Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разве существование разума у человека не доказывает, что есть бог. Могла ли сама природа создать разумное существо.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ответ. Человек, в отличие от животного, является разумным, способен к отвлеченному мышлению, обладает членораздельной речью, с помощью которой обменивается сведениями об окружающем его мире со своими собратьями. Разум выделяет его из природы, позволяет осознавать себя как личность и познавать законы природы. Эти особенности человека с давних пор поражали воображение людей. Поэтому они уже много тысяч лет назад воспели разум и его творческие способности в поэмах и мифах, песнях, легендах. Но, не умея объяснить происхождение человеческого разума, люди стали обожествлять его, рассматривать разумное начало как особый дар. Именно на этой почве и возникли представления многих народов о том, что человек — венец творения природы, а весь мир создан богом для человека. Человеческая способность к познанию вещей и сознательной творческой деятельности получала видимость объяснения в религиозных легендах и мифах. Но, будучи оторвана от человека и его естественной природы, она оказалась приписанной неведомому богу и объявлена непознаваемой и сверхъестественной. Однако, вопреки религиозным утверждениям, человеческий разум, т. е. способность мыслить и сознательно действовать, вполне объясним. Усилиями многих наук — философии, психологии, антропологии, этнографии, археологии, истории и лингвистики удалось раскрыть природу разума и его происхождение. В чем же суть «разумности» человека? Каково происхождение сознания? На первый взгляд сознание — глубоко личное, интимное явление. Оно существует как бы внутри человека. И, однако, попытайтесь отделить человека от внешнего мира, сделайте так, что он не будет видеть, слышать, осязать, чувствовать боль… Пройдет совсем немного времени, и испытуемый, вместо того чтобы мыслить и рассуждать, попросту заснет. Значит, сознание питается впечатлениями, которые мы получаем из внешнего мира. Внешние воздействия на органы чувств передаются по нервам в кору головного мозга. Здесь наиболее существенные из них вызывают соответствующие ощущения, которые представляют собой уже чисто субъективное, «внутреннее» восприятие человеком внешних впечатлений. Их совокупность представляет собой образ внешних предметов, воздействующих на живой организм. Правильно отражая внешний мир, ощущения позволяют организму верно реагировать на воздействия извне, успешно бороться за свое существование. Но ощущение еще не есть сознание. Животные тоже видят, слышат, координируют свои движения, тонко ориентируются в окружающей их обстановке и т. д. Тем не менее разумом, сознанием они не обладают. И не только они. Представим себе случай, когда ребенок — совершенно нормальный ребенок, уже умеющий говорить, — окажется в полном одиночестве, лишится человеческого общества. Сможет ли проявиться у него сознательная деятельность, свойственная всем людям? Не говоря уже о страшном нервном потрясении, которое испытает такой ребенок, его психика никогда не разовьется до уровня обычного человеческого сознания. Произойдет это потому, что разум, сознание возникают только в человеческом коллективе, потому что люди передают друг другу знания из поколения в поколение, взрослые учат малышей, каждое новое поколение людей увеличивает сумму знаний и закрепляет свои достижения в статьях и исследованиях, книгах и журналах. А наш одиночка будет лишен возможности ознакомиться и изучить все то, что накопило до этого человечество. А если так, то сознание не сможет развиваться, застынет на детском уровне. Следовательно, необходимым условием для развития сознания является наличие коллектива, обладающего таким важным средством общения, как членораздельная речь. Такие условия для возникновения на земле существа, обладающего разумом, появились около двух миллионов лет назад. К тому времени природа уже прошла длительный путь — от мертвого, неживого вещества до высокоразвитых существ — обезьян. Ученые, ссылаясь на результаты многочисленных раскопок, доказывают, что много тысяч лет назад на земле произошло резкое изменение климата — начинался ледниковый период. Резко сократилась территория лесов, покрывавших нашу планету. Вследствие этого одна из разновидностей обезьян того времени, оттесненная в ходе борьбы за существование своими сородичами, вынуждена была спуститься с деревьев на землю, встать на задние ноги и приспособиться к наземной жизни. Условия существования этих обезьян были очень тяжелы. На равнинах свирепствовали холода. Пищи было мало. Кругом бродили стада