Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безбожники любят говорить, что нельзя оскорблять чувства верующих. Но разве они не делают этого, сравнивая христианское причащение С какими-то дикими обрядами древности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ответ. Конечно, православному или католику бывает обидно, когда причащение, главное таинство христианской веры, уподобляют каким-нибудь варварским, языческим жертвоприношениям. Ему кажется, что атеисты не понимают или преднамеренно искажают смысл этой возвышенной и бескровной жертвы, приносимой за людские грехи и приобщающей верующих к самому богу. Но ведь обида никогда еще не служила доказательством правоты. Обратимся же к далеким от нас временам, когда «поганые язычники», не знавшие веры Христовой, творили свои страшные кровавые жертвоприношения, и посмотрим, справедливо это сравнение или нет. Да, воистину диковинными были верования людей в прошлом. Особенно странным покажется нынешнему верующему существовавшее почти у всех народов поедание почитаемых божеств. Например, отсталые народы Австралии долгое время считали своими предками-покровителями животных. Один род поклонялся орлу, другой — кенгуру, третий — змее и т. д. Такого «предка» в обычные дни запрещалось убивать или есть. Нарушение запрета строго каралось. Чтобы заручиться поддержкой предка-покровителя, австралийцы устраивали специальные колдовские церемонии, приносили ему жертвы. Но в особые, праздничные дни существовал ритуал поедания почитаемого животного. В этот день все взрослые мужчины рода, считавшего своим предком-покровителем кенгуру, отправлялись к скале. Считалось, что в ней находятся души кенгуру. Несколько мужчин поднимались на скалу и окропляли ее своей кровью. Австралийцы думали, что после этого души кенгуру покинут скалу, воплотятся в новых жителей и будут помогать им во всех их делах. Затем участники празднества пели песни и плясали магические пляски. Праздник заканчивался торжественной церемонией поедания мяса божества — кенгуру, приобщения к его телу и крови. Вера в то, что вкушение почитаемого божества может передать человеку качества этого животного, была широко распространена среди разных народов в прошлом. Жители Африки, боявшиеся львов и поклонявшиеся им, считали, что вкусивший их плоть и кровь становится столь же храбрым и сильным. Жители северных районов, благополучие которых во многом зависело от оленей и охоты на лис, были убеждены, что съевший оленье сердце будет быстро бегать, а отведавший лисьего мяса станет таким же хитрым, как лисица. Особенно мерзкими покажутся современному верующему те ужасные человеческие жертвоприношения, которые совершались язычниками в Мексике. Ежегодно отбирали там из захваченных на войне пленников самого молодого и красивого. Этого избранника окружали роскошью и почестями, исполняли все его желания. Считалось, что в нем воплощается божество. Но вот наступал великий праздник жертвоприношения и причащения. С песнопениями и молитвами толпы верующих торжественно провожали избранника в главный храм. Юношу укладывали у подножия храма, и великий жрец, разрезав ему грудь, вынимал сердце и приносил «го в жертву богам. Другие священнослужители собирали в сосуды вытекавшую из безжизненного тела алую кровь и кропили ею толпу верующих, изображения богов, растения. Жители Древней Мексики верили, что таким путем они приобщались к благодати своих богов, укрепляли союз с ними, заручались их поддержкой, очищались от грехов. Приобщение к божеству, вкушение его плоти и крови, было важным религиозным событием у древних людей. Оно совершалось в особые дни, ему предшествовала тщательная подготовка, так называемое предварительное очищение. Верующие наводили чистоту в домах, заменяли старую посуду новой, не ели по нескольку дней, а у некоторых народов для очищения «греховного тела» полагалось даже принимать рвотное. Все это делалось для того, чтобы избавиться от всего нечистого, грязного, не оскорбить божество при вкушении его тела и крови. Приглядимся повнимательнее к христианскому причащению. Причащение чисто обозначают в церковных книгах словом «евхаристия», что значит «умилостивительная жертва». Язычники также старались умилостивить своих богов жертвами. Причащение не только умилостивительная жертва, но и приобщение к телу и плоти бога, к его божественной благодати. И язычники, поедая своих богов, приобщались к