прямо не предусмотрена договором, то нельзя наказать поставщика за задержку выписки счетов (или иных документов с указанием количества и цен отгруженного товара). Следовательно, покупателю скорее всего не удастся переложить на поставщика свои затраты на оплату услуг по привлечению экспертов сторонних организаций для подписания формы № М-7.

Принятие к бухгалтерскому учету

Неотфактурованная поставка приходуется на основании первого экземпляра акта о приемке материала. Второй экземпляр акта направляется поставщику.

Как было отмечено, полученные без документов материальные запасы являются собственностью покупателя. Поэтому учет запасов, принадлежащих организации на правах собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, ведется в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов. В частности, на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и др.

Такой порядок предусмотрен пунктом 39 Методических указаний. Здесь же указано, что материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам.

Если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, поступившие материальные запасы приходуются по рыночным ценам. В качестве рыночной цены можно использовать цену, указанную в договоре. Такой принцип закреплен в пункте 1 статьи 40 НК РФ.

Если же в договоре стоимость материалов не определена, то можно исходить из той цены, по которой организация обычно покупает аналогичное имущество. Основанием служит пункт 6.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Учет потерь от брака.

Браком в производстве считаются изделия, полуфабрикаты, узлы, детали, работы, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам или техническим условиям. Они не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы лишь после дополнительных затрат на исправление брака. В первом случае брак называется окончательным, а во втором - исправимым.

По месту обнаружения брак подразделяется на внутренний (выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям) и внешний, выявленный у покупателей в процессе сборки, монтажа или эксплуатации изделия. К потерям от брака относятся также затраты на ремонт продукции, возвращенной покупателями до истечения гарантийного срока.

Себестоимость внутреннего окончательного брака состоит из основных производственных затрат с прибавлением части цеховых расходов. Стоимость внутреннего исправимого брака включает затраты на сырье, материалы и полуфабрикаты, израсходованные при исправлении дефектной продукции, основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, начисленную за операции по исправлению брака, отчисления на социальное и медицинское страхование, а также соответствующую долю цеховых расходов.

Стоимость внешнего брака состоит из возмещения покупателю затрат, понесенных им в связи с приобретением забракованной продукции, расходов на демонтаж негодных машин, аппаратов и другого оборудования, а также транспортных расходов, вызванных заменой забракованной продукции, включая расходы на исправление брака, если оно возможно или экономически целесообразно.

Для определения потерь от внутреннего и внешнего брака, относимых на фактическую себестоимость продукции, к стоимости внутреннего и внешнего окончательного брака прибавляют затраты на его исправление, а затем вычитают стоимость забракованных изделий по цене их возможного использования, суммы, фактически удержанные с виновников брака, и суммы возмещения убытков, присужденные арбитражем, или фактически взыска i шые с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.

Потери от внутреннего брака включаются в отчетность того периода, в котором был выявлен брак. Потери от внешнего брака отражаются предприятием-изготовителем по отчету месяца, квартала, года, в котором были получены и приняты рекламации от потребителей.

Основным первичным документом по учету обнаруженного в производстве окончательного или исправимого брака является акт (извещение) о браке. Поступающие от покупателей рекламации регистрируются в специальном журнале ОТК. В тех случаях, когда исправимый брак не может быть устранен рабочим, допустившим его, и эта работа поручается другому, на исправление брака выписывается специальный наряд. Брак, имевший место из-за некачественных материалов, помимо акта оформляется дополнительным документом для предъявления претензии поставщику.

Технический учет брака по местам обнаружения, причинам и виновникам ведет ОТК организации. Учет и определение потерь от брака осуществляет бухгалтерия.

Основным первичным документом для учета является акт, или извещение о браке. Его составляет мастер или работник ОТК обычно в двух экземплярах. В организации разрабатывают единый классификатор причин брака. В акте указывается причина брака и его виновник. Это дает возможность систематизировать полученные данные для анализа потерь от брака и разработки мероприятий по их предотвращению.

Аналитический учет потерь от брака ведется в разрезе цехов, изделий, статей расходов и виновников. При журнально-ордерной форме учета для этого используют ведомость № 14.

