Бывают ли «вещие» сны. Говорят, что увидеть во сне выпавший, зуб — значит потерять близкого человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бывают ли «вещие» сны. Говорят, что увидеть во сне выпавший, зуб — значит потерять близкого человека.



Ответ. Суеверия, вера в приметы, предсказания гадалок имели большое распространение в нашей стране в дореволюционное время. В священной книге христиан Библии есть примеры, когда предсказание того или иного события передавалось во сне при помощи сверхъестественных сил. Об этом же говорили книги, написанные религиозными авторами, на страницах которых рассказывалось, что тот или иной святой узнал будущее во время сна и предсказал его окружающим людям. Имели большое распространение сонники — специальные перечни снов и комментарии к ним. Например, в них говорилось, что видеть во сне жемчуг — к слезам и печали, подниматься в гору — к богатству и т. д.

Находятся и сейчас люди, которые считают, что сны имеют сокровенный смысл, что, разгадав их, можно предсказать судьбу, узнать грядущее.

По мнению наших далеких предков, у человека якобы существует бестелесная душа, с которой связаны сон и сновидения. Душа улетает во время сна и, возвратившись, передает свои впечатления. Если верить в существование такой души, то в сновидениях можно найти предсказание чего угодно. На этом часто спекулировали и спекулируют всякие шарлатаны, одурачивая доверчивых людей.

Но уже с давних пор люди пытались найти подлинные причины этих явлений. В V, в. до н. э. греческий врач и философ Алкмеон Кротонский полагал, что сон связан с истечением крови из вен. Позднее Аристотель объяснял сон «остыванием внутреннего огня».

В I в. до н. э. попытку материалистического истолкования сна сделал великий римский философ-атеист Лукреций Кар. Он утверждал, что образы сновидений вызываются состоянием тела, которое продолжает переживать впечатления, полученные наяву, или испытывать желания, которые не могли быть реализованы в бодрствующем состоянии. В своей знаменитой поэме «О природе вещей» Лукреций Кар писал:

… Люди во сне постоянно свершать продолжают Те же деянья, какие и въяве они совершали: Грады пленяют цари, полоняются сами, воюют. Крик подымая такой, как будто их режут на месте… Многие также во сне выдают сокровенные тайны, И выдавали не раз иные свои преступленья.

Правда, подобные высказывания были единичными, потому что в те времена мало кто сомневался в том, что сны вызываются божественной силой.

Потребовалось тысячелетнее развитие науки, прежде чем удалось найти истинные причины сна и сновидений.

Впервые научное объяснение сна и сновидений дали великие русские ученые И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Они установили наличие тесной связи между сном, сновидениями и центральной нервной системой.

Исследуя деятельность мозга человека, И. П. Павлов показал, что мозг — это центр управления всеми органами нашего тела. В мозгу человека находится до 15 миллиардов нервных клеток — нейронов, которые осуществляют руководство всей психической деятельностью человека. И. П. Павлов раскрыл сущность психической деятельности., показал, что высшая нервная деятельность не что иное, как результат взаимодействия двух нервных процессов — возбуждения и торможения. Под воздействием внешних раздражений в нервной системе организма возникают импульсы. Они передаются в кору головного мозга и здесь воздействуют на нейроны, возбуждая или затормаживая их деятельность.

«… Вся наша жизнь, — говорил И. П. Павлов, — есть постоянная встреча, соотношение этих двух процессов… Эти процессы неразделимы, постоянно имеются не только в нервной клетке, но и в каждом отдельном нервном волокне».

Если на нервные клетки действует много раздражений, то возбуждение разливается по всему мозгу — организм бодрствует. Когда же клетки утомляются, наступает процесс торможения. Это и есть сон — защитная реакция организма. Сон спасает нервные клетки от разрушения.

Недостаток сна может привести к гибели организма. Опыт, проведенный академиком И. Р. Тархановым, ярко свидетельствует об этом: собаки после 25 суток голодания полностью оправились, когда им стали давать пищу, но после пятисуточной бессонницы погибли. Любое сновидение имеет материальную основу. Эта основа — следы прошлых раздражений в коре головного мозга. Учеными установлено, что слепые от рождения не видят снов, где были бы зрительные образы, а глухонемые никогда не слышат во сне звуков.