ним и надеялись получить их могучие качества. Причащение — это, по церковному учению, величайшее таинство. К нему надо тщательно готовиться, очищаться от всего нечистого, исповедоваться и поститься. И язычники, как мы видели, стремились очиститься перед приобщением к крови и плоти своего бога. Жертвоприношения язычников были кровавыми, вплоть до убийства людей и людоедства, возразит нам верующий, а христианское причащение — это бескровная жертва, из вина и хлеба. Так ли это на деле? Посмотрим, что насчет бескровности евхаристии говорит сама церковь. В церковных книгах прямо пишется, что «в таинстве причащения христианин вкушает под видом хлеба и вина истинное тело и кровь… Иисуса Христа», то есть настоящую человеческую плоть и кровь. Вся обстановка причащения должна, по церковному учению, свидетельствовать верующему об этом. Так, маленькая, верхняя, часть просфоры должна напоминать ему голову жертвуемого сына божьего, а большая, нижняя, — его туловище. В жертвенную чашу с вином священник обязательно добавляет горячей воды, дабы верующий чувствовал, что вкушает теплую кровь Христову. Итак, сама церковь утверждает, что причащение вовсе не бескровная жертва из хлеба и вина, а самое настоящее кровавое жертвоприношение, в котором участвуют подлинные плоть и кровь. Да, сильно смахивает возвышенное христианское причащение на «поганое языческое богоедство»! И там и тут причащению предшествуют очистительные обряды. И там и тут приносится кровавая умилостивительная жертва. И там и тут верующие приобщаются к телу и крови своего бога. И в этом глубоком сходстве нет ничего удивительного. Ведь христианская вера, ее обряды и таинства не свалились невесть откуда. Они, как и все в человеческом обществе, имеют свою родословную. И если внимательно проследить ее, то окажется, что далеким предком «возвышенного» христианского причащения является не что иное, как богоедство и даже людоедство древних людей. Человеческое общество никогда не стоит на месте. Оно развивается, и с его изменением меняется и религиозная вера. В культурных странах Древней Греции и Рима богоедство приняло уже более смягченную форму и приобрело вид причащения хлебом и вином. Возникшее в первые века нашей эры среди угнетенных рабов и бедняков Римской империи христианство многое переняло из древних религий, в том числе и древнее причащение. Христианские богословы связали его с легендой о Христе и превратили в свое важнейшее таинство. Оно приобрело возвышенный вид, но его дикарская сущность не изменилась. Поэтому-то оно и было так понятно обращаемым в христианскую веру язычникам. Замечательный русский ученый Л. Я. Штернберг, сосланный царским правительством на Сахалин и тщательно изучивший жизнь местных жителей — гиляков, описывает, как один из его товарищей, верующий христианин, хотел объяснить гилякам значение христианского причащения. Он указал, что, съедая просфору во время причастия и выпивая вино, человек приобщается к телу Христа, на что гиляк простодушно ответил: «Что же! Каждый человек своего бога кушает». Он имел в виду существовавшее у местных жителей торжественное ежегодное поедание медведей и был совершенно прав, не видя в христианском причащении никакого существенного отличия от своего богоедства. Таким образом, мы можем с полным правом сказать: действительно обидно, что в наш век великого торжества человеческого разума есть еще люди, унижающие свое человеческое достоинство верой в нелепые обряды дикой старины. Рекомендуемая литература «Настольная книга атеиста». М., 1971, стр. 261-262. Ранович А. Б. Происхождение христианских таинств. М., 1931. Скворцов-Степанов И. И. О таинстве святого причащения. М., 1959. В некоторых районах страны, например в Прибалтике, Карелии, встречаются камни со следами девы Марии и святых угодников божьих. К ним устремляется немало паломников. Почему атеисты выступают против поклонения этим святыням? Ответ. След ноги богородицы, отпечаток ступни святого Николая-угодника, следы самого Иисуса Христа… Немало таких «святых» мест имеется на территории нашей страны. Какие только слухи не ходят о «чудесах», якобы происходящих в этих местах! Можно услышать о чудесных исцелениях неизлечимых больных от одного прикосновения к камню со следами богородицы, об исполнившихся желаниях тех, кто горячо молился у камня с отпечатком ступни святого Николы, и о множестве подобных фантастических историй, приключившихся