Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Заточка и правка инструмента
Чем острее инструмент, тем он легче и чище режет древесину, и столяр меньше устает. По мере затупления инструмент затачивают на брусках или точиле. Точило может приводиться в действие вручную или от любого двигателя.
Для заточки применяют естественные или искусственные камни или круги (точила) разной формы и зернистости. Чем крупнее зерно, тем быстрее стачивается металл, и наоборот. Однако крупные зерна оставляют на инструменте следы в виде царапин или зазубрин. Мелкие зерна стачивают эти следы и придают инструменту необходимую остроту, что достигается при правке на оселке. Оселками могут служить бруски шифера или брусочки для точки и правки бритв. Затачивают инструмент чаще всего мокрым способом с водой или маслом и очень редко сухим способом, когда приходится стачивать у ножа или стамески новую фаску. При точке сухим способом надо быть внимательным, чтобы не отпустить, то есть не снизить прочность стали. Для грубой заточки пригодны точильные бруски или точила из камня-песчаника с реки Печоры. Они имеют крупные зерна и снимают металл довольно быстро. Правят инструмент сначала на мелкозернистом бруске, затем — на оселке. После правки на оселке фаска должна иметь блестящую, как бы зеркальную поверхность, а на режущей кромке, или жале, не должно быть зубчиков. Остроту инструмента определяют пальцем, слегка проводя по жалу или по ногтю.
Во время заточки инструмента остроугольные песчинки любого камня, а проще абразив, снимают слой металла, но стачиваются и сами. При этом они выпадают из своих гнезд, обнажая тем самым грани новых зерен. При точке мокрым способом инструмент не нагревается, а выпавшие песчинки или зерна абразива, а также сточенный металл смываются водой. На точилах из песчаника или на оселках точить без воды или масла нельзя, так как сточенные частички металла заполняют поры бруска или точила, и он практически выходит из строя. Чтобы привести точило в первоначальный вид, его поверхность приходится стачивать другим абразивным материалом.
Заточка на брусках ножей стругов, стамесок и долот (рис. 21, а). Брусок прочно закрепляют, смачивают водой, берут руками инструменты и, прижимая их к бруску плотно фаской, начинают водить взад и вперед с соответственным нажимом. На широком бруске инструмент водят круговыми движениями до появления заусенца, затем правят на оселке.
Правку на оселке (рис. 21,6) выполняют прямолинейными или круговыми движениями. Если при правке оселок смачивают водой, он быстро изнашивается, если смазывают машинным маслом, изнашивается меньше. Правят на оселке до тех пор, пока фаска не станет блестящей. Для снятия возможного заусенца инструмент правят на оселке, но с обратной стороны фаски (рис. 21, в).
Каждый инструмент имеет свой угол заточки, который проверяют шаблоном, выполненным из фанеры или. пластмассы (рис. 21, г).
Прямолинейность лезвия проверяют путем накладывания на его кромки (на жало) линейки, а наличие прямого угла между жалом и ребром ножа или лезвия стамески — угольником (рис. 21, <Э).
Заточка на точиле (рис. 21, е). Точило применяют разного диаметра, но толщиной не менее 60 мм, то есть по ширине ножа для фуганка. Толщина может быть больше и меньше, но на последнем точить менее удобно. Точило должно быть хорошо отцентрировано, закреплено на оси, находиться в воде и вращаться с частотой1 вращения не более 80 оборотов в минуту. Корыто под точилом должно быть прочным. Для точила рекомендуется устроить столик, на котором должны находиться бруски и оселок.
Во время заточки инструмент должен омываться водой, в противном случае он нагревается и отпускается, теряет закалку и быстро тупится.
При заточке инструмент держат против вращения точил, все время под одним углом к рабочей поверхности точильного камня, следя за тем, чтобы он прилегал к точилу всей своей фаской. Для этого применяют различные приспособления. Простейшее из них — хомутик с роликом и зажимным винтом. Инструмент держат одной или двумя руками.
Ножи для фигурного строгания затачивают на брусках или точиле, если это позволяет режущая кромка или жало. В противном случае ножи затачивают бархатными напильниками разной формы. Окончательно правят ножи мелкозернистыми брусочками разной формы или же изготовляют по форме ножа брусочек из твердой породы дерева, пропитывают маслом, снимают его излишки, посыпают наждачной пудрой и правят этим бруском инструмент.
Заточка и правка топоров. Топоры бывают с прямым или закругленным лезвием. Затачивать топоры лучше насаженными на топорище. Рекомендуется точить их на два спуска: один — на 38 мм от жала лезвия, второй — на 18 мм. Получается двойная фаска шириной, равной 2,5—3 толщинам лезвия. Затачивают топор до тех пор, пока его фаска не будет ровной, без зазубрин и отвалов и не образует острое жало лезвия.
Качество заточки проверяют на глаз или на ощупь пальцем. Правят топор на оселке вручную до тех пор, пока не будет удален заусенец, оставленный после точки.
Заточка сверл. Некоторые сверла можно затачивать на мелкозернистых брусочках. Для калевок изготовляют из твердого дерева напильник нужной формы, смачивают его в масле, снимают его излишки, посыпают наждачной пудрой и точат.
Сверла (только не по металлу) делают слабее напильников, поэтому их можно затачивать различными напильниками или надфилями. Весь инструмент, и особенно сверла, нельзя доводить до полного затупления. При малейшем затуплении необходимо заточить и направить на оселке.
Сверла по металлу затачивают или на круглых абразивных дисках или на брусочках разной формы (наждачных, корундовых и др.).
