Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Электролиз водного раствора KI↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Повторите опыт 2.1, используя 0,5 М раствора KI. Обратите внимание на выделение пузырьков газа на катоде. Что наблюдается в анодном пространстве? Опыт проводите в течение 2–3 мин, после чего выключите выпрямитель, осторожно, не перемешивая содержимое электролизера, достаньте электроды. В катодное пространство добавьте несколько капель фенолфталеина, в анодное – раствора крахмала. Как изменилась окраска растворов в обоих случаях? Появление малиновой окраски в катодном пространстве свидетельствует об изменении характера среды. Какая среда образовалась в катодном пространстве и какой газ выделился на катоде? Восстанавливаются ли ионы калия на катоде и как это связано с их активностью? Почему раствор в анодном пространстве окрасился в синий цвет? Какие ионы окислились на аноде? Согласуются ли полученные результаты с теоретическими положениями? Исходя из результатов опыта составьте схему электролиза раствора KI. на графитовых электродах, запишите уравнения анодно-катодных процессов, а также уравнения вторичных процессов, протекающих на катоде. Составьте суммарное уравнение. Вылейте отработанный раствор в сосуд для отходов, тщательно промойте электролизер водой. Обработайте электроды: катод в 10 %-ном растворе HCl, анод в 5 %-ном растворе Na2S2O3, после чего тщательно промойте электроды водой и просушите салфеткой.
Электролиз водного раствора NaCl Используя методику предыдущих опытов 2.1и 2.2, проведите электролиз 0,5 М раствора NaCl. Обратите внимание на выделение пузырьков газа на обоих электродах. Спустя 2–3 мин после начала опыта отключите электролизер от источника и осторожно достаньте электроды. В катодное пространство добавьте несколько капель фенолфталеина, в анодное – иодокрахмального раствора (крахмал + KI). Как изменилась окраска растворов в обоих случаях? Какая среда образовалась в катодном пространстве и какой газ выделился на катоде? Восстанавливались ли ионы натрия на катоде и как это связано с их активностью? Объясните, почему раствор в анодном пространстве окрасился в синий цвет? Объясните влияние поляризации и перенапряжения на характер анодной реакции. Какие ионы окислились на аноде? Запишите уравнение качественной реакции на молекулярный хлор. Согласуются ли полученные данные с теоретическими положениями? Исходя из результатов опыта составьте схему электролиза раствора NaCl на графитовых электродах, запишите уравнения анодно-катодных процессов, а также уравнения вторичных процессов, протекающих на катоде. Составьте суммарное уравнение. Обработайте электроды, как указано в предыдущем опыте. Вылейте отработанный раствор в сосуд для отходов и промойте тщательно электролизер и электроды водой. При анализе результатов ответьте на поставленные в опытах вопросы и сделайте обобщенный вывод об особенностях процессов электролиза водных растворов электролитов на инертных электродах. Какие из ионов восстанавливались на катоде и окислялись на аноде? Как это связано с их активностью? Исходя из результатов опыта, укажите основные факторы, определяющие природу продуктов электролиза.
3. Контрольные вопросы
1. Составьте схему электролиза 1М раствора AgNO3 на инертных электродах. Запишите уравнения анодно-катодных процессов и суммарное уравнение электролиза. Рассчитайте выход по току(Вт), если за 25мин. при силе тока 3А масса катода увеличилась на 4,8г. Какое вещество и сколько его по массе и объему (н.у.) выделилось на аноде? Как изменятся процессы на аноде и катоде, если электролиз раствора AgNO3 проводить на электродах из серебра? Составьте схему электролиза и уравнения анодно-катодных процессов. 2. Приведите схему электролизной системы для получения металлического кальция. Запишите уравнения электродных реакций и рассчитайте количество электричества, необходимое для получения 1 моля кальция. 3. Составьте простейшую электрохимическую систему для получения на стальной детали никелевого покрытия и запишите уравнения анодно-катодных процессов Рассчитайте, какое время потребуется для нанесения покрытия из никеля (r = 8,7 г/см3) толщиной 8мкм на стальную деталь, поверхность которой равна 500 см2, при силе тока 12А и выходе по току 100%.