в «святых местах». Кое-кто верит в это и отправляется в паломничество к ним, чтобы своими глазами узреть чудо, испытать на себе поразительную силу божественной «благодати». В действительности никаких камней со следами Иисуса, божьей матери, святых не было и нет. Есть пришедшее к нам из далекого прошлого суеверие, связанное с верой в «священные» камни и до сих пор живущее в сознании некоторых людей. На заре человеческого существования, когда люди очень мало знали и были бессильными перед стихиями природы, все, что происходило вокруг, вызывало у них чувство удивления и страха. Сталкиваясь в жизни с тем или иным непонятным явлением, они пытались дать ему объяснение, но, обладая слишком малыми знаниями, не могли этого сделать. И тогда они создавали фантастические представления о мире. Так родилось слепое поклонение, а затем и обожествление непонятных предметов и явлений. Наши далекие предки считали, что и земля, и вода, и деревья, и камни наделены сверхъестественными свойствами. А подобные поверья порождали поклонение предметам и явлениям окружающего мира. Естественно, что почитанием пользовались не все деревья или камни, а те, которые отличались от обычных по своему внешнему виду. Уже одно это создавало у древних людей представление о том, что необычная форма того или иного камня не случайна, а связана с вмешательством сверхъестественных сил. В самом деле, нетрудно понять дикаря, увидевшего камень, напоминающий животное или человека. Воображением наших далеких предков порождена, в частности, вера в чудодейственность камней, «падающих с неба», — метеоритов. Конечно, древние никак не могли объяснить этого явления. Они могли лишь поклоняться удивительным «дарам неба», наделяя их сверхъестественными свойствами. Когда возникла христианская религия и повела борьбу с язычеством, ее служители попытались покончить с пережитками языческих верований, в том числе и с поклонением «священным» камням. Однако это оказалось не просто. Один за другим церковные соборы принимали постановления, запрещающие почитание камней. Такие постановления были приняты в 452 г… на соборе в Арле, в 567 г. на соборе в Туре, в 658 г. — в Нанте, в 681 г. — в Толедо. Но массы верующих все равно продолжали собираться у «священных» камней, поклоняясь им, вознося молитвы старым языческим богам. Церковники уничтожали «священные» камни. Дело доходило до открытых столкновений между христианским духовенством и простым людом. Но и это не помогло. В одной старинной книге так рассказывается о столкновении из-за «священных» камней: «Жители приходят в необычайное волнение при попытках разрушать их, и если это разрушение удается., то остатки камней с благоговением собираются и. делаются предметами прежней) почитания». Когда христианская церковь убедилась в том, что вытеснить пережитки язычества из сознания народа силой невозможно, она пошла по иному пути, связав «святые» места, пользовавшиеся широким почитанием, с именами Иисуса Христа, богородицы, христианских «божьих угодников». Смысл почитания святынь, таким образом, сразу менялся. Они превращались из языческих в христианские. Бывало и так, что камни, которые ранее служили предметами поклонения людей, просто увенчивались крестом и этого тоже было достаточно, чтобы «святыня» становилась христианской. Так пришедшие из далеких веков поверья искусственно «христианизировались». Суеверное поклонение камням, не меняясь, приобретало новый смысл. В течение долгих лет в форме поклонения одним и тем же «святым местам» почитались разные боги, разные «святые». Даже в наши дни на Цейлоне, например, имеется камень, к которому приходят на поклонение представители самых различных вероисповеданий. Христиане верят, что на этом камне отпечатаны следы ног первого человека — Адама, буддисты считают, что это следы Будды — царевича Сиддхартхи Гаутамы. Приходят к этой святыне мусульмане, уверяющие, будто это следы почитаемого ими святого Али. Отбивают поклоны у камня и вишнуисты, но только богу Браме. В европейских странах следы многих древнегреческих и древнеримских героев и богов с помощью церковников «превратились» в следы святого Фомы, святого Николая и прочих святых. При этом не обошлось без курьезов. Как множество рук, ног, туловищ святых Андрея, Николая, Георгия и других, так и следы одних и тех же святых, окруженные одними и теми же легендами, обнаруживаются в самых различных местах. Во