После рабочего дня сверла необходимо вытереть сухой тряпкой, а при длительном хранении режущую часть желательно смазать маслом или тавотом, предохраняя от ржавления.
|
Склеивание
Для склеивания древесины применяют различные клеи: глютеиновые (костный и мездровый), казеиновый и синтетический.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГЛЮТЕИНОВОГО КЛЕЯ
Костный и мездровый клеи обладают большой влагопоглощающей способностью. Они поглощают воды больше своей массы: костный—в 3—7 раз, мездровый —в 6—10 раз. При этом клеи сильно набухают. Набухший клей при нагревании плавится и переходит -в раствор. Кроме твердого клея используют так называемую галерту. (жидкий клей), которая плавится при температуре 22—23°С.
При твердении клея происходит удаление влаги из раствора, что вызывает усадку клея примерно на 50—80% от первоначальной массы. Во время склеивания клей наносят толщиной от 0,08 до 0,15 мм. При температуре воздуха 30°С и влажности 80% клеевое соединение разрушается (плавится).
Прочность склеивания мездрового клея: экстры, высшего и 1-го сортов — 100 кгс/см2, 2-го сорта —70, 3-го сорта —60 кгс/см2; костного клея: высшего сорта—90, 1-го —80, 2-го —65, 3-го — 45 кгс/см2.
На практике прочность склеивания проверяют просто: два бруска длиной 600—700 мм склеивают на гладкую фугу (фугованные стороны) и через сутки раскалывают стамеской по склейке. При хорошем склеивании бруски раскалываются по древесине, при плохом — по клеевому шву.
Для приготовления клея применяют клеянку, состоящую из двух сосудов: в одном находится вода, в другом — клей.
Плиточный клей глютеиновый предварительно раскалывают на мелкие куски, кладут в клеянку, заливают водой комнатной температуры, лучше кипяченой. Клей должен полностью находиться в воде. Замачивают клей в течение 6—12 ч до полного набухания. При набухании мездровый клей впитывает 600—1000% воды, костный'—• 300—700% воды от своей массы.
Воду в клеянке нагревают до 70—80°С, клей плавится и превращается в раствор. В процессе плавления клей интенсивно перемешивают, чтобы он быстрее плавился и в нем не было комков. Клей следует плавить не прямо на огне, где он подгорает, а в горячей воде или на пару. Выделяемую клеем пену тут же снимают. Попадая на склеиваемые поверхности, она снижает прочность склеивания. Мри долгом нагревании или кипячении клей теряет свои клеящие свойства. Чтобы в клеевом растворе было меньше пены и воздушных пузырьков, раствор перед употреблением должен отстояться в течение 5—10 мин. Если клей сильно выделяет пену, то его лучше прокипятить 2—3 мин и обязательно снять всю пену.
Температура костного клея должна быть 40—60°С, мездрового — 50—70°С. Поэтому вода в клеянке должна быть такой же температуры.
Консистенцию (густоту) клеевого раствора определяют так. Клей нормальной консистенции стекает с кисти или веселки ровной, сплошной, просвечивающейся струей, без сгустков; жидкий — быстрой, тонкой струей; очень густой — прерывистой струей, со сгустками. Консистенцию клеевого раствора выбирают в зависимости от пород древесины: для твердых пород — жидкий, для мягких — гуще. Клей нормальной густоты применяют для склеивания ясеня, березы, клена.
Рекомендуется приготовлять такую порцию клеевого раствора, чтобы ее можно было израсходовать без дополнительного подогрева. Если клей остался, его сливают в чистую посуду, хранят при температуре 5—10°С, а при длительном хранении добавляют в него раствор кристаллического фенола (0,25% от массы сухого клея).
Для склеивания на гладкую фугу концентрация клеевого раствора мездрового клея — 35—40%, костного — 45—55%. При наклеивании шпона используют мездровый клей концентрации 40—45%, костный — 52—55 %.
В практике для приготовления клея нормальный густоты рекомендуется брать на 1 весовую часть сухого костного клея 1—1,5 весовые части воды, а для мездрового — 3—4 весовые части воды. Мездровый клей схватывается быстрее костного, которого требуется в 1,5—2 раза больше, чем мездрового.
Густота мездрового и костного клея имеет большое значение. Трудно наносить чрезмерно густой клей на склеиваемые поверхности. Такой клей быстро застудневает, а при запрессовке требует повышенного давления. При недостаточном давлении образуется толстая клеевая прослойка толщиной более 0,15 мм, что снижает прочность склеивания. Если клей очень жидкий, то может получиться клеевая прослойка менее 0,8 мм, что также снизит прочность склеивания.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КЛЕЕВОГО РАСТВОРА РАЗНОЙ ГУСТОТЫ
Количество
Концентрация воды на 1 кг получаемого
раствора клея, % сухого клея, раствора
кг клея, кг
20 4,0 5,0
25 3,0 4,0
30 2,3 3,3
35 1,9 2,9
40 1,5 2,5
45 1,2 2,2
50 1.0 2,0
55 0,8 Ч
60 0,7 1.7
Жидкий клеевой раствор на практике часто уваривают кипячением, но это снижает его клеящую способность, поэтому клеевой раствор, лучше готовить более густым, чем жидким.
Кроме склеивания на гладкую фугу и наклеивания шпона столяру приходится склеивать изделия из более толстых деталей, как то: переплеты, двери, щиты
и др.
При склеивании массива из брусков по широкой плоскости густота (концентрация) костного клея должна быть 50%, мездрового — 34%- Средний расход сухого клея на 1 м2: костного — 240 г, мездрового — 150 г.
При склеивании брусков на кромку, шиповых соединений и соединений на ус используют костный клей концентрацией 45%, мездровый'—30%. Сухого клея требуется на 1 м2: костного — 350 г, мездрового — 210 г.
Концентрация клеевого раствора, количество воды на 1 кг сухого мездрового клея и выход готового раствора клея приведены в таблице 1.
|
|