Литература 1. Стромберг, А. Г. Физическая химия / А. Г. Стромберг, Д.П. Семченко. – М.: Высш. шк., 1988. 2. Коровин, Н. В. Общая химия / Н. В. Коровин. – М.: Высш. шк., 2000. 3.Фролов, В. В. Химия / В. В. Фролов. – М.: Высш. шк., 1986. 4. Боднарь, И. В. Метод. пособие к решению задач по курсу «Химия» / И. В. Боднарь, А. П. Молочко, Н. П. Соловей. – Минск: БГУИР, 2001.
Лабораторная работа № 4 ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ Цель работы: на конкретных примерах ознакомиться с основными видами электрохимической коррозии и методами защиты металлов от коррозии. 1. Теоретическая часть Коррозией называется самопроизвольный процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды. Критерием самопроизвольности процессов коррозии является термодинамическая нестабильность металлов и уменьшение свободной энергии Гиббса (∆ G) при переходе их в окисленное состояние. Скорость коррозии зависит от активности металла, характера коррозионной среды, условий взаимодействия с ней и природы продуктов коррозии. В зависимости от условий протекания коррозия делится на атмосферную, почвенную, в среде электролита и др. По механизму протекания коррозионных процессов различают химическую и электрохимическую коррозию. Химическая коррозия протекает без возникновения электрического тока: газовая – в газах или парах без конденсата влаги на поверхности металла (окисление металлов под действием О2, Cl2 и т.д. при высоких температурах); жидкостная – в растворах неэлектролитов (органические жидкости). Основные продукты химической коррозии – оксидные пленки, пассивирующие поверхность металлов. Электрохимическая коррозия – это окисление металлов в среде электролита с возникновением электрического тока. Причиной электрохимической коррозии являетсяконтакт металлов, различных по химической природе, неоднородность металлов по химическому и фазовому составу, наличие нарушенных оксидных или других пленок, примесей и др. В результате в присутствии электролита возникают короткозамкнутые макро‑ или микрогальванические элементы, в которых протекают сопряженные анодно - катодные процессы. Следует заметить, что анодом является металл с меньшим значением j; катодные участки – это металл или примесные центры с большим значением j. Таким образом, электрохимическая коррозия – это анодное окисление металла с катодным восстановлением окислителя окружающей среды. Врезультате окисления анода электроны перемещаются к катодным участкам и поляризуют их, т.е.уменьшают их потенциалы. Окислитель среды, связывающий эти электроны, называется деполяризатором. Если окислителем являются ионы Н+, то коррозия протекает с водородной деполяризацией. В наиболее простом виде она может быть выражена уравнениями A: ; К: 2H+ + 2e = H2 (pH < 7), 2H2O + 2e = H2 + 2OH (pH ³ 7) Как правило, с водороднойдеполяризацией корродируют металлы высокой химической активности, так как условием протекания электрохимической коррозии является положительный знак ЭДС() или . Если окислителем является О2, то коррозия протекает с кислородной деполяризацией и выражается уравнениями
; . С кислородной деполяризацией корродируют все металлы, за исключением благородных или пассивирующихся. Термодинамическим условием протекания коррозии является D G 0<0 Скорость электрохимической коррозии зависит от активности металла, величины рН электролита, присутствия активаторов коррозии (О2, Cl- и др.), температуры, природы катодных участков и др. Так, например, скорость коррозии с водородной деполяризацией может быть замедлена снижением температуры, увеличением рН, очисткой металлов от примесей, катализирующих выделение Н2 (Со, Ni, Pt и др.). При кислородной деполяризации скорость коррозии замедляется при уменьшении концентрации О2 (деаэрация), снижении его парциального давления, введении в электролит восстановителя. Активирующее действие ионов Сl- (соленые почвы, морская вода и др.) объясняется их высокой адсорбируемостью на поверхности металлов, разрушением пассивирующих оксидных пленок или предотвращением их образования. Особенно большое влияние оказывают ионы Cl- на коррозию Al, Cr, Fe, Ni и др. Кроме того, все металлы, за исключением Ag, Рb, образуют хорошо растворимые хлориды, что также способствует коррозии. И наоборот, вторичные реакции, приводящие к образованию, например, основных гидроксидов Fe(ОН)2 или Fe(OH)3, труднорастворимых в нейтральной или щелочной средах, тормозят коррозионные процессы. Гидроксиды же амфотерных металлов (Zn, Cr, Sn, Al и др.) нерастворимы только в нейтральных средах, поэтому для таких металлов опасны не только кислая, но и щелочная среды. Рассмотрим термодинамическую возможность коррозии стальной детали с медными заклепками в условиях влажной атмосферы (Н2О, О2), pH = 7. В результате контакта Fe с Cu возникает короткозамкнутый гальванический элемент по схеме
2e А (-) Fe H2O, O2 Cu К (+) pH = 7 , B -0,44 + 0,34 A: B; K: - B.