хищников, пещерные львы, медведи, волки угрожали на каждом шагу. Но наши далекие предки выжили. Этому помогли некоторые важные особенности их организации и устройства нервной системы. Жили они стадами. Живя на деревьях, они не могли существовать без тонкого чувства равновесия и ориентировки. Зрение обезьян прекрасно дополняется чрезвычайно развитым осязанием. Необходимость взаимодействия с ветвями деревьев, плодами и т. п. привела к универсальному развитию рук, пальцев, в частности большого пальца. Кроме того, у высших обезьян усложняется нервная деятельность. Существование в лесных дебрях выработало у них интерес к любому новому предмету и явлению, исследовательский рефлекс, как говорил И. П. Павлов, «бескорыстное любопытство» к окружающим явлениям. Истоки этой особенности нервной деятельности обезьян коренятся в приспособлении к обстановке, угрожающей каждую минуту любой неожиданностью, но в дальнейшем она во многом способствовала «очеловечению» обезьяны. Эти-то особенности анатомической и нервно-психической организации наших далеких предков и помогли им в необычных условиях пустынных и холодных равнин. Высокое развитие осязания и ориентировки позволило им в поисках пищи успешно использовать палку и камень. Тонкая нервная организация и привычка к стадному образу жизни привели к успеху в борьбе с хищниками. Зародились зачатки коллективного собирательства и охоты. Палкой наши предки раскапывали землю, отрывали коренья и убивали мелких животных. Камнем они раскалывали орехи и забрасывали зверя. Коллективными усилиями они побеждали мамонтов, оленей, медведей. Ведя та—кой образ жизни на протяжении долгих веков, они стихийно отбирали наиболее удобные палки и камни и приобрели известную силу по отношению к своим врагам. Их питание улучшилось. Мозг развился. Случайно ударив камень о камень, обезьяночеловек убедился, что орудие, которым он пользуется, можно усовершенствовать, сделать удобнее и острее. Теперь он не просто использовал готовый камень или палку, а перешел к их изготовлению — такой обработке одним орудием другого, которая улучшала их свойства как орудий труда. Так постепенно наш предок становился на путь человеческой истории. Изготовление орудий труда требовало совместной деятельности. Совместное применение их на охоте требовало координации действий участников. Наилучшим способом такой координации была речь. В сложившихся условиях речь стала быстро совершенствоваться, усложняться, приобрела характер обозначения действий и предметов. Крики, имеющие тот или иной смысл, существуют и у животных. Но возникновение членораздельных слов, обозначающих конкретное действие, конкретный предмет, было огромным шагом вперед. Ведь это значило, что теперь первобытные люди могли решать ту или иную задачу не в процессе охоты, рыбной ловли, поиска пищи, а заранее. Ведь если имеется не только предмет, но и слово, его обозначающее, значит, человек мог представить себе этот предмет даже в его отсутствие — стоило только произнести это слово или несколько слов. Так появлялись зачатки отвлеченного оперирования с вещами, на основе которого возникли и развились память, воображение, разум. Трудовая деятельность оказала решающее влияние на весь образ жизни наших предков. Она определяла круг интересов людей, их взаимоотношения, их взгляды на мир и его свойства. Обработка орудий труда привела к ознакомлению со скрытыми свойствами камня, кости, дерева. Она способствовала развитию в мозгу первобытного человека способности к аналогиям, сравнениям, привела к тому, что он начал искать и обнаруживать все новые связи между явлениями внешнего мира — пространственные, временные, причинные. А это позволяло ставить перед собой определенные цели, действовать не инстинктивно, а сознательно. План охоты можно было обсудить с помощью речи заранее. Замысел будущего топора люди вынашивали еще до того, как принимались за его изготовление. Они стали понимать, что им противостоит природа, свойства которой можно познавать и использовать в своих целях. Они стали выделять себя из природы, чтобы уметь воздействовать на нее. Они смогли накапливать знания и передавать их потомкам. Так родилось то, что мы сейчас называем сознанием, разумом. Мы рассказали лишь о его первых шагах. Но сведения о них доказывают естественное происхождение разума. Нет, не мифический бог, а именно природа — не мертвая, а постоянно живая, непрерывно развивающаяся — породила разумного человека. Труд создал человека и его разум. В этом нет ничего таинственного и сверхъестественного. Рекомендуемая литература Спиркин Л. Г. Происхождение сознания. М., 1960. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.01 с.) |