Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В: лидерами рождаются или становятся под воздействием окружающих обстоятельств и воспитания.

Поиск

О: В этом вопросе также заложено неверное противопоставление, искаженная парадигма детерминизма. Благодаря промежутку между стимулом и реакцией люди имеют возможность выбора; поэтому лидерами не рождаются и не становятся под воздействием окружения и воспитания. Лидеры делают себя сами, выбирая свою реакцию. При этом если они делают выбор на основе принципов и развивают в себе дисциплину, их свобода выбора увеличивается. В книге «Как становятся лидерами: Менеджмент нового поколения» Уоррен Дж. Беннис и Роберт Дж. Томас доказывают, что лидерами не рождаются, а становятся17. Основная их идея в том, что благодаря тому или иному глубокому поворотному переживанию люди делают выбор, помогающий им стать лидерами. Доктор Ноэл Тичи тоже, по существу, заявляет, что лидерами не рождаются, лидерами учатся быть. Это подразумевает, что люди выбирают обучение и потом используют полученные знания. В обоих случаях авторы фактически говорят, что лидерами не рождаются и не становятся: лидеры обязаны только самим себе — лидерство определяется выбором, который люди совершают.

В: Нужно ли развивать все четыре вида способностей или интеллекта?

О: Да, поскольку вы не сможете по-настоящему развить никакой из них до зрелого, устойчивого уровня, не работая над всеми четырьмя. Именно такой подход подразумевает понятие цельности. Он означает построение всей нашей жизни на основе принципов. Наша способность что-то создавать и использовать зависит в конечном итоге от нашего характера, нашей цельности. Чтобы развить физическую, эмоционально-социальную, ментальную и духовную «мышечные ткани», нужно прилагать постоянные усилия, выходя из привычной для нас зоны комфорта, и выполнять упражнения, которые ведут к повреждению

этой ткани (боль); затем по истечении соответствующего периода отдыха и расслабления она восстанавливается, увеличивается и укрепляется. Более подробные разработки на эту тему можно найти в книге Джима Лоэра и Тони Шварца «На все сто! Как организовать рабочий день и преуспеть в бизнесе»18.

В: Что можно сказать по поводу выхода на пенсию?

О: Уходите с работы, но никогда не отказывайтесь от значимых проектов. Если вы хотите прожить долгую жизнь, вам необходим положительный стресс, т. е. глубокое чувство значимости и вклада в ценные проекты и дела, в частности в свою семью, включая детей и внуков. Если вы хотите быстро умереть, играйте на пенсии в гольф и ходите на рыбалку, сидите без дела, глотая таблетки и изредка встречаясь с внуками. Хотите доказательств? Обратитесь к книге «Стресс без дистресса» Ганса Селье [Stress Without Distress].

Примечания

Daniel Ladinsky. The Gift: Poems by Hafiz the Great Sufi Master (New York: Penguin Compass, 1999), pp. 67-68.

2 Marianne Williamson. A Return to Love: Reflections on the Principles of a Course in Miracles (New York: Harper Collins, 1992), pp. 190-192.

3 Michael C. Thomsett, speech, Oct. 9, 1956, in War and Conflict Quotations (North Carolina: McFarland & Company, 1997), p. 50.

4 Munsey’s Magazine (February 1897), 553. Перевод: найдено на сайте Общества Эллы Уиллер Уилкокс 15 мая 2004 г.; http://www.ellawheelerwilcox.org.

5 C.S. Lewis, Mere Christianity (New York: Simon & Schuster, 1980), pp. 19-21. [Русский перевод: Льюис К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. I. Просто христианство. Любовь. — СПб.: Виноград, 1998.]

6 Doe Childre and Bruce Cryer. From Chaos to Coherence (Boston: Butterworth- Heinemann, 1999), p. 23.

7 Там же, p. 29.

8 Daniel Goleman. Working with Emotional Intelligence (New York: Bantam Books, 1998), p. 31.

9 Richard Wolman. Thinking with Your Soul (New York: Harmony Books, 2001), p. 26.

10 Библия. Ветхий Завет. Книга Притчей Соломоновых.

Danah Zohar and Ian Marshall. SQ: Connecting with Our Spiritual Intelligence (New York and London: Bloomsbury, 2000).

12 William Bloom. The Endorphin Effect (United Kingdom: Judy Piatkus Publishers Ltd., 2001), p. 12.

13 Anwar el-Sadat. In Search of Identity: An Autobiography (New York: Harper and Row Publishers, 1978), p. 303.

M «The Speaker’s Electronic Reference Collection», AApex Software, 1994.

