ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистические приемы исследования техногенных следов различного происхождения.



 

Орудия, применяемые преступниками для взлома, могут быть классифицированы на три вида:

1) специально предназначенные для целей взлома (проникновения в закрытое хранилище): «фомка», «балерина», «гусиная лапа»;

2) имеющие общетехническое применение: инструменты, приспособления для резки металла;

3) случайно оказавшиеся на месте взлома: полоса железа, металлический прут, отрезок газовой трубы и т. п.

По способу воздействия все орудия и инструменты можно подразделить на механические и термические.

К первым (механическая группа) относятся следующие орудия и механизмы:

1) режущие - нож, ножницы, стеклорезы, кусачки и т. п.;

2) рубящие и долбежные - топор, зубило, долото, лом и т. д.;

3) пилящие - напильники, пилы;

4) сверлильные — сверла, буравы.

Ко вторым (термическая группа) относятся газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки.

Следы механической группы подразделяют на: следы давления, следы скольжения (трения), следы резания.

Следы давления образуются от удара (нажима) орудия взлома на поверхность взламываемой преграды. Если воспринимающая поверхность (преграда) достаточно твердая, остается поверхностный след. Если она обладает остаточной деформацией, образуется вдавленный след - вмятина. Глубина вмятины зависит от силы удара (нажима). Форма вмятины повторяет конфигурацию контактной части орудия взлома и передает ее размеры. Изучив такой след при осмотре, следователь может получить представление о форме и размере орудия, оставившего след.

Следы скольжения (трения) образуются, когда орудия взлома (лом, полоса железа) действуют под углом к поверхности преграды. При этом могут образовываться как царапины (соскобы), так и уплотнение (сжатие) материала преграды. Следы трения тем отчетливее, чем тверже орудие по сравнению с преградой. По следам трения можно судить о виде примененного орудия и о механизме взлома.

Большое значение при наличии, как следов давления, так и следов трения имеют частицы вещества преграды (краски, материала), обнаруживаемые на орудии преступления (следы-вещества).

Следы резания чаще всего встречаются на деревянных и металлических преградах (следы топора, ножа, долота, ножниц и других инструментов). Одной из разновидностей следов резания являются следы распила. Близки по своему механизму следы сверления и строгания.

В следах резания отображается режущий (рубящий) край инструмента. Это следы, как правило, динамические (линейные), где каждая точка рабочей грани оставляет линию. Чередование образующихся при этом бороздок и валиков (трассы) является отражением микрорельефа образующей поверхности. По следам разруба, разреза возможно отождествление орудия, инструмента, которым эти следы были оставлены.

По следам распила определяют вид пилы, иногда количество зубьев, приходящихся на определенный отрезок. Эти данные используют для поиска инструмента и отыскания лица, пользовавшегося этой пилой. По следам сверления определяют вид и диаметр использованного сверла.

Следы термического воздействия образуются главным образом при взломе металлических преград (сейфов, стальных дверей, защитных решеток). О применении газо-электрорезки свидетельствует оплавление краевых участков, наличие капель оплавившегося металла.

При применении орудий взлома или инструментов в следах проявляются особенности, характеризующие данного человека, его навыки, (почерк), манеру пользоваться определенным орудием или инструментом и т. п., в связи, с чем изучение следов может дать определенную информацию об этом человеке.

О профессиональных навыках человека, оставившего следы орудий и инструментов, можно судить по особенностям расположения следов, направленности и результативности воздействия орудия или инструмента. Лицами определенных профессий применяются различные приемы использования орудий и инструментов, определяемые специфическими условиями их труда.

Следы орудий и инструментов фиксируются путем описания в протоколе, фотографирования, изготовления чертежей, слепков и копирования поверхностных следов.

Во всех случаях необходимо стремиться к изъятию следов орудий или инструментов вместе с предметом, на котором они обнаружены, или его частью. Лишь при невозможности изъятия прибегают к изготовлению слепков.

Разрушение стекол.

Главным при обнаружении разбитого стекла на пожаре является выявление причины вызвавшей его разрушение. Иными словами, само стекло разрушилось в ходе пожара, или его разбили? Как это установить?