Франции, например, в церкви г. Паутье христиане могут помолиться у камня со следом правой ноги Иисуса. Этот же «след» можно увидеть во французском г. Арле, в церкви святого Лаврентия в Риме, в Иерусалиме и других городах. При сравнении отпечатков ноги Иисуса Христа они не совпали бы, ибо христианские священнослужители, фабриковавшие в разных местах святыни, не задумывались над тем, что их собратья пойдут на такой же подлог. Христианские священнослужители, приспосабливая для нужд своей церкви древние святыни, оказались на редкость изобретательными. Имеются «святые» камни, на которые якобы когда-то садилась дева Мария. В Иерусалиме, например, сохраняются отпечатки пяти пальцев архангела Гавриила. И это, несмотря на то что Гавриил считается духом бесплотным. А есть и совсем удивительные святыни, как, например, камни с отпечатками ног лошади и осла святого Мартина, колес его телеги. Вот уж поистине фантазия не знает границ! Как уже сказано, люди не могли найти объяснения необычному в природе, потому и наделяли различные предметы, которые отличались от других, сверхъестественными свойствами. А между тем, «сверхъестественные свойства» объяснялись весьма естественными причинами. Советский ученый, академик А. П. Павлов показал, например, как получаются «прожженные» камни, почитаемые как святые: «Когда молния ударяет в камень на вершинах высоких гор, она иногда проплавляет в камне канал толщиной примерно с карандаш или несколько больше, но тоже не очень правильной формы. Внутренняя стенка этого канала бывает как бы облита расплавленным стеклом, которое разливалось также и по поверхности камня у отверстия канала». Верующие спрашивают, почему атеисты выступают против поклонения святыням, почему этот христианский обычай находит осуждение у неверующих? Ответ тут прост. Вряд ли кто-нибудь протестовал бы против паломничества к «святыням», если бы оно носило безобидный характер. Но этого сказать никак нельзя. Почитание «святынь» — это суеверие, которое закрепляет в сознании верующих самые отсталые, самые невежественные представления. Нельзя мириться с тем, что еще продолжают существовать нелепые поверья, доставшиеся в наследие от далеких времен. Эти поверья не только затемняют сознание тех, кто их разделяет, не только мешают усвоению правильных представлений об окружающем мире, они фактически являются той опорой, на которой покоится антинаучное мировоззрение в целом. Веря в существование сверхъестественного, человек отрицает закономерный характер развития природы. Паломничество к «святыням» широко используется разного рода шарлатанами, нагревающими руки на человеческих суевериях. У «святых мест» — для них полное раздолье. Когда люди отправляются на поклонение к «святыням», они, как правило, делают это не из пустого любопытства. Поднимают их с насиженных мест слухи о «чудесных исцелениях», которые якобы случаются в «святых местах», о том, что, приложившись устами к «святыне», помолившись подле нее, можно рассчитывать на исполнение своих сокровенных желаний. Подобные слухи усиленно распространяют те, кто сделал эти «святыни» источником своих доходов. В действительности же, конечно, обычные камни, принимаемые за «святыни», не обладают какими-то лечебными свойствами. Приходя к ним на поклонение, гораздо проще заболеть, чем вылечиться от своего недуга, ибо известно немало случаев распространения инфекционных заболеваний в «святых» местах. В этом нет ничего удивительного. На поклонение к «святыням» в большинстве своем приезжают люди, страдающие различными болезнями, в том числе и инфекционными. Они припадают губами к «святым» камням, не задумываясь над тем, что за ними это же сделают люди здоровые. Да и скопление больных и здоровых в одном месте способствует распространению заразных заболеваний. В результате паломничество некоторых верующих к «святыням» оканчивалось весьма печально для них. Вот почему поклонение «святыням» никак нельзя рассматривать как безобидное дело. Именно забота о людях, о правильном отношении их к действительности, а вместе с тем и забота об их здоровье — вот те основные причины, которые заставляют атеистов выступать против поклонения «святыням», вроде камней со следами Иисуса Христа, богородицы и многочисленных христианских святых. Рекомендуемая литература Белов А. В. Правда о святых местах. М., 1963.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.19 (0.009 с.) |