Выяснение сущности сна дает нам ключ к тайне «вещих» и «пророческих» снов. Приведем пример. Американский палеонтолог Ч. Штернберг в своей книге «Жизнь охотника за ископаемыми» рассказывает об одном интересном случае. Ученому необходимо было достать листья древнего папоротника. Он много об этом думал и как-то раз увидел во сне, что листья папоротника лежат у подножия горы, в нескольких километрах от города, где он жил. Хотя ученый и не был суеверным человеком, он все же наутро отправился к горе и действительно нашел там листья! Чем не «вещее», «пророческое» сновидение? Приснись такое суеверному человеку — и уже пошла молва о «чуде», о «божественном» вмешательстве. На самом деле все произошло естественным путем. Сам Штернберг дал этому объяснение. Оказывается, некоторое время назад он охотился в этом месте на коз. Когда он к ним подкрадывался, то, не обращая особого внимания на отдельные предметы, непроизвольно смотрел и под ноги. Однако от машинального взгляда, брошенного на листья, в коре головного мозга остались следы, которые и ожили во сне.

Во сне порой ясно предстают картины очень давних событий, о которых человек совсем забыл, или же такие детали, какие он, кажется, никогда и не видел.

Но ничего странного здесь нет. Человеческий мозг хранит все впечатления нашей жизни. В обычной жизни можно даже не обратить на них внимания, пройти мимо, не запомнить осознанно. Мы осознаем, запоминаем лишь то, что входит в сферу нашей практической жизни. То же, что в данный момент не представляет для нас интереса, как бы проходит мимо. И все-таки все — и важное и не важное — фиксируется в нашем мозгу и при определенной ситуации может вспоминаться.

В сновидениях мы можем увидеть самые необычайные картины, но в скором времени они забываются, если не совпадают с нашей действительностью. Запоминаются обычно те, которые оказались «вещими».

Так, если какому-либо человеку приснилось, что у него выпал зуб, и он верит, что должно произойти несчастье, то он обязательно вспомнит об этом сновидении, когда действительно потеряет близкого человека, хотя бы прошел год после этого. Такой человек будет считать сновидение «вещим».

«Вещие» сны — это не что иное, как совпадение с последующим событием. Как замечает профессор Л. Л. Васильев, «по теории вероятности так и должно быть: много снов, много событий, кое-что непременно должно и совпасть».

Очень часто «вещие» и «пророческие» сны объясняются вполне материальными причинами. Так, один человек во сне несколько раз давился костью, а затем заболел ангиной. Другому, также заболевающему ангиной, приснилась вилка. Ни кость, ни вилка не имеют никакого отношения к ангине. Как же объяснить, что сон в какой-то степени «предсказал» болезнь?

Дело в том, что во сне человек может чувствовать даже очень слабые сигналы, поступающие от заболевающих участков организма. Днем эти слабые сигналы тонут в потоках ярких впечатлений, образов, интересов, забот. Во сне сильнее заболело горло, и человеку приснилась кость. Сдвинулось слегка одеяло во время сна, замерзли ноги, и человеку может присниться, что он бегает по снегу босиком или ловит рыбу, забравшись по колено в воду. И наоборот, если в комнате очень жарко, спящий может увидеть себя в песках пустыни.

Факты, научные исследования убедительно свидетельствуют о материальной природе процесса сна, о естественных причинах сновидений и тем самым не оставляют почвы для суеверного отношения к сновидениям, не оставляют места для представлений, что сны могут быть «вещими».

Рекомендуемая литература

Белов А. В. и Никоненко С. С. Наука против суеверий. М., 1963.

Майоров Ф. П. Физиологические основы сновидений. М., 1957.

«Святая» вода и «освященные» яйца долго не портятся. Можно ли это объяснить обычными причинами?

Ответ. «Кто не знает, что обычная вода может быстро портиться. А вот возьмите эту воду и освятите в церкви. И тогда вы увидите, что она может простоять много лет и не испортиться. Разве это не верное доказательство того, что бог все же есть? С освящением вода обретает святую силу, которая и не дает ей испортиться» — так обычно говорят верующие.

Попробуем, однако, внимательнее присмотреться к «удивительному» поведению «святой» воды.

Прежде всего, вспомним, почему вообще портятся продукты. Происходит это в результате деятельности гнилостных бактерий, разлагающих органические вещества: белок яйца, мяса и т. д. Продукты приобретают неприятный запах, становятся негодными к употреблению.

Значит, гниение может быть только там, где, во-первых, есть гнилостные бактерии и, во-вторых, где есть благоприятные условия для развития их деятельности.

