Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Примечание: Выражение (2.33) необходимо использовать только при вычислении ЭДС концентрационных гальванических элементов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таким образом, главным критерием возможности протекания электрохимических процессов в гальваническом элементе является положительный знак ЭДС, т.е. неравенство или . (2.34)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Установить химическую активность металлов в водных растворах электролитов и их положение в электрохимическом ряду активностей. Порядок выполнения опыта. Налейте в три пробирки по 2-3 мл 0,5н растворов солей Аl2(SO4)3, FeCl3, CuSO4. Опустите в пробирки с растворами гранулы (кусочки) Zn. В пробирку с раствором FeCl3 добавьте несколько капель красной кровяной соли (железосинеродистый калий) K3[Fe(CN)6] – индикатор на ионы Fe2 +. Спустя 2-3 минуты запишите результаты наблюдений. Обратите внимание на появление синего окрашивания (турнбулевой сини) Fe3[Fe(CN)6]2 в пробирке с FeCl3, что свидетельствует о наличии ионов Fe2+. Вылейте содержимое пробирок в сосуд для отходов и сполосните пробирки дистиллированной водой. Повторите опыт в той же последовательности с растворами солей Al2(SO4)3, ZnSO4 и FeCl3, поместив в них кусочки Сu. В пробирку с FeCl3 добавьте индикатор на ионы Fe2+. Запишите результаты наблюдений. Аналогично предыдущим опытам, поместите в пробирки с растворами солей ZnSO4, FeCl3, и CuSO4 гранулы Аl. Запишите результаты наблюдений. Объясните, почему отсутствуют явные признаки реакций. При оформлении анализа результатов опыта выполните следующие задания: 1. Запишите для всех случаев уравнения окислительно-восстанови-тельных реакций в молекулярной и краткой ионной формах. Укажите, что является окислителем, восстановителем и запишите полуреакции окисления и восстановления. 2. Выпишите из табл. П.2 для каждой окислительно-восстанови-тельной реакции соответствующие значения стандартных электродных потенциалов: А13+/Al, Zn2+/Zn, Cu2+/Cu, Fe3+/Fe, Fe3+/Fe2 + и дайте обоснованное объяснение характеру указанных реакций, используя основные условия их протекания. Почему для реакций с раствором FeCl3 необходимо использовать электродный потенциал Fe3+/Fe2 +? 3. Расположите исследуемые металлы по убыванию их активности в водных растворах. 4. Сделайте вывод о химической активности металлов в водных растворах электролитов. Запишите основное условие протекания окислительно-восстановительных реакций. Укажите влияние пассивирующих (оксидных) слоев на поверхности активных металлов на характер протекания окислительно-восстановительных реакций.
2.2. Определение ЭДС химических гальванических элементов. 2.2.1. Влияние концентрации потенциалопределяющих ионов На величину ЭДС
Порядок выполнения опыта. 1. Запишите схему цинкового электрода в электролите ZnSO4 и медного электрода в электролите CuSO4.. Рассчитайте концентрации потенциалопределяющих ионов Zn2+ и Cu2+ (см. выражение 2.7) в растворах 0,001М ZnSO4 и 1М CuSO4. Используя уравнение Нернста (2.20), вычислите численные значения потенциалов цинкового и медного электродов. Установите и обоснуйте, что является анодом и катодом в медно-цинковом гальваническом элементе. 2. Составьте электрохимическую схему такого гальванического элемента в молекулярной и ионной формах, запишите уравнения реакций, протекающих на аноде и на катоде, суммарное уравнение токообразующей реакции. Рассчитайте теоретические значения ЭДС при использовании вышеуказанных концентраций растворов и для 1М-ных ZnSO4 и CuSO4. 3. Соберите медно-цинковый гальванический элемент: для этого налейте в два химических стакана, емкостью 100 мл до 2/3 объема растворы солей: в один – 0,001М ZnSO4, в другой – 1М СuSО4. Погрузите в них предварительно обработанные электроды: цинковый в ZnSO4, медный в CuSO4. Соедините электролиты в стаканах электролитическим мостиком (U-образная стеклянная трубка, заполненная раствором КС1). Подсоедините электроды к измерительному прибору и запишите значение ЭДС. По окончании опыта цинковый электрод отсоедините, промойте дистиллированной водой и просушите фильтровальной бумагой. Замените в данном элементе 0,001М раствор ZnSO4 на 1М. Для этого вылейте 0,001М ZnSO4 в исходную емкость, налейте в этот же стакан 1М раствор ZnSO4 и вновь, как указано выше, соберите гальванический элемент и измерьте ЭДС. Затем электроды отсоедините, промойте дистиллированной водой, просушите фильтровальной бумагой. Электролиты вылейте обратно в исходные емкости, а электролитический мостик поместите в исходный стакан с раствором. Сравните теоретические значения ЭДС с экспериментальными. Объясните, почему экспериментальные значения ЭДС меньше теоретических. Рассчитайте для стандартного элемента изменение свободной энергии Гиббса (D G 0), максимально полезную работу (A 'м) и константу равновесия (К p). 4. Не проводя эксперимента, рассчитайте значение ЭДС исследуемого элемента при концентрации растворов 1М ZnSO4 и 0,001М СuSO4. 5. Сравните полученные значения ЭДС с величиной стандартной ЭДС и сделайте заключение о влиянии концентраций потенциалопределяющих ионов на величины электродных потенциалов и значения ЭДС.