15 YMCA of the USA, Dartmouth Medical School, The Institute for American Values, Hardwired to Connect: The New Scientific Case for Authoritative Communities, A Report to the Nation from the Commission on Children at Risk (2003), p. 6.

16 Dee Hock. «The Art of Chaordic Leadership», Leader to Leader, 15 (Winter 2000), pp. 20-26.

17 Warren G. Bennis and Robert J. Thomas, Geeks and Geezers: Era, values, and Defining Moments Shape Leaders (Boston: Harvard Business School Publishing, 2002).

18 Jim Loehr and Tony Schwartz, The Power of Full Engagement (New York: Simon and Schuster, 2003).

Глава 5

 

Выразите свой голос - видение, дисциплина, страсть и совесть

Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.

ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА

 

 

Изучая жизнь любых великих людей — тех, кто оказал наибольшее влияние на других, кто внес существенный вклад в те или иные области, кто просто стал инициатором каких-либо событий, — можно обнаружить определенную тенденцию. Благодаря настойчивым усилиям и внутренней борьбе эти люди достигали значительного развития врожденных видов интеллекта или способностей. Высочайшие проявления этих четырех видов интеллекта: для ментального — видение; для физического — дисциплина; для эмоционального — страсть; для духовного — совесть. Они, кроме того, представляют собой важнейшие средства выражения нашего голоса.


 

Видение — это мысленный образ возможностей, которые заложены в людях, проектах, делах и предприятиях. Оно возникает в результате объединения потребностей с возможностями на уровне интеллекта. Как в свое время сказал Уильям Блейк, «то, что сейчас доказано, когда-то было лишь игрой воображения». Если у людей нет видения тех или иных проблем, если они не заботятся о развитии созидательной способности своего интеллекта, они поддаются свойственной человеку тенденции к вик- тимизму (нижний путь, изображенный на рис. 5.1).

Желающий управлять другими сначала должен научиться владеть собой1.

ФИЛИПП МЭССИНДЖЕР

 

Дисциплина необходима для воплощения видения в реальность. Она помогает справляться со сложными, прагматичными, жестокими проявлениями реальности и совершать действия, без которых невозможно добиться желаемого. Дисциплина возникает благодаря объединению видения с приверженностью определенной идее. Противоположностью дисциплины и приверженности является потворство желаниям — принесение в жертву самого главного в жизни ради наслаждения или сиюминутного удовольствия.

Страсть — это пыл, желание, сила убеждения и энергия, помогающая поддерживать дисциплину для достижения видения. Страсть появляется тогда, когда потребность пересекается с уникальным талантом человека. Если кому-то не достает страсти, вытекающей из обретения и использования голоса для служения высоким целям, этот пробел заполняется неуверенностью и пустой болтовней тысяч голосов, приводящих в действие социальное зеркало. В личных и деловых взаимоотношениях страсть включает в себя сочувствие.

Совесть — это внутреннее нравственное ощущение того, что хорошо, а что плохо, подталкивающее нас к обретению смысла и внесению вклада в окружающий мир. Она служит направляющей силой видения, дисциплины и страсти и противопоставляется жизни, в которой преобладающее влияние имеет эго.

 

Все, что ослабляет ваше благоразумие, уменьшает чуткость совести, затмевает ощущение Бога, подавляет склонность к духовному, все, что усиливает власть тела над разумом, — это для вас грех, каким бы невинньш он ни казался сам по себе2.

СУСАНА УЭСЛИ (МАТЬ ДЖОНА УЭСЛИ)

 

Данные четыре понятия — видение, дисциплина, страсть и совесть — в значительной степени воплощают в себе многие другие качества, которые представляются нам типичными для людей, оказывающих значительное влияние на других, независимо от того, известны они широким кругам или нет.

В большинстве случаев различия в словах, употребляемых для описания людей, которыми мы восхищаемся, — дома, в обществе, бизнесе или правительстве — всего лишь вопрос семантики. На рис. 5.3 многие из этих качеств перечислены в подводной части айсбергов, символизирующих видение, дисциплину, страсть и совесть.

 

Лучшие лидеры действуют в четырех измерениях: видение, реальность, этика и смелость. Это четыре вида интеллекта, четыре формы восприятия, четыре языка для передачи того, что необходимо для достижения значительных устойчивых результатов.

Дальновидный лидер мыслит широко, мыслит по-новому, мыслит наперед, а самое главноеподдерживает связь с глубинными структурами человеческого сознания и творческого потенциала.

