Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактическая деятельность судебного эксперта.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экспертная профилактика — это деятельность, направленная на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления (правонарушения), и разработку мер по их устранению. Она осуществляется: · при производстве экспертизы по конкретному уголовному (гражданскому) делу, делу об административном правонарушении; · на основе обобщения экспертной, следственной и судебной практики. Проблемы судебно-экспертной профилактики начали рассматриваться в научной литературе в начале 60-х гг. XX в. Исследованиями в этой сфере занимались такие ученые, как В. П. Колмаков, И. Я. Фридман, Ю. Г. Корухов, В. Ф. Зудин, И. А. Алиев и др. Теория экспертной профилактики возникла на базе дискуссии о криминалистической профилактике, развернувшейся на страницах печати. Первым затронул эту проблему В. П. Колмаков в 1961 г., высказав мысль о необходимости выделения криминалистической профилактики в самостоятельную теорию. Дальнейшее развитие данное учение получило в работах И. Я. Фридмана и других ученых. Необходимость формирования теории экспертной профилактики впервые обосновал И. А. Алиев, который определил ее принципы и функции, содержание и структуру, закономерности построения частной теории экспертной профилактики, сформулировал понятие ее предмета, самой экспертной профилактики и экспертно-профилактической деятельности, показал организацию экспертной профилактики по структурно-функциональному принципу, ее взаимодействие с иными видами профилактической деятельности. Р. С. Белкин так высказывался по данной проблеме: «Если применительно к криминалистике не следует вести речь о некоей теории криминалистической профилактики, то в контексте общей теории судебной экспертизы, объектом которой служит практическая экспертная деятельность, такая частная теория имеет, на наш взгляд, право на существование, поскольку отражает самостоятельное и к тому же весьма существенное направление экспертной практики, которое с полным правом можно назвать экспертной профилактикой». Следует различать профилактическую деятельность эксперта и экспертного учреждения. Кроме того, принято выделять процессуальную и непроцессуальную формы экспертно-профилактической деятельности. В процессуальной форме эксперт выполняет свою профилактическую функцию в двух направлениях: · во-первых, участвуя в следственных действиях в качестве специалиста; · во-вторых, при производстве экспертиз. В первом направлении эта функция реализуется в ходе таких следственных действий, как осмотр места происшествия и следственный эксперимент. Например, в ходе осмотра специалист может установить, что способствовало проникновению преступника в помещение с целью кражи (конструкция замка, запирающих устройств и др.), иные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Эксперт, используя свои специальные знания, действует на основе полномочий, которые определяются процессуальным законодательством. Установив обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения, эксперт указывает на них в своем заключении. При производстве экспертиз он может выявить такие обстоятельства как по заданию следователя, так и по собственной инициативе. В последнем случае эксперт информирует об этом следователя, который может ему предоставить дополнительные материалы или внести в постановление новые вопросы. Возможности эксперта в разработке профилактических предложений ограничены пределами специальных знаний и материалами, предоставляемыми на экспертизу по конкретному делу. Следователи и суды располагают более широкими возможностями и полномочиями, чем эксперт. Выявленные в ходе экспертного исследования причины и условия, способствовавшие совершению преступления, эксперт должен изложить в своем заключении. Роль профилактической деятельности можно проиллюстрировать совершенствованием средств защиты ценных бумаг, а также бланков документов. Эксперты, исследуя фальсифицированные денежные билеты, ценные бумаги, удостоверения на право вождения автомобилей, трудовые книжки, выявляли способы подделки и информировали о них соответствующие полиграфические предприятия, которые в свою очередь предпринимали меры по совершенствованию средств защиты этих объектов. Для непроцессуальной формы экспертной профилактики характерны: - справочно-консультационная деятельность; - профилактическая деятельность в ходе налогового или таможенного контроля; - обобщение и анализ экспертной практики; - изучение и обобщение практики применения криминалистических средств и методов; - проведение теоретических и экспериментальных исследований; - проведение занятий с должностными лицами соответствующих министерств, ведомств с целью обучения способам распознавания противоправных фактов; - участие в профилактических мероприятиях. Более подробно профилактическая деятельность экспертов — работников государственных экспертных учреждений регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами. Так, Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ регламентируется профилактическая деятельность сотрудников ЭКП органов внутренних дел (п. 44). В частности, в случае выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу. Основные принципы профилактической судебно-экспертной деятельности: - плановость; - обеспечение контроля за осуществлением профилактических мероприятий; - налаживание взаимодействия ЭКП со следственными и оперативными службами при осуществлении профилактической деятельности; - целесообразность и приемлемость (прежде всего с экономической точки зрения) профилактических рекомендаций и предложений.
Сегодня в рамках экспертной деятельности могут решаться следующие задачи предупреждения правонарушений: · разработка приемов и методов выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений; · выявление объектов профилактического воздействия в рамках экспертной деятельности; · определение комплекса наиболее оптимальных мер профилактического воздействия. Технические средства и приемы, а также организационные мероприятия профилактического характера разрабатываются экспертами на основе накопленного практического опыта и специальных знаний. Основными направлениями развития частной теории экспертной профилактики являются: разработка методов экспертного прогнозирования; определение актуальных направлений экспертного прогнозирования; разработка научных основ методик прогнозирования различных областей судебно-экспертного знания. Тема 2. Понятие и классификация судебных экспертиз. Экспертизы, назначаемые по делам о пожарах Учебные вопросы 2.1. Судебная экспертиза. Участие эксперта в судопроизводстве 2.2. Классификация судебных экспертиз. 2.3.Специальные знания пожарно-технического эксперта. Пожарно-техническая экспертиза ВВЕДЕНИЕ В процессе раскрытия и расследования преступлении и при судебном разбирательстве постоянно возникает необходимость решения вопросов, требующих профессиональных знаний в различных отраслях науки, техники, искусства и ремесла. В таких случаях следователи, судьи обращаются к лицам, располагающим такими знаниями, именуемыми специальными. Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и простого житейского опыта, приобретаемые в процессе профессиональной деятельности в той или иной области науки, техники, искусства, ремесел, основанные на теоретических, базовых положениях соответствующих областей знаний и подкрепленные полученными в ходе специального обучения или первичной деятельности навыками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.009 с.) |