2.2.2. Влияние природы электродов на численное значение ЭДС Гальванических элементтов Порядок выполнения опыта: 1. Запишите схемы электродов:цинкового в 1М растворе ZnSO4, никелевого в 1М растворе NiSO4, медного в 1М растворе CuSO4, выпишите из табл. (П.2) численные значения потенциалов. Установите анод и катод в цинк-никелевом и никель-медном гальванических элементах. 2. Составьте схемы цинк-никелевого и никель-медного гальванических элементов в молекулярном и ионном виде. Запишите уравнения анодно-катодных процессов и суммарные уравнения токообразующих реакций. Рассчитайте теоретические значения ЭДС. 3. Аналогично медно-цинковому элементу, соберите поочередно гальванические элементы, состоящие из следующих стандартных электродов, при этом электролитический мостик и химические стаканы каждый раз тщательно промывайте дистиллированной водой:
Подсоедините электроды к измерительному прибору и запишите значения ЭДС. Электроды отсоедините, промойте дистиллированной водой, просушите фильтровальной бумагой. Электролиты вылейте обратно в соответствующие исходные емкости, а электролитический мостик поместите в исходный стакан с раствором 3.Сравните теоретические значения ЭДС с экспериментальными. С учетом стандартного медно-цинкового элемента (см. схему и расчеты ЭДС в опыте 2.2.1) объясните различия в значениях ЭДС. От какого фактора зависит численное значение ЭДС в данном опыте? Как получить элемент с наибольшей величиной ЭДС? 4. Сделайте заключение о влиянии природы электродов на численные значения потенциалов электродов и величину ЭДС.
2.2.3. Влияние поляризации и деполяризации на величину ЭДС гальванического элемента
Как изменятся процессы, если Zn и Cu -электроды (оба) поместить в раствор серной кислоты H2SO4? Как называется такой элемент? По значениям стандартных потенциалов установите, какой электрод является анодом и какой катодом в таком элементе и запишите его схему. Учитывая, что медь не взаимодействует с серной кислотой, запишите уравнения реакций, протекающих на аноде и катоде и суммарное уравнение токообразующей реакции. Рассчитайте теоретическое значение ЭДС. Объясните, почему с течением времени в таком элементе значения ЭДС уменьшаются? Какая поляризация имеет место в элементе Вольта? Какими способами можно уменьшить поляризацию и увеличить численное значение ЭДС? Как изменится ЭДС, если 2-3 раза осторожно поднять и опустить катод (медный электрод)? Объясните механизм действия деполяризатора K2Cr2O7 Как изменится значение ЭДС при добавлении деполяризатора? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах с химическим деполязатором (K2Cr2O7). Анализируя результаты опытов 2.2.1,2.2.2,2.2.3 сделайте обобщенный вывод, от каких факторов зависит численное значение ЭДС химических гальванических элементов.