Вы должны установить контроль над шаблонами, которыми руководствуется ваш ум: вашим мировоззрением, вашими убеждениями относительно того, чего вы заслуживаете и что возможно. Это сфера фундаментальных изменений, силы и энергииэто и есть истинная смелость3.

ПИТЕР КЁСТЕНБАУМ, ФИЛОСОФ МЕНЕДЖМЕНТА

ВИДЕНИЕ, ДИСЦИПЛИНА И СТРАСТЬ ПРАВЯТ МИРОМ

Человек, оказывающий значительное влияние на других в организации или в обществе, родители, чье влияние распространяется на представителей разных поколений в семье, любой, кто действительно способен что-то изменять в лучшую или худшую сторону, обладает тремя атрибутами: видением, дисциплиной и страстью. Полагаю, эти свойства правят миром с момента его возникновения. Именно они определяют настоящее лидерство.

Рассмотрим несколько примеров выдающихся лидеров современной истории.

Джордж Вашингтон обладал видением перспективы построения нового объединенного государства, свободного от иностранного вмешательства. Самодисциплина позволила ему обрести знания и опыт, необходимые, чтобы создать и обеспечить Революционную армию и предупредить дезертирство. Вашингтон, разгневанный дискриминацией по отношению к колониальным военнослужащим, земельной политикой, проводимой Великобританией, и ограничениями, налагаемыми на расширение нового американского государства, всю свою страсть направил на борьбу за свободу.

Флоренс Найтингейл, известная как основатель профессии медицинских сестер, всю свою жизнь посвятила совершенствованию работы младшего медицинского персонала в военных госпиталях. Ее видение и энтузиазм помогли преодолеть присущую ей замкнутость.

Мохандас К. Ганди сыграл важную роль в обретении Индией независимости, хотя никогда не избирался и не назначался ни на какие официальные должности. У него не было должности, дающей полномочия руководить людьми, однако моральный авторитет Ганди позволил установить столь прочные социальные и культурные нормы, что в конечном итоге они оформились в политическую волю. Он управлял своей жизнью, опираясь на универсальные постулаты совести, принятые людьми, международными сообществами и самими британцами.

Маргарет Тэтчер была первой женщиной, возглавившей одну из крупнейших промышленных держав. Она занимала пост премьер-министра Великобритании три раза подряд — самый большой срок за всю историю XX в. Было немало тех, кто критиковал ее деятельность, но она страстно убеждала людей признать дисциплину личной ответственности и полагаться на свои силы, а также активно поддерживала развитие свободного предпринимательства в стране. За годы своей деятельности в политике она помогла Великобритании выйти из состояния экономического спада.

 

Бытъ сильным — все равно, что быть леди; если вам приходится доказывать это други.и, значит, это не так.

МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР

 

Нельсон Мандела, бывший президент ЮАР, почти двадцать семь лет провел в заключении за то, что принимал участие в борьбе с режимом апартеида. Мандела был движим скорее своим воображением, нежели памятью о прошлом. Он смог сформировать представление о мире, далеко выходящее за пределы его собственного опыта и воспоминаний, которые включали лишь тюрьму, несправедливость, военные конфликты между племенами и отсутствие единства. В глубине души он был убежден в ценности каждого гражданина своей страны.

Мать Тереза по собственной воле, искренно и безоговорочно посвятила себя служению беднейшим из бедных. Присущее ей строгое соблюдение обетов бедности, целомудрия и послушания она завещала основанной ею организации, которая и после смерти матери Терезы продолжает расти и крепнуть.

 

Плод тишины — МОЛИТВА. Плод молитвы — ВЕРА. Плод веры — ЛЮБОВЬ. Плод любви — СЛУЖЕНИЕ. А плод служения — МИР4.

МАТЬ ТЕРЕЗА

 

Вы помните, как я говорил о том, что любой, кто по-настоящему способен произвести значительные изменения в лучшую или худшую сторону, обладает тремя отличительными чертами: видением, дисциплиной и страстью. Теперь рассмотрим пример еще одного лидера, который обладал всеми указанными качествами, однако добился совсем других результатов. Адольф Гитлер с энтузиазмом доносил до других свое видение тысячелетнего царства Третьего рейха и исключительности арийской расы. Он создал один из наиболее дисциплинированных военно-промышленных механизмов за всю историю человечества. Он проявлял блестящий эмоциональный интеллект в своих пылких речах, внушая массам почти фанатичную одержимость и страх, которые направлял на разжигание ненависти и разрушение.

