Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
растворения металла в кислоте↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В пробирку налейте раствор разбавленной соляной кислоты и бросьте в него кусочек цинка. В этот раствор поместите медную проволоку, не дотрагиваясь до кусочка цинка. Выделение водорода на меди не происходит (почему?). Введите медную проволоку глубже, до соприкосновения с цинком. На поверхности меди появляются пузырьки водорода. Требование к результату опыта: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия цинка с соляной кислотой. 2. Составьте схему гальванической пары, возникающей при контакте цинка с медью. Напишите уравнения электродных реакций. 3. Сделайте вывод, как влияет образование гальванопары на процесс растворения цинка в кислоте.
Опыт 2. Роль защитной пленки в ослаблении коррозии Тщательно очистите кусочек алюминия от оксидной пленки и опустите в раствор нитрата ртути Hg(NO3)2. Алюминий как более активный металл вытесняет ртуть и образует с ней амальгаму (сплав алюминия с ртутью), препятствующую возникновению защитной пленки на поверхности алюминия. Амальгамированный алюминий промойте водой и оставьте на воздухе. Через некоторое время наблюдайте образование продукта коррозии – рыхлых хлопьев гидроксида алюминия. Требование к результату опыта: 1. Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с Hg(NO3)2. 2. Составьте схему гальванопары (металлы – Al, Hg, электролит – Н2О + О2), напишите уравнения анодного и катодного процессов и токообразующей реакции. Укажите продукт коррозии алюминия. 3. Сделайте вывод о роли защитной пленки в ослаблении коррозии. Опыт 3. Защитные свойства металлических покрытий Налейте в пробирку 2-3 мл раствора сульфата железа (II) FeSO4 и прибавьте несколько капель гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6], который является реактивом на катион Fe2+. Наблюдайте образование синего осадка KFe[Fe(CN)6]. В две пробирки налейте по 2-3 мл раствора серной кислоты и по две капли раствора K3[Fe(CN)6]. В одну из пробирок опустите полоску оцинкованного железа, в другую – луженого железа. Через несколько минут в одной из пробирок (какой?) наблюдается интенсивное синее окрашивание. Требование к результату опыта: 1. Составьте уравнение качественной реакции на ион Fe2+: FeSO4 + Fe3[Fe(CN)6]2 = 2. Составьте схемы образующихся гальванопар (Fe – Zn; Fe – Sn) в кислой среде и уравнения реакций, происходящих на электродах. 3. Сделайте вывод о коррозии металлов в случае нарушения анодного и катодного покрытия.
Лабораторная работа 10 ЭЛЕКТРОЛИЗ
Теоретическое введение Электролизом называется совокупность процессов, протекающих при прохождении постоянного электрического тока через систему, состоящую из двух электродов и расплава или раствора электролита. Если в раствор электролита погрузить электроды и подключить их к внешнему источнику постоянного тока, то ионы в растворе получают направленное движение. К аноду (положительному электроду) движутся анионы (кислотные остатки, OH‾). К катоду (отрицательному электроду) движутся катионы (Мn+, H+). Молекулы воды сильно полярны и поэтому могут притягиваться и к катоду и к аноду. У анода восстановитель отдает электроны (в сеть) и окисляется. У катода окислитель присоединяет электроны (из сети) и восстанавливается. На катоде в первую очередь восстанавливаются катионы, имеющие наибольшее значение электродного потенциала. Металлы, стоящие в начале ряда напряжения по алюминий включительно, на катоде из водных растворов не выделяются. В этом случае на катоде разряжается вода: 2H2O + 2e → H2 + 2OH‾ В случае, когда катионы металлов расположены в ряду напряжений между алюминием и водородом, они могут восстанавливаться на катоде одновременно с молекулами воды. Катионы металлов, которые в ряду напряжений находятся за водородом, при электролизе практически полностью восстанавливаются на катоде и выделяются в виде металла. На аноде в первую очередь окисляются анионы с наименьшим значением электродного потенциала. Различают электролиз с нерастворимым (инертным) и растворимым (активным) анодами. Инертным называется анод, материал которого в ходе электролиза не окисляется (графит, платиновые