Зачерпните летом стакан воды из озера, реки. Вам может показаться, что вода чиста. В действительности это далеко не так. Взгляните на капельку этой воды через микроскоп, и вы убедитесь, что в ней буквально кишат мельчайшие микроорганизмы. Известно, что в одном кубическом сантиметре воды, взятой из реки по течению ниже населенного пункта, насчитывается до 100 тысяч различных микробов. В такой воде есть чему гнить. Поэтому, если хранить ее в теплом месте, она вскоре испортится, протухнет. Если же взять воду из родника, где почти нет микроорганизмов, то в такой воде и гнить-то нечему, поэтому она может долго не портиться.

Бывший кандидат богословия, отошедший ныне от религии, Евграф Дулуман, чтобы удостовериться, что «святая» вода ничем не отличается от обычной, налил однажды в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил ее. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была «освящена»!

А теперь вспомним, в какое время «святят» воду. Делается это зимой. Но ведь именно зимой вода в реке бывает чище всего: она не загрязняется со стороны и в холодной воде плохо развиваются микроорганизмы. Вот почему вода, взятая зимой из реки, «освященная» и «неосвященная», хорошо сохраняется.

Чистая вода долго будет оставаться свежей, если мы ее будем хранить в чистой, плотно закупоренной посуде, то есть так, как хранят «святую» воду верующие. Если же мы оставим обычную или «освященную» воду открытой, то в нее из воздуха могут попасть микроорганизмы; растительные споры, они быстро разовьются, и тогда уже никакая «святость» не спасет воду от порчи.

Значит, и «неосвященная» вода может долго сохраняться, а «освященная» — скоро разлагаться.

Однако это еще не все: «святая» вода в церкви хранится в серебряных сосудах, а иногда в нее кладется еще и серебряный крест. А некоторые металлы, в том числе серебро, обладают удивительным свойством: если кусочек серебра хотя бы ненадолго опустить в воду, то микроорганизмы в этой воде вскоре погибнут. Заметьте, они погибнут не только тогда, когда мы погрузим в воду крест из этого металла, но и в том случае, если мы опустим в воду серебряную фигурку Будды, Мухаммеда или просто ложку. Значит, «сила божья» здесь ни при чем. Микробы погибают под действием особых частичек — ионов серебра, которые образуются при растворении металла в воде.

Ученые проделывали такой опыт: воду, зараженную большим количеством болезнетворных бактерий (возбудителей брюшного тифа, дизентерии и т. д.), насыщали серебром. В воде растворяли очень небольшое количество серебра, всего-навсего 0,5 миллиграмма (миллиграмм — одна тысячная доля грамма) на один литр. Однако этого было достаточно, чтобы уже через полчаса вода становилась стерильной, чистой, обезвреженной. Вводимые впоследствии в эту воду микроорганизмы погибали.

Подобными «святыми» свойствами обладают и некоторые другие вещества, например дубильные, находящиеся в вербе. Поэтому если мы поместим веточку обычной, «неосвященной» вербы в стакан с водой, то тем самым тоже можем получить долго не портящуюся воду.

В настоящее время «серебряную» воду используют в медицине при лечении желудочно-кишечных заболеваний, воспалительных процессов и т. д. В ряде случаев лечение «серебряной» водой дает положительные результаты.

Получая «серебряную» воду, врачи не обращаются ни к силе «святых таинств», ни к «силе божьей». А вода по своим качествам получается все же не хуже, а лучше церковной. Приведем для примера один из способов получения такой воды. В сосуд с водой погружают два не касающихся друг друга серебряных стержня (электрода). Затем через них пропускают постоянный электрический ток. В результате один из стержней (анод) постепенно растворяется и вода обогащается серебром. Вот и весь секрет чудесных свойств «святой» воды.

А как насчет пасхальных яиц? Портятся они или нет? Были случаи, когда верующие, чтобы доказать, что «освященные» яйца не портятся, клали их даже за икону, а через год или два разбивали. И что же? Яйца, как правило, оказывались испорченными.

Значит, «освященные» пасхальные яйца не могут сохраняться дольше, чем обычные? Нет, этого мы сказать не можем. Дело в том, что пасхальные яйца, в отличие от обычных, окрашиваются луковичной шелухой и другими красками. А во время их окраски и хранения создаются такие условия, которые препятствуют быстрому разложению продукта. По этой причине «освященные» яйца могут сохраняться дольше обычного. Однако такое «освященное» яйцо сохраняется не дольше, чем «неосвященное», приготовленное тем же способом и сохраняющееся в точно таких же условиях.