При механизированной обработке первичной документации вычислительный центр составляет для бухгалтерии, ОТК и технических служб специальные машинограммы: для бухгалтерии - отчеты о себестоимости и потерях от окончательного брака в разрезе цехов, участков, причин, виновников, видов продукции, о затратах на исправление брака, об удержаниях с виновных в разрезе цехов и табельных номеров, фамилий рабочих и служащих. Для ОТК и технических служб составляются машинограммы о количестве, причинах и видах брака по цехам, участкам, операциям. При использовании ПЭВМ аналогичные машинограммы получают на автоматизированных местах работы бухгалтера, работника ОТК или технических служб организации.

Все затраты по браку учитываются на счете 28 «Брак в производстве». По дебету этого счета записывают себестоимость окончательного брака или расходы по исправлению исправимого. С кредита счета 28 списываются суммы удержаний, стоимость оприходованного лома, утиля.

Разница между дебетом и кредитом счета 28 показывает сумму окончательных потерь от брака. Она относится на себестоимость готовой продукции отдельной самостоятельной статьей.

Себестоимость окончательно забракованной продукции исключают из общей суммы затрат на производство в разрезе статей цеховой себестоимости. При этом стоимость неисправимого брака списывают с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 28 «Брак в производстве». По дебету счета 28 собирают, кроме того, расходы по исправлению дефектов исправимого брака и затраты на гарантийный ремонт в объеме, превышающем норму.

По кредиту счета 28 «Брак в производстве» отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции по цене возможного использования, суммы, подлежащие удержанию с виновников брака, с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак, и т.п.). Разница между дебетом и кредитом счета 28 «Брак в производстве» списывается на затраты по изготовлению продукции как потери от брака.

Потери от внутреннего брака продукции независимо от места его обнаружения относятся на цеха-виновники. Потери от брака продукции основного производства, произошедшие по вине цехов вспомогательных производств или отделов заводоуправления, включают в затраты цеха основного производства, в котором обнаружен брак.

Потери от брака ежемесячно списывают на счет основного производства и включают в себестоимость изделия, по которому допущен брак. Списание производится на специальную статью «Потери от брака». Все потери от брака обычно относят на выпуск готовых изделий. На незавершенное производство они списываются только при индивидуальном изготовлении продукции, когда их можно отнести к определенному незаконченному заказу.

Потери от внешнего брака, относящиеся к основной продукции, выработанной в прошлом отчетном периоде, списываются на себестоимость аналогичных изделий, произведенных в текущем периоде. В случае, если такая продукция в отчетном периоде не изготовлялась, потери от внешнего брака распределяют между изделиями, включенными в товарную продукцию, по методу, установленному для распределения общехозяйственных расходов.

Брак, обнаруженный у покупателей, оформляют двусторонним актом с участием представителей организации-изготовителя или незаинтересованной стороны. Если поставщик признает свою вину в поставке бракованной продукции, платежный документ отзывается из брака и в бухгалтерском учете организации-изготовителя делаются сторнировочные записи по счетам 90 «Продажи» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Учет потерь от простоев. Простоем считается остановка производства более чем на 30 минут. Различают простои по внешним и внутренним причинам. К простоям по внешним причинам относят простои, вызванные прекращением подачи энергии со стороны, несвоевременным поступлением материалов, топлива от поставщиков, а также вследствие стихийных бедствий. Внутренними причинами простоев являются различные производственные неполадки.

В каждом случае простоя составляется специальный документ (акт, листок о простое), в котором указывается причина простоя, его продолжительность, приводится расчет потерь, которые имело предприятие из-за простоя.

В полную величину потерь от простоев включаются: - сумма основной заработной платы производственных рабочих, причитающаяся за время простоя, или сумма доплат до установленного заработка, если рабочие были заняты в период простоя на других, менее квалифицированных работах, а также в определенных процентах дополнительная заработная плата и отчисления на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд и др.;

- стоимость потребленного топлива, энергии, непроизводительно затраченных в период остановки производства;

- часть расходов на обслуживание производства и управление в заранее установленном проценте к заработной плате производственных рабочих.