металлы, титан). Активным называется анод, материал которого может окисляться в ходе электролиза. На инертном аноде при электролизе растворов электролитов с кислородсодержащими анионами (SO42-, PO43-, NO3‾), а также фторид-ионами F‾ на аноде происходит электрохимическое окисление воды: 2H2O - 4e → 4H+ + O2 Если анионы электролита бескислородны (Cl‾, Br‾, I‾, S2-), то они и разряжаются на аноде в ходе электролиза. Активный (растворимый) анод при электролизе окисляется - переходит в раствор в виде ионов. Рассмотрим несколько случаев электролиза водных растворов солей. Э л е к т р о л и з р а с т в о р а CuCl2 c и н е р т н ы м а н о д о м Медь в ряду напряжений расположена после водорода, поэтому у катода будет происходить разряд ионов Cu2+ и выделение металлической меди. У анода будут окисляться хлорид-ионы. Схема электролиза раствора хлорида меди (II) CuCl2 = Cu2+ + 2Cl‾ Катод ← Cu2+, H2O Анод ← Cl‾, H2O Cu2+ + 2e → Cu0 2Cl‾ - 2e → Cl2 Э л е к т р о л и з р а с т в о р а KNO3 с и н е р т н ы м а н о д о м Поскольку калий в ряду напряжений стоит значительно раньше водорода, то катионы K+ не будут восстанавливаться на катоде. Кислородсодержащие анионы NO3‾ не будут окисляться на аноде. В этом случае на катоде и аноде восстанавливаются и окисляются молекулы воды. При этом в катодном пространстве будут накапливаться ионы OH‾, образующие с ионами K+ щелочь KOH, а в анодном пространстве накапливаются ионы H+, образующие с ионами NO3‾ кислоту HNO3. Схема электролиза нитрата калия KNO3 = K+ + NO3‾ Катод ← K+, H2O Анод ← NO3‾, H2O 2H2O + 2e → H2 + 2OH‾ 2H2O - 4e → O2 + 4H+ K+ + OH‾ → KOH H+ + NO3- → HNO3 Э л е к т р о л и з р а с т в о р а NiSO4 с н и к е л е в ы м а н о д о м В этом случае сам анод окисляется, а на катоде процесс протекает так же, как и при электролизе растворов с инертным анодом.
Схема электролиза сульфата никеля Катод ← Ni2+, H2O Анод никелевый ← SO42-, H2O Ni2+ + 2e → Ni0 Ni0 – 2e → Ni2+ Выполнение работы Опыт 1. Электролиз раствора иодида калия В U-образную трубку налейте приблизительно до половины раствора иодида калия KI, прибавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Вставьте в оба колена трубки угольные электроды и подключите прибор к источнику постоянного электрического тока. Наблюдайте окрашивание раствора у катода и анода. Требования к результатам опыта: 1. Составьте схему электролиза водного растворов иодида калия. Напишите уравнения электродных реакций. 2. Укажите вещества, которые обусловливают окраску растворов у катода и анода.
Опыт 2. Электролиз раствора сульфата натрия В U-образную трубку налейте раствор сульфата натрия Na2SO4, добавьте несколько капель раствора лакмуса. Включите ток и наблюдайте изменение (через 1-2 мин.) окраски раствора у электродов. Требования к результатам опыта: 1. Составьте схему электролиза водного раствора сульфата натрия. Напишите уравнения электродных реакций. 2. Укажите вещества, которые образуются у катода и анода и изменяют окраску индикатора.
Опыт 3. Электролиз раствора сульфата меди Налейте в U-образную трубку раствор сульфата меди CuSO4. Пользуясь угольными электродами, пропускайте ток в течение 4-5 мин. Что выделяется на электродах? Требования к результатам опыта: 1. Составьте схему электролиза водного раствора сульфата меди. Напишите уравнения электродных реакций. 2. Назовите вещество, которое образуется у анода (в анодном пространстве).
Опыт 4. Электролиз с растворимым анодом Присоедините электрод с отложившейся в предыдущем опыте медью к положительному полюсу источника тока, а другой электрод – к отрицательному полюсу, пропускайте электрический ток. Наблюдайте растворение меди с анода. Требование к результатам опыта: Составьте схему электролиза раствора сульфата меди с медным анодом. Напишите уравнения электродных реакций.
Библиографический список 1. Глинка Н.Л. Общая химия. – М.: Интеграл - Пресс, 2002. – 728 с. 2. Коровин Н.В. Общая химия. – М.: Высш. шк., 2000. – 558 с. 3. Коровин Н.В., Мингулина Э.И., Рыжова Н.Г. Лабораторные работы по химии. – М.: Высш. шк., 2001. – 256 с. 4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии - М.: Интеграл-Пресс, 2002. – 240 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.98 (0.011 с.) |