Домохозяйки знают немало способов сохранять яйца свежими довольно длительное время, не пользуясь никакой божественной силой. Для этого они, например, покрывают скорлупу яйца жиром, то есть замазывают мельчайшие отверстия, имеющиеся в скорлупе, через которые в яйцо могли бы попадать микроорганизмы. То же самое делают нередко и с пасхальными крашеными яйцами. Кроме того, известно, что в луке, как и в его шелухе, находятся особые вещества — фитонциды, которые сковывают развитие и деятельность микробов. Эти вещества могут проникать через мельчайшие, невидимые простым глазом отверстия в скорлупе яйца при его окраске. А покрывая поверхность белка, они могут создать неблагоприятные условия для гнилостных бактерий. Попробуйте у «освященного» яйца разбить скорлупу, разрушить поверхность белка и положить его в теплое влажное место, то есть создайте благоприятные условия для развития и деятельности гнилостных бактерий, и вы убедитесь, что яйцо быстро испортится (как, скажем, консервы во вскрытой коробке). Так же портятся и другие «освященные» продукты. Все это не оставляет места для наивной веры в их «особые» свойства.

Рекомендуемая литература

Мезенцев В. А., Пинчук Л. Т. О привидениях, черной кошке и чудесах без чудес. М., 1963.

Скворцов-Степанов И. И. Беседы о вере и знании. М., 1960.


В наше время еще бытует вера в существование нечистой силы. Известны случаи, когда она заводит человека в чащу леса и заставляет долго блуждать в поисках дороги и т. п. Почему атеисты отрицают существование нечистой силы?

Ответ. Чтобы ответить на поставленные вопросы, надо сначала разобраться в том, что такое нечистая сила, существует ли она действительно? А если ее нет, то на чем основаны представления о ней и вера в нее и каково вообще содержание понятия «нечистая сила»?

Существует целая отрасль современного религиоведения, которая специально изучает историю и современное состояние представлений о нечистой силе — демонология.

Под нечистой силой обычно понимаются созданные человеческим воображением образы фантастических существ, которые являются чем-то вроде богов низшего порядка и олицетворяют силы мрака и зла, тогда как боги, являющиеся объектами официального поклонения, представляют собой силы добра, света и разума.

При исследовании народных представлений о нечистой силе у разных племен, наций и рас выяснилось, что вера в нечистую силу предшествовала вере в добрых и светлых богов, что все без исключения первобытные религии носили пандемонический характер. Этим, между прочим, еще раз подтверждается, что в формировании первичных религиозных представлений и верований очень важная, даже решающая роль принадлежит чувству страха и отчаяния, под гнетом которых постоянно находились наши далекие предки.

При дальнейшем развитии религиозных представлений и верований, с возникновением культа разумных и добрых богов произошло размежевание между верой в добрых богов и верой в злых богов. Так появились в религиозной литературе, две на первый взгляд противоположные области: теология и демонология.

Церковная литература различает веру в бога и веру в нечистую силу. Вера в бога, говорят богословы, — это настоящая вера и настоящая религия, а вера в нечистую силу есть не более как «народное суеверие», «языческое заблуждение». В действительности же в так называемых народных суевериях также нет ни грана истины, как и в официальных и «мировых» религиях. Религиозные верования, как первобытные, так и современные, имеют одну общую ошибочную основу — поклонение сверхъестественному.

Исследуя демонологию разных народов земного шара, мы обнаруживаем в ней определенную закономерность и удивительное единообразие представлений о нечистой силе, хотя соответствующие фантастические образы и обладают чертами местного колорита. По этим представлениям, нечистая сила всегда обитает в темных ущельях гор, в глубоких местах рек, озер и морей, в подземных пещерах и в кратерах вулканов, в непролазной чаще лесов и джунглей — одним словом, всюду, где человеку угрожает опасность, где человека охватывает чувство страха. Короче, места обитания нечистой силы, по народным представлениям, — это в основном так называемые гиблые места.

Уже в первобытные времена вырабатывается наряду с другими магическими средствами «самозащиты» от нечистой силы вербальная (словесная) магия, так называемые заклинания. С возникновением представлений о добрых божествах заклинания постепенно превращаются в молитвы. В молитвах при внимательном их изучении сразу же обнаруживаются древнейшие пласты дикарских заклинаний. В качестве примера назовем известную молитву православного канона «Да воскреснет бог…». Эта молитва представляет собой комбинацию магического заклинания и молитвы. В ней, например, говорится: «… яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица, любящего бога…» Это является типичным магическим заклинанием.