 

Как только я окажусь у власти, моей первоочередной задачей будет полное уничтожение евреев5.

АДОЛЬФ ГИТЛЕР

 

Следует отметить наличие огромной разницы между действенным и устойчивым лидерством. Каждый из перечисленных выше лидеров поло

жил начало тому или иному общему делу и внес в него устойчивый вклад, за исключением одного — последнего.

Лидерство бывает устойчивым и приводит к изменению мира в лучшую сторону тогда, когда видением, дисциплиной и страстью управляет совесть. Другими словами, формальный авторитет приводится в движение моральным. Если совесть не управляет видением, дисциплиной и страстью, то ни само лидерство, ни созданные благодаря ему институты не будут устойчивыми. Другими словами, без морального авторитета формальный терпит неудачу.

Выражение «в лучшую сторону» означает «подъем» и «устойчивость». У Гитлера было видение, дисциплина и страсть, однако он действовал под влиянием своего эго. Его крах был обусловлен отсутствием совести. Видение, дисциплина и страсть Ганди направлялись совестью, в результате он стал слугой общего дела и народа. Он не обладал формальным авторитетом, только моральным, и тем не менее стал отцом и основателем второго по численности населения государства мира.

Мир можно изменить и тогда, когда видением, дисциплиной и страстью управляет формальный авторитет, а совесть или моральный авторитет отсутствует. Но такое изменение будет не в лучшую, а скорее в худшую сторону. Вместо подъема он приведет к разрушению; вместо обретения устойчивости он в конечном итоге угаснет.

Теперь рассмотрим каждое из четырех качеств — видение, дисциплину, страсть и совесть — подробнее.

ВИДЕНИЕ

Видение — это мысленное представление будущего состояния. Видение формируется благодаря воображению. Все вещи создаются дважды: сначала в уме, а затем физически. Первое творение — видение — это начальная стадия процесса создания себя заново — будь то человек или организация. Видение отражает желания, мечты, надежды, цели и планы. Однако эти мечты или представления не просто фантазии. Они реальны, хотя пока и не облечены в материальную форму, подобно чертежу, по которому планируется построить дом, или музыкальным нотам в партитуре произведения, которое ждет исполнения.

Большинство из нас не имеют представления о своих способностях или не осознают их. Уильям Джеймс сказал: «Большинство людей живет в весьма ограниченном круге своего потенциального бытия. У всех у нас есть запасы энергии и таланта, величина которых нам даже и не снилась».

Каждый из нас обладает огромной силой и способностью перестроить свою жизнь. Ниже приведена история, из которой вы узнаете, как убитая горем женщина смогла сформировать новое видение своей жизни.

Мне было сорок шесть лет, когда моему мужу Гордону поставили диагноз — рак. Без колебаний я вышла на пенсию раньше срока, чтобы быть с ним. Он скончался восемнадцать месяцев спустя, и хотя это не было неожиданностью, меня охватило горе. Я скорбела по нашим мечтам, которые нам не удалось осуществить. Мне было всего сорок восемь, а смысла в жизни я не видела.

Вся моя скорбь была пронизана вопросом: почему Бог отобрал у меня Гордона? Мне казалось, что Гордон мог дать миру намного больше, чем я. Беспредельно изнуренная физически, умственно и морально, я должна была найти новый смысл в жизни.

Меня привлекла идея о том, что все создается дважды: сначала в уме, а затем на практике. Мне пришлось задуматься о том, какие таланты у меня имеются. Я прошла тест по оценке способностей, который помог прояснить мои наиболее сильные стороны. Чтобы добиться душевного равновесия, я сосредоточила свое внимание на четырех составляющих своей личности. Я осознала, что на интеллектуальном уровне мне нравится преподавать; на духовном и социальном мне хочется заниматься вопросами межрасового согласия, примером которого стал наш брак; на эмоциональном уровне мне было необходимо дарить любовь другим. Когда была жива моя мама, она работала в больнице и ухаживала за смертельно больными детьми. Мне хотелось продолжить ее дело и так же, как она, стать источником безграничной любви.

Я боялась, что у меня ничего не получится, но сказача себе, что в любом случае следует попробовать разные вещи — все равно, что примерить разные шляпки. Если мне не понравится преподавать, то по окончании семестра я всегда смогу уйти. Я начала с аспирантуры, чтобы иметь возможность преподавать в колледже. Учиться в аспирантуре нелегко, особенно когда тебе сорок восемь! Я привыкла, что все документы для меня всегда печатала секретарша, поэтому целый семестр ушел только на то, чтобы научиться самостоятельно печатать свои материалы. Потребовалось проявить поистине исключительную силу воли, чтобы отключить телевизор и отдать кабельный декодер.