Возникающая при этом ЭДС равна
В,
а так как , то коррозия стальных изделий в таких условиях термодинамически возможна. Однако скорость коррозионных процессов снижается со временем вследствие вторичных реакций образования малорастворимых в нейтральной и щелочной средах основных гидроксидов железа и образования ржавчины:
– ржавчина. Для борьбы с коррозией разрабатываются разнообразные способы защиты, выбор которых зависит от природы защищаемого металла, вида и габаритов изделий или оборудования, условий их эксплуатации, природы коррозионной среды и т.д. Все методы защиты условно делятся на следующие группы: а) легирование металлов; б) защитные покрытия (неметаллические и металлические); в) электрохимическая защита (протекторная и электрозащита); г) изменение свойств коррозионной среды. Остановимся подробнее на отдельных из перечисленных методов защиты. Неметаллические защитные покрытия. Они могут быть как органическими (лаки, краски, смолы, полимерные пленки и др.), так и неорганическими (эмали, соединения хрома, фосфора и др.). Оксидирование, химическое и электрохимическое (анодирование), – образование на поверхности металлов пассивирующих оксидных пленок. Анодное оксидирование (анодирование) широко используется для повышения коррозионной стойкости таких металлов, как Al, Ti, Nb, Ta и др. Кроме того, такие защитные пленки имеют высокую твердость, эластичность, электросопротивление (1014 Ом×см). Анодирование используется для получения изолирующих слоев на лентах, применяемых в электрических конденсаторах и других устройствах. При анодировании алюминия электролитом служат растворы хромовой, серной, щавелевой или лимонной кислот. Катодом выбирают металл, не взаимодействующий с электролитом, чаще всего свинец или сталь, анодом – изделие из алюминия. Схему для получения анодированного алюминия можно представить в виде H+ SO42– H2O H2O K: 12H+ + 12e = 6H2; A: 6H2O – 12e = 3O2 + 12H+. 4Al + 3O2 = 2Al2O3.
Металлические покрытия: анодные – металл покрытия имеет меньший потенциал, чем защищаемый. В случае нарушения целостности анодного покрытия возникает гальванический элемент, в котором анодом служит покрытие и корродирует, а изделие является катодом и не подвергается коррозии. Катодные покрытия – металл покрытия имеет больший потенциал, чем защищаемый В случае повреждения катодного покрытия защищаемый металл служит анодом в образующемся гальваническом элементе и коррозия его усиливается, а покрытие является катодом и не подвергается коррозии. Более надежным является анодное покрытие. Электрохимическая защита – протекторная и электрозащита (катодная). Протекторная защита – это присоединение к защищаемой конструкции вспомогательного электрода – протектора, имеющего потенциал меньший, чем у защищаемого металла конструкции. Вследствие образования макрогальванического элемента протектор, служащий анодом, разрушается, а на защищаемой конструкции – катоде идут процессы восстановления окислителя среды. Протектор при работе не должен покрываться оксидными пленками или труднорастворимыми соединениями. Используется для защиты крупногабаритных изделий в условиях хорошо проводящей среды. В условиях плохо проводящей среды используют катодную защиту – подсоединение защищаемой конструкции к отрицательному полюсу внешнего источника тока, а к положительному полюсу – вспомогательного электрода, любого по активности. Через такую систему пропускают электрический ток. В результате создается электролизная система, в которой защищаемая конструкция является катодом, на нем идут процессы восстановления окислителя из окружающей среды. На положительном электроде (аноде) идут процессы окисления: самого анода (электрод растворимый) или восстановителя среды (электрод инертный). Например, приведем схему защиты подземного стального оборудования в условиях нейтральной почвы (Н2О, О2, Na+, К+ и др.). Составим схему катодной защиты, используя в качестве вспомогательных электродов: а) отходы железа; б) графитовый стержень: а) б) 2. Экспериментальная часть 2.1. Коррозия, возникающая при контакте двух металлов, различных по природе