Из сказанного ясно, что в современных религиозных культах официального характера содержится и продолжает бытовать их первобытная дикарская основа, связанная с поклонением нечистой силе.

Центральной фигурой славянской демонологии, например, является бес или черт, что в общем соответствует таким демонологическим персонажам других народов, как Вельзевул, Сатана, Дьявол, Асмодей, Мефистофель, Азазел. Бес — это якобы злой дух, который считается «врагом рода человеческого» и может принимать разное обличье, звериное или человеческое, а также превращаться в различные предметы, чтобы любыми способами причинить вред человеку. Представление о бесе очень древнего происхождения и глубоко укоренилось в сознании народов, что нашло свое отражение в нашей обыденной речи. Мы говорим: «человек впал в бешенство», «собака взбесилась», «машина мчалась с бешеной скоростью». В научной литературе мы встречаем термин «микроб бешенства». В приведенных оборотах речи корнем слов является понятие «бес».

А. С. Пушкин в стихотворении «Бесы» хорошо описал те чувства тревоги, отчаяния и одиночества, которые угнетают путника, сбившегося с дороги в метельную ночь, и порождают в его сознании мрачные мистические образы всяческой чертовщины. Нечто подобное переживают склонные к мистике люди, заблудившись в густом лесу, оказавшись в непроходимом болоте и в других гиблых местах. Суеверному человеку кажется, что завела его в непролазную чащу или топь нечистая сила. Таким образом, представления о злых сверхъестественных силах, как правило, возникают в таких случаях, когда человек подавлен тревогой, отчаянием, страхом. Немаловажное значение здесь имеет также самовнушение.

Другим распространенным фантастическим персонажем славянской демонологии является волкулак (искаженное «вурдалак») — оборотень. Волкулаку приписываются ужасные свойства и способности: он якобы «наводит» голод, высасывает кровь из людей и животных, наводит «порчу» на детей и т. п. Вера в оборотничество и в возможную связь человека с животными также очень древнего происхождения и, по-видимому, является одним из пережитков так называемого тотемизма — того дикарского мировоззрения, откуда взяли свое начало мистика и религия.

Никакой нечистой силы в действительности не существует, ее сверхъестественные образы созданы религиозной фантазией народов. Передаваясь же от поколения к поколению, они постепенно приобрели черты устойчивости, внешней убедительности. Именно в силу этого обстоятельства устранение религиозных представлений, в том числе демонологических, из сознания народов — дело длительного времени, требующее настойчивой антирелигиозной работы.

Рекомендуемая литература

Зыбковец В. Ф. О черной и белой магии. М., 1965.


Атеисты пишут в своих книгах, что колдунов и ведьм нет. Но ведь есть люди, которые утверждают, что им приходилось сталкиваться с колдунами и ведьмами в жизни. Как следует относиться к подобным утверждениям?

Ответ. Колдунами и ведьмами называются люди, которым приписывается обладание особыми, сверхъестественными способностями поддерживать связь с так называемой нечистой силой и с ее помощью творить всякие чародейства: привораживать любимого человека, насылать порчу на врагов, разгадывать сновидения, узнавать о судьбе пропавшего без вести и т. п.

Кто такие колдуны? Может быть, это действительно особого рода люди, наделенные какими-то высшими способностями духовидения и могущества? Нет, конечно. Как правило, колдуны — это ловкие и бывалые люди, пользующиеся легковерием невежественных и наивных людей. Но было бы, однако, неправильным объяснять влияние колдунов только их наглостью и мошенничеством. Известны случаи, когда люди, которым приписываются чародейские свойства, обладают искусством гипноза. Эти люди могут оказывать гипнотическое влияние на окружающих, в особенности на натуры истерические и слабонервные, склонные к восприятию гипнотического внушения. Таким путем нередко создается широкая известность колдунов и чародеев. Но, повторяем, чаще всего колдуны и чародеи — это нечестные люди.