3. Контрольные вопросы 1. Исходя из основного условия протекания окислительно-восстано-вительных реакций в растворах электролитов, объясните, какая из двух ниже приведенных реакций возможна: а) Sn + ZnSO4 = SnSO4 + Zn б) Sn + H2SO4 = SnSO4 + H2 Ответ подтвердите расчетами. 2. Рассчитайте величину потенциала кислородного электрода, погруженного в 0,001М раствор NH4OH (Кд(NH4OH) = 1,8 10-5) при стандартных условиях. Запишите схему электрода и уравнение электродной реакции. 3. Составьте схему гальванического элемента из стандартного свинцового электрода и водородного, находящегося в электролите с РН=5. Запишите уравнения анодно-катодных процессов, суммарное уравнение токообразующей реакции, рассчитайте значение ЭДС, изменение свободной энергии Гиббса (D G 0) электрохимической реакции и значение константы равновесия (Кр). Как изменится характер электродных процессов и ЭДС, если оба электрода будут стандартными. Ответ подтвердите расчетами и схемой элемента. 4. Составьте схему концентрационного гальванического элемента, состоящего из двух водородных электродов, один из которых опущен в 0,1М раствор HCl, другой – в 0.1М раствор уксусной кислоты CH3COOH (Kд = 1,8 10-5). Запишите уравнения анодно-катодных процессов и вычислите ЭДС. Литература 1. Стромберг, А. Г. Физическая химия / А. Г. Стромберг, Д. П. Семченко. – М.: Высш. шк., 1988. 2. Коровин, Н. В. Общая химия / Н. В. Коровин. – М.: Высш. шк., 3. Фролов, В. В. Химия / В. В. Фролов. – М.: Высш. шк., 1986. 4. Боднарь, И. В. Метод. пособие к решению задач по курсу «Химия» / И. В. Боднарь, А. П. Молочко, Н. П. Соловей. – Минск: БГУИР, 2001
Лабораторная работа № 3 Процессы электролиза
Цель работы: на конкретных примерах изучить физико-химические процессы, протекающие при электролизе водных растворов электролитов на инертных электродах
1. Теоретическая часть
Электрохимические системы, в которых электрическая энергия превращается в химическую называются электролизными. Простейшая электролизная система состоит из электролизера (электролитическая ванна), электродов (инертных или активных), электролита (раствора или расплава), источника постоянного тока. Электрод, подключенный к отрицательному полюсу источника тока, называется катодом, к положительному – анодом. Зависимость между количеством электричества (Q), прошедшего через электролизер, и массой (объемом) веществ, претерпевших превращение на электродах и в электролите, выражается двумя законами Фарадея, которые можно записать уравнениями, приведенными ниже: 1-й закон Фарадея- массы (объемы) выделившихся веществ на электродах прямо пропорцианальны количеству прошедшего электричества: или , (3.1) где k – коэффициент пропорциональности, при этом k = m, если Q = 1 Кл; m (V) – массы (объемы) веществ, претерпевших превращения, г(л); I – сила тока, А; – время прохождения тока, с. 2-й закон Фарадея – одинаковые количества электричества преобразуют эквивалентные количества веществ: или или , (3.2) где m Э1, m Э2 и , – эквивалентные массы и эквивалентные объемы (н.у.) веществ, претерпевших превращения. Для вычисления эквивалентных объемов газообразных веществ. необходимо сравнить их мольную и эквивалентную массы. Во сколько раз эквивалентная масса меньше мольной, во столько раз эквивалентный объем меньше мольного объема(22,4 л). Эквивалентный объем водорода равен 11,2 л, а эквивалентный объм кислорода равен 5,6 л. Из второго закона Фарадея следует, что при 96500 Кл (или 26,8 А·ч), m = m Э или , тогда
или , (3.3) где k – электрохимический эквивалент вещества, г/Кл или л/Кл.
Отсюда можно записать уравнение, объединяющее 1- и 2-й законы или . (3.4) Следует заметить, что количества веществ, полученных практически, всегда меньше рассчитанных, что численно характеризуется величиной выхода по току (ВТ), при этом ВТ < 1. или . (3.5) С учетом выхода по току (ВТ) уравнения (3.4) примут вид или . (3.6) Снижение выхода по току обусловлено различными причинами, важнейшими из которых являются поляризация и перенапряжение при прохождении тока. Накопление продуктов электролиза на электродах изменяет их природу и величину электродных потенциалов (химическая поляризация). При этом в электролизере возникает внутренний гальванический элемент, ЭДС которого направлена встречно внешней ЭДС и называется ЭДС поляризации (). Для преодоления поляризации извне на электроды подается избыточное напряжение, называемое перенапряжением ( и ). Численное значение зависит от природы выделяемых на электродах веществ, природы электродов и состояния их поверхности, плотности тока (i = I / S, A/см2 ) и других факторов. При этом , отсюда ЭДС разложения электролита будет равна . (3.7) Таким образом, характер и скорость процессов электролиза (восстановления на катоде и окисления на аноде) зависят: 1) от активности частиц в электролите, численно определяемой величиной или . Чем больше значение , тем быстрее идет процесс восстановления на катоде; чем меньше , тем быстрее идет процесс окисления на аноде; 2) от концентрации частиц в электролите; 3) от величины перенапряжения, , В.