Закончив аспирантуру, я начала преподавать в историческом колледже для афроамериканцев в городе Литтл-Рок, штат Арканзас, іубер- натор назначил меня членом Комиссии Мартина Лютера Кинга, в которой я занимаюсь вопросами улучшения межрасовых отношений. Кроме того, я ухаживаю за детьми, больнььми СПИДом, которые подключены к системе искусственной вентиляции легких. Сколько бы им ни осталось прожить, я стараюсь, чтобы они были окружены любовью. Я знаю, что оказываю поддержку другим, и на душе от этого становится спокойно.

Моя жизнь нормализовалась. Я чувствую, как Гордон смотрит на меня с небес и улыбается. Перед смертью он постоянно повторял, что хотел, чтобы моя жизнь была наполнена радостью, счастливыми воспоминаниями и приятными событиями. Разве мне позволит совесть после таких слов растрачивать жизнь впустую? Думаю, нет. У меня есть обязательство прожить с максимальной пользой для людей, которых люблю больше всего на свете, — неважно, находятся они здесь или по ту сторону.

Альберт Эйнштейн сказал: «Воображение важнее знаний». Воспоминания — это прошлое. Они ограниченны. Видение — это будущее. Оно бесконечно. Видение важнее истории, важнее багажа, важнее эмоциональных шрамов прошлого.

Когда кто-то спросил Эйнштейна, какой вопрос он бы задал Богу, если бы ему представилась такая возможность, он ответил: «Я бы спросил, с чего началась Вселенная, потому что все, что после — это чистая математика». Но затем, немного поразмыслив, он передумал: «Нет, лучше я бы спросил, зачем была создана Вселенная, потому что тогда я бы понял смысл своей жизни».

Возможно, самым важным видением является представление о самом себе, о своей судьбе, о своей уникальной миссии и роли в жизни, цели и смысле. Думая о своем видении, в первую очередь спросите себя, согласуется ли оно с вашим голосом, энергией и уникальными способностями. Позволяет ли оно ощутить свое призвание, найти дело, достойное вашей приверженности? Обретение подобного представления о смысле требует глубоких личных размышлений, постановки серьезных вопросов и предвидения.

Писатель, кинорежиссер и всемирно известный рассказчик сэр Лоренс ван дер Пост говорил: «Без видения все мы страдаем от недостатка данных. Мы смотрим на жизнь близоруко, т. е. сквозь свой собственный хрусталик, свой собственный мир. Видение помогает нам выйти за рамки автобиографии, своего прошлого, чтобы подняться выше собственных воспоминаний. Это особенно полезно для человеческих взаимоотношений, поскольку позволяет относиться к другим с великодушием».

Говоря о видении, важно иметь в виду не только видение того, что возможно «где-то там», но и того, что мы видим в других людях, их скрытый потенциал. Видение — это нечто большее, чем просто совершение каких-либо действий, решение каких-либо задач, достижение каких-либо целей; оно означает формирование и распространение нашего мнения о других людях, веру в них, оказание им поддержки и помощи в распознании и реализации имеющихся у них способностей — помощь в обретении ими своего голоса.

Во многих восточных культурах люди приветствуют друг друга поклоном, сложив у груди ладони в виде перевернутой буквы V. Тем самым они говорят: «Я приветствую величие, заключенное в вас» или «Я приветствую то божественное, что есть в вас». Я знаю одну женщину, которая, встречаясь с кем-либо, всегда вслух или про себя произносит: «Я люблю вас. Как вас зовут?» Если мы смотрим на людей сквозь призму их способностей и наилучших поступков, а не нынешнего поведения или слабостей, от нас исходит положительная энергия, которая им передается. Такое утверждающее действие, кроме того, является одним из ключей к восстановлению испорченных взаимоотношений. Это еще и ключ к тому, чтобы быть хорошим родителем.

В том, чтобы видеть людей отдельно от их поведения, заключена великая сила, поскольку, поступая подобным образом, мы утверждаем их фундаментальную, безусловную ценность. Когда мы чувствуем и признаем потенциал другого человека, то мы как бы подносим ему зеркало, отражающее только самые лучшие его черты. Подобное утверждающее видение не только дает другим людям свободу становиться как можно лучше, но и освобождает нас от реакции на нежелательное поведение. Когда поведение человека намного ниже его потенциала, наше утверждающее отношение и слова как будто говорят: «Это на вас не похоже».