Порядок выполнения опыта. В стеклянную трубку, согнутую под углом, поместите гранулу цинка и добавьте 3–4 мл 0,01 н раствора НClили H2SO4. Что наблюдаете? Какой газ и почему выделяется на цинковой грануле? Запишите уравнение химической окислительно-восстановительной реакции. Возьмите полоску из меди и, поместив ее в стеклянную трубку, приведите в контакт с раствором кислоты таким образом, чтобы она не касалась гранулы цинка. Что наблюдаете? Объясните, почему отсутствуют признаки реакции? Затем медную пластинку приведите в контакт с гранулой цинка. Что наблюдаете? На каком металле выделяются пузырьки газа? Сравните интенсивность их выделения в первом и в данном случаях. Объясните, почему при контакте цинка и меди интенсивность выделения пузырьков газа на меди значительно больше. Составьте электрохимическую схему короткозамкнутого гальванического элемента (типа Вольта), образующегося при контакте цинка и меди. Установите, какой металл является анодом, какой катодом. Запишите уравнения анодно-катодных процессов коррозии и суммарное уравнение электрохимической реакции. При оформлении результатов опыта: Объясните, какой металл подвергается коррозии и с какой деполяризацией? Возможна ли в таких условиях коррозия меди? Ответ необходимо обосновать. Как называется такая коррозия? Напишите обобщенный вывод, следующий из результатов опыта.
2.2. Коррозия, возникающая при образовании микрогальванопар
Порядок выполнения опыта. Поместите в пробирку гранулу цинка, налейте 2–3 мл разбавленного раствора H2SO4 и добавьте несколько капель раствора сульфата меди CuSO4. Запишите результаты наблюдений. 1. Напишите уравнения химических окислительно-восстанови-тельных реакций взаимодействия цинка с раствором CuSO4 и цинка с раствором H2SO4 в молекулярной и краткой ионной формах, укажите окислитель и восстановитель в каждой реакции. Сравните окислительные свойства ионов Cu2+ и Н+(по значениям электродных потенциалов) и объясните, почему реакция взаимодействия цинка и CuSO4 предпочтительней. Как изменилась поверхность цинковой гранулы, что выделилось на ней?Объясните обесцвечиваниераствора. Учитывая, что процесс идет в присутствии кислотыH2SO4, объясните, какой газ и на каких участках выделяется. 2. Составьте электрохимическую схему микрогальванических элементов, образующихся в результате вытеснения меди из раствора CuSO4 и выделения ее на цинке, укажите какой (и почему) металл является анодом, какой катодом. 3. Запишите уравнения анодно-катодных процессов коррозии и суммарное уравнение электрохимической реакции. Какой металл подвергается коррозии? 4. В каких случаях имеет место коррозия при образовании микрогальванопар? 2.3. Активирующее действие ионов CI- на процессы коррозии
Порядок выполнения опыта. Налейте в две пробирки по 2–3 мл раствора CuSO4, подкисленного разбавленным раствором H2SO4. В каждую из пробирок поместите по кусочку Al (в виде гранул или проволоки). В одну из пробирок добавьте несколько капель раствора NaCl. Запишите результаты наблюдений. При оформлении результатов опыта выполните следующие задания и ответьте на вопросы: 1. Объясните отсутствие признаков реакции в первой пробирке (без NaCl) и интенсивное выделение пузырьков газа, наблюдаемое во второй пробирке, спустя 3–5 мин после добавления раствора NaCl. 2. Напишите уравнения химических реакций, протекающих в пробирке с раствором NaCl, учитывая активирующее действие ионов Cl-, связанное с разрушением пассивирующих слоев на металлах (оксидных пленок), а также результаты опыта 2.2. 3. Составьте схему микрогальванических элементов, образующихся при восстановлении из раствора CuSO4 меди на грануле алюминия в присутствии H2SO4, и уравнения анодно-катодных процессов коррозии. Какой металл подвергается коррозии? С какой деполяризацией протекает коррозия? 4. Напишите обстоятельный вывод о влиянии ионов хлора на процессы коррозии металлов 2.4. Анодные и катодные защитные покрытия