Необходимо помнить, что на пожаре стекла при нагревании выше 300 оС начинают разрушаться и выпадать преимущественно в сторону действия источника тепла. Т.е. при горении внутри помещения стекла будут падать внутрь и это может быть ошибочно принято за признак разбивания стекол от удара снаружи.

Поэтому, во-первых, нужно посмотреть, закопчены стекла, лежащие внутри, или просто испачканы пожарным мусором. Закопчение на стеклах будет признаком того, что во время пожара они какое-то время еще были в оконных переплетах, а разрушение произошло уже в ходе пожара.

Во- вторых, надо сохранить стекла для экспертного исследования. Еще в 30-х годах проф. С.Н. Матвеев исследовал признаки, указывающие на направление силы, разрушившей стекло. Было установлено, что на осколках стекла образуются радиальные и концентрические трещины, рельеф граней которых позволяет определить, с какой стороны ударили по стеклу или надавили на него.

При взрыве, предшествующем пожару, стекла чистые и находятся снаружи помещения; чем больше сила взрыва, тем дальше. Исключением являются объемные взрывы, происходящие при утечке газа и испарении горючей жидкости – при этих взрывах стекла находят внутри помещения. При изъятии стекол нужно помнить, что на них могут быть отпечатки пальцев.

 

Следы транспортных средств

Основное значение для трасологии имеют контактные следы наземного транспорта: следы ходовой части (колес или гусениц).

Наиболее часто встречающиеся следы колес автомашины, которые могут иметь двоякое происхождение. При движении автомашины со свободно вращающимися колесами образуются следы в виде полос той или иной протяженности, отображающих рисунок наружной поверхности шины — протектора. Эти следы (следы качения) считаются статическими, так как каждый момент вращения происходит «отпечатывание» определенной части протектора на следовоспринимающей поверхности.

Типичные динамические следы образуются при другом механизме — движении автомашины с заблокированными (заторможенными) колесами, которые не вращаются, а лишь скользят по поверхности дороги. При этом следообразующим является один и тот же участок колеса, а след представляет собой сплошную полосу с неразличимым рисунком протектора.

Рисунок протектора шины представляется в виде сочетания выступов различных форм и очертаний, отличающийся на шинах разных марок. Следы колес движущейся автомашины могут быть поверхностными и объемными, следами наслоения или отслоения и т. д. Осмотр, фиксация и изъятие этих следов (описание, фотографирование, изготовление слепков) на месте происшествия производятся по общим правилам работы со следами того или иного вида с учетом специфики образования следов протекторов и возможности их использования при расследовании дела.

В первую очередь необходимо выделить следы от передних и задних колес правой и левой сторон автомобиля. В процессе прямолинейного движения следы задних колес наслаиваются на следы передних, поэтому надо искать места поворота движения или разворота автомашины. В этих местах следы передних и задних колес разделяются, и могут быть осмотрены и зафиксированы отдельно для каждого колеса.

При фотографировании и изготовлении слепков надо выбирать участки следов, имеющие кроме общего рисунка протектора индивидуальные его особенности в виде дефектов, производственного характера или повреждений и износа шины в ходе эксплуатации. Специфическими для следов колес будут некоторые измерения: ширины колеи, беговой части протектора, длины окружности шины, базы автомобиля.

Упомянутые размеры в сочетании с типом рисунка протектора колес позволяют по специальным справочникам установить марку (модель) автомашины для целей ее розыска.

При динамических следах скольжения заторможенных колес (движение юзом) измеряется их полная протяженность от начала до места остановки автомобиля или до места возобновления вращения колеса. Длина таких полос и их характер (непрерывные или прерывистые) с учетом характера дорожного покрытия, погодных условий позволяют судить о скорости движения автомашины и интенсивности торможения.

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека (переезд); при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

Исследование следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия, т. е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Следы выступающих частей транспортных средств также делятся на следы статические и динамические. Статические следы образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь проходит насквозь и оставляет пробоину.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографирование следов проводят как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.006 с.)