 

Ты подсадишь меня, я подсажу тебя, и мы вместе будем подниматься.

КВАКЕРСКАЯ ПОГОВОРКА

 

Помню, как в одной зарубежной поездке много лет назад я познакомился с молодым человеком лет восемнадцати. В свои юные годы ему уже пришлось немало испытать, в том числе пристрастие к наркотикам и алкоголю. Хотя он и предпринимал попытки полностью изменить свою жизнь, в ходе нашего общения наедине я пришел к выводу, что ему не удается найти правильные ориентиры в жизни и он сомневается в себе. Я также обратил внимание на неординарность этого человека. Его душа была полна величия, и он обладал реальным потенциалом. Выражение его лица и душевное состояние буквально излучали эти качества. Перед тем как расстаться, я посмотрел ему в глаза и выразил свою уверенность в том, что благодаря своим необычайным талантам и способностям на протяжении всей своей жизни он будет очень влиятельным человеком в мире.

Почти двадцать лет спустя он стал одним из наиболее многообещающих и компетентных из известных мне людей. У него замечательная семья, и он по-настоящему реализовал себя как специалист. Один мой друг недавно с ним встречался. В ходе беседы этот человек неожиданно вспомнил описанный мною случай и сказал: «Вы не можете себе представить, какое влияние на мою жизнь оказал всего один час. От одного человека я услышал, что обладаю потенциалом, который даже не представляю себе. Эта мысль засела во мне и сыграла важнейшую роль в моей жизни».

Крайне важно развивать навык поддерживать людей — особенно подростков, переживающих личностный кризис, — постоянно и искренне говорить им, что вы в них верите. Эти относительно небольшие вложения способны принести необыкновенные результаты. Помните, что если мы не верим в себя (наша история), но кто-то говорит нам о своей вере в нас (наш потенциал), это может оказать на нас поразительное воздействие.

ДИСЦИПЛИНА

Дисциплина не менее важна, чем видение, хотя она и стоит на втором месте. Дисциплина представляет собой второе творение. Это исполнение, реализация желаемого, жертва, на которую мы идем ради необходимости сделать все, чтобы воплотить в жизнь свое видение. Дисциплина — это материализованная сила воли. Питер Друкер однажды заметил, что первая обязанность менеджера — определить реальность. Дисциплина определяет реальность и позволяет принять ее; в ней заключена готовность к полному погружению в реальность вместо отказа от нее. Она принимает неподатливые и жестокие обстоятельства, как они есть.

 

Когда утренняя бодрость сменяется полуденной усталостью, когда мышцы ног дрожат от напряжения, подъем кажется бесконечным, и все вдруг начинает идти не так, как хочется, — именно тогда нужно действовать решительно6.

ДАГ ХАММАРШЕЛЬД

 

Лидерство — это умение воплощать видение в реальность.

УОРРЕН БЕННИС

 

Без видения и чувства надежды принятие реальности может оказаться гнетущим или приводящим в уныние. Счастье иногда определяют как способность подчинить сиюминутные желания тому, к чему вы, по большому счету, стремитесь. Дисциплина как раз и подразумевает подобную личную жертву, процесс подчинения сегодняшнего удовольствия долгосрочным, но более значимым целям.

Большинство людей отождествляет дисциплину с отсутствием свободы. «Слово “должен” убивает спонтанность», «В том, что я “что-то должен”, нет свободы», «Хочу делать то, что мне хочется. Это свобода, а не обязанность».

На самом деле верно обратное. Только дисциплинированный человек по-настоящему свободен. Недисциплинированные люди — рабы своих настроений, потребностей и страстей.

Умеете ли вы играть на фортепиано? Я не умею. Я не смог обрести свободу игры на этом инструменте, потому что никогда не утруждал себя дисциплиной. Вместо того чтобы заниматься, как того хотели мои родители и учитель музыки, я предпочитал играть с друзьями. Я не представлял себе, что может означать такая свобода творить замечательное искусство, которая могла бы оказаться очень ценной как для меня самого, так и для других.

А как насчет свободы прощать и просить прощение? Или свободы любить безоговорочно, нести свет, а не судить — подавать пример, а не критиковать? Подумайте о дисциплине, которая для этого необходима. Дисциплина возникает в результате «приверженности» какому-либо человеку или делу.