Порядок выполнения опыта. В два химических стакана емкостью 50 мл налейте по 5–7 мл 3 %‑ного раствора NaCl и добавьте в каждый из них по несколько капель раствора К3[Fe(CN)6] (индикатора на ионы Fe2+). Опустите в один стакан кусочек оцинкованного железа, а в другой – луженого (покрытого оловом), предварительно сделав на их поверхности глубокие царапины. Спустя 2-3 мин тщательно осмотрите места царапин в оцинкованном и луженом железе. Запишите результаты наблюдений. При оформлении анализа результатов опыта выполните следующие задания и ответьте на вопросы: 1. Объясните появление синей окраски в стакане с луженым железом и отсутствие последней в стакане с оцинкованным железом, записав схемы образующихся макрогальванических элементов в обоих случаях, уравнения анодно-катодных процессов коррозии, а такжеуравнение образования турнбулевой синиFe3[Fe(CN)6]2. 2. Запишите уравнения вторичных реакций и суммарные уравнения коррозии. Какое влияние оказывает природа вторичных продуктов на скорость коррозии? 3. Сделайте вывод о надежности защитных покрытий.
2.5. Протекторная защита
Порядок выполнения опыта. Возьмите два химических стакана емкостью 50 мл. В один из них поместите гранулу свинца, во второй- гранулы цинка и свинца так, чтобы они имели хороший контакт. Осторожно прилейте в оба стакана по 5–10 мл разбавленного раствора (0,2–0,4 н) СН3СООН и несколько капель раствора KI (индикатора на ионы Pb2+).Запишите результаты наблюдений. В каком из стаканов появилась золотистая окраска ( PbI2 )? Объясните появление ее в первом стакане и отсутствие во втором. При оформлении результатов опыта выполните следующие задания и ответьте на вопросы, поставленные в опыте: 1. Напишите уравнения химических реакций взаимодействия свинца с уксусной кислотой (первичная реакция) и образования PbI2 (вторичная реакция), протекающих в первом стакане. Оцените коррозионную устойчивость свинца в данном электролите. 2. Составьте электрохимическую схему образующегося макрогальванического элемента во втором стакане, уравнения анодно-катодных процессов коррозии. Разрушается ли свинец в данном случае? Какой металл является протектором и почему? Какие требования прдьявляются к протектору? 3. Оцените надежность протекторной защиты и в каких случаях на практике ее можно использовать? 2.6. Катодная защита (электрозащита)
Порядок выполнения опыта. В химический стакан емкостью 50 мл налейте 30–35 мл –3%-ного раствора NaCl и добавьте несколько капель индикатора на ионы Fe2+- K3[Fe(CN)6]. Опустите стальной электрод и спустя 2-3мин запишите результаты наблюдений. Обратите внимание на поверхность электрода.Почему синее окрашивание появляется лишь на отдельных участках стального образца? О чем это свидетельствует? Запишите схемы микрогальванических элементов, образующихся на стальном электроде, учитывая, что участки чистого железа яляются анодными, а участки с примесями являются катодными. Раствор NaCl имеет нейтральную среду (РН=7). Запишите уравнения реакций, протекающих на аноде и катоде. С какой деполяризацией протекает коррозия стального образца? Запишите химическое уравнение образования турнбулевой сини Fe3[Fe(CN)6]2. Для проведения катодной защиты стального электрода в химический стакан емкостью 200 мл налейте до 2/3 объема такого же раствора NaCl с добавлением K3[Fe(CN)6]. Закрепите стальной электрод в штативе для электродов и, не опуская в стакан с электролитом, подсоедините угольный электрод к положительному полюсу источника постоянного тока, стальной – к отрицательному. Опуская электроды в стакан с раствором NaCl, одновременно включайте источник тока, пропуская ток в течение 1–2 мин при напряжении не более 10 В. Что Вы наблюдаете на стальном электроде и на угольном? Появилось ли синее окрашивание на стальном электроде?
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.2 (0.012 с.) |