Несмотря на то что вера в магическую силу колдунов и чародеев безусловно является пережитком дикарской древности, она еще до сих пор значительно распространена. В капиталистических странах профессия колдунов и ведьм существует вполне легально. Вот несколько фактов, характеризующих пропаганду мракобесия в капиталистических странах. В конце 1961 г. в Риме состоялся национальный конгресс астрологов (звездочетов), которых в Италии насчитывается свыше 10 тысяч. В 1962 г. в Вюрцбурге (Западная Германия) состоялась всемирная конференция по оккультизму (так называется шарлатанская наука о чародействе), куда съехались 1400 магов, чародеев, спиритов, факиров, астрологов, хиромантов и т. п. В США насчитывается свыше 5 тысяч профессиональных астрологов, чьими услугами пользуются около 10 миллионов суеверных американцев. Они ежегодно выплачивают своим гадателям и гадалкам около 100 миллионов долларов. Во Франции насчитывается 34 тысячи профессиональных гадалок и гадателей, причем из них около 25 тысяч проживают в Париже. В 1959 г. в Англии организовано «общество в защиту колдовства». Недавно жительница Лондона, некая Моника Уилсон, объявила себя «королевой ведьм». По ее словам, этот титул был завещан ей незадолго до смерти доктором Гарднером, который якобы являлся руководителем «всех бесовских сил Англии».

15 июля 1964 г. в Найроби — столице африканского государства Кении — состоялась своеобразная национальная конференция колдунов и колдуний, собравшая свыше 700 делегатов, которые решили отказаться от своей профессии. Отказ африканских колдунов от своей профессии есть результат деятельности нового демократического правительства Кении, борющегося против пережитков бескультурья.

Так, с одной стороны, в разлагающемся капиталистическом мире свирепствуют мистика и мракобесие, а, с другой стороны, у народов, освобождающихся от колониального рабства, наблюдается значительный подъем культуры, происходит культурная революция и устраняются из быта и духовной жизни религиозно-мистические пережитки.

В дореволюционной России колдуны и знахари, гадалки и чародеи наряду с попами и монахами, шаманами, муллами и раввинами также исчислялись десятками тысяч.

Строительство социализма и коммунизма в нашей стране сопровождается грандиозной культурной революцией, в результате чего народы Советского Союза по достижениям культуры вышли на первое вместо в мире. Однако среди пережитков прошлого у нас (у некоторой части населения) еще сохраняются и религиозные верования, в том числе вера в нечистую силу и в чудодейственные способности знахарей.

Наша печать время от времени разоблачает их проделки, и под воздействием этих разоблачений колдуны и чародеи публично отказываются от своей «профессии».

Предоставим слово бывшей колдунье Саният Узаировой, письмо которой было опубликовано в «Дагестанской правде». Вот что пишет она:

«В последние годы в наших аулах довольно широко распространено совершенно ложное, ничем не обоснованное мнение, что будто бы я связана с нечистой силой, запросто пользуюсь услугами чертей, способна излечить любые болезни, могу заставить девушку полюбить парня, которого она даже не знала, вернуть домой покинувшего семью блудного мужа и т. д.

Некоторые люди, полагая, что я могу раскрыть самые сокровенные мысли людей, найти похищенное добро, часто обращаются ко мне. Очень много ходоков из Карабудахкентского, Сергокалинского, Хасавюртовского, Баваюртовского и других районов республики.

Да, я гадала. Бралась и за врачевание. Не потому, что владею какими-то знаниями, а потому, что много еще легковерных, суеверных, поддающихся обману людей.

Не скажу, что ремесло мое было бездоходным. Клиенты являлись не с пустыми руками. Сейчас мне 55 лет, я пожилая женщина и не хочу больше лгать. Гадание приносило мне немалую выгоду. У нас в народе говорят: «Коснувшийся меда, сосет свой палец». Я обманывала попадавших в мои сети и продолжительное время жила припеваючи. Кто из клиентов давал пятьдесят, кто сто рублей, а иные еще больше.. Отвозили и привозили меня на легковых машинах, я всегда возвращалась с хорошими подарками. Но нет покоя на душе, потому что все, что у меня есть, нажито обманом.

Когда уходил мой сын Узаир в Советскую Армию, он мне сказал, чтобы я бросила свое постыдное дело. Вот и хочу заявить через газету, что все, чем я до сих пор занималась, было сплошным враньем.

Ворожбе я сама не верю. Пусть ко мне никто не обращается».

Думается, что давно пора всем чародеям и гадалкам бросить свое постыдное занятие и жить честной трудовой жизнью, как поступила дагестанская колдунья Саният Узаирова.

Рекомендуемая литература

Зыбковец В. Ф. О черной и белой магии. М., 1965. Реоли К. — К то такие колдуны? «Наука и религия», 1964, № 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.046 с.)