На основании акта о простое предъявляется претензия к организациям, по вине которых произошел простой. Средства, поступающие от сторонних организаций в возмещение потерь от простоев, относятся не в уменьшение себестоимости продукции, а непосредственно на счет «Прибыли и убытки». Невзысканная часть потерь от простоев по внешним причинам относится на общехозяйственные расходы, то есть включается в себестоимость продукции.

В величину потерь от целодневных и внутрисменных простоев по внутренним причинам включают затраты на основную заработную плату за время простоев и стоимость израсходованного топлива и энергии. В общей сумме они списываются на цеховые расходы.

Потери от простоев, вызванные стихийными бедствиями (наводнением, ураганом и т.п.), относятся на счет 99 «Прибыли и убытки».

Для учета и анализа простоев в производстве в организациях разрабатывают классификатор причин и виновников простоя.

Формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивную форму расчетов, расчеты чеками, расчеты платежными требованиями-поручениями. зачет взаимных требований.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

• характером хозяйственных связей между контрагентами;

• особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

• местонахождением сторон сделки;

• способом транспортировки грузов;

• финансовым положением юридических лиц,

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

Например, одногородние расчеты и иногородние расчеты за принятые по приемо-сдаточным документам товарно-материальные ценности или в случаях, когда длительность транспортировки последних не превышает одних суток, оформляются платежными поручениями или чеками из расчетных чековых книжек. Равномерные, постоянные поставки товарно-материальных ценностей и оказание услуг предопределяют возможность применения расчетов плановыми платежами. Аккредитивная форма расчетов определяется специальным договором сторон, особыми условиями поставки или вводится как санкция к неаккуратному покупателю за систематическую задержку платежей. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.

Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т. д.

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; либо при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

 

Учет кассовых операций

Кассовые операции – это операции, связанные с приемом, хранением и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу организации из обслуживающего банка. Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет».

Первичная документация:

1) приходный кассовый ордер (для оформления операции поступления наличных средств в кассу по любым основаниям от одного лица);

2) расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы одному лицу на любые нужды);

3) кассовая книга;

4) платежная ведомость;

5) журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

6) книга учета принятых и выданных кассиром денег в подотчет общественным раздатчикам заработной платы и операциям кассирам.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера должны быть заполнены без помарок, четко и ясно. Книга кассира-операциониста должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями главного бухгалтера и руководителя предприятия. Печать организации должна стоять на каждом кассовом документе.

Максимальная сумма, которая может находиться в кассе, определяется лимитом. Лимит централизованно устанавливается.

Все факты поступления и выдачи наличных денег в кассу учитываются в кассовой книге (типовая форма). Она должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной печатью и заверена подписями директора и главного бухгалтера. Записи в ней ведутся в 2-х экземплярах под копировальную бумагу. Второй экземпляр (отрывной) – это отчет кассира, он передается в бухгалтерию с приходными и расходными документами ежедневно в конце рабочего дня.

Учет операций по расчетному счету

Прием, выдачу и безналичные перечисления банк производит по документам специфической формы. Основные документы:

1) при наличных расчетах:

а) чек денежный;

б) объявление на взнос наличными;

2) при безналичных расчетах:

а) акцептная форма (согласие на оплату) расчетов (расчеты платежными требованиями; действительно в банк 10 дней);

б) расчеты платежными поручениями;

в) аккредитивная форма расчетов (заявление на аккредитив), это перечисление по поручению предприятия аванса в банк для оплаты по предъявлении отгрузочных документов поставщиком в свой банк;

г) заявление об отказе от акцепта;

д) инкассовое платежное поручение – для безакцептного списания средств со счета предприятия в случаях, установленных законодательством;

е) мемориальный банковский ордер – служит для списания или зачисления на счет предприятия безналичных средств по распоряжению обслуживающего банка.

Основная форма безналичных расчетов – акцептная (расчет платежными требованиями). Поставщик при посредничестве банка получает деньги от плательщика на основании расчетных документов.

Инкассо – поручение банку на получение суммы с покупателя.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.029 с.)