Катодные процессы С учетом названных факторов при сопоставимой концентрации частиц ряд напряжений металлов по восстановительной способности их ионов условно разбивается на три группы: 1) ионы металлов повышенной химической активности от Li до Al включительно из водных растворов не восстанавливаются, ВТ( Ме ) = 0, а восстанавливается Н2 по уравнениям 2H+ + 2e = H2 (pH < 7) или 2H20 + 2e = H2 + 2OH- (pH ³ 7); 2) ионы металлов средней активности от Mn до Н восстанавливаются наряду с водородом, ВТ( Ме ) < 100 %, так как . Электродные реакции имеют вид основная реакция;
();
3) ионы металлов малоактивных, стоящих в ряду напряжений после Н, восстанавливаются без участия водорода по уравнению , ВТ( Ме )» 100.
Анодные процессы Характер и вид анодных процессов зависят также от природы анода. В случае инертного (нерастворимого) анода (С, Pt) на нем идут процессы окисления частиц электролита в следующей последовательности: 1) сложные кислородсодержащие анионы (, , , и др.) и элементарный F- – из водных растворов не окисляются, а окисляется кислород по уравнениям () или ();
2) элементарные анионы (, , , и др.) окисляются без участия кислорода тем быстрее, чем меньше значение (). При этом следует учесть, что окисление хлора ( В) происходит за счет большего перенапряжения кислорода ( рН). Анодные реакции имеют вид, например, или . В случае активного (растворимого) анода окисляется сам анод по уравнению . При электролизе расплавов электролитов реакции, связанные с разложением воды, исключаются. Последовательность разрядаионов зависит от их активности и концентрации. Пример схемы электролиза 1М раствора ZnSO4 (): а) на графитовых (инертных) электродах; б) на цинковых (растворимых) электродах. а) Запишем схему электролизной системы:
Суммарное уравнение электролиза: 2ZnSO4 +2H2O = 2Zn + O2 + 2H2SO4. б) Схема электролизной системы и уравнения электродных процессов:
Пример электролиза расплава КОН на графитовых электродах: Суммарное уравнение процесса электролиза расплав ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Электролиз водных растворов солей на инертных электродах
При выполнении работы используются: электролизер (U – образная стеклянная трубка, закрепленная в штативе), графитовые электроды, выпрямитель тока Е – 24М или ИЭПП–2 и 0,5 М растворы солей CuSO4, KI, NaCl. Примем, что водный раствор указанных солей имеет нейтральную среду, значение pH равно 7. 2.1. Электролиз водного раствора CuSO4 Порядок выполнения опыта. Налейте в электролизер (ниже отводных боковых трубок) 0,5 М раствор CuSO4 и опустите графитовые электроды, подсоединив их через выпрямитель к источнику тока: катод к минусу Тщательно осмотрите поверхность катода. Что наблюдаете? Почему поверхность катода покрыта медью, как это связано с ее активностью? В анодное пространство электролизера опустите полоску индикаторной бумаги (или добавьте раствор лакмуса) и по цветовой эталонной шкале определите значение рН раствора в анодном пространстве. Объясните, почему полученное значение РН<7? За счет какого процесса образовались ионы водорода? Какой газ выделялся на аноде? Окисляются ли кислородсодержащие ионы SO42- на аноде при данном напряжении? Согласуются ли полученные результаты с теоретическими положениями. Исходя из результатов опыта составьте схему электролиза раствора CuSO4 на графитовых электродах, запишите уравнения анодно-катодных процессов, а также уравнения вторичных процессов, протекающих на аноде. Составьте суммарное уравнение. Отработанный раствор слейте в специальный сосуд для отходов. Электролизер тщательно промойте водой. Для удаления продуктов электролиза обработайте электроды: катод в 10 %-ном растворе HNO3, анод в 5 %-ном растворе Na2S2O3. После обработки тщательно промойте электроды водой и просушите салфеткой.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.72.254 (0.01 с.) |