Великий просветитель Хорас Манн однажды сказал: «Напрасно говорит о счастье тот, кто никогда не подчиняет свои побуждения соблюдению принципа. Тот, кто никогда не жертвовал настоящим во имя будущего или личным во имя общего, может говорить о счастье лишь так, как слепой говорит о красках».

Помню, какую внутреннюю борьбу я пережил, когда в возрасте пятидесяти лет мне пришлось принимать решение покинуть спокойную университетскую гавань и начать свое собственное дело. Если бы не видение большего блага, которое я способен принести, нам бы никогда не удалось обрести дисциплину, необходимую для того, чтобы пойти на жертвы и начать во многом себе отказывать, открывая новое предприятие, беря вторую ипотечную ссуду и влезая в долги. У нас даже появилась шуточная присказка «Счастье — это положительный поток денежных средств», и мы годами выбивались из сил, чтобы заработать себе на зарплату. Не будь у нас видения того, что возможно, и дисциплины, чтобы держаться, нам бы ни за что не удалось преодолеть этот сложный период.

Я искренне уверен в том, что дисциплина — это свойство, присущее всем успешным людям. Меня восхищает работа специалиста в области страхования Альберта Грея, который всю свою жизнь посвятил поискам общего знаменателя успеха. В конечном итоге он пришел к простому, но глубокому выводу, что, хотя трудолюбие, удача и ловкость при установлении взаимоотношений с другими людьми и имеют важное значение, успешный человек «имеет обыкновение делать то, что не нравится делать неудачникам»7. Разумеется, успешные люди тоже не любят это делать, но они преодолевают эту нелюбовь силой своей целеустремленности.

Недисциплинированные люди неспособны на такое преодоление и на жертвы, они попросту играют в работу. В каком-то смысле каждый их рабочий день превращается в затянувшийся бал-маскарад. Целыми днями они создают видимость работы, составляя электронные письма с подробным описанием того, над чем работают, сообщая по телефону о состоянии проектов и проводя длительные совещания, на которых обсуждают, каким образом следует действовать. В большинстве случаев людям, которые тратят свое время на отговорки, не хватает сосредоточенности и дисциплины. Неудачи неизбежны; несчастье — это выбор. Объяснения есть всегда, но оправданий быть не может.

СТРАСТЬ

Страсть исходит из сердца и проявляется в виде оптимизма, возбуждения, эмоционального настроя, решимости. Она придает человеку неослабевающую энергию. В основе энтузиазма лежит скорее право выбора, нежели внешние обстоятельства. Энтузиасты верят в то, что лучший способ предсказать будущее — создать его. По сути, энтузиазм превращается в моральный императив, который заставляет человека стать частью решения, вместо того чтобы быть частью проблемы ощущения полной безнадежности и беспомощности.

Аристотель говорил: «Твое призвание находится на пересечении твоих талантов и потребностей мира». Можно добавить, что там же находится и наш энтузиазм, наш голос, который подпитывает энергией нашу жизнь и дает нам импульс. Это топливо, необходимое для видения и дисциплины. Энтузиазм поддерживает нас на плаву тогда, когда все средства уже исчерпаны. Один врач спросил своего пациента, сколько часов в неделю он работает, и тот ответил: «Даже и не знаю. А сколько часов в неделю вы дышите?» Если жизнь, работа, развлечения и любовь вращаются вокруг одной и той же вещи, значит, в вас есть страсть!

Секрет обретения энтузиазма в жизни заключается в том, чтобы распознать свои уникальные таланты и найти свою особую роль и предназначение в этом мире. Перед тем как решить, какой работой вы хотите заниматься, очень важно узнать самого себя[8]. Древнегреческая мудрость «Познай себя, управляй собой, отдай себя» великолепно формулирует последовательность. Талант, миссию или роль каждого отдельного человека в жизни скорее нужно распознавать, нежели формировать. Писатель, кинематографист и всемирно известный рассказчик сэр Лоренс ван дер Пост писал:

«Мы должны заглянуть внутрь себя, в ту емкость, которая является нашей душой; заглянуть и прислушаться. До тех пор пока мы не прислушаемся к тому, что происходит внутри, — другими словами, не откроем дверь, услышав стук в темноте, — мы не сможем поднять то мгновение, узниками которого пребываем, снова на тот уровень, где вершится великий акт творения».

Максимальный вклад в жизнь вносит именно тот, кто хоть и напуган стуком в дверь, все равно отзывается на него. Смелость — это квинтэссенция страсти и, как в свое время сказал Гарольд Б. Ли, «качество любой добродетели, проявляющееся в момент наивысшего испытания»8.

Очень многие ошибочно считают, что умения человека — это его талант. Однако умения не являются талантами, хотя, с другой стороны, для воплощения талантов они необходимы. Люди могут обладать знаниями и умениями в областях, к которым не относятся их таланты. Если выполняемая ими работа требует умений, а не талантов, организация никогда не сможет в полной мере задействовать их страсть, или голос. Они будут выполнять определенные действия, но от этого лишь будет казаться что им необходим внешний контроль и мотивация.

Если вы наймете людей, чей энтузиазм совпадает с порученной им работой, их вообще не потребуется контролировать. Они будут управлять собой лучше, чем это получилось бы у любого другого. Их воодушевление идет изнутри, а не снаружи. Их мотивация внутренняя, а не внешняя. Попробуйте вспомнить случаи, когда ваш энтузиазм в отношении какого- либо проекта был настолько велик, проект настолько захватывал и поглощал вас, что вы едва ли были способны думать о чем-то другом. Разве нужно было управлять вами или контролировать вас? Конечно же, нет; мысль о том, что вам могут сказать, когда и как нужно что-то делать, была бы просто оскорбительной.

Если вы сможете посвятить себя работе, объединяющей и некую потребность, и ваш талант, и страсть, вся ваша энергия высвободится.

СОВЕСТЬ

 

Трудись, чтобы в твоей дуиіе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью9.

ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН

 

В начале этой книги мы немало говорили об исключительной важности совести. Существует масса доказательств того, что совесть — то самое чувство морали и внутренний свет — универсальное явление. Духовная

или моральная природа человека не зависит от вероисповедания или любого конкретного религиозного подхода, от культуры, географии, национальности или расы. При этом все основные устойчивые религиозные традиции мира едины в том, что касается определенных основополагающих принципов или ценностей.

Иммануил Кант говорил: «Только две вещи в мире достойны подлинного изумления — звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Совесть — это и есть нравственный закон внутри нас. Это зона совпадения нравственного закона и поведения. Многие, как и я, уверены, что совесть — это глас Божий, обращенный к Его детям. Другие могут не разделять этого убеждения, однако признают наличие внутреннего чувства справедливости, ощущения того, что хорошо, а что плохо, что есть добро, а что зло, что дает, а что отнимает, что украшает, а что разрушает, что истинно, а что ложно. По общему признанию, культура претворяет это основное нравственное чувство в жизнь в форме различных обычаев и понятий, однако это не отменяет основополагающего представления о том, что хорошо, а что плохо.

Работая в странах с разными культурами и религиями, я вновь и вновь вижу, как раскрывается универсальное понятие совести. Существует целый набор ценностей — чувство справедливости, честности, уважения и вклада, — который преодолевает любые культурные границы, — нечто вечное, самоочевидное и выходящее за рамки эпох. Это так же самоочевидно, как и то, что доверие должно быть заслуженным.

Совесть и эго

Совесть — это тихий, приглушенный голос внутри нас. Она спокойная и мирная. Эго же — это нечто тираническое, деспотичное и диктаторское.

Усилия эго направлены на выживание, получение удовольствий и возвышение человека без учета интересов других людей. Оно себялюбиво и амбициозно и оценивает взаимоотношения с точки зрения наличия возможной угрозы, подобно тому как маленькие дети делят всех людей по принципу «хороший» или «плохой». Совесть, со своей стороны, демократизирует и развивает эго, прививая ему чувство принадлежности к определенной группе, общине, обществу, а также более широкое понимание блага. Она смотрит на жизнь с позиций служения и внесения вклада в общее дело, с точки зрения обеспечения безопасности и реализации способностей других.

Эго срабатывает, когда возникает настоящий кризис, однако оно не способно распознать, насколько серьезны кризис или угроза. Совесть обладает умением различать и ощущает степень угрозы. У нее в запасе есть целый ряд возможных реакций. Она обладает терпением и мудрое- тью, позволяющей решить, что и когда следует сделать. Совесть видит жизнь как континуум. Она способна к сложной адаптации.

Эго не дремлет. Оно управляет человеком, не упуская из виду ни одной мелочи. Оно ограничивает его возможности и ослабляет способности. Оно превосходно умеет контролировать. Совесть глубоко уважает людей и видит в них способность к самоконтролю. Совесть наделяет человека силой. Она отражает ценность всех



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.021 с.)